Цели:
- учить находить художественные средства
выражения и определять их роль в произведении,
- учить определять идею произведения, авторскую
позицию,
- дать понятия образ праведника, реминисценция.
Задачи:
- знать:
- средства создания и характеристики образов;
- роль композиции рассказа в раскрытии идейного
замысла рассказа.
- идейный замысел рассказа «Подсолнух»
- познакомиться с терминами: реминисценция, образ
праведника.
- уметь:
- находить средства создания характеристики
образов.
- находить элементы композиции в тексте
- определять авторскую позицию и средства её
выражения.
- уметь выражать своё отношение к авторскому
замыслу.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Сообщение темы, целей, хода урока
III. Актуализация знаний
Фронтальный опрос:
- Что вы знаете о композиции как
литературоведческом понятии?
- Вспомните приемы создания характеристики
образа? (речь, портрет, авторская хар-ка, пейзаж,
интерьер, поступок…)
- В каких произведениях используются данные
средства создания характеристики образа
героя? Какова их функция в тексте?
IV. Переход к изучению новой темы
– Вы прочли рассказ В.Закруткина «Подсолнух». А
что вы знаете об это писателе?
Дополнительное слово учителя
– Произведения В.Закруткина – это
«деревенская проза».
– В 2008 году исполняется 100 лет со дня рождения
писателя.
Индивидуальное сообщение ученика о дате
написания и издания рассказа
V. Анализ рассказа «Подсолнух»
– Какой эпизод запомнился больше всего из
рассказа, почему?
– Какие слова остались непонятными?
Групповая работа. Работа с текстом 1-4
абзаца:
1 группа: Выпишите из текста приметы
пейзажа, указывающие на то, что действие
происходит в донской степи.
2 группа: Найдите в тексте приемы
авторской, портретной характеристики героя. Как
В.Закруткин изображает дончака, степняка? В чем
его отличительные особенности?
3 группа: Дайте речевую характеристику
героев рассказа. (Опираясь на весь текст.) В какой
местности так говорят?
Аналитическая беседа:
– С чего начинается рассказ?
– Какое настроение рождает пейзаж степи? Какие
краски преобладают в описании?
– Пейзаж задает тон всему рассказу,
предсказывает, что будет и «темное», и «светлое».
– Чем пейзаж в.Закруткина отличается от пейзажей
других писателей? Какая природа здесь показана?
Пейзаж донской степи. Проверка работы 1
группы.
– С какой целью используется автором пейзаж?
– Что особенного в изображении степи? (Небо
отображает землю)
– Как вы думаете, почему автор именно так
показывает пейзаж? (Взаимосвязь в природе,
равноправие Неба и Земли. Выражение авторского
мировоззрения, восприятия мира. Отсюда
непонимание в «Матери Человеческой» причин
поклонения Богородице, а не земной женщине. Земля
важнее чем Небо.)
– Чем является пейзаж в композиционном
отношении (плане)? (Экспозиция)
– На фоне контрастного пейзажа (небо – степь) мы
знакомимся с главным героем. Он находится между
двумя началами Небо и Земля, подчеркивается
одиночество Отца.
– Кто он?
– Что вы знаете о нем из текста?
Проверка работы 2 группы
Для учителя:
ОТЕЦ |
|
ТЕКСТ |
Характеристика |
Грозно топал |
Авторская х-ка. Уверенный характер |
Знали его все(+) |
А/х.Уважаемый |
К молчанию привык |
А/Х.Молчаливый, спокойный |
Удостаивал двумя-тремя словами |
А/Х.Неразговорчивый |
Высокий, плечистый с могучей
грудью |
Портрет. Сильный |
До революции батрачил |
А/Х.Степенный, смиренный |
Чабановал в совхозе |
А/Х.Труженик |
Острый взгляд замечал все, что
творилось вокруг |
А/Х.Наблюдательный |
Все любили и побаивались этого большого,
крепкого старика |
Уважали, любили |
При невзрачной, угрюмой, молчаливой
внешности герой обладает внутренней силой
духа, напоминает богатыря = таков герой –
дончак В.Закруткина.
Проверка работы 3 группы
Нехай, грыз, брешите, черт-ма, ни в жисть,
навроде |
Разговорная, простая, народная, диалектная –
речь степного крестьянина. |
Проблемная ситуация:
– Как вы думаете, почему главного героя все
звали Отцом?
(– был стариком, из уважения, авторитет;
– он называл всех, кто моложе , даже животных,
сынками;
– дань памяти о погибшем за Родину сыне).
Беседа:
– Что мы знаем о сыне?
– Как история сына отразилась на Отце?
(Используя текст).
Воспоминание обожгло его, сдавило сердце |
Постоянная боль, память об утрате |
не заплакал и тогда |
Выносливый, твердый характер |
когда оставался один, вслух произносил
«ероически погиб» |
тяжело перенес потерю сына, не мог забыть о
случившемся, не мог успокоиться |
– Подумайте, почему воспоминанию о сыне в
тексте предшествует образ лебедя?
– Что символизирует лебедь? Что скрывается за
образом лебедя, какие ценности? (Верность,
чистота, забота, нежность, память, преданность)
– Как вы считаете, обладает ли Отец этими
качествами? Поясните свою мысль.
– Почему Отец решил вырастить подсолнух? (Дать
жизнь подсолнуху, для Отца значит, дать
продолжение жизни частичке сына.)
– Как в тексте показано обращение Отца с
семечком? Зачитайте.
Осторожно, точно лаская, положил
Подержал во рту
Засыпал перетертой пушистой землей |
Любящий, помнящий сына, заботящийся о
нем… |
– Расскажите, как Отец ждал прорастания
семечки?
– Вспомните, как воспринял Отец весть о
взошедшем подсолнухе? («...глаза засияли
влагой», «прикоснулся пальцем к слабому ростку»
– словно к ребенку).
– Как вы понимаете слова Отца «Ну что ж,
значит, живой…»? (Слова о подсолнухе , но за
ними ощущается образ сына).
– Как рос подсолнух?
– Найдите описание подсолнуха. Какие приемы
использует автор? Какое ощущение при этом
возникает у читателя? (Олицетворение: листья
отбиваясь от ветра, лопотали, сравнение: желтели
густо, как пчелиные соты»)
– А что произошло, когда подсолнух заболел?
Дайте оценку этим событиям. (Все старались
спасти подсолнух)
– Почему пастухи обращаются за помощью сначала к
зоотехнику, а затем к агроному? (Подсолнух для
них что-то живое).
– Какая сцена в рассказе наиболее ярко
показывает заботливое отношение Отца к
подсолнуху? (Во время грозы.)
– В чем проявилось участие Фоки?
– Как вы думаете, случайно ли дан образ дяди Фоки
в тексте?
Учитель обращает внимание на ассоциацию с
Фомой Неверующим. Сила Веры Отца, его Надежды,
Любви заставляет поверить и Фоку в будущее
подсолнуха.
Можно провести параллели Фока – Фома
Неверующий, Отец – Спаситель, Носитель Веры,
Надежды, Любви. Обратите внимание на триединство
в христианстве Отца, Духа и Сына. Может быть
главный герой все же ближе не к Христу, а к Отцу
Небесному, так как не проповедует, а является
носителем веры, силы духа. И это является ответом
на вопрос рассказа: небо = степи. Небо повторяет
картину земли или же наоборот, земля является
отображением небесной жизни. Отец Небесный
спускается на землю.
– Давайте в таком же ключе посмотрим на образ
Доньки, сопоставим его с героем библийского
сюжета «Притчи о блудном сыне». (Донька –
«блудный сын», обретший веру, нашедший Отца,…)
Чтение и анализ эпизода:
– Зачитаем абзац , где показаны мысли Доньки,
когда он бежит за зоотехником.
– Как вы можете проанализировать эту фразу :
«Чудо явиться всем»
Слово учителя: Здесь уже
прослеживается связь с Новым Заветом
«чудо явится всем» – явление Христа народу.
На самом деле это глубокое произведение с
элементами реминисценции.
Реминисценция – это включение
автором в свое произведение образов, стихов, фраз
и т.п. из другого литературного произведения. Это
воспоминание, ассоциация с другими
художественными текстами, образами.
Реминисценция именно на христианскую тему
(Библия, Новый Завет) имеется не только в этом
рассказе, но и в повесть «Матерь
Человеческая». Видение обычных земных людей
сквозь призму небесного христианского мира– это
мировоззрение В.Закруткина , его мировосприятие.
Аналитическая беседа:
– Какой момент в рассказе «Подсолнух» является
кульминацией? Докажите свое мнение.
– Как вы оцениваете поступок Отца? Почему он
поступил именно так?
– Какое отношение к человеку скрыто в это фразе:
«Да разве ж мы не для людей его растили»?
Поясните.
– Чем являются слова Отца в композиции текста? (Развязка
действия)
– Зачем автор обращает наше внимание на то, что
Отец «медленно провел ладонью по шершавому
заполненному семечками гнезду»? О чем говорит
этот жест. (Ощущение сыновей близости, его
частички, для Отца подсолнух, как сын)
Слово учителя: В литературе 20 века
появляется образ праведника, в произведениях
Солженицына, еще ранее в творчестве Лескова.
Кто такой праведник? Посмотрим в словарь
Ожегова.
На доске:
ПРАВЕДНИК:
1) у верующих: человек, который живет праведной
жизнью, не имеет грехов.
2) человек ни в чем не погрешающий против правил
нравственности.
Элемент дискуссии:
– Можем ли мы назвать Отца праведником?
Объясните свою точку зрения.
Запись в тетради и на доске:
ПРАВЕДНИК:
Прошлое – труженик.
Нынешнее – не грешит против правил
нравственности, добра;
– проповедует жизненные принципы гуманизма.
–
одинок
– привязан к родине: «Отец родился, вырос и
постарел в этой угрюмой степи»
Слово учителя: Виталий Закруткин в
книге «В родном краю» пишет так:
«Где бы я ни был, душа моя тянется к тебе, любимая
земля, и я счастлив тем, что живу здесь, что в
труде земляков-земледельцев есть малая частица
моего труда, что уже поднялись высаженные мною
тополя, вишни и яблони, что они незаметно входят в
разлив донских садов и останутся людям.»
– Чем слова самого автора схожи со словами Отца?
Сопоставьте их.
– Как эта фраза помогает понять основную
мысль рассказа? (В произведениях В. Закруткина
прослеживается взаимосвязь человека и природы,
их взаимопроникновение, взаимопродолжение друг
в друге.)
– Можем ли мы определить авторскую позицию
смысла жизни ? В чем она заключается?
Проблемная ситуация:
– Как эта авторская позиция
раскрывается в повести «Матерь Человеческая»?
– Как вы считаете, почему Отец и Мария («Матерь
Человеческая») не озлобились после случившихся
трагедий в их жизни?
Беседа:
– Чем заканчивается рассказ?
– Впервые ли появляется образ лебедей?
– С какой целью автор показывает их в начале и в
конце истории об Отце?
(Круговерть в природе, это подчеркивается
последней фразой «неминуемый приход весны»,
кольцевая композиция: ведь история подсолнуха
начинается с истории сына,
а воспоминанию о сыне предшествует
появление стаи лебедей).
– Чем является в композиционном отношении
последний абзац. Объясните.
Эпилог – выражение авторской позиции,
замысла произведения.
– Как вы считаете, где же в рассказе завязка
действия? Объясните свою точку зрения. (Завязка
сюжетной линии – история с семечком. Завязка
идейного содержания – история сына, здесь особую
роль играет как раз образ лебедей. Композиция
рассказа становится кольцевой, что выражает
авторское мировосприятие: все в мире движется по
кругу, всё взаимозаменяемо.)
– Обратите внимание: какой символ имеется в
последнем абзаце, для чего его использует автор? (Здесь
символичен « звон дальнего колокола»– божье
благословение в делах, поступках героев)
VI. Подведение итогов урока
– Какая идея раскрывается в рассказе
«Подсолнух»?
– Почему рассказ назван «Подсолнух»?
– Вспомните, что выносится в заголовок?
– Как основная мысль рассказа связана с
заглавием?
– Какие художественные средства и с какой целью
используются в рассказе?
– Какие новые литературоведческие термины
появились у вас в словаре? Дайте им определение.
– Как тема исторической памяти раскрывается
в рассказе?
VI. Домашнее задание
На любую из предложенных тем напишите свое
рассуждение (доказательства к тезису):
1. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» – это
философское произведение. Докажите это.
2. Рассказ В.Закруткина «Подсолнух» решает
проблему смысла жизни человека, потерявшего все
самое дорогое. Докажите. |