Тип урока: урок изучения нового
материала, анализ лирического произведения.
Цели урока:
Обучающая: привлечь внимание
учащихся к образной структуре стихотворения, к
многозначности ключевых слов текста, к
ритмической, звуковой организации стиха;
Развивающая: способствовать
развитию творческих способностей учащихся,
умению понимать и анализировать поэтический
текст;
Воспитательная: воспитывать
чувство любви к своему Отечеству, чуткость к
красоте и выразительности родной речи.
Ход урока
I. Сообщение учителя о теме и целях урока.
II. Сообщение учащегося.
В 40-е годы 19го века А.К.Толстой
написал много прекрасных стихотворений,
посвященных Родине. Лирика его пронизана тоской
по прекрасному и бесконечному, что разлито во
всей природе ("И ничего в природе нет, что бы
любовью не дышало…”, "В стране лучей, незримой
нашим взорам…”, "Звонче жаворонка пенье…”).
Родные места (имение Пустынька и Красный Рог)
давали богатый материал для его стихотворений.
Лесной зверек, перелетная птица становятся
героями его стихов. Любовью ко всему живому,
восхищением красотой окружающего мира дышат
поэтические строки А.К.Толстого. Сегодня мы
обратимся к одному из стихотворений этого цикла
– стихотворению "Благовест”. Благо – это добро,
благая весть – хорошая, добрая, радостная весть.
Благую весть принес лирическому герою колокол.
III. Беседа по выявлению эмоционального настроя
учащихся перед анализом текста стихотворения:
Слышали вы звучание колокола?
Где и когда вы его слышали?
Какие ассоциации вызывает у вас слово
"колокол”?
IV. Сообщение учащегося:
Колокол как ударный инструмент
известен с глубокой древности. Ему приписывают
магические свойства, способность отгонять злых
духов, болезни и бедствия. В христианстве он
возвещает о начале богослужения, сопровождает
крестный ход, является неотъемлемой частью
церковных обрядов. Таким образом, колокол своего
рода посредник между небом и землей, он зовет нас
от земного к небесному и сам становится символом
небесного.
Учитель:
Давайте сейчас послушаем звучание
колокола. Вы услышите Большую звонницу
Успенского кафедрального собора города Ростова.
Звон носит название "Акимовский” и относится к
праздничным звонам.
Учитель: Какие чувства вызвал у вас
колокольный звон?
Понравился ли он вам?
V. Выразительное чтение стихотворения
учителем.
VI. Беседа:
- Какие картины вам представлялись при чтении
стихотворения?
- Как можно было бы озаглавить каждую часть
стихотворения?
- Какие чувства пробуждает колокольный звон в
душе лирического героя?
- Как они изменяются от первой строфы к последней?
VII. Исследовательская групповая работа над
текстом стихотворения.
Учитель:
Давайте посмотрим, какими же синтаксическими,
морфологическими, фонетическими средствами
пользуется автор, чтобы раскрыть душу
лирического героя, рассказать о его переживаниях
и радостях.
VIII. Наблюдения учащихся.
1 группа учащихся:
Какими фонетическими средствами
пользуется автор?
– Что такое ассонанс и аллитерация?
В I строфе какие звуки преобладают?
Аллитерация звуков: [р], [л], [гл], [кл] –
"дубравы”, "блестит”, "пятиглавый”,
"колоколами” – передает звучание колокола.
Во II строфе – [зв] – "звон”,
"призывный” – звон.
Ассонансное повторение звуков [у], [ы] –
"призывный”-"уныло”, "гудит”-"дивно” –
вносит в ощущения заунывность.
В III строфе ассонансный повтор звука [о]
– "зовет”, "он”, "неодолимо”, "родимый” и
звука [и] – "тоскливый”, "родимый”,
"неодолимый” также вызывает особое настроение
тоски. То же самое в IV строфе – [о] – тоска
(ассонанс), в V строфе – велика роль повторов [у],
[а], [л] – "каюсь”, "плачу”, "отрекаюсь”,
”дела”, "злого”. В VI, VII строфах звучание [р]
нарастает - "страна”, "странствуя”,
"пространство”. Почему? Звук [р] раскатистый,
бодрящий, активный. В VII строфе слово "радость”
рифмуется со словом "благостный”, усиливая
значение этого слова, делая на нем особый акцент.
2 группа учащихся:
Какими средствами морфологии воспользовался
автор, чтобы показать пробуждение новых чувств в
душе героя?
– Найдите и выпишите существительные +
прилагательные:
(Звон призывный, край родимый,
благодатный, забытый, тоскою непонятной, мечтою
чудесной, звон благостный и др.)
– Какую роль играют прилагательные?
(Делают картину яркой, эмоциональной,
использование каких частей речи передают
движение чувств и состояний героя? (глаголов и
наречий). Что они обозначают?) 3 группа учащихся:
Какими синтаксическими конструкциями
пользуется автор?
В I строфе – простое повествовательное
предложение, т.к. содержит информацию о храме с 5
колоколами. Знак в конце предложения – точка.
II строфа – это восторг, восхищение
гулом колоколов. Это повествовательное,
восклицательное предложение с восклицательным
знаком в конце.
III – VI строфы – одно бессоюзное
сложное предложение, распространенное. Внутри
четырех (!) строф нет ни одной точки (остановки).
Почему? Это предложение повествует о чувствах,
переживаниях лирического героя: о тоске, радости,
о полете его мечты. Этот поток настроения, смена
его происходит безостановочно, переходит одно в
другое. Предложение заканчивается многоточием,
означающим недоговоренность, недосказанность.
Выводы.
– Колокольный звон оказывается
созвучным с душой лирического героя, побуждает
его к активным действиям: герой кается в своих
грехах, молится, дает обет никогда не делать в
жизни зла, жить во имя добра.
– Душа героя приподнимается над
обыденностью, рутинностью бытия и несет его,
словно на крыльях, через огромные пространства
на Родину, в край благодатный ("Благо” – добро).
– Для того, чтобы передать все эти
прекрасные чувства лирического героя, автор
мастерски использует фонетические,
морфологические, синтаксические средства.
Внимательному и вдумчивому читателю
открывается прекрасный и волшебный мир Поэзии.
Сегодня на уроке мы учились постигать
секреты мастерства поэта, чтобы глубже понимать
смысл его стихов.
Стихи А.К.Толстого обращены к нам,
читателям, призывая быть добрее, милосерднее,
внимательнее к окружающим тебя людям.
Домашнее задание.
Самостоятельно проанализируйте
стихотворение А.К. Толстого "Замолкнул гром,
шуметь гроза устала…” |