Воскресенье, 04.12.2016, 00:54

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Конспект открытого урока "Гражданский и творческий подвиг А.Н. Островского"

Цели.

  1. Знакомство с особенностями творческой биографии Островского.
  2. Вырабатывать умение конспектировать, анализировать прослушанное.
  3. Воспитывать понятие нравственной безупречности на примере творческой биографии драматурга.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Новый материал.

Александр Николаевич Островский
(1823–1886)

Островский для сцены создал свой особый мир,


Один достроил здание, в основание которого


Положили краеугольные камни Фонвизин,


Грибоедов, Гоголь.


И.А. Гончаров

А. Островский писал:
"Я, как русский, готов жертвовать всем для Отечества,
чем только могу”.

1. Слово учителя.

В один из декабрьских вечеров 1849 года профессор Московского университета М.П. Погодин созвал к себе гостей – артистов, литераторов, учёных. Ждали самого Н. Гоголя. Всем хотелось услышать обещанную хозяином новинку – комедию "Банкрот”, сочинённую совсем молодым человеком, скромным служащим коммерческого суда. По всей Москве шла молва об этой пьесе, хотя она нигде не была напечатана.

2. На импровизированной сцене появляются герои этой пьесы…

Липочка. (одна, с книгой) Какое приятное занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Попробую-ка теперь на досуге (дурно вальсируя) Раз.. два… три… раз… два… три…

Аграфена Кондратьевна (входя). Так, так, бесстыдница!.. ни свет ни заря, не поемши хлеба божьего, да уж и за пляску тотчас!

Липочка. Как, маменька? Я и чай пила, и ватрушку скушала. Посмотрите-ко, хорошо? Раз…два… три, раз, два…

Аграфена Кондратьевна. Говорю тебе, не вертись!

Липочка. Что за грех такой! нынче все этим развлекаются. Раз… два… Мне не вас, мне мужа надобно! Что это такое! Страм встречаться с знакомыми… Слышите, найдите мне жениха – всё другим да другим. Кого не заденет за живое… А то для вас же хуже будет: нарочно, вам назло, по секрету заведу обожателя, с гусаром убегу, да и обвенчаемся потихоньку.

Аграфена Кондратьевна. Что, что, беспутная… Ах ты, собачий огрызок! Ну, нечего делать! Видно, придётся отца позвать.

Липочка. Только и ладите, что отца позвать; бойки вы при нём разговаривать-то, а попробуйте-ко сами!

Аграфена Кондратьевна. Так что же, я дура, по-твоему, что ли? Какие у тебя гусары, бесстыжий твой нос!

Липочка. Всё я скверная, а сами-то вы каковы после этого! Что вам угодно спровадить меня на тот свет прежде времени? Извести своими капризами? (Плачет). Что ж, пожалуй, я уж и так, как муха какая, кашляю! (Плачет, потом рыдает).

Аграфена Кондратьевна. Липочка, ну, будет! Ну перестань! Ну не сердись на меня (плачет), бабу глупую… неучёную (плачут вместе) серёжки куплю…

Липочка (плача). На что мне серёжки ваши… а вы купите браслеты с изумрудами.

Аграфена Кондратьевна. Куплю, куплю, только ты плакать-то перестань!

Липочка. (Сквозь слёзы) Тогда и перестану, как замуж выду!

Аграфена Кондратьевна. Выдешь, выдешь, голубчик ты мой… Вот нынче хотела Устинья Наумовна прийти, мы и потолкуем.

Липочка (голосом не успокоившимся). Ах, кабы она поскорей пришла!

Входит Устинья Наумовна.

Устинья Наумовна. Уф, что это у вас, серебряные, лестница-то какая крутая: лезешь, лезешь, насилу вползёшь!

Липочка. Ах, вот и она!

Аграфена Кондратьевна. Ну, что новенького, нет ли чего, Устинья Наумовна? Ишь, у меня девка-то стосковалась совсем.

Липочка. И в самом деле, Устинья Наумовна, ты ходишь, ходишь, а толку нет никакого.

Устинья Наумовна. Да вот ишь ты, с вами нескоро сообразишь, бралиянтовые. Тятенько-то твой ладит за богатого. Маменько-то вот тоже норовит в своё удовольствие: подай ты ей беспременно купца. У тебя тоже своё на уме.

Липочка. Не пойду я за купца, ни за что не пойду. Затем я разве так воспитывалась, училась и по-французски, и на фортепианах, и танцевать! Нет, нет! Где хочешь, а найди мне благородного.

Аграфена Кондратьевна. Вот ты и толкуй с ней.

Фоминишна. Да что тебе дались эти благородные? Что в них за особый скус? Голый на голом сидит… А ведь хошь и замужем будешь, а надоест тебе соус-то с подливкою.

Липочка. Ты, Фоминишна, родилась между мужиков и ноги протянешь мужичкою. Что мне в твоём купце! Какой он может иметь вес? Где у него амбиция? Мочалка его, что ли, мне нужна?

Фоминишна. Не мочалка, а божий волос, сударыня, так-то-сь!

Липочка. Да что вы пристали. Уж сказала, что не пойду за купца, так и не пойду!

Устинья Наумовна. Пожалуй, уж коли тебе такой апекит, найдём тебе и благородного. Какого тебе: посолидней али поподжаристей?

Липочка. Ничего и потолще, был бы собою не мал, конечно, лучше уж рослого, чем какого-нибудь мухортика. И пуще всего, Устинья Наумовна, чтобы не курносого, беспременно чтобы был брюнет; ну, понятное дело, чтобы и одет был по-журнальному.

Устинья Наумовна. А есть у меня теперь жених, как ты, бралиянтовая, расписываешь: и благородный, и рослый, и брюле…

Липочка. Ах, Устинья Наумовна! Совсем не брюле, а брюнет!

Устинья Наумовна. Да, очень мне нужно на старости лет язык-то ломать по-твоему. Ты вот поди, оденься, а мы с маменькой потолкуем об этом деле.

Липочка уходит…

3. Слово учителя.

Шумный успех сопутствовал чтению. В гостиной Погодина то и дело раздавался смех, одобрительные возгласы.

Во время чтения неожиданно вошёл Гоголь. Он опёрся о притолоку двери, да так и остался стоять неподвижно до конца чтения. Гоголь вскоре уехал, не успев ничего сказать автору. Но сохранилось глухое предание, что через Погодина он передал Островскому записку, в которой тепло приветствовал его талант. Говорят, Островский свято хранил этот клочок бумаги, но текст записки неизвестен, сама она не разыскана. Важно другое – Островский выступил прямым продолжателем Гоголя. Обратите внимание на эпиграф.

Вопрос классу:

- Так кто же такой Александр Островский?

Островский - талантливый русский драматург второй половины 19 века.

4. Биография драматурга.

Островский родился в Москве, в Замоскворечье, в семье небогатого купца. Особое внимание в семье обращалось на иностранные языки: французский, немецкий, греческий.

В 1835 году он поступил в третий класс Московской гимназии. Уже с этого времени он начал увлекаться театром, чтением книг: у отца была прекрасная библиотека с самыми известными авторами – А.С. Грибоедовым, А.С. Пушкиным…

В 1840 году он учится в Московском университете. В это время усиливаются связи Островского с демократической молодёжью. Он зачитывается статьями В.Г. Белинского, осуждает безыдейный театр, был готов своим творчеством создать новый театр. С третьего курса университета он уходит.

В 1843 году поступает в московский совестный суд, потом – коммерческий суд. Будущий писатель, с детства зная быт московских купцов, за которым он наблюдал, ещё живя в доме отца в Замоскворечье, районе, где жили купцы, сейчас на службе в суде пополнял свои знания наблюдениями за различными типами купцов и чиновников. Он вслушивается в их своеобразную речь, вникает в их ссоры: бесконечные тяжбы, фальшивые векселя, ложные показания, разорение одних, обогащение других…

Островский ведёт запись интересных сюжетов, характерных словечек, деталей быта.

В 1846 году появляется "Банкрот”, первую сцену из которого мы видели в исполнении ребят нашего класса. Позднее, в 1848 году, появляется драма "Картина семейного счастья”, которая была запрещена цензурой..

С начала своего творческого пути Островский идёт по стопам Д.Фонвизина, А.Грибоедова, Н. Гоголя, утверждая реалистическое направление в русской драматургии. Первая пьеса ("Банкрот”), по требованию цензуры, была переименована в "Свои люди – сочтёмся”. Резкое обличение, звучащее в комедии, обратило на себя внимание правительства. Было заведено дело "о литераторе Островском”, за ним был учреждён негласный надзор.

В 1851 году под давлением начальства драматург оставляет службу в коммерческом суде.

- Как вы думаете, почему начальство заставило Островского оставить службу?

На 1856 год приходится расцвет творчества Островского. В это время драматург много путешествует. Например, он совершил путешествие по Волге, от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питала его творчество – "Гроза”, "Лес”, "Горячее сердце”. С этого же года он начинает сотрудничать с журналом "Современник” (1856–1866).

- Что вы знаете о журнале "Современник”?

Не всё в жизни драматурга складывалось благополучно. В 1866 году он пишет приятелю, актёру Бурдину:

"Объявляю тебе по секрету, что я совсем оставляю театральное поприще. Причины вот какие: выгод от театра я почти не имею, хотя все театры в России живут моим репертуаром! Начальство театральное ко мне не благоволит, а мне уже пора видеть не только благоволение, но и некоторое уважение; без хлопот и поклонов с моей стороны ничего для меня не делается, а ты сам знаешь, способен ли я к низкопоклонству; при моём положении в литературе играть роль вечно кланяющегося просителя тяжело и унизительно… Давши театру 25 оригинальных пьес, я не добился, чтобы меня хоть мало отличали от какого-нибудь плохого переводчика. По крайней мере, я приобрету себе спокойствие и независимость вместо хлопот и унижения”.

Понять это письмо нетрудно, так как театр в 19 веке был государственной монополией (частных театров не было). Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!

До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.

В 1874 году Островский был единогласно избран председателем Общества русских драматических писателей и оперных композиторов.

В феврале 1882 года чествовали Островского по случаю 35-летия его творческой деятельности.

В шестьдесят лет драматург чувствовал себя непоправимо старым: поседел, полысел, поминутно хватался за сердце. В письме к брату в сентябре 1884 года он сообщал (выразительное чтение учащегося, исполняющего роль А. Островского):

"Теперь у меня всё разбито. Нет ни цели в жизни, ни надежд, жизнь души убита, остаётся только мучительное физическое существование. Я брожу по дому, как тень, заняться ничем пристально не могу… Читать ничего не могу, даже газет. Я совсем почти не сплю… чувство обиды мгновенно охватывает душу: написана пьеса, публика ей обрадовалась, желает её видеть, а её не дают; и гнетёт душу сознание, что твоё право нарушено и тебе нет возможности добиться справедливости. Потом разливается по всему организму чувство стыда, вспыхивает лицо при воспоминании, как ты… долго боролся с собой и наконец решился предложить свои услуги, в которых никто не нуждается… Так жить нельзя, и в Москве мне жить нельзя, с Москвой меня связывает театр, в Москве я и знал только театр, он был моим единственным интересом. Теперь этого интереса нет, - и я должен бежать из Москвы и где-нибудь заживо похоронить себя”.

1 января 1886 года он получил долгожданную должность – стал художественной главой московской сцены. Он ликует, обновляет репертуар, принимает экзамены в театральное училище, но чувствует, что силы тают.

"Дали белке за её верную службу, - грустно замечал драматург, - целый воз орехов, да только тогда, когда у неё уже зубов не стало”.

Смертельно усталый, задыхаясь и держась за сердце, он 28 мая добрался до вокзала, чтобы поехать к семье в Щелыково, а 2 июня его не стало…

Со школьной скамьи мы помним: великий драматург Островский, автор 47 оригинальных пьес, создатель русского национального театра. И всё? А вот как личность, как человек почти не ощутим.

Он не дрался на дуэли, подобно А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, не отбывал каторгу, как Ф.М. Достоевский, не сражался на четвёртом бастионе Севастополя, как Л.Н. Толстой. Жизнь он прожил домоседом и в сознательном возрасте лишь раз сменил квартиру: переехал с одной московской улицы на другую. Он не оставил своих воспоминаний, неохотно писал письма и почти не вёл дневников. Однажды, правда, был случай: издатель "Русской старины” Михаил Семевский уговаривал его написать мемуары. Островский ответил ему так (выразительное чтение учащегося, исполняющего роль Островского):

"Я сам уже давно мечтаю, что вот я буду писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво, сколько нового я скажу… Но я знаю в то же время, что мечты мои так мечтами и останутся. Чтобы привести в порядок свои воспоминания и хоть только начать их как следует, нужны покой и досуг; а ничего этого у меня нет, не будет и быть не может! Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперёд, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй, - так уж до воспоминаний ли тут!”

Так и остался Островский одним из самых закрытых , загадочных лиц русской литературной истории.

За А.Н. Островского говорили всю жизнь его герои – 728 действующих лиц его пьес.

Высоко оценил талант Островского Н.А. Некрасов, сказавший:

"Нам остаётся желать, чтобы господин Островский шёл вперёд своею дорогой, не стеснял и не задерживал самого себя, и он сам, быть может, удивится, что произведут его силы, когда он им даст полный простор и свободу”.

5. Сообщения учащихся.

1) Сообщение ученицы.

Известная писательница Авдотья Яковлевна Панаева оставила свои воспоминания.

Главная ценность этих воспоминаний заключается в том, что они повествуют о замечательных русских писателях, группировавшихся вокруг "Современника”. Так, Панаева оставила свои воспоминания и об Островском.

"Раз прибегает в редакцию литератор, известный вестовщик всяких новостей, и, совершенно как в "Ревизоре” Добчинский, захлёбываясь, передаёт, что "Свои люди – сочтёмся” принадлежит одному пропившемуся кутиле, купеческому сыну, который принёс рукопись Островскому исправить, а Островский, исправив её, присвоил себе. Когда стали стыдить литературного Добчинского в распространении нелепой новости, то он клялся, что это достоверно, что его знакомый москвич знает этого кутилу купеческого сынка, который сам ему жаловался на Островского в утайке его рукописи.

Очень смешно мне было видеть, когда литературный Добчинский присутствовал при чтении второй комедии Островского и восторгался новой его пиесой, забыв уже, что усердно распространял нелепейшие слухи о присвоении им чужой рукописи”

2) Сообщение ученика.

Мы сейчас услышали рассказ о том, что Островский – самый "закрытый” писатель.

Но всё-таки некоторые сведения из его биографии известны. Например, второй родиной драматурга были Волга, Заволжье, Щелыково. К 1877 году у Островского и его второй жены, Марии Васильевны Васильевой, актрисы Малого театра, было уже шестеро детей. Чтобы прокормить такую семью, с каждым годом приходилось работать всё больше, без передышки. Перед драматургом всегда стоял чёрный призрак безденежья, бедственного будущего детей – Саши, Миши, Серёжи, Любы, Коли. Детей своих он любил без памяти. Когда кто-то из детей болел, он сам заболевал.

Семья Островских была очень гостеприимной. В письме, например, драматург пишет заробевшему гостю:

"Стеснить нас вы ни в коем случае не можете. У нас такой обычай: чем больше гостей, тем лучше”. Обычно за гостями посылали экипаж на станцию.

3) Сообщение ученицы.

В молодости Островский водил компании с интересными людьми. Это артист Пров Садовский. Чего стоили устные рассказы его! Или Костя Мальцев, который славился тем, что изображал идущее домой на закате стадо – всю эту симфонию блеяния, мычания. Иван Егорович Турчанинов всех превосходил, потому что умел изображать "лицом и всею фигурою … старую, истасканную шубу”! уж как он это делал, трудно сказать, но смеялись все до упаду.

Добавление учителя.

Но как ни любил драматург артистов, ему были неприятны небрежное отношение к роли, всякий дилетантизм, когда речь шла о серьёзном искусстве.

Был, к примеру, любимый им и публикой артист Василий Андреев-Бурлак. Он имел одну слабость: плохо учил роли. Однажды вечером, после хорошего ужина, Островский подал Бурлаку листок бумаги, попросив расписаться. Бурлак расписался. Тогда драматург показал ту часть листа, которую прежде закрывал ладонью. А там было написано: "Роль Подхалюзина буду знать твёрдо. Андреев-Бурлак”.

6. Итог урока.

- За что Островского прозвали "Колумбом Замоскворечья”?

(Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе "открыл” "замоскворецких жителей”, за что его и прозвали "Колумбом Замоскворечья”.

"Я знаю тебя, Замоскворечье, - писал драматург, - я сам провёл несколько лет жизни в лоне твоём, имею за Москвой-рекой много друзей и приятелей, и теперь ещё брожу иногда по твоим улицам. Знаю тебя и в праздник, и в будни, в горе и в радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулочкам”.)

- Какие названия имела первая комедия Островского?

("Несостоятельный должник” – "Банкрот” - "Свои люди – сочтёмся”.)

- Кто из известных русских драматургов приветствовал талант Островского?

(Гоголь приветствовал талант драматурга. Записка Гоголя не сохранилась, но сейчас мы знаем слова этой записки: "Самое главное, что есть талант, а он всегда слышен”

Николай Первый же собственноручно начертал на рапорте по поводу "Банкрота”: "Напрасно печатано, играть же запретить, во всяком случае…” .)

Домашнее задание.

1. Составить план к биографии Островского.

2. Прочитать статью учебника; на стр. 35, ответить на вопросы 1.

Продумайте развёрнутый ответ на вопрос: "Почему, обращаясь к миру купечества, Островский мог создать пьесы, имеющие общенациональное звучание?”. При подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на факты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.

3. Принести драму А. Островского "Гроза”, прочитать материал об истории создания этого произведения.

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (05.04.2013)
Просмотров: 2152 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0