Цели:
Оборудование урока:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- С помощью интерпретации статьи показать
отношение Писарева и Базарову, его убеждения и
заблуждения.
- Привитие интереса к критике Писарева.
- Развивать в детях умение высказывать свое
мнение, умение принимать мнения товарищей;
умение слушать друг друга, умение обобщать,
сравнивать, сопоставлять.
- портрет Писарева, статья "Базаров";
- выставка книг о Д.И. Писареве.
1. Вступительное слово учителя.
Д.П. Писарев - выдающийся критик, публицист,
прошел недолгий, но противоречивый путь
творческого развития. У Писарева можно поучиться
мудрому, тонкому пониманию души. В нем проявились
такие индивидуалистические свойства и качества:
рассудительность, стойкость духа,
целеустремленность, искренность, честность...
"Себе цену знаю", - с гордым достоинством
говорил Писарев. В статье "Базаров" критик
старался сказать то, что думал. Писарев в
Базарове подмечает все, без всяких компромиссов.
2. Краткое сообщение заранее подготовленным
учеником о жизни и творчестве Д.И. Писарева.
Писарев Дмитрий Иванович (1840-1868), критик,
публицист.
Родился 2 октября (14 н.с.) в селе Знаменское
Орловской губернии в небогатой дворянской семье.
Детские годы прошли в родительском доме; его
первоначальным образованием и воспитанием
занималась мать, Варвара Дмитриевна. В четыре
года свободно читал по-русски и по-французски,
затем овладел немецким,
В 1852-1856 годах учился в Петербургской гимназии,
по окончании которой поступил на
историко-филологический факультет
Петербургского университета. Начиная с 1859 года
Писарев регулярно выступает с рецензиями и
статьями в журнале "Рассвет" ("Обломов". Роман
Гончарова"; "Дворянское гнездо". Роман
И.Тургенева"; "Три смерти". Рассказ графа
Л.Толстого"). Неудовлетворенный университетской
программой, целенаправленно занимается
самообразованием.
В 1860 году в результате переутомления и личных
переживаний на почве многолетней безответной
любви к своей кузине Р.Кореневой Писарев душевно
заболевает и четыре месяца проводит в
психиатрической лечебнице. После выздоровления
продолжает университетский курс и успешно
заканчивает университет в 1861 году. Активно
сотрудничает с журналом "Русское слово" (до его
закрытия в 1866-м), становится его ведущим критиком
и практически соредактором. Его статьи
привлекают внимание читателей остротой мысли,
искренностью тона, полемическим духом.
В 1862 году публикует статью "Базаров", которая
обострила споры вокруг так называемого
"нигилизма" и "нигилистов". Критик открыто
симпатизирует Базарову, его сильному, честному и
суровому характеру. Он считал, что Тургенев понял
этот новый для России человеческий тип "так
верно, как не поймет ни один из наших молодых
реалистов".
В этом же году, возмущенный репрессиями против
"нигилистов" и закрытием ряда демократических
просветительских учреждений, Писарев пишет
памфлет (по поводу брошюры Шедо-Ферроти,
написанной по заказу правительства и обращенной
против Герцена), содержащий призыв к свержению
правительства и физической ликвидации
царствующего дома.
2 июля 1862 года был арестован и заключен в
одиночную камеру Петропавловской крепости, где
провел четыре года. После года, проведенного в
заключении, получил разрешение писать и
печататься.
Годы заточения - расцвет деятельности
Писарева и его влияния на русскую демократию. На
это время приходится почти сорок его публикаций
в "Русском слове" (статья "Мотивы русской
драмы" (1864); "Реалисты", "Пушкин и Белинский"
(1865); "Мыслящий пролетариат о романе
Чернышевского "Что делать?"" и др.).
Досрочно освобожденный 18 ноября 1866 года по
амнистии Писарев сначала работает со своим
прежним соредактором, издававшим теперь журнал
"Дело", но в 1868 году принимает приглашение
Н.Некрасова сотрудничать в "Отечественных
записках", где публикует ряд статей и рецензий.
Творческий путь Писарева на 28 году жизни
внезапно оборвался: во время отдыха под Ригой он
утонул, купаясь в Балтийском море. Похоронен на
Волковом кладбище в Петербурге.
3. Слово учителя.
Мы изучили роман И.С. Тургенева "Отцы и
дети". У каждого из нас сложилось определенное
мнение о Базарове. Кто-то восхищается, кто-то
считает, что "базаровщина" - болезнь века, в нем
виновато общество, в котором "негде повернуться,
нечем дышать, некуда девать исполинской силы".
Все-таки правда остается на стороне Базаровых, и
Тургенев, как настоящий художник, критик, не мог
не увидеть этого.
4. Беседа по вопросам.
- Ваше первое впечатление о статье
"Базаров".
(Критическая буря, возникшая по поводу "Отцов
и детей", драматически переживалась Тургеневым.
В ответ вышла статья Писарева, который многое
предугадал в русском нигилизме. Писарев
восторженно благодарит автора за художественное
изображение Базарова, в котором он видит
истинный тип лучших и сильных умов нового
поколения. Из статьи видно, что Писарев доволен
Базаровым. Статья дает ответ на многие вопросы.)
- Каков Базаров, по мнению Писарева, в
сравнении с другими литературными героями?
("У Печорина есть воля без знания, у Рудиных -
знание без воли, у Базарова - есть знание и воля,
мысль и дело сливаются в одно целое".)
- Согласны ли с мнением Писарева, который
считает, что светлым лучом можно назвать
тургеневского Базарова, чем Катерину из драмы
"Гроза"? (Писарев наотрез отказывается видеть
в Катерине положительную героиню, а в ее
самоубийстве - вызов "темному царству". Критик
считает, что светлым лучом можно назвать
человека с развитым умом, твердым характером.
Катерина, слепо руководствуясь чувствами,,
совершает множество глупостей и, наконец
"бросается в воду и делает, таким образом,
последнюю и величайшую нелепость" Поэтому, по
мнению Писарева, можно назвать светлым лучом
Базарова.)
Физкультминутка (для глаз).
5. Защита вариантов ответа (вопросы по статье
даны заранее).
- Разделяет ли Писарев неприятие поэзии,
музыки, эстетических наслаждений Базарова?
Один из вариантов ответа 1 группы: "Писарев в
своей статье говорит, что не разделяет этих
заблуждений и считает их признаком "узкого
умственного деспотизма. Невозможно не
наслаждаться красотою природы, мягким воздухом,
свежею зеленью, нежными переливами контуров и
красок".
6. Интерпретация отдельных моментов статьи.
(Учащиеся читают интересные моменты из статьи
и анализируют.)
1. Сообщение "юных критиков" на тему:
"Писарев о героях романа".
Первое сообщение: Аркадий Кирсанов - неглупый
малый, выпускник университета, человек, лишенный
умственной оригинальности и постоянно
нуждающийся в поддержке. Он "с чужого голоса"
отрицает авторитеты. Хочет быть "сыном своего
века", "напяливает" на себя идеи Базарова.
Аркадий - сам по себе, а идеи - сами по себе.
Второе сообщение: Николай Петрович Кирсанов, по
мнению Писарева, человек ограниченный и цельный,
нежели его сын. "У него больше соответствия и
гармонии, чем у сына..."
Третье сообщение: Павел Петрович в глубине души
"такой же скептик и эмпирик, как и сам Базаров".
Привык жить независимо, праздно, не подчиняя себя
чужим, и поэтому ненавидит тех людей, в которых
встречает отпор. (Дети анализируют отдельные
высказывания, дополняют.)
- Почему Писарев говорит о каждом из героев,
окружающих Базарова, как о посторонних?
(Скорее всего критик видит в Базарове больше
личности, а нечестный и ограниченный - вреднее
врага.)
7. Чтение высказываний критиков, писателей о
статье "Базарова".
III. Итог урока.
- Что общего во взглядах у Писарева и у
Тургенева?
(Писарев согласен с Тургеневым, который
оправдал Базарова и оценил по его достоинству.
Базаров вышел из испытаний чистым и крепким.
Тургенев не полюбил Базарова, но признал его
силу. Отрицая природу, отрицаешь сам себя, свою
жизнь как часть природы человека.)
- Что есть общего в Базарове и Писареве?
(Мы считаем, что в Писареве сам Базаров. Сам
Писарев - образец возвышенного героизма, он же и
рукоплещет во всем Базарову.)
Домашнее задание. Написать сочинение на тему
"Можно ли Базарова назвать "светлым лучом"?" |