Четверг, 18.04.2024, 09:31


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конспект урока "Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник»"

I. Вступление

«Чистый понедельник» И.А. Бунин считал одним из лучших рассказов: "Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать «Чистый понедельник»".

II. Композиция

1. С ю ж е т  и  ф а б у л а:

– сюжет не совпадает с фабулой (о знакомстве рассказывает герой).

2. К у л ь м и н а ц и я:

– Чистый понедельник (первый день Великого поста), любовное соединение в первый день поста – большой грех (мотив греха; о его красоте: "Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…"), смысл заглавия.

3. В р е м я:

– устремлённость в будущее ("перемена", "надежда на время");

– повторяемость ("всё то же", "и опять");

– прошлое ("как тогда", "как тот") и "прапамять":

"Какой древний звук, что-то жестяное и чугунное. И вот так же, тем же звуком било три часа ночи и в пятнадцатом веке";

– неоконченность (только начало «Лунной сонаты»), начальность, новизна (новые цветы, новые книги, новая одежда).

III. Основные мотивы

1. К о н т р а с т н о с т ь:

– темнота и свет (сумерки, вечер; собор, кладбище – свет); мороз и тепло;

"Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающаяся от дневных дел московская жизнь…";

– стремительность и покой.

2. Т е м а о г н я, ж а р а – ч у в с т в о ("горячий дурман"):

– значение чувственного, физического;

– он – воплощение чувственного мира; чрезмерное проявление чувства – грех ("Ох, не убивайся, не убивайся так! Грех, грех!");

– любовь: мука и счастье, красота и ужас: "Всё та же мука и всё то же счастье…";

– скоротечность любви (обманность: слова Каратаева); невозможность брака.

3. Ф и з и ч е с к и й  м и р:

– богатство, молодость;

– еда.

4. М о с к о в с к и е  р е а л и и:

– объединение Запада и Востока (южное, восточное в героях; Юг и Восток приравниваются: "...что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах", о бое часов на Спасской башне: "И во Флоренции совсем такой же бой, он там напоминает мне Москву…", "Москва, Астрахань, Персия, Индия!"); картина того времени: "капустники", Андрей Белый, современная литература;

– движение – кабаки и "капустники": "летел", "и раскачивающиеся санки"; кладбище, Ордынка – спокойствие, неторопливость: "вошли", "шёл", "Только не шибко";

– он тороплив, она неспешна.

5. Н е п р и в л е к а т е л ь н о с т ь   о к р у ж а ю щ е г о   м и р а:

– театральность, наигранность;

– пошлость мира (литература: противопоставление "новых книг" босому Толстому, Каратаев – "восточная мудрость", преобладание Запада: "Ол райт", "жёлтоволосая Русь", "противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра");

– грядущая историческая трагедия, мотив смерти: "кирпично-кровавые стены монастыря", "светящийся череп".

6. Г л а в н ы е   г е р о и   р а с с к а з а:

– отсутствие имён (типизация);

– она:

а) таинственность, неразгаданность;

б) стремление к уединению;

в) вопрос к миру, удивление: "зачем", "не понимаю", "вопросительно глядела", "кто же знает", "недоумение"; финал – обретение знания (знание = чувство): "видеть в темноте", "почувствовать";

г) странность, "странная любовь";

д) она будто из другого мира: он не понимает её, он ей посторонний (она говорит о нём в третьем лице, любовная близость – жертва, ей это не нужно: "Похоже было на то, что ей ничего не нужно");

е) чувство родины, её старины; Русь сохранилась лишь в жизни, уход в монастырь – переход во внешний мир.

7. К о л о р и т:

– красный, пурпурный и золотой (её платье, вечерняя заря, купола);

– чёрный и белый (сумерки, ночь, огни, лампадки, белые одежды поющих, её чёрные одежды);

8. П е с н я, з в у к.

9. Ф и н а л:

– письмо – разрушение надежд (традиционный мотив);

– предопределение, судьба ("почему-то захотелось");

– И. Тургенев, «Дворянское гнездо».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 3801 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0