Среда, 07.12.2016, 11:31

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Язык стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с содержанием стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный”, дать ему лингвистическую характеристику, познакомить с лексическим составом слов, лингвистическим своеобразием.
  2. Провести сравнительный анализ со стихотворением "Памятник” Горация и "Памятник” Г.Р.Державина.
  3. Закреплять навыки практической работы со словарями.
  4. Воспитывать интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: фотография "Александрийский столп”, толковый словарь Ожегова, словарь синонимов, словарь антонимов, словарь иностранных слов, раздаточный материал (тексты стихотворений "Памятник” Горация, Державина), портрет Горация.

Ход урока

I. Сообщение темы урока и его задач.

1.Выяснение значения слова "памятник”.

а) Где вы встречали памятники?
б) Какие памятники есть у нас в селе?
в) Что обозначает слово памятник?

(Точное значение слова выясняем в толковом словаре Ожегова)

Памятник – это скульптурное или архитектурное изображение в память о выдающихся людях или событиях.

Вопрос: Сколько значений у слова "памятник”? (многозначное)

II.

Чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (читает подготовленный ученик).

III. Повторение изученного материала.

  1. Что такое стих?
  2. Что такое строфа?
  3. Какая в стихотворении " Памятник” А.С.Пушкина рифма? Какие рифмы вы ещё знаете?

IV. Работа над языком стихотворения "Памятник”

1.Чтение учителем 1 строфы стихотворения наизусть.

Учитель:

1) В первой строфе встретилось слово "нерукотворный”, что оно обозначает?
2)Что такое Александрийский столп?

2. Рассказ учителя истории об истории открытия Александровской колонны.

Александровский Столп был возведён в 1834 году в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге архитектором Огюстом Ришаром Монфераном по заказу императора Николая I в память о победе его старшего брата - императора Александра I над Наполеоном. Монферан создал монумент, представляющий из себя огромную колонну из розового гранита, стоящую на гранитном пьедестале. Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую воздевает к небу.

Высота Столпа вместе со статуей – 47,5 метра, диаметр Столпа – 3,66 метра. Пьедестал колонны с четырёх сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака.

Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезён в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт – Петербурге, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих.

Александрийский столп является чудом инженерного расчёта. Вот уже более 150 лет он стоит ничем не закреплённый, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн. В первые годы после его возведения жители столицы испытывали опасения: а вдруг колонна однажды упадёт. Чтобы разубедить их, Монтеран завёл себе привычку каждый день начинать с прогулки под колонной и совершал их почти до самой смерти.

Блицвопрос: Верите ли вы, что Александровская колонна была поставлена за 2 часа и никак не закреплена? (Да, поднимали колонну с помощью специальной системы лесов и лебёдок, изобретённой Бетанкуром А. А. Держится она только благодаря собственной тяжести и точным инженерным расчётам.)

3. Дополнение учителя литературы.

Сначала Александрийский столп назывался Александровская колонна. Почему же Пушкин написал Александрийский столп? Стихотворение им написано за год до смерти и вовсе не для печати. Отношения с правительством были напряжённые. А так он замаскировал слишком откровенный характер своего стихотворения, ведь это был открытый вызов царю. В день открытия 28.10. 1934 года Пушкина не было в Санкт- Петербурге, он уехал за 5 дней до события, чтоб не присутствовать и не видеть, как раболепствуют его некоторые товарищи. Александрийская колонна существует, но не в Петербурге, а в Александрии (Рим), воздвигнута в честь Помпея (римского императора) и называется Помпеева колонна.

Вопрос: Какие слова в 1 строфе говорят, что Пушкина не сломили царь и его окружение?

4. Повторение знаний по русскому языку.

Работа учащихся в группах над лексическим значением слов. (Учащиеся работают группами по словарю Ожегова, значение слов записывают в тетрадь)

1 группа: прах, тленье, подлунном, доколь, хвалу, приемли;
2 группа: сущий, калмык, пиит, любезен, муза;
3 группа: лирой, милость, падшим, венец;

Вопросы:

  1. Какие слова называются устаревшими? Найдите их (доколь, пиит, сущий, приемли)
  2. Какие слова называются однозначными, многозначными? Найдите их.
  3. Что такое метафора? Найдите метафоры в стихотворении.
  4. Что такое омонимы? Найдите их.
  5. Найдите синонимы в словаре синонимов к словам:

1 группа: тропа (путь, дорога), воздвиг (построил, соорудил)

2 группа: вознесся (поднялся, взлетел)

3 группа: тленье (гниение, разрушение)

  1. Что такое эпитеты? Найдите их (главою непокорной, добрые чувства, заветная лира) Обозначить главное слово, определить вид связи
  2. Что такое антонимы? Найдите антонимы в последней строфе (хвала и клевета).
  3. Что такое морфема? Сделать морфемный разбор слов нерукотворный, милость, памятник. Одинаков ли состав слов?
  4. Найдите глаголы повелительного наклонения в 5 строфе (будь, приемли, не оспоривай).

V. Сравнение стихотворения А.С.Пушкина "Памятник” с переделанными строками В.А.Жуковского:

1 строфа: …Наполеонова Столпа

4 строфа: И долго буду тем народу я любезен,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что прелестью живой стихов я был полезен…(смягчил перед царём)

Вопрос: Каких мыслей Пушкина лишается переделка В.А.Жуковского?

VI. Сравнение стихотворений Квинта Горация Флакка, Г.Р. Державина и А.С.Пушкина.

1) Рассказ учащегося о Горации.
2) Чтение учащимися стихотворения Горация "Памятник”.

Вопрос: Что общего в стихотворениях? (Тема, идея, количество строф, герой – поэт, композиция).

VII. Задание на дом.

Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный”.

VIII. Подведение итога урока.

Учитель: Стихотворение "Памятник” есть у 3 поэтов. Назовите их фамилии и инициалы.

Вопросы:

  1. Знал ли А.С.Пушкин о существовании первых 2 стихотворений?
  2. Почему к А.С.Пушкину не зарастает народная тропа?
  3. О каком памятнике идёт речь в стихотворении А.С.Пушкина?
  4. О чём мечтает каждый из поэтов?

IX. Демонстрация памятников А.С.Пушкину. (В Москве, в Санкт – Петербурге, в Болдино, в Старом Осколе).

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: Ronaldo (15.12.2015)
Просмотров: 291 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 0.0/0
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0