I. Вступление
«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из
лучших рассказов: "Благодарю Бога, что он дал
мне возможность написать «Чистый
понедельник»".
II. Композиция
1. С ю ж е т и ф а б у л а:
– сюжет не совпадает с фабулой (о знакомстве
рассказывает герой).
2. К у л ь м и н а ц и я:
– Чистый понедельник (первый день Великого
поста), любовное соединение в первый день поста –
большой грех (мотив греха; о его красоте: "Змей
в естестве человеческом, зело прекрасном…"),
смысл заглавия.
3. В р е м я:
– устремлённость в будущее ("перемена",
"надежда на время");
– повторяемость ("всё то же", "и
опять");
– прошлое ("как тогда", "как тот") и
"прапамять":
"Какой древний звук, что-то жестяное и
чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа
ночи и в пятнадцатом веке";
– неоконченность (только начало «Лунной
сонаты»), начальность, новизна (новые цветы, новые
книги, новая одежда).
III. Основные мотивы
1. К о н т р а с т н о с т ь:
– темнота и свет (сумерки, вечер; собор,
кладбище – свет); мороз и тепло;
"Темнел московский серый зимний день,
холодно зажигался газ в фонарях, тепло
освещались витрины магазинов – и разгоралась
вечерняя, освобождающаяся от дневных дел
московская жизнь…";
– стремительность и покой.
2. Т е м а о г н я, ж а р а – ч у в с т в о ("горячий
дурман"):
– значение чувственного, физического;
– он – воплощение чувственного мира;
чрезмерное проявление чувства – грех ("Ох, не
убивайся, не убивайся так! Грех, грех!");
– любовь: мука и счастье, красота и ужас: "Всё
та же мука и всё то же счастье…";
– скоротечность любви (обманность: слова
Каратаева); невозможность брака.
3. Ф и з и ч е с к и й м и р:
– богатство, молодость;
– еда.
4. М о с к о в с к и е р е а л и и:
– объединение Запада и Востока (южное,
восточное в героях; Юг и Восток приравниваются:
"...что-то киргизское в остриях башен на
кремлёвских стенах", о бое часов на Спасской
башне: "И во Флоренции совсем такой же бой, он
там напоминает мне Москву…", "Москва,
Астрахань, Персия, Индия!"); картина того
времени: "капустники", Андрей Белый,
современная литература;
– движение – кабаки и "капустники":
"летел", "и раскачивающиеся санки";
кладбище, Ордынка – спокойствие, неторопливость:
"вошли", "шёл", "Только не шибко";
– он тороплив, она неспешна.
5. Н е п р и в л е к а т е л ь н о с т ь о к р у ж
а ю щ е г о м и р а:
– театральность, наигранность;
– пошлость мира (литература:
противопоставление "новых книг" босому
Толстому, Каратаев – "восточная мудрость",
преобладание Запада: "Ол райт",
"жёлтоволосая Русь", "противная смесь
сусального русского стиля и Художественного
театра");
– грядущая историческая трагедия, мотив
смерти: "кирпично-кровавые стены монастыря",
"светящийся череп".
6. Г л а в н ы е г е р о и р а с с к а з а:
– отсутствие имён (типизация);
– она:
а) таинственность, неразгаданность;
б) стремление к уединению;
в) вопрос к миру, удивление: "зачем", "не
понимаю", "вопросительно глядела", "кто
же знает", "недоумение"; финал – обретение
знания (знание = чувство): "видеть в темноте",
"почувствовать";
г) странность, "странная любовь";
д) она будто из другого мира: он не понимает её,
он ей посторонний (она говорит о нём в третьем
лице, любовная близость – жертва, ей это не нужно:
"Похоже было на то, что ей ничего не нужно");
е) чувство родины, её старины; Русь сохранилась
лишь в жизни, уход в монастырь – переход во
внешний мир.
7. К о л о р и т:
– красный, пурпурный и золотой (её платье,
вечерняя заря, купола);
– чёрный и белый (сумерки, ночь, огни, лампадки,
белые одежды поющих, её чёрные одежды);
8. П е с н я, з в у к.
9. Ф и н а л:
– письмо – разрушение надежд (традиционный
мотив);
– предопределение, судьба ("почему-то
захотелось");
– И. Тургенев, «Дворянское гнездо».
|