Цели урока.
Литература.
1. Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю.
Лермонтова, ее художественными особенностями, отработка навыка анализа лирического
произведения, повторение понятий.
2. Развитие речи учащихся. Работа над
выразительным чтением.
3. Выяснение авторской идеи о благотворном
воздействии молитвы на душу человека.
Основы православной культуры.
1.Уяснение смысла и цели молитвы как духовного делания по очищению души,
установлению Богообщения.
2. Знакомство с православными молитвами,
традиционно любимыми русским народом, с духовными песнопениями, православными
иконами. Оборудование:
компьютер, проектор, экран для демонстрации компьютерной презентации.
Ход урока.
I.Слово учителя. Беседа.
Проецирование 1-3 слайда (Тема, цель урока).
Целью нашего урока является обсуждение художественных особенностей молитвы как жанра
поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение православного
понимания молитвы.
- А
для начала выясним, что же такое молитва в вашем понимании.
(Ответы
учеников).
Обобщение учителя.
Проецирование 4 слайда
Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все
от Бога: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому в
радости, и в печали, и в нужде мы должны
обращаться к Богу с молитвой.
Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями души», так как искренняя молитва
возносит сердце человека выше небес.
Проецирование 5 слайда
Молитва – это и духовное делание. Христианин, молясь, должен все свои душевные силы
собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы.
Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что
молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы
нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.
Проецирование 6 слайда.
«Молитвы – крепость телу, благоденствие дому,
благоустройство городу, могущество
царству ... Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы»
Святой Ефрем Сирин.
Молились не только о личном благоденствии, молились
за близких, молились за родину в трудные
для России времена. Соборная молитва звучала во всех храмах России. Это
было во время французского нашествия 1812 года и во время Великой Отечественной
войны.
Проецирование
7 слайда
- Какие
бывают молитвы?
( Хвалебные, благодарственные, просительные.)
- Чем они
различаются?
А теперь давайте послушаем молитву « Отче наш»
(музыка П.Чеснокова) в исполнении
мужского хора Самарской Православной Духовной
Семинарии.
-
Многие ребята знают эту молитву, которую еще называют молитвой Господней, наизусть. Как же вы понимаете
ее смысл?
- К
кому обычно обращены молитвы?
(К Богу. К Пресвятой
Богородице. К Святым.)
II.
Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г., «Молитва»1839г.
1.
Обратимся теперь к русской литературе. Вспомним основные понятия теории
литературы, о которых пойдет речь при анализе стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Проецирование 8 слайда (Портрет М.Ю.Лермонтова).
- Какие
три рода литературы вам известны?
(Литературный род – большая группа литературных
произведений, которые объединяются общими, исторически повторяющимися, т.е. типологическими
свойствами. Среди них – общность объекта изображения. Объект изображения эпоса
– событие, драмы – действие, лирики – чувство.)
- Что такое жанр литературы?
( Жанр (фр.
род, вид) – исторически повторяющийся вид литературных произведений.)
-
Назовите жанры лирики.
(Послание, элегия, мадригал, ода, эпиграмма и др.)
Среди
перечисленных лирических жанров мы в словарях литературоведческих терминов не
найдем жанра молитвы.
Богоборческая
власть после революции 1917года объявила войну религии, которую
иначе, как «опиумом для народа» не называли. Потому и о жанре таком нет упоминания в советском литературоведении.
А
ведь вся русская классическая литература проникнута христианскими идеалами
добра, милосердия и любви. И в творчестве лучших писателей 19, да и 20 века обязательно есть жанр
молитвы, тема Богообщения. Ее мы встретим и у А.С.Пушкина, и у Ф.И Тютчева, и у
И.А.Бунина, и у Б.Л.Пастернака, и у Б.Ш.Окуджавы. Не обошел эту тему в своем
творчестве и М.Ю.Лермонтов.
2.
Чтение и анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г.
Мы сейчас с вами прочитаем стихотворение
«Молитва», написанное в 1837 году и посвященное, по-видимому, Варваре
Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой
поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил.
Проецирование 9 слайда (Портрет В.А.Лопухиной)
(Отпечатанное
стихотворение раздается на каждую парту).
Чтение
стихотворения учителем.
-
Понравилось ли вам это стихотворение?
Проецирование 10 слайда (Богоматерь Почаевская )
- Каким
чувством оно проникнуто?
- К кому
обращено это стихотворение? (К Матери Божией).
- Как еще
называет лирический герой Матерь Божию? («Теплой
Заступницей мира холодного».)
- Какой
художественный прием употреблен в этой строке и почему?
Проецирование
11 слайда
(Антитеза.
Мир божественный, теплый дает душе надежду и покой.
А мир земной холоден, так как постоянно отрывает
человека от мира горнего, высшего,
соблазняет, искушает и делает одиноким в Богоотступничестве.)
- Что же
просит для «девы невинной» лирический герой?
(«Молодость
светлую», «старость спокойную», «сердцу
незлобному мир упования»).
- Какие
художественные приемы использует Лермонтов для передачи чувств лирического героя?
(Антитеза:
молодость – старость. Но противоречие снимается эпитетами, подобранными
к этим антонимам: «светлую», «спокойную» - это слова одной эмоциональной окраски. Жизнь, пронизанная
светом Божественной любви, и в
старости остается наполненной высшим смыслом.)
Проецирование
12 слайда
- Что же
такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини?
(Мир души,
которая все надежды в радости, горести, в испытании возлагает на Бога.
Не ропщет. Все принимает с терпением и благодарностью.)
- Верит ли
лирический герой стихотворения в вечную жизнь?
Как вы
это поняли?
Проецирование 13 слайда (Текст молитвы «Царице моя
Преблагая»)
Давайте послушаем духовное песнопение молитвы «Царице моя Преблагая»
Проецирование
14-15 слайда
- Как вы
думаете, чем отличается молитва лирического героя от
молитвы,
услышанной нами?
(В молитве
«Царице моя Преблагая» просят о собственной защите.
Лирический
герой просит не о себе.) - Почему лирический герой не просит о собственной защите?
- Как говорит он о своей душе?
(«Не за свою молю душу пустынную,
За
душу странника в свете безродного».)
- Какие
художественные средства помогают понять состояние души
лирического
героя?
(Эпитеты
«пустынную», «безродную».)
- Как
эпитеты раскрывают образ лирического героя?
(Вселенское одиночество героя. Душа без Бога теряет родство
со всем
живым.)
3. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»
1839г.
Обратимся
к стихотворению «Молитва» 1839
г., уже известному нам.
(Чтение
наизусть стихотворения подготовленным учеником.)
Проецирование 16 слайда
- Как
изменилось настроение лирического героя второго стихотворения?
- Какие
художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто
стихотворение?
(Эпитеты:
«молитву чудную», «сила благодатная», «созвучье слов живых», « святая прелесть».
Сравнение:
«с души, как бремя скатится».
Метафоры:
«дышит прелесть», «бремя скатится».)
- Как вы понимаете слово прелесть?
Проецирование 17 слайда
(Для светского человека «прелесть – это
очарование, обаяние, привлекательность;
приятные, пленяющие явления», так объясняется
это слово в «Словаре русского языке» С.И. Ожегова.
Для
православного же христианина прелесть - это обольщение, хитрость, обман, ложь;
состояние ложного духовного самосознания.
Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая».
Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон. О подмене понятий в
светской жизни мы еще не раз будем говорить на уроках Основ православной
культуры.)
Проецирование 18 слайда (Икона Божией Матери
«Умиление Серафимо-Дивеевская»)
(Лирический
герой второго стихотворения не кажется
одиноким странником. Он обрел веру, и
душа его не «пустынна», она заполнена
Благодатью Божией при обращении к молитве.) Проецирование 19 слайда
Стихотворение написано для Марии Александровны
Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова: « Машенька велела ему молиться, когда у него
тоска. Он ей обещал и написал эти
стихи».
- Чем это
стихотворение близко сердцу верующего человека?
Проецирование 20 слайда
Чтение текста слайда
«Люблю я молиться в храме Божием, …в молитве
покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так
легко, … и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я
оживаю в Боге и для Бога, для одного Бога». Святой Праведный Иоанн
Кронштадтский.
III. Заключительный этап
урока.
Сегодня мы
вели серьезный разговор о том, чем является молитва для
верующего
человека, для лирического героя стихотворений М.Ю.
Лермонтова,
каковы черты молитвы как жанра поэзии.
Давайте подведем итоги.
Проецирование 21 слайда
- Каковы
особенности молитвы как жанра лирики?
(Молитва -
это стихотворение, в котором лирический герой
обращается к Богу, Божией Матери, ставит
важнейшие вопросы
бытия
и находит ответы на них в Богообщении).
- Что
такое молитва для любого верующего человека?
(Молитва
– это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей
земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни
человека – обожение, достижение святости. А эта высокая, благородная, хотя и
труднодостижимая цель невозможна без молитвы).
Домашнее задание.
Литература. Написать сочинение – миниатюру на тему
«Мое любимое стихотворение М.Ю.
Лермонтова». Основы
православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?» ПРЕЗЕНТАЦИЮ К УРОКУ ИЩИТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ |