Чтение стихотворения «Смерть Поэта» наизусть (оно
предварительно было подготовлено дома).
Беседа с классом
— Да, Лермонтов скорбит о гибели дивного Гения,
который был славой и гордостью России. Какими строчками было продолжено
стихотворение после похорон?
(16 последних строк.
Слова Лермонтова звучат как прямое обвинение: «А вы, надменные потомки...
Поэта праведную кровь!»)
— Битва за Пушкина, национальную гордость
России, становится битвой за Родину. Битва против «надменных потомков,
известных подлостью прославленных отцов», продолжается в стихотворениях «Как
часто, пестрою толпою окружен» и «Прощай, немытая Россия».
— Стихотворение «Как часто, пестрою толпою
окружен» известно под другим названием «1-е января 1840 г.». Оно написано под
впечатлением того, что случилось с поэтом на великосветском балу. В
стихотворении три части.
1-я часть — картина
великосветского бала. Читаем: «Как часто, пестрою толпою окружен... наружно
погружаясь в их блеск и суету».
в мир воспоминаний о
дорогих тархановских местах: «Ласкаю я в душе старинную мечту... Цветет на влажной
их пустыне».
3-я часть. В ней
Лермонтов возвращается в чуждый ему мир. С грустью говорит, что приятные мечты
о прошлом являются самообманом. 3-я часть написана на крайнем пределе гнева:
«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю... облитый горечью и злостью!..»
— Таким образом, в
данных произведениях автор предстает перед нами как боец, человек, который не
может быть пассивным к жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие —
поэтическое слово. Пользуясь оружием-словом, Лермонтов написал стихотворение
«Прощай, немытая Россия». Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам —
«голубым мундирам», и чувством горечи патриота, упрекающего народ за
послушание.
Чтение наизусть
стихотворения «Прощай, немытая Россия».
VI.
Работа над стихотворением «Родина»
Учитель. Если в
стихотворении «Прощай, немытая Россия» звучит чувство ненависти и находит
отражение сатирическое обличение господствующего класса, то в стихотворении
«Родина» поэт выразил свою любовь к подлинной России, своей Отчизне. Стихотворение
написано в 1841 г., незадолго до гибели Лермонтова.
Чтение стихотворения «Родина».
Беседа с классом:
— Как в первом шестистишии раскрывается
специфика патриотизма Лермонтова?
(Лермонтов называет
свою любовь к отчизне «странной».)
— Почему он употребляет такой эпитет?
(Потому что любовь
обращена не к Российской державе, не к царю, не к официальной России, а к России
народной.)
— Как говорит поэт о своей любви к родной
природе? Что в ней он любит? (...Степей холодное молчанье, Лесов безбрежных
колыханье, Разливы рек её, подобные морям... Проселочным путем любит скакать в
телеге... Любит дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз. И на холме Средь
желтой нивы чету белеющих берез...)
— Какие картины народной жизни вызывают
«отрадные мечтанья» поэта?
(С отрадой, многим
незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями
окно.)
— Почему «с отрадой, многим незнакомой»?
(Некоторым знаком
только блеск петербургских салонов, но не нищета деревень, в которых после
неурожая 1839 г. крестьяне ели кровельную солому, а теперь наступила
сравнительно благополучная жизнь: «Я вижу полное гумно* (признак достатка),
избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно».)
—
Что радует поэта? (Веселье народа:
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.)
—
Лермонтовскую традицию мы увидим в стихах на тему родины и у Некрасова,
и у Блока, Есенина, и в стихах К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги
Смоленщины?» и др.
А критик Н. Добролюбов
позднее писал: «Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь
недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого
ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его
удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится решительно выше
всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и
разумно».
Русские
художники-пейзажисты тоже не были равнодушны к родине, к родной природе.
Демонстрация репродукций картин: И.
Шишкина «На севере диком». «Разливы рек её, подобные морям», «Дебри», «Вечерняя
заря», «Дорога в лес», «Просека». «На берегу моря», Н. Дубовского «Притихло»,
А. Куинджи — художник — гордость мариупольцев написал картину «Березовая роща»,
И. Грабаря «Зимний пейзаж».
К стихам Лермонтова,
как и к стихам, произведениям Пушкина, обращались музыканты. Драматические
произведения Лермонтова положены на музыку, а стихи стали романсами.
Звучит запись романса Е. Шашиной
«Выхожу один я на дорогу»
VII. Подведение
итогов урока и оценивание
Проблема Родины и
народа волновала Лермонтова, как и все образованное русское общество.
Любовью к Родине — даже когда сам поэт называет это чувство «странным» —
наполнены многие поэтические строки Лермонтова.
Патриотизм Лермонтова
— это любовь к русскому народу и к русской природе. (Запись вывода в
тетрадь.)
VIII. Домашнее задание
1.
Как вы понимаете любовь к родине, как вы ее любите, какие вы патриоты,
вы напишете в мини-сочинении «Что значит любить родину?».
2.
Выучите наизусть стихотворение «Дума» или «Родина».
(Творческая группа — по одному человеку
на каждом ряду — помогает оценить товарищей за участие в диалогах.) |