Произведение Б.Л. Пастернака
«Доктор Живаго» поднимает важные проблемы:
революция и её влияние на человека, в частности
на художника, гуманизм и революционная
необходимость, вопросы жизни и смерти, свобода
творческой личности и другие - иными словами,
важнейшие нравственно-этические, философские,
социальные вопросы жизни.
Интерес вызывает и собственно
литературная, эстетическая сторона
произведения, она уникальна, так как в романную
форму обличена суть поэтического миропонимания.
При изучении романа «Доктор Живаго»
учитель опирается на уже имеющиеся у учащихся
знания о лирическом герое, о композиции и жанрах
литературных произведений, умение анализировать
прозаический и поэтический тексты.
Среди целей в работе с романом
Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» следует
назвать следующие, на мой взгляд, самые важные:
- познакомить с творческой личностью
Б.Л. Пастернака, его жизнью и поэтическим
миропониманием;
- рассмотреть проблемы мировоззренческого
порядка, философско-нравственный срез романа;
- расширить представление учащихся о системе
жанров русского романа.
При проведении уроков может быть
использован такой наглядный материал:
- фотопортреты Б.Л. Пастернака
разных лет;
- фотодокументы 10-20-х годов XX века;
- репродукции картин Петрова-Водкина «Купание
красного коня» и «Смерть комиссара».
Не претендуя на охват всех сторон
книги (так как вряд ли это возможно вообще в
отношении такого
произведения), я сделала попытку найти
оптимальный способ изучения его в школе.
Известно, что «Доктор Живаго» не роман
в полном смысле этого слова и его жанр определить
очень сложно, так как произведение соединяет в
себе и лирическое, и эпическое; его жанр
определяется даже как большое лирическое
произведение (Д.С. Лихачёв).
Материал не разбит на смысловые
группы, соответствующие уроку в 45 минут. Такое
разделение в данном случае было бы, на мой взгляд,
искусственным. Между тем, имея таким образом
организованный материал, учитель может
спланировать работу и при модульной, и при
классической системе обучения, то есть имея в
распоряжении обычный урок.
Здесь нет части, непосредственно
касающейся жизни и творчества поэта, хотя такой
урок, естественно, состоялся.
Повторим здесь лишь основные
положения.
I. Поэтическое миропонимание
Пастернака раскрывается в сборнике «Сестра
моя жизнь»:
а) целостность мира, он един;
б) единство человека и мира;
в) единство и нерасчленённость дома и мира (у
большинства поэтов это понятия противоположные).
Отсюда, то есть из особенностей
поэтического мировосприятия, следует своё
понимание искусства. Это, по Пастернаку, не
борьба, не фонтан, а губка, не сцена, а зритель.
Отсюда и отрицательное отношение к переделке
мира; мир, по мнению поэта, надо принимать таким,
каков он есть.
II. Причины появления прозы у поэта.
Роман появился не внезапно, а был подготовлен
всей творческой жизнью поэта (см.: В.М. Борисов,
Е.Б. Пастернак. Материалы к творческой истории
романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»// Новый
мир. 1988. N 6). Приведём лишь несколько слов
Б.Л. Пастернака по этому поводу: "В области
слова я более всего люблю прозу, а вот писал
больше всего стихи...”
III. С определением жанра произведения
связаны особенности изучения.
1. Это не роман в обычном понимании
слова.
2. Жизнеописание, житие, страсти.
3. Большое лирическое стихотворение, так как Юрий
Живаго не эпический, а лирический герой
(подробнее об этом см.: Д.С. Лихачёв.
Размышления над романом Б.Л. Пастернака
«Доктор Живаго»// Новый мир. 1988. N 1).
IV. Символика имён и названия.
Ряд героев в литературных подступах к
роману носили имена Живульт, Пурвит (от
французского pour vie - ради жизни), что явно
указывает на их генетическую связь с Юрием
Андреевичем Живаго, чья фамилия, как следует из
Евангелия, значит "вечно живой”. Появление в
названии слова "доктор”, равно как и профессия
героя, обусловлены определённой связью с Фаустом
и переводческой работой Б.Л. Пастернака над
«Фаустом» Гёте. Об определённой смысловой
нагрузке других имён тоже можно говорить с
большой определённостью (см. упомянутую статью
В.М. Борисова и Е.Б. Пастернака).
Домашнее задание.
В главах, данных учителем, найти
строки, освещающие авторский взгляд на
такие проблемы:
- человек и революция,
- художник и революция,
- гражданская война.
Конкретно-социальные проблемы могут
быть объединены такими поэтическими строками
поэта: "Мело, мело по всей земле, // Во все
пределы...”
ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ
Работа идёт по вопросам и тексту, в
конце обсуждения записывается вывод.
1. Как выражается отношение автора к
проблеме "человек и революция”?
- Авторский взгляд выражается через
отношение к этой проблеме Ю.Живаго, так как он -
лирический герой произведения.
2. Итак, каково же это отношение,
постоянно ли оно?
- На протяжении романа оно меняется.
Сначала:
( в разговоре с Ларой, часть 5,
гл. 8): "Революция вырвалась против воли, как
слишком задержанный вздох. Каждый ожил, переродился...
Можно... сказать: с каждым случилось по две
революции, одна своя, личная, а другая общая. Мне
кажется, социализм - ...это море жизни... той жизни,
которую можно видеть на картинах, жизни
гениализированной, жизни, творчески
обогащённой...”;
( возвращение в Москву, часть 5,
гл. 15): "Это была революция в том смысле и в том
понимании, которое придавала ей учащаяся
молодёжь 1905 года, поклонявшаяся Блоку... ";
( речь дома при гостях, часть 6,
гл. 4): "Всё же истинно великое безначально, как
вселенная”;
( чтение на улице газеты об
октябрьском перевороте, часть 6, гл. 8):
"Метель хлестала в глаза доктору и покрывала
печатные строчки газеты серой и шуршащей снежной
крупой. Но не это мешало его чтению. Величие и
вековечность минуты потрясли его и не давали
опомниться”.
Потом взгляд меняется:
( в партизанском отряде, часть 11,
гл. 4):
"Озверение воюющих к этому времени
достигло предела. Пленных не доводили до места
назначения, неприятельских раненых прикалывали
в поле”;
"...во-первых, идеи всеобщего
совершенствования тех, как они стали понимать с
октября, меня не воспламеняют. Во-вторых, это всё
ещё далеко от осуществления, а за одни ещё толки
об этом заплачено такими морями крови, что,
пожалуй, цель не оправдывает средства.
...Веществом жизнь никогда не бывает.
Она сама, если хотите знать, непрерывно себя
обновляющее... начало...”;
"Изуверства белых и красных
соперничали по жестокости, попеременно
возрастая одно в ответ на другое, точно их
перемножали...”
История Палых и история Васиной
деревни (эти вопросы можно будет предлагать в
индивидуальном порядке).
Выводы.
"Каждый ожил, переродился”,
следовательно, революция - это жизнь. Доктор, а
вместе с ним автор, ожидают нового в жизни России,
в русской судьбе и в своей собственной судьбе.
Так же, как не имеет объяснения
существование жизни, вселенной, не имеет
объяснения и революция - это "стихия свободной
стихии”. Герой понимает гениальность этого
события, в нём есть что-то сродни рождению
гениального человека.
Потом взгляд меняется. За трескучие
фразы пролились "моря крови”. Цель - переделка
жизни, но как можно её переделать, когда она -
самоценное и саморазвивающееся понятие. Всякая
переделка только убивает жизнь.
ХУДОЖНИК И РЕВОЛЮЦИЯ
( Дневник в Варыкино, часть 9,
гл. 7):
"Что же мешает мне служить, лечить и
писать? Я думаю, не лишения и скитания, не
неустойчивость и частые перемены, а
господствующий в наши дни дух трескучей фразы...
вот это самое: заря грядущего, построение нового
мира, светочи человечества”.
( Уход со службы, часть 13, гл. 16):
"...на поверку оказывается, что под мыслями
разумеется одна их видимость, словесный гарнир к
возвеличению революции и властей предержащих. И
я не мастер по этой части”. "И правда, я редко
ошибаюсь в определении болезни. Но ведь это и
есть ненавистная им интуиция, которой я якобы
грешу, целостное, разом охватывающее картину
познания”.
Выводы.
Изначально творчество и революция
равноценны, то есть стихийны, не поддаются
изучению, измерению. Но то, во что превращают
революцию, вступает в противоречие с
творчеством. Живаго - поэт и творческий врач,
часто действует интуитивно, то есть так, как не
может разум.
А кругом с него требуют плана,
объяснения, схемы, мертвечины. Вступают в
противоречие жизнь, стихия и схема, "полёта
вольное упорство” и "казённая землемерша” -
смерть. Отсюда ощущение своей ненужности.
Вторая группа проблем для
обсуждения в классе:
- человек и мир;
- человек и история;
- природа, жизнь человека в природе и антитеза
этой жизни;
- жизнь и смерть.
Ученики заранее получают задание
найти в главах авторский взгляд на эти вопросы.
Нравственно-философские проблемы при
обсуждении могут быть объяснены следующими
строками поэта:
Опять трубить, и гнать, и звякать,
И мякоть в кровь поря - опять
Рождать рыданье, но не плакать,
Не умирать, не умирать.
ЧЕЛОВЕК И МИР
Работа идёт с текстом по комплексу
вопросов.
Как соотносятся эти понятия? Что
первично?
( Панихида по Анне Ивановне, часть
3, гл. 15):
"...Юра занимался древностью и законом
Божьим, преданиями и поэтами, науками о прошлом и
природе, как семейной хроникой родного дома, как
своей родословной... все вещи были словами его
словаря. Он чувствовал себя стоящим на равной
ноге со вселенною... он слушал заупокойную службу
как сообщение, непосредственно к нему обращённое
и прямо его касающееся... и ничего общего с
набожностью не было в его чувстве
преемственности по отношению к высшим силам
земли и неба, которым он поклонялся как своим
великим предшественникам”.
Выводы.
По мнению автора, человек равен тому
миру, в котором он живёт, в его отношении нет
ничего набожного, для человека нет ничего
недоступного. Он относится "к силам земли и
неба” как к "своим великим предшественникам”.
Таким образом:
я = всем = миру
я - целое с миром.
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ
(Юра Живаго и дядя, часть 3, гл. 2):
"Юра понимал, насколько он обязан дяде
общими свойствами своего характера.
Николай Николаевич жил в Лозанне. В
книгах, выпущенных им там по-русски и в переводах,
он развивал свою давнишнюю мысль об истории как о
второй вселенной, воздвигаемой человечеством в
ответ на появление смерти с помощью явлений
времени и памяти”.
(После отъезда Лары, часть 14,
гл. 15):
"...то, что называется ходом истории, он
представляет себе... наподобие жизни
растительного царства... Лес не передвигается, мы
не можем его накрыть, подстеречь за переменою
места. Мы всегда застаём его в неподвижности. И в
такой же неподвижности застигаем мы вечно
растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих
превращениях жизнь общества, историю”.
Выводы.
По Пастернаку, человек застаёт
исторический процесс только на каком-то этапе.
"История - вторая вселенная, которую воздвиг
человек в ответ на явление смерти с помощью
явлений времени и памяти”.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Как связаны доктор и окружающий мир?
Кто в его воображении сливается с
деревьями, стихией, ветками и так далее?
( Доктор в Мелюдеево, часть 5,
гл. 6):
"Всё кругом бродило и всходило на
волшебных дрожжах существования. Восхищение
жизнью, как тихий ветер, широкой волной шло не
разбирая куда по земле и городу, через стены и
заборы, через древесину и тело, охватывая теплом
всё по дороге”.
( Дневник в Варыкино, часть 9,
гл. 8):
"Первые предвестия весны, оттепель.
Воздух пахнет блинами и водкой, как на масляной,
когда сам календарь как бы каламбурит. Сонно,
масляными глазками жмурится солнце в лесу, сонно,
ресницами им щурится лес, маслянисто блещут в
полдень лужи. Природа зевает, потягивается,
переворачивается на другой бок и снова
засыпает”.
( В партизанском отряде, часть 11,
гл. 7):
"Юрий Андреевич с детства любил
сквозящий огнём зари вечерний лес. В такие минуты
точно и он пропускал сквозь себя эти столбы
света. Точно дар живого духа потоком входил в его
грудь, пересекал всё его существо и парой крыльев
выходил из-под лопаток наружу... «Лара!» - закрыв
глаза, полушептал или мысленно обращался он ко
всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему
расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому
пространству”.
( Уход из отряда, часть 12, гл. 9):
"Она была наполовину в снегу,
наполовину в обмёрзших листьях и ягодах, и
простирала две заснеженные ветки вперёд
навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки
Лары, круглые, щедрые, и, ухватившись за них,
притянул дерево к себе. Словно сознательным
ответным движеньем рябина осыпала его снегом с
головы до ног...”
Выводы.
По мнению автора, природа - волшебство,
когда человек понимает её, он понимает жизнь.
Доктору, а следовательно и автору, интересно всё
окружающее, он всегда в ладу с природой. Свет мира
входит в его грудь, от этого вырастают крылья, он
может творить. Он часто чувствует, что Лара - это
продолжение природы, чувствует, что стремление к
ней - стремление к жизни. Поэтому и его уход из
отряда - не предательство, а уход к жизни. И потеря
Лары для него равносильна потери жизни.
Что является антитезой жизни в
природе?
Где кончается жизнь Ю.Живаго?
Рельсы, трамвайные и железнодорожные
пути, урбанистическая культура. В этом
Б.Л. Пастернак традиционен, вспомним
Н.Гумилёва и его «Заблудившийся трамвай»:
Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён...
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вывеска... кровью налитые буквы
Гласят - зеленная, - знаю, тут
Вместо капусты и брюквы
Мёртвые головы продают.
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОТНОШЕНИЯ
С ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ
1. Кончается ли роман со смертью
Ю.А. Живаго? Что в конце?
- Роман продолжается, рассказывая о
жизни Тани, дочери Лары, но заканчивается всё же
не этим, а стихами.
2. Как вы думаете, почему?
- Стихи - то, что не может умереть.
3. Цикл стихов Ю.Живаго открывается
стихотворением «Гамлет». Прочитайте. Почему оно
носит такое название?
- Оно решает "вечную” проблему о том,
как жить, поднят гамлетовский вопрос: "быть или
не быть”.
Какова основная мысль?
- Человек в жизни должен сам пройти
свой крестный путь и выпить чашу до дна.
4. Заключительное стихотворение -
«Гефсиманский сад» (перед чтением учитель даёт
справку и читает отрывок из Евангелия).
Что общего есть в первом и последнем
стихотворении цикла?
- Основная мысль, объединяющая оба
стихотворения, - достижение бессмертия через
христианскую идею страданий и крестного пути.
Кроме того, можно попросить ребят
найти в других стихотворениях взгляд Ю.Живаго на
эту проблему.
5. Взгляды автора и лирического героя
на эту проблему в романе.
( Живаго у постели больной Анны
Ивановны, часть 3, гл. 3):
"...сколько ни припомните, вы всегда
заставали себя в наружном, деятельном
проявлении, в делах ваших рук, в семье, в других.
Человек в других людях и есть душа человека...
Смерти не будет, говорит Иоанн Богослов... потому
что прежнее прошло... потому что это уже видали... а
теперь требуется новое, а новое есть жизнь
вечная”.
( "Тифозный час” доктора, часть 6,
гл. 15):
"И две рифмированные строчки
преследовали его:
Рады
коснуться
и
Надо проснуться.
Рады коснуться и ад, и распад, и
разложение, и смерть, и, однако, вместе с ними рада
коснуться и весна, и Магдалина, и жизнь. И - надо
проснуться. Надо проснуться и встать. Надо
воскреснуть”.
( Дневник в Варыкино, часть 9,
гл. 7):
"Каждый родится Фаустом, чтобы всё
обнять, всё испытать, всё выразить”.
( После боя на поляне, часть 11,
гл. 4):
"В псалме говорится: Живый в помощи
Вышнего. В грамотке это стало заглавием заговора:
«Живые помощи»... Футлярчик был полураскрыт. Из
него вывалилась сложенная бумажка. Доктор
развернул её и глазам своим не поверил. Это был
тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во
всей своей славянской подлинности”.
( У Ларисы перед письмом от Тони,
часть 13, гл. 17):
"Что-то сдвинулось в мире. Кончился
Рим, власть количества... Вожди и народы отошли в
прошлое. Личность, проповедь свободы пришла им на
смену. Отдельная человеческая жизнь стала Божьей
повестью, наполнила своим содержанием
пространство вселенной”.
Выводы.
По Пастернаку, человек осознаёт себя
лишь в жизни других или в том, что оставляет после
себя. Следовательно, он изначально не может
умереть, а живёт вечно.
Жизнь просто так не даёт ничего,
поэтому каждого в жизни ждут его собственные
страсти, страдания. Лишь пройдя их, он может
надеяться на воскрешение. Жизнь - дар всем, без
различия классов и каст, это объединяет всех. Она
наполнила содержанием вселенную и даёт смысл
всему. По мнению автора, понятие жизни одного
человека и жизни народов уравновешены.
В качестве итоговой работы
предлагаются сочинения на темы:
1. «Смерти не будет...» (по роману
Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Место стихотворений Ю.Живаго в художественной
структуре романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Революция и гражданская война в судьбе русской
интеллигенции в романе.
4. Женские образы и их роль в романе Б.Пастернака
«Доктор Живаго».
|