Суббота, 03.12.2016, 03:25

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Иван Алексеевич Бунин. "Святогор и Илья"

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся при обучении анализа текста;
  • способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать ответственную за свои поступки личность.

Тип урока: анализ художественного текста.

Оформление доски:

1 - тема урока, в центре вверху;

2 - слово БЫЛИНА, в центре;

3 - справа

Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом? Лотман Ю.М.;

4 - слева репродукция картины В. Васнецова "Богатыри";

5 - под репродукцией (чтобы некоторое время не было видно)

: К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой:
А. Твардовский.

Оборудование: листы с текстом произведения И.А. Бунина "Святогор и Илья" для каждого ученика. (Чтобы была возможность у каждого работать с текстом, делать свои пометки, подсчёты).

Ход урока

1. Вступительное слово.

Продолжаем учиться анализировать художественные произведения. Сегодня это будет стихотворение Бунина Ивана Алексеевича "Святогор и Илья". Вам нужно учиться воспринимать текст не только на слух и опираться на привычные "подсказки", но и детально разбирать сказанное, доказывая то, что уже поняли или ещё только предстоит понять в процессе работы. Учиться делать выводы. Наша речь настолько многогранна, богата интонационно, эмоционально, фонетически, морфологически и т.д. Нужно, хоть иногда, вглядываться, вчитываться, искать подтекст, чтобы знать наверняка, что именно хотели нам сказать.

Чтобы четко представлять предполагаемый результат в нашей сегодняшней работе, я снова, как и на предыдущих уроках, когда знакомились с работой по анализу текста, записала на доске высказывание Лотмана Ю.М.: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?".

2. Прочтение произведения.

Я зачитываю стихотворение.

СВЯТОГОР И ИЛЬЯ

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху: Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба,
Загорается сердце в груди, -
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу: Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

3. Анализ текста.

Домашним заданием было прочесть произведение и ответить на вопрос, какие произведения называются былинами?

Былина - русские народные эпические песни-сказания. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Традиционно, при упоминаниях о богатырях, былинах мы вспоминаем о другом произведении искусств - живописном - картине Васнецова "Богатыри", где отражаются очень красочно образы древних русских героев, которые отстаивали честь государства, спокойствие народа, были защитниками.

Я поместила репродукцию этой картины перед вашими глазами и крупно записала слово БЫЛИНА на доске, чтобы постоянно помнить о том, произведение какого жанра мы анализируем.

Что можете сказать вы о богатырях, опираясь на знания, которые были получены ранее? (Целые произведения или их отрывки, справочные материалы и др.)

Составляется собирательный образ богатыря: он могуч, умён, он чтит старших. Даже в тех произведениях, где нет конкретных героических действий, он готовится к ним, серьёзно подходя к ситуации. Где-то крутит верёвочку шелковую, где-то примеряет боевую или праздничную (по случаю победы) одежду, которая с любовью сшита для него родным человеком (матерью, суженой). Где-то морально готовит себя к поступкам, которые пойдут на пользу всем (и родимой стороне, и родным, и себе). Центральная идея всех былин - идея защитничества; сила, бессмертие богатырей - это и бессмертие, сила народа, за который они сражаются. Жизнь богатырей, мысли о том, что эти богатыри - "наши", вызывает чувство гордости и патриотизма.

Мы увидели таких богатырей в данном произведении?

Почему автор назвал своё произведение былиной?

Вспомните, что автор не всегда выражает свою позицию открыто, он может завуалировать её, отчего мысль становится ещё ценнее. Каков смысл данной былины? Что именно хотел сказать нам своим произведением автор?

Мы видим, что в стихотворение Бунин ввёл персонажей с историческими именами, которые традиционно ассоциируются с образами русских богатырей. Придумал события, которые, возможно, могли произойти. К великому сожалению, мы не встречаем ожидаемых поступков былинных героев, напротив, к концу произведения мы все больше разочаровываемся в действиях персонажей.

Своё произведение Бунин определил как былину, скорее всего, потому что хотел акцентировать большее внимание на мысли о том, что нужно задумываться о поступках, которые совершаешь (ведь былины отражают нравственные идеалы народа). Тем более, если ты человек, находящийся в поле зрения многих, на которого равняются другие, который является примером. Наверное, высказывается мысль о том, что нельзя попусту причинять себе вред, нужно осторожно и избирательно относиться к своим действиям, поступкам, словам, а богатыри должны исполнять свои богатырские подвиги, а не заниматься всякой глупостью (былина - воспевает поступки героя и самого богатыря):

Давайте в поддержку нашим высказываниям найдём доказательства в тексте. Рассмотрим более детально некоторые аспекты лексики произведения.

Отметьте разницу между тем, как называется земля в других былинах и в этой.

В этой - просто земля, в других былинах - мать - земля, мать - сыра земля.

Почему эта разница, как вы думаете?

Скорее всего, потому что былинные богатыри действовали, в основном, на просторах Родины, а в этом произведении герои не на Родине.

Докажем?

":Едут сутки, и двое, и трое:". А что это для богатырских коней? Вспоминается былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник", где у коня Ильи "реки между ног пропускаются", он "через горы перешагивает", как через кочки, через озёра, как через лужи..., поэтому мы понимаем, что наши герои далеко от родных краёв.

Опираясь на вышеуказанные размышления, мы замечаем более явное противопоставление "Русская сила - Земля".

Обратимся к другому противопоставлению: "корыто - гроб". Какие ассоциации?

Гроб - специальный предмет для покойного, последний приют для человека. Гроб - не предмет насмешек, это предмет некой почести, в некотором смысле - привилегия.

Вот что такое "гроб" у Даля: ящик в меру человека, для схоронения трупа его.

Корыто же, напротив, предмет непотребный, в который сливают отходы для того, чтобы накормить домашний скот или, другое назначение, предмет, в котором стирали бельё.

У Даля::в них стирают, месят хлебы, из них кормят скот и птицу.

В любом случае, гроб ни у кого не вызывал мыслей поиграть, побаловаться с ним, просто так "примерить" его на себя.

Как вы думаете, почему богатыри "увидели" изначально не то, что было на самом деле? То есть корыто вместо гроба?

Может, сыграло коварство чужой Земли, как мираж: видится не то, что есть на самом деле. И, скорее всего, отсюда именно (из затуманенного взора, мыслей), и идёт желание богатырей "пошутить" - сделать то, что наши герои не сделали бы, наверняка, у себя на Родине, то есть, не примерили бы гроб к себе, и не легли бы в корыто.

Мы видим, что произошло искажение реальности, самообман, который нашёл продолжение в другом противопоставлении: "меча удары - нарастание железного обруча". Чем больше и сильнее удары, которые, казалось бы, должны разрубать, - тем "больше скрепа нарастала".

Сможете найти ещё какие-нибудь противопоставления?

Братья "меньшой и старшой". Сразу интересно то, что "меньшой" указывается первым, а "старшой" - вторым. Хотя в былинах, как мы знаем, чтится старшинство. Вчитавшись, мы понимаем, отчего нет "почести" старшему: нет мудрости в поступках, которая должна присутствовать и проявляться у более взрослого человека, оба ведут себя безответственно, безрассудно. По прочтении произведения мы не испытываем той гордости за этих героев, которую мы обычно испытываем при прочтении других былин. В данном произведении "честь" проявить себя выдалась только поступком неблаговидным, он не сделал богатырей Героями.

Итак, выборочно проанализировав лексику, мы поняли, что данное произведение, несмотря на то, что названо былиной, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Мы знали, что былина - это произведение, которое повествует о героических событиях персонажа. Здесь же, во-первых, мы не видим такого события, мало того, ещё и наблюдаем прямо противоположные героическим действия главных героев: баловство, а впоследствии и позор Русской силы. Во-вторых, налицо явные противопоставления: корыто - гроб, младший - старший, меч - скрепа, чужая Земля - Русская сила. Причём, чужое, коварное явно побеждает Русскую силу. На первый план выходит ирония по поводу "тряпичных богатырей", даже, может, некое наставление: так делать нельзя, тем более на Чужбине, где Богатыри - представители Земли Русской. Получается, что Бунин применил к своему произведению эзопов язык, который лаконичнее и ярче представит нам суть.

Очень интересно рассмотреть фонетику и морфологию произведения, увидеть, как мастерски автор продумал и на этих уровнях своё творение. (Здесь хороша работа группами).

Рассмотрим сначала фонетический ряд произведения. (При "прослушивании" на звонкость - глухость строк к звонким звукам нужно относить не только звонкие согласные, но и гласные).


Согл. зв. Глас. гл.
1 7 9 10
2 10 7 10
3 10 6 9
4 7 5 10
5 6 8 10 - глухость, как бы настороженность (Видят в поле корыто большое)
6 10 3 9 - первая самая звонкая строка, как будто предостережение!
(Наезжают - ан гроб, да большой)
7 15 1 10 - звук нарастает - опасность! (Гроб глубокий, из дуба долблённый)
8 12 6 10 - звучность немного спадает (С чёрной крышей, тяжёлой, томлёной)
9 8 4 9
10 5 8 10 - глухо (Лёг, накрылся и шутит: "А впору!...)
11 7 4 10
12 10 5 9 - звонко. Звучит страстное желание увидеть свет!
(Снова выйти на Божий простор!)
13 9 6 10
14 10 4 10 - звонко - желание Ильи помочь (Во всю грузную печень надулся,
15 10 4 9 - Двинул кверху:Да нет, погоди!)
16 9 6 10
17 10 3 10 - звонко - Илья в нетерпении (Он за меч,- занимается злоба)
18 8 5 9 - глухо. Видимо, потому что Илья начинает осознавать последствия
"шутки" (Загорается сердце в груди)
19 9 4 10
20 9 2 10
21 8 5 9 - следующие 4 строки глухие, несмотря на то, что действия производятся
22 8 6 10 - грохочущие...(Где ударит-там обруч готов, Нарастает железная скрепа,
23 7 7 10 - Не подняться из гробного склепа
24 6 5 9- Святогору во веки веков!)
25 10 2 10 - звонко. (Кинул биться Илья - божья воля.)
26 9 6 10
27 6 4 9
28 9 4 10
29 9 2 10 - звонко. Здесь чуть ли не прямое указание.(Выезжай на иную путину.)
30 5 0 6 - самая короткая, но самая звонкая строка во всём стихотворении: при условии, что звуков всего 11, глухие вообще отсутствуют! Таким образом, мы не только читаем прямое наставление, но и ощущаем звучность этой фразы! (На иные дела!)

Проанализировав фонетику, мы видим, что неодобрение поступков богатырей хорошо отслеживается: тон повышается или приглушается в зависимости от ситуации.

Морфологический анализ произведения ещё более подтверждает уже "расшифрованную" нами мысль автора.

  Именные ч.р. глагольные ч.р. другие(самост.ч.р.)
1 3 - -
2 3 - -
3 3 1 -
4 3 1 -
5 3 1 -
6 2 1 -
7 4 - -
8 4 - -
9 2 1 -
10 - 3 1
11 2 1 -
12 2 1 1
13 2 2 -
14 3 1 -
15 - 2 2
16 4 1 -
17 3 1 -
18 2 1 -
19 1 2 1
20 1 2 -
21 3 2 -
22 2 1 -
23 2 1 -
24 3 - -
25 3 2 -
26 2 1 2
27 1 2 -
28 4 - -
29 2 1 -
30 2 - -

Глагол подразумевает наличие действия, но в данном произведении мы видим, что в строках, где больше всего глаголов, ничего существенного не происходит, а вся сила богатырская направлена на "игру", поэтому там, где есть глаголы, они отображают действия "бездействия": пустые, никаких полезных, нужных кому-то событий, подвигов не совершается. Строки же, где наблюдается перевес именных частей речи, напротив, несут на себе основную смысловую нагрузку, отображая главную мысль (не боимся повториться):

Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Проведя анализ, мы видим, что автор, Иван Алексеевич Бунин, как виртуоз своего дела, очень тонко подошёл не только к содержанию своего творения на всех уровнях, но и ловко сыграл с жанровыми особенностями былины.

Лексика, фонетика, морфология произведения указывают на основную мысль произведения: нужно подходить к поступкам в жизни очень серьёзно, обдуманно, ответственно. Но мысль эта звучит не наставительно, не открыто, не навязчиво, а так, чтобы мы сами пришли к таковым выводам, что намного ценнее!

4. Мозговой штурм.

Убираю в сторону репродукцию картины "Богатыри", под которой записан отрывок стихотворения Твардовского ("Василий Тёркин. Тёркин на том свете"). Зачитываю его.

- Скажите, мы можем мысль этого высказывания соотнести с основной мыслью нашего сегодняшнего урока?

По отношению к жанру былины, былинных героев, конечно, можем. Даже не смотря на то, что данное стихотворение написано автором более современным нам и, конечно, посвящено оно Великой Отечественной войне, это не значит, что подвиги далёких для нас былинных героев были по значимости меньше. И те и эти герои защищали своё государство, свой народ. И те и эти герои достойны того, чтобы о них помнили, чтили их, слагали о них песни, былины. Когда узнаёшь о таких героях из документальных и художественных фильмов, исторических статей, художественных произведений невольно возникает мысль о том, что это те герои, на которых хочется равняться. Тебя начинает переполнять чувство гордости за то, что эти герои "наши", родные, становится яснее и нужнее чувство патриотизма, любви к родной стороне, знакомым и родным людям, гордости за Родину.

По отношению же к героям стихотворения "Святогор и Илья" - нет. Мы не увидели действий этих героев, через которые мы бы стали гордиться ими, слагать в их честь песни:здесь даже уместно будет вспомнить двух старших братьев из народной сказки "Молодильные яблочки", когда они постоянно повторяли фразу: "Человеку голова нужна не токмо шапку носить", а сами при этом совершали поступки прямо противоположные своим словам.

5. Итог урока.

Подведём итог.

- Что вы можете сказать о произведении после того, как проанализировали его?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Вернёмся к высказыванию: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?". Ваши мысли?

6. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение:

- Роль былинного героя в формировании патриотических чувств.

- Мой любимый герой русских былин.

- Герой моей былины.

2. Сочинить свою былину или, по примеру Бунина И.А., былину с эзоповым подтекстом.

3. Сделать анализ стихотворения "Святогор и Илья" в том ключе, в котором мы не рассматривали его на уроке (изученные ранее ритм, рифма, тропы).

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (04.03.2013)
Просмотров: 2750 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0