Урок оформлен фотопортретом поэта
(Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото
М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к
стихотворению «Дождь».
Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в
сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар
Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914
года записывается добровольцем и служит
прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях
он был награждён двумя солдатскими
Георгиевскими крестами. Но отклики на войну
занимают в этой книге очень мало места. В
«Колчане» мы словно читаем дневник, в котором
искренне и драматично раскрывается душа поэта,
который, несмотря на весь трагизм реальной жизни,
по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.
Стихотворение необычно уже тем, что на фоне
стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя»,
«Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и
вошедших в этот сборник, оно выглядит самым
русским, скорее "петербургским”
стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.
Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной
лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м
классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта,
А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки
работы над текстом такого плана уже
сформированы.
Стихотворение читаем выразительно дважды,
можно сопоставить чтение двух учеников, кто
прочитал более эмоционально, какой вариант
чтения больше пришёлся по душе слушателям,
почему.
На втором этапе урока совмещаем работу с
текстом по вопросам, словарную работу и записи в
тетрадь.
Вопросы для анализа
— Каким предстаёт мир с точки зрения
лирического героя стихотворения?
Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и
идёт дождь ("ничто в нём не поблёкло”). Этот мир
открыт герою, это родной мир, который его радует:
"ничто... не сделалось чужим”. Лирический герой
смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно.
Это важная художественная деталь текста, так как
окно — это граница между человеком и миром, в
какой-то степени искажающая реальную картину.
— Как забрызганное окно изменяет картину
мира?
Зелень выглядит "чуть зловещей”.
Необычный эпитет, который можно отнести скорее к
живому существу, чем к природному миру. Во втором
катрене есть цветовая оппозиция: зловещая
зелень — кровавые розы. Оппозиция
подчёркивает яркость и неоднозначность мира за
окном.
— Каково значение образа капель в третьей
строфе?
Капли, как живые, "плещутся и бормочут”. Кроме
олицетворения, в третьей строфе есть ещё и
необычное сравнение: капли сравниваются с
монашенками, которые в часы вечерни поют псалом
"торопливым голоском”. Это звуковой образ, он
построен на сходстве: плеск капель напоминает
песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это
сходство. Образ капель-монашенок, сменивший
зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё
раз подчёркивает многоликость и неоднозначность
мира за окном.
— Что странного можно увидеть в четвёртой
строфе?
Строфа начинается странно: "Слава, слава небу в
тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения
обычного читателя, прославить солнце и
безоблачное небо. Для лирического героя
дождь — это начало новой жизни: он дождливое
небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду,
новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то
вместо рыб видит среди воды стволы деревьев,
растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется,
что деревья движутся, "мечутся” в мутной воде,
словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным
движением, размытая, словно акварель, метафора
удивительно красива. Это образ достоверный, но в
то же время и сказочный, чудесный, как и весь
поэтический мир Н.Гумилёва.
— Какие "волшебные” образы появляются в
последней строфе? Как они связаны с дождём?
Образ воды, реки порождает другой, связанный с
ним призрачный образ — гиблого омута и
волшебной мельницы. Эти образы, равно как и
"ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому
герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в
этих чудесах "повинен” дождь.
— Как образ души (два заключительных стиха)
связан с предыдущим текстом и какова его роль?
Душа героя названа "несчастнейшей из
пленниц”. Пленница — женщина, находящаяся
в плену, лишённая свободы. Слово пленница
этимологически родственно слову пелена —
покров, то, что закрывает, заволакивает.
Реальная картина мира для героя закрыта
пеленой дождя. Душа каждого человека всегда
пленница чувств, предрассудков, морали. Душа
всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда
несчастна. Но легче и вольней той душе, которая
верит в сказку, которая за пеленой дождя видит
чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие
деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.
Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны
Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт
работал над сборником «Жемчуга», он был молод,
очарован романтикой дальних странствий. Время
создания сборника «Колчан» — это смутное и
суровое время для Гумилёва: война, личная драма
(разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он
учится ценить жизнь в самых разных её
проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому
теперь его стихи наполнены внутренней душевной
сосредоточенностью.
Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень
несхожи, в том и в другом главный мотив — это
отношение к жизни как к священному дару, вера в
то, что жизнь человека на земле не бессмысленна. |