Воскресенье, 05.05.2024, 20:57


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конспект урока литературы в 6 классе на тему "Левша – это…" по сказу Н.С.Лескова "Левша"
Цели
Обучающие:
  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание сказа, помочь выявить основную идею произведения;
  • увидеть авторское отношение к персонажу произведения;
  • раскрыть талант и мастерство героя, его судьбу;
  • учить школьников анализу литературного произведения;
  • вырабатывать навыки комментированного чтения.
Развивающие:
  • развивать навыки аналитического чтения произведения;
  • развивать умение выделять главное в художественном произведении;
  • развивать устную речь;
  • развивать умение художественного пересказа отдельного эпизода;
  • расширять кругозор посредством обогащения речи школьников новыми словами.

Воспитывающие:
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;
  • воспитывать чувство гордости за русского талантливого человека;
  • воспитывать чувство сострадания, любви к людям, окружающему миру.

Оборудование:
  • портрет Н.С.Лескова; выставка книг Лескова и о Лескове;
  • иллюстрации детей к сказу;
  • на доске - эпиграфы к уроку;

Тип урока: урок-беседа, обобщение с элементами исследования.

Методы:
  • беседа по вопросам
  • аналитическое чтение
  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый

О Левше и о народе Лескова спрашивали: "Так он у вас хорош или плох? Так вы над ним смеетесь или восхищаетесь? Так это правда или вымысел? Так англичане дураки или умные? Так вы – за народ или против народа?"

I. Организация внимания.
II.Знакомство с биографией Н.С. Лескова.
III. Анализ.

1. О чем говорит 1 строка произведения?- Отблеск русской славы сразу окрашивает повествование: Россия – держава победительница, русские воины- богатыри в Отечественной войне 1812 года защитили не только свое Отечество, но и народам Европы освобождение от наполеоновской Франции принесли. Есть чем гордиться! Есть чем восхищаться! Есть чем подкрепить чувство национальной гордости!
Вместе с русским императором путешествует атаман войска Донского казачества, герой Отечественной Матвей Иванович Платов.

2. Как проявляет себя Александр I во время поездки?- Император "иностранным очень интересуется" и считает, "что мы, русские, со своим значением никуда не годимся". Даже героический Платов не смог доказать Александру I, что "у нас дома свое не хуже есть", "что и наши на что взглянут- все могут сделать, но только им полезного ученья нет".
Таким образом, противопоставляются 2 мнения, возникает ситуация спора, который должен быть разрешен.

3. Какую характеристику дает Лесков Николаю II?

4. Вызывает ли она доверие?- Нет, т.к. в сказе воспроизведена судьба конкретного человека Левши, которого погубили не только бесправие и беззаконие, но и равнодушие к его судьбе конкретных высоких особ, в том числе и Николая II.

5. Чем противопоставлен Левша государственным людям? – Он не произносит высоких слов о любви к России и народу, а стремится служить Отечеству делами.

6. Как Лесков создает обобщенный образ героя из народа, выражает его народную сущность?
Встреча Платова с оружейниками
Обобщенный образ народа
Выделяет трех "самых искусных", упоминая о левше.
Все трое выполняли трудную работу. "Один раз только Левша высунулся по плечи и крикнул…" рассказчик ничего не говорит ни о таланте героя, ни о его искусстве.

7. Как мы узнаем о том, какую работу выполнял Левша? – Случайно.

8. Как здесь подчеркивается связь Левши с народом? – Деталь: его товарищи: "на каждой подковинке мастерово имя" выставили, а его имени "одного и нет" - герой один из многих.

9. Какой эпизод ярко представляет нам очевидную связь героя со своим народом? – Пребывание в Англии- Лесков постоянно думает о России, о Туле, о родителях.

10. Какое местоимение он при этом употребляет?

11. Что нового мы узнаем о Левше из этих глав, а что только подтверждает полученные о нм знания? – Мастерство Левши восхитило англичан, но удивило их то, что он нигде и ничему не учился. Левша – талантливый самородок, в нем искра Божия.

12. Почему Левша отказался остаться в Англии? – Он "своему отечеству верно преданный".

13. Что вкладывает Левша в понятие "отечество"?

14. Что интересовало Левшу во время пребывания в Англии и почему?

15. Отчего он вдруг "начал беспокойно скучать. Затосковал и затосковал"?

16. О чем просит Левша перед своей смертью?

17. Почему никто не исполнил просьбу Левши?

18. Что роднит Левшу с героями народных сказок?- Левша неказист с виду, неуклюж, да еще и косой, да еще и левша. Но именно он становится победителем в сложной ситуации.

19. что можно сказать о рассказчике? Что его роднит с Левшой? – простодушный, одаренный, лукавый, наивный, язык самобытный, причудливый, яркий.

20. Какие чувства вызывает у читателя рассказ о судьбе Левши? - Гордость, но и жалость, боль. Жизнь Левши полна драматизма, ее финал трагичен. Горестная судьба героя, его имя обречены на забвение. Но злые обстоятельства не убили, не заглушили в Левше чувства патриотизма, долга, ответственности, совести, желания действовать во благо Отечества.

21. Что помогло герою сохранить живую душу? – Теснейшим образом связан с многовековыми традициями русской жизни.

22. В чем смысл образа Левши? – Автор через образ героя передал уважение, любовь, гордость и восхищение людьми, сохранившими «живой дух», они неказисты с виду, но с "человечкиной душой".

23. Идеализирует ли Лесков народ? – Нет, все, чем богат и нищ русский народ, показано в сказе о Левше: безразмерная одаренность, высокая нравственность и дремучая необразованность.

IV. Итог урока.
  1. 1.Чем же для каждого из вас стал герой, имени которого никто не знает? – Символом русского талантливого человека.
  2. 2. Какие проблемы поднимает в своем произведении Н.С.Лесков?
  • Безответственное и преступное отношение к талантливому человеку со стороны властей.
  • Талант русского народа.
  • Истинный патриотизм Левши, народа.
  • Невежество, ограничившее его возможности.
V. Домашнее задание. Написать отзыв о сказе Н.С.Лескова "Левша"
VI. Выставление комментируемых отметок за урок.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (05.07.2012)
Просмотров: 12987 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0