Цель: подготовить учащихся к
восприятию древнерусского памятника «Слово о
полку Игореве»; помочь воссоздать картину времён
написания произведения.
Оформление урока:
- выставка книг-переводов «Слова…».
- карта Руси к 1185 году, карта «Киевская Русь в IX-XII
веке”.
- мультимедиапроектор.
Проект урока.
I. На экране слайд 1 с
древнерусским текстом: «Не лепо ли ны бяшет,
братие, начяти старыми словесы трудных повестий
о пълку Игореве, Игоря Святъславича? Начатии же
ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по
замышлению Бояню!»
Учитель литературы: Прочитайте текст.
Легко ли его читать? На какие особенности текста
вы обратили внимание? Как вы думаете, о чём
сегодня пойдёт разговор на уроке? (Высказывания
восьмиклассников.) Да, перед вами древнерусский
текст. Так начинается «Слово о полку Игореве»,
произведение, которое является шедевром русской
литературы.
Слайд 2: Разворот издания «Слова о полку
Игореве».
– Вы знаете что-нибудь об этом
произведении? Что?
Учитель литературы (зачитывает):
«Игорь к Дону воинов ведёт. Уже беду его
подстерегают птицы по дубравам… О Русская
земля! Ты уже за холмом!» – эти строки, кажется,
всегда были с нами. Маленькое произведение с
удивительной судьбой, написанное ритмической
прозой. История «Слова о полку Игореве» началась
с того, что граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин
увлёкся собиранием древностей.
Слайд 3. Портрет А.И.Мусина-Пушкина. (1744-1817)
В 1787 году ярославский архиепископ Арсений
передаёт графу «старинные документы, среди
которых оказалось «Слово о полку Игореве»,
которое до того хранилось в Спасо-Преображенском
монастыре.
Слайд 4: Ярославль. Преображенский собор
Спасского монастыря.
В 1800 году Мусин-Пушкин стал переводить
«Слово…» с древнерусского языка на язык, на
котором говорили в 18 веке. Он сразу понял, что
поэма уникальна. В этом же году вышло первое
издание «Слова…». Граф с оригинала сделал копию
для Екатерины II. Во время французского нашествия
1812 года в огне сгорела вся библиотека
Мусина-Пушкина. Так был утрачен оригинал
«Слова…» Если бы не екатерининская копия да
несколько экземпляров первого издания, «Слово…»
для нас было бы потеряно. В настоящее время она
хранится в Центральном го. Архиве древних актов в
Москве.
– Обычно вместе с названием произведения мы
произносим имя его автора. А сегодня я не
произнесла его имени. Как вы думаете, почему?
Да, мы не знаем его имени. Но его личность за
каждой строкой произведения. Он размышляет о
страшном походе князя Игоря, оплакивает погибших
воинов, радуется возвращению Игоря. Благодаря
таланту неизвестного автора, мы услышим свист
стрел, увидим, как никнут от жалости к павшим
травы, как «болотом» течёт река Двина.
Зачитываю текст: «Уже ведь, братия, невесёлое
время настало…» до слов: «…а поганые со всех
сторон приходили с победами на землю Русскую».
– Почему же это произошло?
II. Слово учителя истории:
На рубеже 11 – 12 веков единое древнерусское
государство распалось на целый ряд отдельных
полусамостоятельных княжеств и земель, между
которыми шли острые междукняжеские усобицы.
Слайд 5: Карта «Киевская Русь в XI – XII веке».
Эти усобицы были на пользу половецким ханам. В
70-х годах XII века их набеги на Русь участились. Они
превратились в «рать без перерыва» (лексическая
работа). Перед лицом грозной опасности князья
стали договариваться о совместных боевых
действиях. В начале 80-х годов князь Святослав
Всеволодович Киевский, объединив русские
дружины, могучим ударом отбросил половцев в
глубь причерноморских степей.
Слайд 6: «Карта Руси к 1185 году».
Весной 1185 года против кочевников выступил
двоюродный брат киевского князя – Игорь
Новгород-Северский
Слайд 7. Илья Глазунов. Князь Игорь
вместе с братом Всеволодом, сыном и
племянником. Поход обернулся разгромом: всё
войско Игоря погибло, а сам он попал в плен. До
Игоря никто из русских князей в плен не попадал.
Это событие произвело тягостное впечатление на
современников.
Слайд 8. В.Васнецов. После побоища Игоря
Святославовича с половцами.
Игоря упрекали в легкомыслии и своеволии, в том,
что пошёл на половцев, не договорившись со
Святославом, великим князем Киевским.
Если бы не княжеская усобица, разве смогли бы
воинственные соседи безнаказанно вторгаться в
русские пределы?
– Ребята, как вы думаете, с какой целью автор
написал «Слово…»? Только ли потому, чтобы
рассказать о неудачном походе князя Игоря?
(Высказывания восьмиклассников).
III. Слово учителя литературы. Верно.
Поход Игоря против половцев и поражение его
войска – это для автора и нас повод для глубокого
раздумья о судьбах Русской земли, для горячего
призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль
– единение русских против общих врагов – и
является главной мыслью произведения. Причину
неудачного похода Игоря автор видит не в
слабости русских воинов, а в князьях, которые не
объединены, действуют порознь и разоряют родную
землю, забывают общерусские интересы. Он взывает
к русским князьям: почему не пришли, не помогли
Игорю, почему допустили его плен и гибель войска?
IV. Слово учителя истории. Вспомните, в
каком году князь Игорь предпринял поход? Значит,
«Слово…» написано по горячим следам от пожаров и
набегов – в промежутке между 1185 – 1187 годами. К
сожалению, точной даты в летописях не
сохранилось.
V. Слово учителя литературы. Вспомните
жанры древнерусской литературы. (Житие, летопись,
хождение… слово.)
Словарная работа: «Слово». В
древнерусской письменности «словом» назывались
как церковно – поучительные, так и
повествовательные произведения. В самом тексте
автор называет своё сочинение «повестью».
Откроем текст и прочитаем первый абзац.
На экране проецируются слайды. Одновременно
голос за кадром читает фрагменты статьи Д.С.
Лихачёва «Слово о полку Игореве»:
Слайд 1. Портрет Д.С. Лихачёва.
Слайд 2. Первые строки «Слова о полку Игореве».
Художник. И. Голиков.
Слайд 3. Илья Глазунов. Отправление войск.
Слайд 4. М.Самсонов. Дружина Игоря в походе.
Слайд 5. И.Голиков. Иллюстрации к «Слову о полку
Игореве».
Слайд 6. И.Блинов. Миниатюры из рукописи «Слова о
полку Игореве».
Слайд 7. Н.Рерих. Стрелы неба, копья земли.
Слайд 8. И.Глазунов. Ярославна.
VI. Домашнее задание – рефлексия.
Ответить на вопросы. |