Пятница, 26.04.2024, 21:55


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»

Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».

Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.

Следующий этап урока — беседа по тексту стихотворения.

— Кто является главным героем этого стихотворения?

— Почему главный герой не один капитан, а капитаны?

В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он "собран” из разных лиц и людей... Такой образ называют собирательным или обобщённым.

— Как выглядит герой произведения?

В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие — в словаре.

— Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?

Записываем: капитаны — "открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали "мальстрёмы и мель”, они любят "дерзостные”, то есть опасные, пути, они "не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.

— Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)

В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.

"Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух... Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю... Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.

— Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?

Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, "заражают” читателя романтикой дальних странствий.

— Определите художественное пространство стихотворения.

Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес — пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.

— Найдите в стихотворении "цветовые” слова. Почему их там много?

Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск "многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка — эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.

— Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?

1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.

2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь "иглой на разорванной карте”.

3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.

4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.

5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.

6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.

7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.

Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная "мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.

Следующий этап работы — определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.

В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (26.11.2012)
Просмотров: 6174 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0