Цели урока: помочь учащимся понять
мировосприятие Ф. Тютчева (на творческом уровне);
формировать художественный вкус,
художественно-творческую активность; развивать
творческие способности, логическое мышление,
речь; воспитывать уважительное отношение к
культурному наследию
Задачи:
1) отрабатывать навык сопоставительного
анализа стихотворений;
2) учить систематизировать, обобщать, выделять
главное;
3) обогащать и развивать словарный запас,
работать над овладением учащимися
художественными средствами языка;
4) воспитывать дисциплинированность,
ответственность, собранность.
Тип урока: групповое исследование
Формы и методы: фронтальная,
индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ,
выразительное чтение, беседа), наглядные,
практические (анализ стихотворения)
Оборудование: портрет поэта,
иллюстрации (картины природы), сборники стихов
(выставка), карточки-задания, музыкальное
сопровождение (произведения Баха, Моцарта,
Шумана, Грига др.), рисунки учащихся I. Организационный этап.
II. Положительная мотивация.
(Звучит "Ave Maria”)
Учитель. Что такое окружающий нас мир? Едва ли
кто-то не задумывался над этим. В Священной Книге
Библии описано сотворение мира по слову Бога:
"Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была
безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий
носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И
стал свет… И сказал Бог: да произрастит земля
зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое,
приносящее по роду своему плод, в котором семя
его на земле. И стало так. И произвела земля
зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево,
приносящее плод, в котором семя его по роду его. И
увидел Бог, что это хорошо”. (1-я Книга Моисеева:
Бытие 1:1-13).
Издавна философская мысль бьется над вопросом:
что есть мир, и каково место человека в нем.
III. Выступление ученика. Сообщение об
объективных и субъективных философских
воззрениях на мир и место человека в нем.
Вопрос к нему и к учащимся: "Какая философская
концепция (объективистская или
субъективистская) ближе вашему восприятию?”
Но не только философы задумывались над этим
вопросом. Размышляли на эту тему и поэты, и
писатели. Вам уже знакома философская лирика
Пушкина и Лермонтова. Сегодня мы побеседуем о
философской лирике Ф. Тютчева.
Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Природа – сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Ф. Тютчев
Давайте, основываясь на философских
воззрениях, попытаемся понять мировосприятие
Ф.Тютчева, его взгляд на взаимоотношения природы
и человека.
IV. Закрепление. Практическая работа.
Учащимся дается задание, обсудив в группах,
сопоставить 2 стихотворения. (Стихотворения
предварительно прочитаны дома. Для звукового
оформления стихотворения учащимся, занимающимся
в музыкальной школе, дается задание подобрать
созвучное стихотворению музыкальное
произведение.)
Во время подготовки учащихся звучит музыка под
шум морского прибоя.
Групповые задания
А) Сопоставительный анализ двух стихотворений,
относящихся к одному периоду творчества. "Как
океан объемлет шар земной…” (1830), "Как сладко
дремлет сад темно-зеленый” (1835).
- Докажите, что стихотворения "Как океан
объемлет шар земной…” (1830) и "Как сладко дремлет
сад темно-зеленый…” (1835) принадлежат одному
автору.
- Сравните: центральные поэтические образы
одного и другого стихотворения (день, ночь, сон);
состояние лирического героя. Как художественно
оно передается? (Растерянность и одновременно
благоговение перед бездной ночи; параллелизм
состояния природы и лирического героя;
отсутствие "я” в стихотворении).
- Пронаблюдайте за использованием эпитетов в
одном и другом стихотворении. Какие
закономерности вы обнаружили? (Нет ощущения
темноты, мрачности ночи, так как разнообразны
"сверкающие” эпитеты; эпитеты создают контраст:
"земной” - "волшебный”; "смертный” -
"бестелесный”.)
- Сопоставьте особенности языка, синтаксиса,
ритма стихотворений. (Использование
старославянизмов. Особенности повторов: "шар
земной” - "земная жизнь”; "сладко дремлет” -
"сладко светит”. Повторы не просто усиливают
впечатление от изображаемого, происходит
"игра” значениями многозначных слов,
ассоциации возникают за счет различий в
значениях. Единообразное синтаксическое начало
стихотворений. Пятистопный ямб.)
- Чем отличаются стихотворения? (Второе
стихотворение детализирует "земную жизнь”,
лишь упомянутую в первом стихотворении,
создается явный контраст мира реального и мира
идеального (двоемирие); "стихия”, "бездна”
первого стихотворения уточняется во втором –
"хаос”.)
Вывод. Основные моменты
поэтического мира Тютчева: трагическая
раздвоенность человека, погруженного в "сон”;
зыбкость границ реального и идеального миров
("двойное бытие”); образ хаоса, окружающего
человека; слияние человека с природой.
Б) Сопоставительный анализ стихотворений
разных периодов творчества. "Тени сизые
смесились” (1835), "Пламя рдеет, пламя пышет” (1855).
- Проследите эволюцию основных мыслей и
поэтических образов, изменение состояния
лирического героя. (Образы сумрака, тени, сна,
ночного сада, лирический герой "растворен” в
природе. Стихотворения похожи не только по
содержанию, но и по форме: 2 строфы по 8 строк,
четырехстопный хорей.)
- Найдите поэтическую формулу, которая является
основой сопоставления двух стихотворений. ("Все
во мне и я во всем” - "Ты со мной и вся во мне”.
Эти центральные строки стихотворений определяют
их существенное различие в настроении и
состоянии лирического героя. Герой первого
стихотворения погружен в себя, замкнут на себе,
трагически одинок. Герой второго стихотворения
уже не одинок, его внутренняя жизнь наполнена
новым содержанием.)
- Обратите внимание на символичное звучание
нового поэтического образа: кто это? Лирическая
героиня? Природа? Любовь? Истина? Все вместе? И
важно ли это? (Важно, что лирический герой сумел
разорвать путы трагического одиночества,
тяжесть устремленности только внутрь себя.)
- Сопоставьте начало и конец каждого
стихотворения. (Контраст: "тени сизые” -
"пламя”; "уничтоженье” - "рай”).
- Чем различаются стихотворения? (Настроением,
динамикой чувств лирического героя. Ритмическим
рисунком: первое – более протяженное, второе –
динамичное и ритмичное. В первом стихотворении
много эпитетов (в основном отвлеченные
прилагательные: "зыбкий”, "незримый”,
"невыразимый”), во втором их меньше, преобладают
глаголы, придающие всей картине ощущение
движения, жизни. Темп первого стихотворения
замедляется и за счет пауз, обозначенных
многоточием. Все это создает совершенно разное
понимание поэтического образа "покоя” в
стихотворениях – покой как "невыразимая тоска”
и "покой нерушимый”, сопоставимый с "раем”)
Вывод. Мировосприятие Тютчева
претерпевает эволюцию. Лирический герой
проходит путь от трагического одиночества,
растерянности на пороге "двойного бытия” к
обретению гармонии. Исследователи творчества
Тютчева приходят к различным выводам: одни видят
эволюцию Тютчева как обретение веры и гармонии
(Аксаков), другие говорят об углублении трагизма
его мировосприятия (Козырев, Авраменко).
В) Сопоставительный анализ разных вариантов
одного стихотворения. "Весенняя гроза” (1828 и 1854).
- Как вы думаете, почему, подвергнув переработке
все строфы, Тютчев сохраняет неизменной
последнюю? Что значит эта строфа в содержании
стихотворения? (Эта строфа – центральная.
Возможно, именно от нее родилось все
стихотворение. Именно эта строфа переводит
легкое пейзажное стихотворение в философский
план. Гроза – явление вне времени, вне
пространства – это общечеловеческий символ
свободы, очищения, разрешения. Именно поэтому
"люблю грозу в начале мая”: трагическая борьба в
природе зимы и весны завершилась. Радость
природы, ожидающей этого разрешения, созвучна
успокоению человека, испытывающего внутреннюю
борьбу, жаждущего разрешения противоречий.
Последняя строфа делает стихотворение
действительно "тютчевским”.)
- Проследите, что изменяет Тютчев в первой строфе.
В чем, по-вашему, смысл этих изменений? (Особый
акцент на слове "первый” (не просто весенний);
слова "резвяся и играя” придают больший
динамизм картине, а главное, "очеловечивают”
грозу: состояние природы и человека неразделимы.)
- Почему Тютчев включает в стихотворение вторую
строфу? В чем ее своеобразие? (Она строится на
глаголах – передаются движение, легкость,
энергия. Кроме того, эта строфа передает звуковой
ряд изображаемой картины – аллитерация: р, ж, з.)
- Какие лексические изменения произошли во
второй (третьей) строфе? Как они связаны с
содержанием стихотворения? ("Говор птиц” -
"гам лесной”, "ключ нагорный” - "шум
нагорный”. Картина утрачивает конкретность, она
становится обобщенной, переходя постепенно в
философский план.)
Г) Сопоставление стихотворений Пушкина "К
морю” (1824) и Тютчева "Как хорошо ты, о море
ночное…” (1865).
- Что общего в этих двух стихотворениях? (Оба
изображают море, морскую стихию, служащую поэтам
источником для раздумий и философских
рассуждений. Море в обоих стихотворениях
олицетворяется, к нему, как к собеседнику (другу)
обращаются авторы. Лирические герои
стихотворений восхищаются морем и в минуты
покоя, и в бурю, и утром, и в ночи. Море Пушкина и
Тютчева похоже своей безграничностью и свободой
("свободная стихия” - "вольный простор”).
Изображая морскую стихию, поэты пользуются
звукописью, почти не употребляют цветовых
эпитетов.)
- Как по-разному воспринимается образ моря и
образ лирического героя стихотворениях Пушкина
и Тютчева? (При всей одушевленности моря у
Пушкина легко ощущается, что это прежде всего
символ свободы, романтического мировосприятия
лирического героя. Море рождает поток
рассуждений лирического героя. Главный пафос
стихотворения – прощание. Герой не смог
соединить с морем свой "поэтический побег”, он
"остался у берегов”, хотя и с вечной памятью о
"гуле в вечерние часы”. Море Тютчева – живое.
Это сама природа в ее величии. Лирический герой
не наблюдает с берега морской пейзаж, а изображен
как часть этой природы. Мысль героя, тесно
связанная с чувством, сводится только к тому,
чтобы обрести полную гармонию с природой,
слиться с ней воедино. К изображенному Тютчевым
не применимо слово "пейзаж”, это сама природа.)
- Согласны ли вы с высказыванием В.Ходасевича:
"Тютчев весь охвачен тем, что Пушкина еще только тревожило;
он стал понимать то, что Пушкин еще хотел понять”?
Обоснуйте свое мнение.
Вывод. Поэзия Тютчева основана на
пушкинских традициях – особая духовность
лирики, философская идея поиска гармонии с миром.
Много общего и в поэтической технике
(преобладание двусложных размеров, лаконизм и
емкость поэтических средств, олицетворения,
звукопись, прием повтора). Но Тютчев – поэт уже
другой эпохи. Для него характерно космическое
видение жизни, герой, стремясь к гармонии с
природой, ощущает свою ничтожность в мире. По
сути, это начало русского символизма. Пушкин –
поэт дня, Тютчев – ночи; Пушкин – поэт
очевидности, Тютчев – тайны.
Д) Сопоставительный анализ стихотворений
Лермонтова "Небо и звезды” (1831) и Тютчева "Душа
хотела б быть звездой” (1836).
- Какие общие мотивы и чувства лирического героя
выражены в стихотворении? (В обоих
стихотворениях лирический герой, испытывающий
душевный разлад, обращается к звездам, к космосу,
видя там источник спокойствия и счастья. В
стихотворении Лермонтова человек
противопоставлен природе. Лирический герой
хочет стать звездой, потому что не находит
счастья среди людей. Мотив несчастья лирического
героя в стихотворении Тютчева не выражен, герой
стремится к слиянию с природой, к гармонии, к
"божеству”.)
- Какие художественные средства используют
авторы для изображения ночи и звезд? (Звезды
Лермонтова ясны, но не живы. Звезды Тютчева –
"как живые очи”. Для изображения ночи и звезд
оба поэта используют только эмоциональные
эпитеты. Для Лермонтова характерен принцип
контраста в основе стихотворения ("счастье” -
"несчастье”, "добрые люди” - "зависть
питают”). Внешне контраст присутствует и в
стихотворении Тютчева (не ночью, но днем). Но, по
существу, обе части стихотворения не
противопоставлены, а объединены: днем звезды
горят еще светлей. Лермонтов использует повтор,
усиливающий звучание основной мысли
стихотворения. Тютчев дважды использует
сравнения ("как живые очи”, "как божества”),
одушевляя и олицетворяя звезды и космос.)
- Как соотносится следующее высказывание Тютчева
с его поэтическим творчеством: "В современном
настроении преобладающим аккордом звучит
принцип личности, доведенный до какого-то
болезненного неистовства. Вот чем мы все заражены,
все без исключения”? Применимо ли это
высказывание к лирике Лермонтова?
Вывод. Для лирики Лермонтова и
Тютчева характерен мотив одиночества, трагедии
человеческой личности. Но у Тютчева, в отличие от
Лермонтова, индивидуализм, ставка на свое "я”,
противопоставленное миру, сливаются с желанием
гармонии с миром природы. В стихотворениях
Лермонтова и Тютчева встречается прием
контраста. У Лермонтова он подчеркивает
противопоставленность лирического героя миру, у
Тютчева – отражает "двойное бытие”, на пороге
которого бьется душа лирического героя.
В то время как одна группа учащихся делится с
одноклассниками результатами своих
исследований, ребята из других групп могут
иллюстрировать стихотворения Ф.И. Тютчева; затем
представить свои работы, сопроводив их
комментарием (к какому стихотворению нарисована
иллюстрация, какую идею хотел выразить автор и
т.д.)
V. Подведение итогов урока. Выводы о
философском звучании природы в творчестве
Ф.Тютчева.
VI. Заключительное слово учителя. "Вся
земля, сотворенная Словом всемогущего Создателя,
озаренная сиянием ласкового солнца, дышала
покоем и дивной красотой. Но это не было еще
концом творения. Бог решил создать людей, чтобы
они жили в этом прекрасном мире, наслаждались им
и имели общение со своим Творцом, прославляя
его”. (Бытие 1:14-25)
VII. Выставление оценок, комментирование.
Домашнее задание: Выучить наизусть
одно стихотворение; сделать сопоставительный
анализ (письменно) стихотворений А.С. Пушкина "Я
помню чудное мгновенье…” и Ф.И. Тютчева "Я
встретил вас – и всё былое…”
Потребность в выявлении "собственных Платонов
и быстрых разумом Невтонов” существует в любом
обществе, так как это позволит сохранить
интеллектуальную элиту государства. Во многих
странах Западной Европы и в США существуют
управления по поиску и работе с талантливой
молодежью. На развитие одаренных
старшеклассников ассигнуют большие деньги.
Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант
имел возможность развиваться и
совершенствоваться? Для этого необходимо
начинать работу с учащимися как можно раньше, и
организация исследовательской деятельности
учащихся на уроке и вне урока – одна из главных
ступеней этого процесса. |