Цель урока: интеграция учебного
образовательного пространства, как средство
создания у учащихся целостного представления о
связях явлений культурной и общественной жизни с
характером эпохи на основе интегрирования
различных технологий, методов и форм обучения.
Задачи урока:
- развитие познавательной деятельности
учащихся;
- формирование умения анализировать и
синтезировать различные
общественно-политические события;
- углубление навыков работы с историческими и
литературными источниками
- развитие творческих способностей учащихся;
- совершенствование навыков работы видов
заданий
- развитие умений и навыков работы с
телекоммуникационными технологиями
- развитие коммуникативных навыков.
Структура урока: урок рассчитан на 2 часа.
В основе урока - подготовленный
детский ролевой фильм-проект " Салон
З.А.Волконской”. (Продолжительность фильма 15
мин.)
На этапе исследовательской деятельности
участникам было предложено разработать "
легенду” своего героя : изучить биографию, найти
отзывы этого героя на комедию А.С.Грибоедова,
найти документы, письма, мемуары, где
прослеживалась бы его общественная позиция,
подготовить костюмы, найти ноты вальса
Грибоедова и разучить его.
Другая группа участников проекта
инсценировали отрывки из комедии.
Аналитический этап – отбор
информации, составление сценария, съемка и
монтаж фильма.
Заключительный этап – демонстрация
фильма на уроке
Основная идея: в салоне встречаются
представители различных взглядов, приезжает
Грибоедов и читает отрывки из комедии, слушатели
высказывают свое отношение к героям. Затем, когда
автор уезжает, обсуждают пьесу.
Список гостей салона З.А.Волконской
- Грибоедов А.С. – русский писатель, поэт,
публицист, дипломат, композитор
- Волконская З.А. – княгиня, писательница, хозяйка
московского литературного салона.
- Коновницына Е. П. - жена героя Отечественной
войны, декабриста, генерала
- Пестель П.И. – декабрист, организатор и вождь
Южного тайного общества
- Кюхельбекер В.К. – поэт, критик, декабрист, член
Северного общества
- Ухтомский Ф.И. – князь, помещик
- Одоевский В.Ф. - писатель, музыковед, мыслитель
- Сперанский М.Н. – главный советник царя
Александра 1 по вопросам управления.
I. Начало урока.
Актуализация знаний по эпохе Александра 1.
Задание 1.Обратитесь к схеме. Определите, на
какие два периода делиться правление
Александра.
Внутренняя политика в 1801-1812 гг.
Задачи правления Александра 1
Усовершенствование государственного
строя России с учетом влияния прогрессивных сил. |
Создание "Негласного комитета и
разработка реформ государственного аппарата
М.Сперанским |
Решение "крестьянского вопроса”. |
Курс реформ, предложенный Сперанским.
Основные принципы функционирования
государственного аппарата
Отмена сословного деления общества |
Разделение властей: законодательная,
исполнительная, судебная |
Выборность распорядительных и
исполнительных органов власти |
Независимость судебной власти,
ответственность исполнительной власти перед
законодательной |
Изменения в госаппарате.
Предлагалось
Учреждение Государственной Создание
Государственного Думы (обсуждение
законопроектов) Совета (разработка и обсуждение
законопроектов)
Реформы Сперанского встретили жесткое
сопротивление дворянства и были отвергнуты
Александром 1.
Государственные преобразования Александра 1.
Царь ограничился отдельными и
непоследовательными мерами.
1803 г. – Указ о вольных хлебопашцах 1808,1809 –
запрет продавать крестьян на ярмарках
1801 г. – Право недворян покупать землю с 1802 г.
– реформа образования 1808 - создание
Государственного Совета
Внутренняя политика Александра 1 в 1815-1825 гг.[ 1
c. 48]
Либеральные меры |
Реакционная политика |
1815 г. – Конституция Царству Польскому |
1816-1819 гг. Создание военных поселений |
Март 1818 г. Заявление о намерении ввести
в России конституционные порядки |
1819,1821 – гонения на просвещение и печать |
1818 г. Разработка Уставной грамоты для
России |
1822,1823,1824 гг. – запрещение крестьянам
жаловаться на помещика, право ссылать крестьян в
Сибирь |
1818 - разработка проектов решения
крестьянского вопроса в России |
1822 г. – запрещение тайных обществ |
Задание 2. Вспомните, какие три основные
направления идеологии в это время формируются в
России. Для этого прочитайте: В.Ф.Раевский. О
рабстве крестьян.
"Взирая на помещика русского, я всегда
воображаю, что он вспоен слезами и кровавым потом
своих подданных; что атмосфера, которою он дышит,
составлена из вздохов сих несчастных; что
элемент его есть корысть и бесчувствие. Ниже сего
я примерами изложу, сколько вредно рабство для
народа русского, рожденного быть свободным.
Александр в речи своей к полякам обещал дать
конституцию народу русскому. Он медлит, и
миллионы скрывают свое отчаяние до первой искры.
Дворянство русское, погрязшее в роскоши,
разврате , бездействии и самовластии, не требует
перемен, с ужасом смотрит на необходимость
потерять тираническое владычество над
несчастными поселянами. Граждане! Тут не слабые
меры нужны, но решительный и внезапный удар!”
Задание 3. Определите, мнения представителей
какой идеологии представлены в документе.
Назовите опорные фразы на основании которых вы
сделали свои выводы.
Задание 4. Сделайте вывод на основании
вышесказанного, почему активно формируется
радикальная идеология.
К чему это приведет ?
Основная часть урока. Просмотр фильма –
проекта "Салон З.А.Волконской.
Перед просмотром фильма учащиеся получают опережающее
задание.
Задание 5. Разделите гостей салона
З.А.Волконской на группы.
Кто не принимает комедию? Кто одобряет? Кто
относится критически?
После просмотра фильма - проверка задания: ученики
отвечают на вопрос: Какие гости салона к
какому направлению идеологии относятся?
Далее урок продолжает учитель литературы.
Задание 6. Разделите действующих лиц комедии
на представителей века нынешнего и века
минувшего. Представителей какого лагеря можно
встретить у Фамусова? Почему?
Задание 7.
Обратитесь к внесценическим персонажам
комедии. Есть ли среди них представители
передовой идеологии. [ 2 c.47]
Задание 8.
Обсудите, выйдет ли Чацкий на Сенатскую
площадь. Опираясь на мнения гостей салона,
выскажите свою точку зрения.
Как Грибоедов относился к декабристам?[ 4 c.206]
Заключительная часть урока – дебаты.
- "Бессмертная” комедия Грибоедова.
- "Поэт в России больше, чем поэт”
- Позиции писателя и общественного деятеля.
Результатами урока могут быть:
- интерес и активность учащихся;
- умение применять ранее полученные знания;
- умение готовиться и работать самостоятельно,
используя различные источники, в т.ч. ИКТ;
- умение сопоставлять и противопоставлять
явления, факты, источники;
- делать самостоятельные выводы;
- проявление творческих способностей.
|