Пятница, 26.04.2024, 03:54


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Молитва как жанр в поэзии М.Ю. Лермонтова. Молитва как духовное делание, как беседа с Богом для верующего человека

Цели урока.

      Литература.

1. Знакомство с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, ее художественными особенностями, отработка навыка анализа лирического произведения, повторение понятий.

2. Развитие речи учащихся. Работа над выразительным чтением.

3. Выяснение авторской идеи о благотворном воздействии молитвы на душу человека.

       Основы православной культуры.

1.Уяснение смысла и цели молитвы как  духовного делания по очищению души, установлению Богообщения.

2. Знакомство с православными молитвами, традиционно любимыми русским народом, с духовными песнопениями, православными иконами.

 Оборудование: компьютер, проектор, экран для демонстрации компьютерной презентации.

 Ход урока.

I.Слово учителя. Беседа.

Проецирование 1-3 слайда (Тема, цель урока).

      Целью нашего урока является обсуждение  художественных особенностей молитвы как жанра поэзии М. Ю. Лермонтова, а также уяснение  православного  понимания молитвы.

     - А для начала выясним, что же такое молитва в вашем понимании.

       (Ответы учеников).

        Обобщение учителя.

Проецирование 4 слайда

    Молитва – это наша беседа с Богом. У нас все от Бога: жизнь, способности, здоровье, пища – все дается Богом. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы  должны обращаться к Богу с молитвой. 

          Что кровь для тела, то молитва для души. Молитву называют «крыльями         души», так как искренняя молитва возносит сердце человека выше небес.

Проецирование 5 слайда

Молитва – это и духовное делание. Христианин, молясь, должен все свои душевные силы собрать воедино, глубоко сосредоточившись в себе и вдумываясь в слова молитвы. Нужно принуждать себя молиться, ободряя свой унылый и ленивый дух тем, что молитва тем ценнее в очах Божиих, чем труднее она дается. Во время молитвы нужно иметь, прежде всего, смирение и сердечное сокрушение о своих грехах.

Проецирование 6 слайда.

       «Молитвы – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству ... Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы» Святой Ефрем Сирин.

Молились не только о личном благоденствии, молились за близких, молились за родину в трудные для России времена. Соборная молитва звучала во всех храмах России. Это было во время французского нашествия 1812 года и во время Великой Отечественной войны.

  Проецирование 7 слайда

 - Какие бывают молитвы?

   ( Хвалебные, благодарственные, просительные.)

 - Чем они различаются?

    А теперь давайте послушаем молитву « Отче наш» (музыка  П.Чеснокова) в исполнении мужского хора Самарской Православной   Духовной Семинарии.

     - Многие ребята знают эту молитву, которую еще называют молитвой      Господней, наизусть. Как же вы понимаете ее смысл?

     - К кому обычно обращены молитвы?

  (К Богу.  К Пресвятой  Богородице. К Святым.)

     II. Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г., «Молитва»1839г.

         1. Обратимся теперь к русской литературе. Вспомним основные понятия теории литературы, о которых пойдет речь при анализе стихотворений  М.Ю. Лермонтова.

Проецирование 8 слайда (Портрет М.Ю.Лермонтова).

     - Какие три рода литературы вам известны?

(Литературный род – большая группа литературных произведений, которые объединяются общими, исторически повторяющимися, т.е. типологическими свойствами. Среди них – общность объекта изображения. Объект изображения эпоса – событие, драмы – действие, лирики – чувство.)

     - Что такое жанр литературы?

 ( Жанр (фр. род, вид) – исторически повторяющийся вид литературных произведений.)

    - Назовите жанры лирики.

(Послание, элегия, мадригал, ода, эпиграмма и др.)

       Среди перечисленных лирических жанров мы в словарях литературоведческих терминов не найдем жанра молитвы.          

Богоборческая  власть после революции 1917года объявила войну религии,   которую иначе, как «опиумом для народа» не называли. Потому и о жанре  таком нет упоминания  в советском литературоведении.

        А ведь вся русская классическая литература проникнута христианскими         идеалами добра, милосердия и любви. И в творчестве лучших писателей  19, да и 20 века обязательно есть жанр молитвы, тема Богообщения. Ее мы встретим и у А.С.Пушкина, и у Ф.И Тютчева, и у И.А.Бунина, и у Б.Л.Пастернака, и у Б.Ш.Окуджавы. Не обошел эту тему в своем творчестве и М.Ю.Лермонтов.

        2. Чтение и анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва» 1837г.

Мы сейчас с вами прочитаем стихотворение «Молитва», написанное в 1837 году и посвященное, по-видимому, Варваре Алексеевне Лопухиной, давней знакомой М.Ю.Лермонтова, женщине духовно близкой поэту, которую, по мнению исследователей, он искренне любил.

Проецирование 9 слайда (Портрет В.А.Лопухиной)

        (Отпечатанное стихотворение раздается на каждую парту).

 Чтение стихотворения учителем.

    - Понравилось ли вам это стихотворение?

Проецирование 10 слайда  (Богоматерь Почаевская )

 - Каким чувством оно проникнуто?

 - К кому обращено это стихотворение?    (К Матери Божией).

  - Как еще называет лирический герой Матерь Божию?   («Теплой Заступницей мира холодного».)

  - Какой художественный прием употреблен в этой строке и почему?  

 Проецирование 11 слайда  

  (Антитеза. Мир божественный, теплый дает душе надежду и покой.

  А мир земной холоден, так как постоянно отрывает человека от мира горнего, высшего, соблазняет, искушает и делает одиноким в  Богоотступничестве.)

  - Что же просит для «девы невинной» лирический герой?

  («Молодость светлую»,   «старость спокойную», «сердцу незлобному  мир упования»).

   - Какие художественные приемы использует Лермонтов для передачи чувств лирического героя?

  (Антитеза: молодость – старость. Но противоречие снимается эпитетами, подобранными к этим антонимам: «светлую», «спокойную» - это слова  одной эмоциональной окраски. Жизнь, пронизанная светом Божественной  любви, и в старости остается наполненной высшим смыслом.)

 Проецирование 12 слайда  

  - Что же такое, на ваш взгляд, «мир упования», который нужен сердцу лирической героини?

  (Мир души, которая все надежды в радости, горести, в испытании возлагает  на Бога. Не ропщет. Все принимает с терпением и благодарностью.)

   - Верит ли лирический герой стихотворения в вечную жизнь?                        

    Как вы это поняли?

Проецирование 13 слайда (Текст молитвы «Царице моя Преблагая»)

Давайте послушаем духовное песнопение молитвы  «Царице моя Преблагая»

   Проецирование 14-15 слайда

 - Как вы думаете, чем отличается молитва лирического героя   от   

           молитвы, услышанной нами?

 (В молитве «Царице моя Преблагая» просят о собственной защите.

  Лирический герой просит не о себе.)   - Почему лирический герой не просит    о собственной защите?

  - Как говорит он о своей душе?

    («Не за свою молю душу пустынную,

       За душу странника в свете безродного».)

  - Какие художественные средства помогают понять состояние души  

    лирического героя?

   (Эпитеты «пустынную», «безродную».)

  - Как эпитеты раскрывают образ лирического героя?

    (Вселенское одиночество героя. Душа без Бога  теряет родство

    со  всем  живым.)

3. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» 1839г.

   Обратимся к стихотворению «Молитва» 1839 г., уже известному нам.

      (Чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником.)

Проецирование 16 слайда

 - Как изменилось настроение лирического героя второго стихотворения?      

 - Какие художественные приемы помогают создать светлое настроение, которым проникнуто стихотворение?

 (Эпитеты: «молитву чудную», «сила благодатная», «созвучье слов живых», « святая прелесть».

 Сравнение: «с души, как бремя скатится».         

 Метафоры: «дышит прелесть», «бремя скатится».)

   - Как вы понимаете слово прелесть?  

Проецирование 17 слайда

       (Для светского человека «прелесть – это очарование, обаяние,  привлекательность; приятные, пленяющие явления», так объясняется  это слово в «Словаре русского языке» С.И.  Ожегова.

   Для православного же христианина прелесть - это обольщение, хитрость, обман, ложь; состояние ложного духовного самосознания.  Поэтому к слову прелесть никак не может быть применим эпитет «святая». Это взаимопротиворечащие понятия, так называемый оксюморон. О подмене понятий в светской жизни мы еще не раз будем говорить на уроках Основ православной культуры.)

Проецирование 18 слайда (Икона Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевская»)

 (Лирический герой второго стихотворения  не кажется одиноким    странником. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена   Благодатью Божией при обращении к молитве.)

Проецирование 19 слайда 

Стихотворение написано для Марии Александровны Щербатовой. Вот как пишет об этом А.О. Смирнова:  « Машенька велела ему молиться, когда у него тоска.  Он ей обещал и написал эти стихи».

 - Чем это стихотворение близко сердцу верующего человека?

Проецирование 20 слайда 

Чтение текста слайда

«Люблю я молиться в храме Божием, …в молитве покаяния и умиления спадают с души моей терния узы страстей, и мне становится так легко, … и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для одного Бога». Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.

III. Заключительный этап урока.

  Сегодня мы вели серьезный разговор о том, чем является молитва для    

  верующего человека, для лирического героя стихотворений М.Ю.  

   Лермонтова, каковы черты молитвы как жанра поэзии.

   Давайте подведем итоги.

Проецирование 21 слайда 

 - Каковы особенности молитвы как жанра лирики?

  (Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой

  обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы                     

   бытия и  находит ответы на них в Богообщении).

  - Что такое молитва для любого верующего человека?

(Молитва – это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление  приблизиться к Отцу Небесному. Ибо цель жизни человека – обожение, достижение святости. А эта высокая, благородная, хотя и труднодостижимая цель невозможна без молитвы).

Домашнее задание.

Литература. Написать сочинение – миниатюру на тему «Мое любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова».

Основы православной культуры. Написать сочинение на тему «Что такое молитва для меня?»
ПРЕЗЕНТАЦИЮ К УРОКУ ИЩИТЕ НА НАШЕМ САЙТЕ
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (14.01.2012)
Просмотров: 6808 | Теги: открытый урок, скачать, конспект урока, презентация powerpoint, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0