Система уроков. Планирование уроков
- Переполох в уездном городе. Комментированное
чтение первого действия комедии.
- Визит городничего в гостиницу.
Комментированное чтение второго действия.
- "Коронование” Хлестакова. Комментированное
чтение третьего действия.
- Триумф и падение городничего. Возмездие.
Комментированное чтение пятого действия.
- "Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как
основа комедии.
- Уездный город, его правители и обитатели.
- Городничий и Хлестаков. Мастерство речевых
характеристик.
- Развитие речи. Самостоятельная работа по
комедии.
СИСТЕМА УРОКОВ
Урок 1
Н.В. Гоголь. «Ревизор». Общие замечания.
Переполох в уездном городе. Комментированное
чтение первого действия комедии.
Цели:
- Определить направления и задачи изучения
комедии «Ревизор».
- Усваивать содержание комедии.
I. История создания комедии и источник
сюжета.
Н.В. Гоголь очень любил театр и имел
замечательную способность угадать человека и
юмористически, шутливо изобразить его. Пушкин,
заметив такую склонность Гоголя, посоветовал
взяться за большое сочинение, предложил сюжет
для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии
«Ревизор».
Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин
проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его
приняли по ошибке за важного государственного
чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось
в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю.
Такие истории были весьма часты.
II. Идейный замысел Гоголя.
"В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё
дурное в России, какое я тогда знал, все
несправедливости, какие делаются в тех местах и в
тех случаях, где больше всего требуется от
человека справедливости, и за одним разом
посмеяться над всем” (Н.В. Гоголь. Авторская
исповедь).
III. Особенности драматического
произведения.
- Драматическое произведение (трагедия, драма,
комедия) предназначается для игры актёров и
постановки на сцене.
- Основа сюжета — конфликт, интрига.
- Особенность текста пьесы: диалоги, монологи,
ремарки автора; деление текста на действия (акты)
и явления (сцены).
IV. Направления наблюдений над текстом и
анализа его.
- Сюжет и композиция комедии.
- Средства комического изображения.
- Особенности речи городничего и Хлестакова.
Примечание. Для каждого направления
отвести соответствующие страницы тетради и
озаглавить их.
V. Чтение афиши с указанием действующих
лиц и подстрочника.
Исторический комментарий о табели о рангах.
VI. Комментированное чтение первого
действия (небольшие купюры в третьем
явлении и пересказ шестого явления).
VII. Обобщение.
Вопросы для беседы.
- Какое событие является завязкой?
- Почему известие о ревизоре переполошило город?
Домашнее задание.
- Перечитать первое действие; записать план
событий.
Урок 2
Визит городничего в гостиницу. Знакомство
с Хлестаковым. Комментированное чтение второго
действия.
Цели:
- Продолжить наблюдения за сюжетом комедии, за
героями.
- Собирать материал о различных формах
комического изображения героев.
I. Повторение знаний, полученных на
основании чтения первого действия.
1. Сюжетный (композиционный) план (фрагменты).
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия: - городничий даёт распоряжения чиновникам;
- Бобчинский и Добчинский сообщают о проживании
ревизора в гостинице;
- городничий даёт указания квартальному и
частному приставам и едет в гостиницу.
2. Элементы комического изображения в первом
действии.
- Говорящие фамилии.
- Ирония.
- Гипербола.
- Саморазоблачения.
- Нелепость, абсурд.
- Завышенные претензии.
- Намёк.
- Нерезонный упрёк.
- Скороговорка с перебивкой речи.
- Маска.
- Фарс.
- Оговорка.
- "Табельные” замечания.
- "Забавная” логика.
3. Замечания о речи городничего:
- городничий разговаривает с чиновниками, то есть
со своими;
- он делает им замечания, даёт советы;
- в выражениях не стесняется ("Эк куда хватили!”,
"Сделает такую рожу”, "беда, если старый чёрт”);
- чаще всего восклицательный характер
предложений;
- начальственный тон, затем нотки страха.
4. Выводы из наблюдений за речью городничего:
- это речь разговорного стиля, насыщенная
просторечными, порой грубыми словами;
- это речь начальника, не привыкшего считаться с
подчинёнными и стесняться в выражениях;
- это речь малообразованного, грубого человека,
злоупотребляющего властью.
II. Комментированное чтение второго
действия комедии.
Явление 1. Читать с начала до слов: "...вот
тебе и доигрался”. От: "Одно плохо...” до: "...в
картишки играет”.
Явление 2. Пересказ и чтение от: "Ещё,
говорит...” до конца явления.
Явление 3, 4. Пересказ.
Явление 5. Чтение.
Явление 6. Читать реплики Хлестакова —
жалобы на обед.
Явление 7. Сообщение о приезде городничего.
Явление 8. Чтение без купюр.
Явление 9. Пересказ.
Явление 10. Чтение с некоторыми купюрами.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет.
Продолжается развитие действия. Городничий
приезжает к Хлестакову и приглашает его к себе,
даёт ему взятку.
2. Элементы комического изображения.
- Жизнеописание Хлестакова.
- Контраст мечты и реальности.
- Сочетание страха и гонора.
- Текст вслух и в сторону, разница между ними.
- Нежелательные ассоциации.
- Фарс (падение Бобчинского).
3. Речь героев:
- определяется ситуацией;
- у городничего речь-маска;
- Хлестаков искренен в речи.
Домашнее задание.
Читать и пересказывать третье действие,
составить план.
Урок 3
"Коронование” Хлестакова.
Комментированное чтение третьего действия.
Цели:
- Определить композиционное значение третьего
действия.
- Продолжать наблюдения над текстом по выбранным
направлениям.
I. Работа над усвоением содержания
третьего действия.
1. Краткий пересказ содержания явлений с 1 по
4.
2. Чтение из явления 2 реплики Анны Андреевны
о записке, написанной её мужем на счёте
Хлестакова. Определение этого комического
приёма как накладки текстов.
3. Чтение явлений 5 и 6 (15 минут).
4. Краткий пересказ явлений 7, 8, 9, 10, 11.
II. Беседа по содержанию третьего
действия.
1. Ранее мы наблюдали правдивость Хлестакова
в рассказе о себе. Соблюдает ли он верность
правде теперь? Почему?
- Нет. Он фантастически врёт. Заметно, что он
пускает пыль в глаза, невольно возвышает себя и в
своих, и в чужих глазах.
2. О чём он врёт?
- Начальник отделения с ним на дружеской ноге.
- Его хотели сделать коллежским асессором.
- Сторож бежит за ним почистить сапоги.
- С Пушкиным на дружеской ноге.
- Много насочинял.
- Дом у него первый в Петербурге.
- Он бывает на великолепных балах.
- Играет в вист с разными посланниками.
- Живёт в бельэтаже.
- Управлял департаментом.
- Его сам государственный совет боится.
- Его приняли за главнокомандующего.
3. Как характеризует Хлестакова его речь?
- В ней перепутаны разные стили:
а) романтическая "светская” болтовня
("Привыкли жить... в свете и вдруг очутиться в
дороге”; "грязные трактиры”, "мрак
невежества”);
б) чиновничье-канцелярский жаргон
("Извольте, господа, я принимаю должность”,
"...для письма, этакая крыса...”);
в) книжно-сентиментальный стиль ("Да,
деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки,
ручейки”);
г) разговорно-бытовые просторечия ("И
странно: директор уехал — куда уехал,
неизвестно”).
- Речь Хлестакова показывает его полное
безмыслие, он часто противоречит сам себе и не
замечает этого, у него действительно лёгкость
необыкновенная в мыслях.
4. Чем в композиционном отношении является
сцена вранья?
5. Почему можно сказать, что Хлестакова
"короновали”?
- Чиновники, в том числе и городничий, верят
Хлестакову и трепещут перед ним. Городничий
пытается даже заручиться поддержкой слуги
Хлестакова Осипа, хитро не выдававшего хозяина.
III. Обобщение наблюдений.
1. Сюжет. Кульминация. Враньё Хлестакова.
2. Элементы комического.
- Накладки текстов.
- Путаница (в пословице).
- Ирония и намёк.
- Гротеск вранья Хлестакова.
Домашнее задание.
Прочитать и пересказать четвёртое действие.
Урок 4
Триумф и падение городничего. Возмездие.
Комментированное чтение четвёртого действия.
Цели:
- Завершить наблюдение за событиями и героями
комедии.
- Составить композиционный план комедии.
I. Обзор содержания четвёртого действия.
Картина 1. Парад чиновников:
- совет Аммоса Фёдоровича представляться
поодиночке;
- признание Хлестакова в довольстве такой жизнью;
- судья Ляпкин-Тяпкин робко даёт взятку
"ревизору”;
- Хлестаков сам просит у почтмейстера взаймы 300
рублей;
- Артемий Филиппович доносит на судью,
почтмейстера, смотрителя училищ, рассказывает о
своей семье, даёт деньги Хлестакову в ответ на
его просьбу;
- Хлестаков просит у Добчинского 1000 рублей, но
довольствуется и 65 рублями от него и его
приятеля;
- Добчинский просит о своём незаконорожденном
сыне;
- Бобчинский просит известить о нём в Петербурге;
- Хлестаков намерен написать Тряпичкину об этом
дурачье;
- Осип советует ехать.
Картина 2. Хлестаков и жалобщики.
- Купцы. Слесарша. Унтер-офицерша. Остальных
прогнали. Смена реакций Хлестакова на жалобы.
Картина 3. Волокитство Хлестакова.
Ухаживание за Марьей Антоновной. Предложение
Анне Андреевне. Мольба о благословении на брак.
Приятная новость для городничего.
Картина 4. Проводы Хлестакова.
II. Обобщение.
1. Чем являются данные события в сюжетном
плане?
- Элементами в развитии действия.
2. Что создавало комический эффект в этих
сценах?
- "Наивные” саморазоблачения героев.
- Нарастающий "разгул” Хлестакова, его
раскованность и откровенность.
- Серьёзное восприятие его слов и действий,
восприятие видимого как желаемого.
III. Комментированное чтение пятого
действия.
Явление 1. Читать (угрозы и мечты).
Явление 2. Читать (брань городничего).
Явления 3–7. Пересказать визиты и
поздравления, показать контраст между
внутренними побуждениями и внешним выражением.
Явление 8. Читать с купюрами; письмо
Хлестакова и самобичевание городничего.
IV. Обобщение.
1. Чем является пятое действие в
композиционном отношении?
- Кульминацией и развязкой.
2. Комические элементы здесь есть? В чём они?
- Алогизм в действиях героев (IV д.).
- Откровенные мечты.
- Гиперболизм хвастливости городничего.
- Контраст речей — брани, ругани — и высоты
положения.
- В маске и без маски.
- Точные характеристики чиновников в письме
Хлестакова.
- Самохарактеристика городничего.
3. Как вы можете охарактеризовать речь
городничего?
- Она полна грубых простых слов, бранных
выражений, оскорбительных оборотов;
- герой скинул маску почтенного начальника
города, беззастенчиво демонстрировал свою
грубость, бескультурье, невыдержанность.
V. Композиционный план комедии.
Завязка. Известие о приезде ревизора.
Развитие действия.
- Распоряжения городничего чиновникам. Новость
из гостиницы.
- Указания для полиции.
- Визит городничего в гостиницу.
- Осмотр Хлестаковым богоугодных заведений.
Хлестаков в доме городничего.
- Парад чиновников и жалобщиков.
- Сватовство Хлестакова.
Кульминация. Враньё Хлестакова и
торжество городничего.
Развязка. Письмо Хлестакова Тряпичкину,
известие о приезде настоящего ревизора.
Домашнее задание
Воспроизвести содержание комических
элементов, читать по ролям любую сцену.
Уроки 5 и 6
"Сквозь видимый миру смех...” Карнавал как
основа комедии «Ревизор».
Цели:
- Систематизировать полученные на уроках
комментированного чтения знания элементов
комического изображения.
- Показать особенность комической основы пьесы
Гоголя.
- Помочь усвоить основной признак категории
комического в искусстве.
I. Вступительное слово учителя.
Изображённое в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
в своих истоках имеет карнавальное народное
действо, в котором всё наоборот: серьёзное
становится легкомысленным, грустное — смешным,
высокое — низким и наоборот.
Главным ведущим моментом карнавала становится
"увенчание–развенчание” чего-либо или
кого-либо, вызывающее смех толпы.
II. Определение метода работы над
воспроизведением сцен карнавала.
Опыт режиссёрского комментария карнавальных
сцен с точки зрения комического эффекта, попытки
инсценирования отдельных моментов карнавала.
III. Воспроизведение карнавальных сцен.
Обсуждение |
Выводы |
1. Как автор познакомил нас с
героями?- Он дал им фамилии, которые вызывают смех.
2. Зачем автор так поступил? - Чтобы сразу охарактеризовать их наиболее
важные черты, чтобы насторожить читателя,
привлечь публику;
- фамилии сами за себя говорят, "развенчивают”
героев.
3. Какую реакцию вызвало среди чиновников
города известие о приезде ревизора?
Так мы и назовём 1-ю сцену.
4. В чём он проявляется? - Чиновникам городничий указывает на беспорядки
в их учреждениях, даёт советы.
5. Согласны ли чиновники с тем, как
неприглядно выглядят подведомственные им
заведения? Собираются ли они наводить порядок? - Они согласны с замечаниями городничего, но дают
на редкость нелепые объяснения;
- исправить недостатки они не намерены, но
навести внешний порядок согласны, то есть надеть
маски.
6. Что ускорило переполох? Почему никто не
насторожился? - Сообщение Бобчинского и Добчинского о странном
чиновнике в гостинице. Они же поспешили убедить
всех, что это ревизор. А это подтверждает, что от
страха они перестали соображать.
|
Сцена 1. Переполох в городе. 1. Развенчание
героев в их фамилиях.
2. Саморазоблачение героев и выбор масок.
3. Сплетня друзей и "убедительный” вывод.
Сверхзадача актёров — показать, что комический
эффект возникает из-за несообразности положения,
в которое попали чиновники, так как у страха
глаза велики. |
1. Кто и как острее других
среагировал на сплетню помещиков?- Городничий, который сразу начал действовать,
командовать, суетиться.
2. В чём выражается эта суета?
Чтение в лицах явлений 4 и 5 действия 1-го. |
Сцена 2. Суета городничего.- Оговорки.
- "Табельные” замечания.
- "Забавная” логика.
- Фарс (примеривание шутовского колпака).
Всё наоборот. |
1. Как Гоголь изобразил
"ревизора”?- Через рассказ о нём его слуги Осипа;
- через общение их;
- через характерные монологи Хлестакова.
2. Что понял зритель из этих сцен? - Хлестаков совсем не ревизор. Это что-то
совершенно неподходящее для важной персоны.
- Это дурак, не герой.
3. Покажите контраст между его положением и
претензиями.
См. явления 5, 6 действия 2-го. |
Сцена 3. Выход на арену героя.- Жизнеописание.
- Контраст мечты и реальности.
- Страх и гонор.
И это король? |
1. Как Хлестакова "поставили”
в "короли”?- Никто, прежде всего городничий, не верил
правдивым словам Хлестакова, так как судили его
по себе, то есть считали, что он их обманывает, как
они договорились его обмануть.
- Поверили его вранью, вострепетали от его
"высокого” положения в Петербурге.
- Чествовали его как именитого вельможу, устроили
пышный обед, услужливо давали взятки, делали
доносы, обращались с просьбами, искали у него
защиты от произвола местных властей, наперебой
принимали его ухаживания и так далее.
Покажите, например, как Земляника искал похвалы
и опростоволосился. См. явление 5 действия 3-го. |
Сцена 4. Коронование героя.- Восприятие от обратного.
- Текст вслух и в сторону.
- Накладки текстов.
- Путаница.
- Гротесковые формы вранья и трепет слушателей.
- Хоровод "свиты”.
"А король-то голый!” |
1. Как городничий вёл себя во
главе свиты?- Во-первых, испытывал великое торжество от
возможности всеми помыкать и сейчас, и в будущем.
- Во-вторых, угрожал расправиться с жалобщиками.
- В-третьих, разносил купцов, сводил с ними счёты.
- В-четвёртых, мечтал о своём будущем величии.
2. Как он выглядел в своём выдуманном
торжестве? - Смешно, так как вместо короны на его голове был
шутовской колпак.
3. Когда он прозрел, кого он винил? - И себя, и свидетелей, и писак, и сплетников —
Бобчинского и Добчинского.
|
Сцена 5. В шутовском колпаке.- Угрозы.
- Мечты.
- Прозрение, поиск виноватых.
- Возмездие.
"На зеркало неча пенять...” |
IV. Обобщение.
1. Сделав обзор элементов комического
изображения, скажите теперь, почему же возникает
такой сильный, выразительный комический эффект?
Комплексный эффект возникает из-за чёткого
несоответствия настоящего и воображаемого:
- чиновники, желая угодить важной персоне,
ублажали пустого Хлестакова, совершенно
случайного человека;
- они все хотели обмануть, а обманулись сами;
- голодающий и безденежный мелкий чиновник был
вознесён "до небес”;
- городничий воображал уже себя генералом, а
оказался в дураках.
Основой этого несоответствия является в
комедии «Ревизор» алогизм, то есть нарушение
логических связей.
2. В чём же состоит этот алогизм в комедии
Гоголя?
- Пустого, никчёмного человека "без царя в
голове” приняли за важную персону, прославили
его, и сами оказались в нелепом положении.
3. В чём смысл появления жандарма?
- Это знак возмездия за обман.
4. Сопоставьте идейный замысел Гоголя в
комедии и его воплощение.
- Гоголь действительно собрал всё дурное в России
и посмеялся над ним. Но ему и печально. "Сквозь
видимый миру смех незримые миру слёзы”
чувствуются в пьесе, в позиции автора.
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о чиновниках и других
обитателях города, их взаимоотношениях.
Урок 7
Уездный город, его правители и обитатели.
Цели:
- Обобщить знания учащихся о героях комедии
"Ревизор”, систематизировать наблюдения.
- Понять смысл утверждения о бессмертии комедии.
I. Беседа по теме урока.
1. Что говорится в комедии о местонахождении
города?
- Это не пограничный город.
- Далеко от столицы.
- Находится на пути из Петербурга в Саратовскую
губернию.
2. Какова система образов?
Чиновники: городничий, судья
Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин, Хлопов.
Полиция: Уховертов, частный пристав,
Свистунов, Пуговицин, Держиморда.
Обитатели: помещики, доктор Гибнер, купцы,
просители, слесарша, унтер-офицерша, слуги.
3. Какие отношения складываются между этими
группами героев и внутри них?
1) Между чиновниками и обитателями города —
конфликтные отношения:
- городничий грабит купцов, забривает мужа
слесарши, приказывает наказать постоем
провинившихся купцов, грабит казну, берёт взятки,
не вникает в суть дела;
- судья в основном занят охотой, равнодушен к
делам;
- больных не лечат;
- работу училищ никто не понимает;
- письма на почте распечатывают;
- на улицах грязь;
- берут взятки и дают их.
Вывод: чиновники меньше всего
обеспокоены делом и злоупотребляют служебным
положением ради собственных выгод.
2) Между полицией и жителями города —
враждебные отношения:
- Держиморда ставит "фонари” и правому и
виноватому;
- арестантам не дают провизии;
- унтер-офицершу так побили, что два дня не могла
сесть;
- жалобы не рассматривали, взятки брали.
3) Между чиновниками — недоброжелательные
отношения:
- показное уважение к начальству, лесть;
- угодничество, доносы;
- вражда, зависть, недоверие.
Вывод: правители города изображены
как корпорации воров и грабителей. Их объединяет
возможность обогащаться и разъединяет жажда
преуспеть в этом больше других.
4. Какое событие выявляет такие общие
конфликтные отношения в городе?
5. Что заставляет правителей города и
обитателей объединиться?
- Приезд ревизора. Обитатели объединяются, чтобы
вместе жаловаться на правителей, а те
договариваются быть вместе для обмана ревизора.
6. Чем сменяется конфликт начальства с
народом?
- Другим конфликтом — конфликтом с призраком.
II. Обобщение.
1. Какой уездный город нарисовал Гоголь?
- Обычный и безобразный. Это сборный (типичный)
город.
2. Укажите на основные злоупотребления
("безобразия”).
- Беспорядок в городе и его учреждениях.
- Казнокрадство, взяточничество.
- Беззаконие, произвол.
- Мошенничество, низкий уровень морали.
3. Ситуация комедии «Ревизор» является
характерной только для России эпохи Николая I?
- К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В
этом и состоит бессмертие комедии «Ревизор».
Домашнее задание.
Подготовить рассказ о городничем и Хлестакове.
Урок 8
Мастерство Гоголя в изображении
городничего и Хлестакова, в создании их речевых
характеристик.
Цели:
- Систематизировать наблюдения за героями.
- Учить анализировать речь героев.
I. Рассказы учащихся о городничем (1-й
вариант) и Хлестакове (2-й вариант).
ГОРОДНИЧИЙ
План ответа. - Положение в городе.
- Грехи городничего.
- Отношение к Хлестакову.
- Торжество и падение.
Характеристика.
- Отношение к власти как средству обогащения.
- Произвол и беззаконие.
- Трусость и угодничество по отношению к
начальству.
- Грубость и низкий уровень образования.
ХЛЕСТАКОВ
План ответа.
- Социальное положение.
- Причина задержки в городе.
- Поведение в неожиданной ситуации:
- страх быстро сменяется нахальством;
- вранье приобретает гиперболические размеры;
- поступки необдуманны, непоследовательны, но
выгодны.
Характеристика (см. черты хлестаковщины ниже).
II. Чтение замечаний автора о героях для
господ актёров, соответствие этих замечаний
нашим наблюдениям.
III. Размышления о хлестаковщине.
Хлестаковщина — это:
- Безудержное, непомерное хвастовство.
- Трусость перед сильными и наглость в отношении
к слабым.
- Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
IV. Чтение в лицах (действие II, явление 8),
наблюдение за речью героев и выводы о мастерстве
речевых характеристик.
- Речь героев определяется ситуацией, меняется в
зависимости от неё.
- Речь героев — показатель их положения и
личности.
V. Обобщение.
ГОРОДНИЧИЙ
По отношению к подчинённым он находится в
обычной, естественной для него речевой ситуации,
поэтому:
- он привык распоряжаться, указывать, делать
замечания, устраивать разносы, ругать, не
церемониться;
- он не стеснялся в выражениях, допускал грубые
просторечные обороты, типа: "...кто-нибудь сдуру
ляпнет”, оскорбительные для собеседника слова;
- предложения в основном короткие, несложные,
часто восклицательные;
- тон разговора в основном грубый, повелительный,
властный, не допускающий возражений.
Это речь малообразованного человека.
По отношению к Хлестакову положение
городничего в речи меняется на противоположное,
поэтому:
- он просит, извиняется, раскаивается, объясняет в
страхе, уговаривает, льстит;
- тщательно выбирает наиболее культурные слова,
подходящие для общения с важной персоной;
- предложения более длинные, так как приходится
пространно изъясняться;
- тон уважительный, угодливый.
Это речь обманщика.
ХЛЕСТАКОВ
Не имеет царя в голове, поэтому часто говорит
то, что взбредёт в голову. Но он "нахватался” по
верхам кое-чего, поэтому иногда умеет пустить
пыль в глаза, меняет стиль речи:
- во-первых, по отношению к дамам;
- во-вторых, при первой встрече с городничим;
- в-третьих, в сцене вранья; в речи его слова в
основном разговорно-просторечные, порой грубые;
предложения подчас неправильно построены; тон
самый безалаберный.
Это речь пустого, никчёмного человека.
Домашнее задание.
Подготовиться к письменной работе «Речевые
характеристики героев».
Урок 9
Развитие речи. Речевая характеристика
героя.
Цели:
- Показать порядок анализа речи героя.
- Проверить умение учащихся на основе анализа
речи героя делать выводы о его характере.
I. План работы и комментарии учителя к нему.
- К кому обращена речь?
- О чём говорит герой?
- Каков подбор слов?
- Каков характер предложений?
- Каков тон речи?
Вывод
Черты характера героя, выразившиеся в этой
речи.
Варианты работы.
1-й вариант — Городничий:
- действие II, явление 8;
- действие V, явление 8.
2-й вариант — Хлестаков:
- действие II, явление 2;
- действие III, явление 6.
Домашнее задание.
Подготовиться к внеклассному чтению
"петербургских повестей” Гоголя. |