Воскресенье, 05.05.2024, 13:53


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЛИРИКА ЛЕРМОНТОВА

Чтение стихотворения «Смерть Поэта» наи­зусть (оно предварительно было подготовлено дома).

Беседа с классом

  Да, Лермонтов скорбит о гибели дивного Гения, который был славой и гордостью России. Какими строч­ками было продолжено стихотворе­ние после похорон?

(16 последних строк. Слова Лермон­това звучат как прямое обвинение: «А вы, надменные потомки... Поэта праведную кровь!»)

  Битва за Пушкина, национальную гордость России, становится битвой за Родину. Битва против «надмен­ных потомков, известных подлос­тью прославленных отцов», продол­жается в стихотворениях «Как час­то, пестрою толпою окружен» и «Прощай, немытая Россия».

  Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» известно под дру­гим названием «1-е января 1840 г.». Оно написано под впечатлением то­го, что случилось с поэтом на вели­косветском балу. В стихотворении три части.                        

1-я часть — картина великосветско­го бала. Читаем: «Как часто, пес­трою толпою окружен... наружно погружаясь в их блеск и суету».

в мир воспоминаний о дорогих тархановских местах: «Ласкаю я в душе старинную мечту... Цветет на влаж­ной их пустыне».

3-я часть. В ней Лермонтов возвра­щается в чуждый ему мир. С грустью говорит, что приятные мечты о прошлом являются самообманом. 3-я часть написана на крайнем пре­деле гнева: «Когда ж, опомнившись, обман я узнаю... облитый горечью и злостью!..»

— Таким образом, в данных произве­дениях автор предстает перед нами как боец, человек, который не мо­жет быть пассивным к жизни, уле­тать мечтой в прошлое. Его ору­жие — поэтическое слово. Пользу­ясь оружием-словом, Лермонтов написал стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам — «голубым мундирам», и чувством го­речи патриота, упрекающего народ за послушание.

Чтение наизусть стихотворения «Прощай, немы­тая Россия».

VI. Работа над стихотворением «Родина»

Учитель. Если в стихотворении «Про­щай, немытая Россия» звучит чувство ненависти и находит отражение сати­рическое обличение господствующего класса, то в стихотворении «Родина» поэт выразил свою любовь к подлин­ной России, своей Отчизне. Стихотво­рение написано в 1841 г., незадолго до гибели Лермонтова.

Чтение стихотворения «Родина».

Беседа с классом:

  Как в первом шестистишии раскры­вается специфика патриотизма Лер­монтова?

(Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной».)

  Почему он употребляет такой эпи­тет?

(Потому что любовь обращена не к Российской державе, не к царю, не к официальной России, а к Рос­сии народной.)

  Как говорит поэт о своей любви к род­ной природе? Что в ней он любит? (...Степей холодное молчанье, Лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям... Проселочным путем любит скакать в телеге... Любит дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз. И на холме Средь желтой нивы чету белеющих берез...)

  Какие картины народной жизни вы­зывают «отрадные мечтанья» поэта?

(С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.)

  Почему «с отрадой, многим незна­комой»?

(Некоторым знаком только блеск петербургских салонов, но не нище­та деревень, в которых после неуро­жая 1839 г. крестьяне ели кровель­ную солому, а теперь наступила сравнительно благополучная жизнь: «Я вижу полное гумно* (признак достатка), избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно».)

  Что радует поэта? (Веселье народа:

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.)

  Лермонтовскую традицию мы уви­дим в стихах на тему родины и у Некрасова, и у Блока, Есенина, и в стихах К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?» и др.

А критик Н. Добролюбов позднее писал: «Лермонтов обладал, конеч­но, талантом и, умевший рано пос­тичь недостатки современного об­щества, умел понять и то, что спасе­ние от этого ложного пути находит­ся только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотво­рение «Родина», в котором он ста­новится решительно выше всех предрассудков патриотизма и пони­мает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Русские художники-пейзажисты то­же не были равнодушны к родине, к родной природе.

Демонстрация репродукций картин: И. Шишкина «На севере диком». «Разливы рек её, подобные морям», «Дебри», «Вечер­няя заря», «Дорога в лес», «Просека». «На бе­регу моря», Н. Дубовского «Притихло», А. Куинджи — художник — гордость мариупольцев написал картину «Березовая роща», И. Грабаря «Зимний пейзаж».

К стихам Лермонтова, как и к сти­хам, произведениям Пушкина, обра­щались музыканты. Драматические произведения Лермонтова положе­ны на музыку, а стихи стали роман­сами.

Звучит запись романса Е.   Шашиной  «Выхожу один я на дорогу»

VII.  Подведение итогов урока и оценивание

Проблема Родины и народа волновала Лермонтова, как и все образованное русское общество. Любовью к Родине даже когда сам поэт называет это чувство «странным» — наполнены многие поэтические строки Лермонтова.                                                    

Патриотизм Лермонтова — это любовь к русскому народу и к русской природе. (Запись вывода в тетрадь.)                    

VIII. Домашнее задание

1.   Как вы понимаете любовь к родине, как вы ее любите, какие вы патрио­ты, вы напишете в мини-сочинении «Что значит любить родину?».

2.   Выучите   наизусть   стихотворение «Дума» или «Родина».

(Творческая группа — по одному чело­веку на каждом ряду — помогает оце­нить товарищей за участие в диало­гах.)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (02.06.2012)
Просмотров: 2557 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0