развивать умение выделять главное в художественном произведении;
развивать устную речь;
развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.
Воспитывающие:
воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.
Оборудование:
портрет Н.С.Лескова; выставка книг Лескова и о Лескове;
иллюстрации детей к сказу;
на доске - эпиграфы к уроку;
Тип урока: урок-беседа, обобщение с элементами исследования.
Методы:
беседа по вопросам
аналитическое чтение
объяснительно-иллюстративный
частично-поисковый
О Левше и о народе Лескова спрашивали: "Так он у вас хорош или плох? Так
вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так это правда или вымысел? Так
англичане дураки или умные? Так вы – за народ или против народа?"
I. Организация внимания.
II.Знакомство с биографией Н.С. Лескова.
III. Анализ.
1. О чем говорит 1 строка произведения?- Отблеск русской славы сразу
окрашивает повествование: Россия – держава победительница, русские
воины- богатыри в Отечественной войне 1812 года защитили не только свое
Отечество, но и народам Европы освобождение от наполеоновской Франции
принесли. Есть чем гордиться! Есть чем восхищаться! Есть чем подкрепить
чувство национальной гордости!
Вместе с русским императором путешествует атаман войска Донского казачества, герой Отечественной Матвей Иванович Платов.
2. Как проявляет себя Александр I во время поездки?- Император
"иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим
значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать
Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что
взглянут- все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.
3. Какую характеристику дает Лесков Николаю II?
4. Вызывает ли она доверие?- Нет, т.к. в сказе воспроизведена судьба
конкретного человека Левши, которого погубили не только бесправие и
беззаконие, но и равнодушие к его судьбе конкретных высоких особ, в том
числе и Николая II.
5. Чем противопоставлен Левша государственным людям? – Он не произносит
высоких слов о любви к России и народу, а стремится служить Отечеству
делами.
6. Как Лесков создает обобщенный образ героя из народа, выражает его народную сущность?
Встреча Платова с оружейниками
Обобщенный образ народа
Выделяет трех "самых искусных", упоминая о левше.
Все трое выполняли трудную работу. "Один раз только Левша высунулся по
плечи и крикнул…" рассказчик ничего не говорит ни о таланте героя, ни о
его искусстве.
7. Как мы узнаем о том, какую работу выполнял Левша? – Случайно.
8. Как здесь подчеркивается связь Левши с народом? – Деталь: его
товарищи: "на каждой подковинке мастерово имя" выставили, а его имени
"одного и нет" - герой один из многих.
9. Какой эпизод ярко представляет нам очевидную связь героя со своим
народом? – Пребывание в Англии- Лесков постоянно думает о России, о
Туле, о родителях.
10. Какое местоимение он при этом употребляет?
11. Что нового мы узнаем о Левше из этих глав, а что только подтверждает полученные о нм знания? – Мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде и ничему не учился. Левша – талантливый самородок, в нем искра Божия.
12. Почему Левша отказался остаться в Англии? – Он "своему отечеству верно преданный".
13. Что вкладывает Левша в понятие "отечество"?
14. Что интересовало Левшу во время пребывания в Англии и почему?
15. Отчего он вдруг "начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал"?
16. О чем просит Левша перед своей смертью?
17. Почему никто не исполнил просьбу Левши?
18. Что роднит Левшу с героями народных сказок?- Левша неказист с виду,
неуклюж, да еще и косой, да еще и левша. Но именно он становится
победителем в сложной ситуации.
19. что можно сказать о рассказчике? Что его роднит с Левшой? –
простодушный, одаренный, лукавый, наивный, язык самобытный, причудливый,
яркий.
20. Какие чувства вызывает у читателя рассказ о судьбе Левши? -
Гордость, но и жалость, боль. Жизнь Левши полна драматизма, ее финал
трагичен. Горестная судьба героя, его имя обречены на забвение. Но злые
обстоятельства не убили, не заглушили в Левше чувства патриотизма,
долга, ответственности, совести, желания действовать во благо Отечества.
21. Что помогло герою сохранить живую душу? – Теснейшим образом связан с многовековыми традициями русской жизни.
22. В чем смысл образа Левши? – Автор через образ героя передал
уважение, любовь, гордость и восхищение людьми, сохранившими «живой
дух», они неказисты с виду, но с "человечкиной душой".
23. Идеализирует ли Лесков народ? – Нет, все, чем богат и нищ русский
народ, показано в сказе о Левше: безразмерная одаренность, высокая
нравственность и дремучая необразованность.
IV. Итог урока.
1.Чем же для каждого из вас стал герой, имени которого никто не знает? – Символом русского талантливого человека.
2. Какие проблемы поднимает в своем произведении Н.С.Лесков?
Безответственное и преступное отношение к талантливому человеку со стороны властей.
Талант русского народа.
Истинный патриотизм Левши, народа.
Невежество, ограничившее его возможности.
V. Домашнее задание. Написать отзыв о сказе Н.С.Лескова "Левша"
VI. Выставление комментируемых отметок за урок.