Пятница, 02.12.2016, 22:52

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н.В. Гоголь. «Портрет». Урок в 8-м классе

Эпиграфом к уроку служит изречение Т.Драйзера: "Искусство — это нектар души, собранный в трудах и муках”. К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических произведений становились ранимые люди искусства, нередко презираемые и не понятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников XIX века складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

"Без горького, постоянного труда не бывает художников”, — замечает И.Тургенев. Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны — труд, служение искусству, бедность, с другой — деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдём в первой части гоголевского «Портрета».

Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живёт.

Перед нами нищий художник, который "с самоотвержением предан своему труду”.

Какие перспективы открываются перед ним? О чём предупреждает его профессор?

(Чтение сцены беседы Чарткова с профессором.)

Несомненно, Чартков — "художник с талантом, пророчившим многое”. Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоёвывая славу и богатство рисованием "модных картинок за деньги”. "Терпи”, — даёт он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

"...Иногда становилось ему досадно, когда... даже вовсе не живописец по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал... завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача-живописца... бросить всё и закутить с горя назло всему”.

С одной стороны, можно понять по-человечески тяготы жизни молодого художника, а с другой — на нём печать таланта, бремя которого он обязан нести с достоинством. Служа высоким целям искусства, Чартков должен быть сам чист душой.

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: "мишурные рамы”, "фламандский мужик с трубкою и выломанною рукой, похожий... на индейского петуха в манжетах” и тому подобное.

Какого же мнения об этих работах художник?

"Одни и те же краски, та же манера... принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку...”

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображённого человека. Но особенно притягательны глаза старика, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Сон художника — фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.

Проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего свёрток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. Учащиеся работают с текстом, находят ключевые слова: "...вперился весь в золото, глядя неподвижно...”, "судорожно схватил, полный страха...” и так далее.

Сон оборачивается явью. Деньги случайно обнаруживаются в рамке портрета. Как распоряжается этими деньгами художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашёл к портному, затем, не торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокатился в коляске и так далее.

Чартков заботится о своих удовольствиях. В нём начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспечённого живописца, любуется собой, разглядывая своё отражение в зеркалах.

Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойдённым мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело. Чартков заявляет, что "прежним художникам уже чересчур много приписано”, а "гений творит смело, быстро”. Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме-заказчице, уж слишком долго, но "скоро он... сам начал дивиться чудной быстроте... своей кисти”. Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

"Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...”, "...кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определённые, давно изношенные формы...” Пусть учащиеся сопоставят эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины — бездарная мазня, совершенно далёкая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: "Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил”. Художник перерождается в скрягу "с мертвецом вместо сердца”.

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней "пошлое суждение зачерствелых художников”? Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, "как отшельник, погрузился в труд”. Он достойно прошёл жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в "чистое, непорочное, прекрасное, как невеста”, произведение искусства.

Что погубило Чарткова?

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.

Каковы ужасные последствия его гибели как художника?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал всё "лучшее, что только производило художество”. "Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель”. Ужасает полная деградация личности художника.

Чем же стал этот дьявольский портрет в жизни художника?

Искушением, серьёзным жизненным испытанием, которого он не сумел пройти. (Желательно обратиться к словарю и разъяснить лексическое толкование слов "искушение”, "искус”.)

Кто же в этом виноват?

Сам человек виноват в том, что с ним происходит.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник?

(Подведение итогов сказанному на уроке, обращение к эпиграфу, в котором и отражается главная мысль рассуждений.)

Домашнее задание. Прочитать вторую часть повести, подумать над ответами на вопросы по учебнику-хрестоматии «В мире литературы. 8-й класс».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (22.11.2012)
Просмотров: 3109 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 3.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0