Пятница, 29.03.2024, 17:36


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конспект урока "Импрессионизм в искусстве Франции конца XIX века (на примере живописи импрессионистов и лирики А.Фета)"

Звучит пьеса Равеля из цикла "Благородные и сентиментальные вальсы”. На экране слайд-репродукции картины Камиля Писсарро "Париж. Бульвар Монмартр ночью”.

Учитель 1.

Париж, 1874 год. На бульваре Капуцинок состоялось открытие выставки "Анонимного кооперативного общества художников, живописцев, скульпторов и графиков”. Эта выставка привлекла внимание, как публики, так и критики. 25 апреля в газете "Charivari” появилась статья Луи Леруа, подводящая итог позиции зрителей. Автор изобразил себя в компании почтенного художника - академика, комментирующего выставку. Картина Клода Моне "Впечатление. Восход солнца” вызвала бурную реакцию: "Лицо его побагровело. Казалось, сейчас произойдет что-то ужасное. "Ну! Что изображено на этом холсте? Посмотри-ка в каталог. "Впечатление. Восход солнца”. Я так и знал! Я только что сказал себе: раз я нахожусь под впечатлением, тут непременно должно быть "Впечатление”. Но какая свобода! Какое воздушное мастерство! В наброске рисунка для комнатных обоев и то больше законченности, чем в этом морском пейзаже!”… Подойдя к смотрителю выставки он воскликнул : "Неужели он уродлив?! У него есть два глаза, нос и рот. Но эти импрессионисты просто не в состоянии снизойти до таких подробностей!”

Леруа свой обзор назвал "Выставка импрессионистов”. После чего художников, выставивших свои картины, стали называть импрессионистами (импрессион – впечатление), что как нельзя лучше отражало суть их метода.

Учитель 2.

"Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи вызвавшей это впечатление”, -говорит о своем творчестве А.Фет. Критик Дружинин так определяет основной творческий метод этого поэта : " Умение уловить неуловимое, дать образ и название тому, что было не чем иным, как смутным, мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образов и названия ”.

На экране слайды репродукций импрессионистов: Камилл Писсарро "Лувр под снегом”, Клод Моне "Купальня”, Огюст Ренуар "Обнаженная”, Клод Моне "Ваза с цветами”.

Звучат стихи Фета:

Печальная береза
У моего окна.
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

За кормою струйки вьются.
Мы несемся в челноке,
И далеко раздаются
Звуки "Нормы” по реке.

Она предстала мне на миг во всей красе,
Вся дрожью легкою объята и пугливой.
Так пышут холодом на утренней росе
Упругие листы у лилии стыдливой.

Цветы глядят с тоской влюбленной,
Безгрешно чисты как весна,
Роняя с пылью благовонной
Плодов румяных семена.

На уроке мы познакомимся с методом художников импрессионистов и проанализируем стихи А. Фета.

Цель урока ответить на вопрос: "Можно ли утверждать, что художественное направление импрессионизм, зародившееся во Франции в конце XIX века, присуще не только французской живописи, но и русской поэзии?”

Учитель 1. Познакомимся с методом импрессионистов. (Основные положения ученики записывают в тетради).

I. Изменчивость мира

В творчестве художников импрессионистов подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения. С помощью света и цвета они пытались запечатлеть мимолетность видения, мгновенные впечатления от ускользающего мира. Свет стал главным героем живописи, его "единственным персонажем” (Э. Мане). Внимание к передаче эффектов рассеянного и отраженного света приводит к своего рода дематериализации предметного мира, контуры предметов растворяются световоздушной средой и сливаются с ней (Огюст Ренуар "Лягушатник”).

Учитель 2.Давайте проанализируем с этой точки зрения самое известное стихотворение А.Фета "Шепот, робкое дыханье..”

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица.
В дымных тучках пурпур розы.
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы ,
И заря, заря!..

О чем это стихотворение?

Выберите из этого стихотворения слова, которые создают картинный план.

(Шепот, трели…)

К какой части речи они относятся?

(Существительное)

Создается ли четкая картина?

(Нет)

Почему?

(Использованы слова, которые обозначают некие отвлеченные понятия: шепот, дыханье, колыханье..).

Так какой же была задача автора: нарисовать картину или..?

( Передать настроение , чувства влюбленных.)

Импрессионисты утверждали, что только с помощью света можно запечатлеть мимолетность видения, показать изменчивость мира. Давайте посмотрим, как "играет” свет в нашем стихотворении.

Меняется ли время в стихотворении?

(Да)

Как?

(Вечер - трели соловья – полумрак.

Середина ночи - свет ночной - свет луны, от которого бегут тени, меняя все вокруг.

Перед рассветом – дымные тучки - мрак рассеивается.

Рассвет – заря - восход солнца.)

Как достигается впечатление, что время течет, изменяется?

(Автор использует слова, несущие в себе значение света и цвета и, выстраивая их в определенной последовательности, добивается эффекта изменчивости мира.)

Учитель 1.

II. Субъективизм

Стремление уловить постоянно меняющийся лик природы требовало от художников быстроты действий, поэтому они отбросили традиционное разграничение этюда, эскиза и картины, начиная и заканчивая работу прямо на пленэре (вольном воздухе). Краски на холст наносились быстрыми мазками, художники не заботились о прорисовке деталей, а только об общем впечатлении. Клод Моне соорудил лодку-ателье, в которой работал, перемещаясь вверх и вниз по течению Сены, и наблюдал особенность и изменчивость речного пейзажа.

Учитель 2.

Давайте обратимся к другому стихотворению Фета. Оно дано вам без названия. В процессе работы мы попытаемся его озаглавить.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось за рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река..
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, -
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

Выберите все слова, несущие значение действия.

(Прозвучало, прозвенело, прокатилось, засветилось, убегает, погорев, разлетелись, вздохи. дыханье, теплится.)

Скажите, какая картина мира создана?

( Изменчивая и размытая.)

Чем это достигается?

(Обилием глаголов безличных.)

Что происходит в мире?

( Мир затихает, успокаивается.)

А о каком времени суток пишет поэт?

( Вечер )

Почему?

(Вечер – единственное время суток, когда мир находится словно в тумане, очертания не четки, это момент перехода от света к тьме.)

Вечер. Именно это название и дал Фет стихотворению.

Учитель 1.

III. Серии работ

Большое значение придавали импрессионисты работе над сериями, посвященными одной теме или одному предмету изображения.

К сериям первого типа принадлежат те, которые представляют объект в динамике его пространственного восприятия. Глаз художника в них может быть уподоблен движущейся камере. Примером может служить серия картин Эдгара Дега, посвященных танцовщицам ("Урок танцев”, "Две танцовщицы у перекладины”, "Танцовщицы за кулисами”, "Танцовщицы на сцене”).

К созданию серий другого типа привело стремление художников уловить сложную игру света во взаимодействии его с материальной поверхностью изображаемого неподвижного объекта в разное время года и разное время суток. К таким сериям можно отнести серии картин Клода Моне "Стога сена”, "Тополя”, "Здание Парламента” (видеофрагмент из фильма BBC "Страсти по Моне”).

Учитель 2. В творчестве Фета тоже есть серии. Это циклы стихов, посвященные временам года. "Весна”, "Лето”, "Осень”, "Снега”, "Вечера и ночи”. "Море”. В них он с разных сторон описывает мир. Отдельные разнородные ощущения сливаются в один восторг, в одно биение трепещущего сердца.

Учитель 1.

IV. Смещение композиционных осей. Разнообразие ракурсов

Академия учила строить живописную композицию наподобие театральной сцены, видимой из партера зрительного зала, т.е. прямо перед собой, при этом строго соблюдался закон линейной перспективы, симметрии, порядка и четкости. Произведения импрессионистов отличает живая и подвижная композиция, не требующая строгого соблюдения законов линейной перспективы, в них нет традиционного стержня или центра композиции, схвачено мимолетное зрительское впечатление, словно увиденное в окно или "подсмотренное через замочную скважину”. Художники смело обрезают рамой предметы и фигуры людей. Э. Дега так излагал свои художественные принципы: "Всегда срезать фигуру; показывать только руки или ноги или бедра танцовщицы; показать ее туфли; показать руки парикмахера…” (Э. Дега "Экипаж на скачках”, "Всадник у экипажа”).,

В живописи импрессионистов мы найдем самые разные точки созерцания – снизу сверху, издали, изнутри, как будто художник – действующее лицо изображаемой сцены. (Э. Дега "Голубые танцовщицы”, "Мисс Ла-Ла в цирке”, О.Ренуар "Кафе- концерт”) Ренуар писал: "Я люблю картины, которые возбуждают во мне желание прогуляться в глубину их, если это пейзаж, или коснуться рукой груди или спины, если это изображение женщины”.

Учитель 2.

Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре потонул,
Меж двух изгибаясь небес.

И воздухом чистым усталая грудь
Дышала отрадно. Легли
Вечерние тени.- Вечерний мой путь
Краснел меж деревьев вдали.

А мы – мы на лодке сидели вдвоем.
Ты молча покорным владела рулем.
Нас в лодке как в люльке несло.

И детская челн направляла рука
Туда, где блестя чешуей.
Я смело налег на весло.
Вдоль сонного озера быстро река
Бежала как змей золотой.

Уж начали звезды мелькать в небесах..
Не помню, как бросил весло.
Не помню, что пестрый нашептывал флаг,
Куда нас потоком несло!

Где находится лирический герой?

(В центре этого мира, на лодке.)

Что он видит вокруг себя?

(Озеро, тростник, лебедь, река вдалеке.)

Есть ли еще один мир?

(Есть. Он перевернут. Отражается в воде.)

Нарисуйте композиционные оси картины, запечатленной в этом стихотворении: движение лебедя, лодки, реки, "опрокинутого леса”.

(Ученики рисуют оси в тетрадях)

Мир расколот надвое. И связывает его лирический герой и его ощущение этого мира.

Куда лежит путь лирического героя?

(В глубь мира. Туда…)

Меняется не только мир, меняется и время, и состояние лирического героя. Докажите это.

Учитель 1.

V. Цвет

Импрессионисты использовали научные открытия, касающиеся разложения цвета.

Соединение цветов. Соседствующие цвета влияют друг на друга. Красный – зеленый, синий – оранжевый, лиловый – желтый при соседстве друг друга усиливают, а при смешении обесцвечиваются. Абсолютной доминантой становится антитеза синего и оранжевого – двух полюсов солнечного спектра (О. Ренуар "Сена в Аньере”, К. Моне "Эффект осени”).

Цветные тени. Художники утверждали, что цвет тени зависит от окружающих цветов, а поэтому она также может переливаться тысячью оттенков. Тени передавали цветом, а не чернотой.

Восприятие цвета на расстоянии. Импрессионисты учитывали законы восприятия цвета на расстоянии, стараясь не смешивать краски на палитре. Художники накладывали мазки чистого цвета так, чтобы они смешивались в глазу у зрителя. Клод Моне говорил: "Когда вы выходите писать, постарайтесь забыть, какие предметы перед вами – дерево, дом, поле или еще что-то. Просто думайте: здесь квадратик голубого, здесь полоса розового, здесь желтая жилка…”. (Видеофрагмент из фильма ВВС "Страсти по Моне”.

Учитель 2. Вернемся к стихотворению " Шепот, робкое дыханье…”

Выпишите слова, несущие значение цвета.

Серебро белый

Свет ночной голубоватый

Тени цветные

Пурпур красный

Янтарь желтый

Заря алый

Что помогает передать использование такой цветовой гаммы?

(Изменение цветовой гаммы от холодной к теплой помогает передать не только изменчивость мира, но и чувств.)

Учитель 1. Обратимся к стихотворению "Чудная картина”.

Какой цвет доминирует в стихотворении?

Какое настроение и впечатление от мира это создает?

Таким образом, можно сделать вывод, что цвет для поэта – одно из главных средств создания настроения и способ передачи изменчивости мира.

(После анализа этих двух стихотворений группы учеников под музыку Клода Дебюсси рисуют цветовые пятна к ним. Затем рисунки вывешивают на доску)

Учитель 2. В заключении нашего урока мы должны дать ответ на поставленный ранее вопрос: "Можно ли утверждать, что художественное направление импрессионизм, зародившееся во Франции в конце XIX века, присуще не только французской живописи, но и русской поэзии?”

Ученики дают развернутые ответы.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Олівець (24.09.2015)
Просмотров: 1521 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0