Пятница, 09.12.2016, 20:20

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интегрированный урок "Времена года в поэзии Бунина, музыке Чайковского и живописи Левитана"

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин

Подготовка к уроку. Класс предварительно поделён на группы – по временам года. Ребята рассаживаются за четыре стола. Каждая группа получает свой пакет с заданиями и раздаточным материалом, представляющим собой карточку № 1 и карточку № 2 (словарик эстетических эмоций, определяющих характер звучания), репродукции с картин Левитана ("Золотая осень”, "Зимой в лесу”, "Весна – большая вода”, "Над вечным покоем”), карточку № 3 с вариантами поэтического эпиграфа к пьесам Чайковского (её могут подготовить сильные учащиеся заранее). На предыдущем уроке или дома ребята анализировали тексты стихотворений.

Вступительное слово учителя должно настроить школьников на активную работу по восприятию поэтического текста. Именно работу, так как искусство, по мнению В.Г. Маранцмана, "хранит свой клад и не открывает его поверхностному взгляду, случайному пришельцу”. Поэтому учитель призывает учащихся понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэт, композитор и художник "говорят” по-разному, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное.

Девиз урока: "Пусть будет чутким слух, пытливым ум, богатым воображение! Пусть откроются для нас секреты великого Храма Искусства!”

Следует отметить, что соединение трёх великих имён не случайно. Пётр Ильич Чайковский, Исаак Ильич Левитан, Иван Алексеевич Бунин – художники разных поколений. Но их объединяет характерное для второй половины XIX века обращение художественного сознания к идеальным началам бытия, которое критики назвали "великим походом” "в поисках истинной красоты переживаний и состояний, единящих человека с природой”. Именно "созерцание природы в пейзажах и явлениях, искание внутреннего смысла... в дереве, цветке” помогают увидеть в жизни "светлую поэзию”. Такой взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, всё богатство переживаний в сочетании с правдивостью изображения, простотой и доступностью объединяет Чайковского, Левитана и Бунина. К тому же известно, что Левитан очень любил музыку и часто работал под звуки произведений Петра Ильича. Полотна художника часто сопоставляют с музыкой великого русского композитора, находя в них тихую, плавную песенность, тяготение к "лирическому раскрытию длящегося как песня состояния природы в русских вёснах и осенях”. В свою очередь, М.Волошин писал, что стихотворения И.А. Бунина очень близки "тонкому и золотистому, чисто левитановскому письму”. Таким образом, вслед за критиками мы попытаемся найти и представить тот образ русской природы, который запечатлели эти художники, используя средства разных видов искусства.

Краткая биографическая справка поможет поближе познакомиться с этими великими созидателями Храма Искусства и понять истоки их непостижимой привязанности к русской природе.

Пётр Ильич Чайковский родился в 1840 году в городе Воткинске. В мальчике очень рано проявились необычайный слух и музыкальная память. Пяти лет он уже верно подбирал пьесы, с которыми его знакомили, и обнаруживал непреодолимую тягу к музыке. В 1865 году он окончил Петербургскую консерваторию. Годы упорного труда, вера в свой талант помогли Чайковскому стать известнейшим композитором. Музыкальный цикл "Времена года”, написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – это русские пейзажи в разное время года. Лирическая музыка выражает жизнь природы, которая тесно связана с жизнью людей. Поистине непостижимое влияние на композитора имела таинственная прелесть природы. В одном из писем он восклицает: "Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?”

Подобный душевный отклик вызывали русские дали и у Левитана. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году на западной окраине России, но через несколько месяцев семья переехала в Москву, поэтому художник по праву был назван А.М. Васнецовым "продуктом Москвы”, продолжателем традиций высокой культуры, которыми полна российская столица. В 12 лет Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать "какой-нибудь закат”, а когда наступала весна, "совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город”. Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе. Так, весной 1894 года он писал А.М. Васнецову из Ниццы: "Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист”.

Не менее трепетно относился к русской природе и Иван Алексеевич Бунин. Он родился в 1870 году в городе Воронеже, однако детство поэта прошло в родовом поместье Бутырки, которое находилось в Орловской губернии. Об этом периоде своей жизни Бунин сам впоследствии написал: "Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии печальной и своеобразной...” Именно здесь, в этой российской глубинке, зародилась в душе будущего нобелевского лауреата страстная любовь к русской природе. Об этой привязанности А.А. Блок говорил: "Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты”. Это чувство невероятного единения с родной землёй выразилось в стихотворении 16-летнего Бунина:

Ты раскрой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей!

Но не суждено было поэту жить в России. В страшные для страны годы гражданской войны он уехал и до конца своих дней жил во Франции. Оттого особенно проникновенны и пронзительны его строки о родной природе.

На следующем этапе урока мы окунёмся в музыку слов, звуков и красок и откроем для себя "сочетание прекрасного и вечного” в обыденной жизни, проникнемся "любовью и радостью бытия”, станем сопричастны достижениям великой русской культуры.

Перед прослушиванием музыкальных фрагментов учитель нацеливает школьников на работу по карточке № 1.

Осень

Звучит "Осенняя песня” Чайковского из цикла "Времена года”.

Это не только сожаление об увядающей природе, но и осенняя песня в жизни человека. Певучесть мелодии пьесы напоминает протяжную русскую народную песню. Интонации мелодии похожи на вздохи, отражающие душевную боль и безысходную печаль. К таким выводам мы приходим, работая по карточке № 1.

Далее один из учащихся читает наизусть отрывок из стихотворения Бунина "Листопад”. Мы наблюдаем, как поэт словами рисует русскую осень, и обобщаем результаты домашнего анализа стихотворения.

– Какой образ осени нарисован в данном стихотворении? В чём его неповторимость?

– Каким настроением овеяно появление "тихой вдовы” в "тереме”?

– Какие яркие эпитеты, детали делают словесную картину осязаемой, зримой?

– Хотя Бунин пишет о "тихой” поступи осени, мы можем утверждать, что тишина эта мнимая. Приведите примеры аллитераций, передающих тихие шаги "вдовы” по шуршащему ковру осенней листвы?

– Какие прилагательные и глаголы передают игру светотени, блеск радужной палитры, помогают ощутить реальное и близкое дыхание осени?

– Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа русской осени? (Как правило, ребята выбирают репродукцию с картины Левитана "Золотая осень”, поэтому, отвечая на этот вопрос, учащиеся используют именно это полотно.)

Таким образом, ребята не только услышали трепетную тишину осеннего леса, увидели щедрую осеннюю позолоту на всём, чего коснулось лёгкое и прозрачное дыхание "вдовы”, но и почувствовали светлую грусть и умиротворение.

Зима

Вслед за неповторимой русской осенью наступает непредсказуемая, вьюжная зима, которую представил в музыкальной пьесе "У камелька” П.И. Чайковский. Прослушав пьесу, ребята второй группы работают с карточкой № 1 и приходят к выводу, что сменяющие друг друга музыкальные образы этой мелодии отражают переменчивость русской зимы: от ясного морозного дня до буйствующей метели. Нежные, мягкие звуки, противопоставленные тревожным, резким и энергичным, помогают представить ощущения человека, сидящего в кругу близких и дорогих людей у камелька и слушающего, как за окном воет и беснуется пурга.

Подобным настроением проникнуто и стихотворение И.А. Бунина "Сумерки”, которое читает наизусть подготовленный ученик. Представить неповторимость бунинской зимы помогут следующие вопросы учителя.

– Постройте лексический ряд, передающий свето- и цветоощущения лирического героя. Можно ли утверждать, что основу этого ряда составляют слова, отражающие переход от света к тьме?

– Как соотносится состояние природы во внешнем, открытом, пространстве с состоянием внутреннего, закрытого, пространства, а также с настроением лирического героя?

– Отчего героя охватывает какая-то вселенская грусть?

– Какие синтаксические конструкции помогают передать нагнетание грустного настроения?

– Какой художественный приём, использованный автором, способствует усилению ощущений лирического героя от первой строфы к последней?

– Сочетание каких согласных, повторяющихся в 4–9-й строках, заставляет услышать звенящую и давящую пустоту комнаты и потрескивание "полупомеркнувшей золы”?

– Какие примеры ассонанса передают внутреннее рыдание, душевную тоску?

– Как перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана "Зимой в лесу”?

Вместе с поэтом, композитором и художником ребята ощутили таинственность и прелесть долгих зимних вечеров, услышали мелодии зимней метели и потрескивание дров в печи, оценили стыдливую сдержанность красок в скромном зимнем пейзаже.

Весна

После продолжительной, почти полугодовой, русской зимы незаметно подкрадывается весна. Музыкальная пьеса Чайковского "Подснежник” наполнена светлым лирическим чувством. Теперь приступает к работе третья группа ребят, делясь своими впечатлениями от музыки. По их мнению, композитор передаёт волнующе радостное, трепетное настроение, устремлённое навстречу солнцу, надеждам, счастью, упоение расцветающей природой. Добавим, что приход весны всегда вызывал в композиторе необычайное воодушевление и подъём духа, о чём свидетельствуют его воспоминания: "...Какое волшебство наша весна своею внезапностью, своей роскошной силой! Как я люблю, когда по улицам потекут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какою любовью приветствуешь зелёную травку! Как радуешься прилёту грачей и за ними жаворонков и других заморских лётных гостей!”

Созвучно такому восприятию весны стихотворение И.А. Бунина "Бушует полая вода...”. Беседа строится с помощью следующих вопросов.

– Как в композиции стихотворения отражается стремительность наступления весны, а затем неторопливость пробуждения природы?

– Как детализируется описание весны от начала стихотворения к концу, от образов "дикой” природы к образам деревенского пейзажа?

– Какими звуками и запахами наполнен весенний воздух? С помощью каких частей речи автор передаёт эти ощущения?

– Как поэту удалось выразить прозрачность, наполненность воздуха?

– Как перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана "Весна – большая вода”?

Радость пробуждения природы, пронизывающая произведения великих мастеров, вызвала душевный отклик у ребят, которые ощутили сопричастность этой вечной красоте земли.

Лето

Но вот и долгожданное лето. Его скромное очарование отразилось в музыкальной пьесе Чайковского "Баркарола”. Учащиеся четвёртой группы отмечают лиричность светлой и трогательной мелодии, которая звучит мягко, блаженно и безмятежно. Поэтичность созданного музыкального образа очень близка образному строю стихотворения И.А. Бунина "Ночные цикады”. После выразительного чтения этого лирического произведения приступаем к диалогу.

– Какую картину нарисовал в стихотворении поэт?

– В чём новизна и удивительная точность метафоры "ночь тянет вдаль свой невод золотой”?

– Как автор передаёт световые и звуковые ощущения в описании упоительной летней ночи?

– Проследите за авторским взглядом. Что связывает воедино, неразрывно, гармонично землю и небо: земное, материальное, предметное и небесное, возвышенное, духовное?

– Какими звуками наполнена "предрассветная тишина”? Какую роль играет этот контекстуальный оксюморон?

– Как отражается торжественное величие лунной ночи, наполненной "хрустальным звоном” "сонма жизней”, в душе лирического героя?

– В чём необычность сравнения "как колос налитой, полна душа”? Какая антитеза заложена в основу этого сравнения?

Не случайно я предлагаю закончить урок именно этим стихотворением Бунина. Оно звучит завершающим аккордом гимна красоте окружающего нас мира. Оно позволяет сделать важные выводы и возвращает нас к началу урока, к эпиграфу, создавая тем самым кольцевую композицию урока.

Необычность сравнения – в соединении несоединимого. Душа – это область неземного, неосязаемого, а колос – предмет материального мира. Сам факт возникновения такого сравнения говорит о том, что всё в этом мире гармонично, взаимосвязано, исполнено величия. Природа вечна, а человек смертен. Лишь его душа незримыми, неосязаемыми нитями связана с вечностью, с прошлым и будущим.

Мотив вечности и величия природы обнаруживается в живописных образах картины Левитана "Над вечным покоем”. Это подмечают и ребята, подчёркивая плавные и спокойные переходы от света к тени, сдержанную палитру красок и безмятежную покорность неумолимому течению времени.

Заключительное слово. Подытоживая сказанное на уроке, учитель обращается к ребятам. Познакомившись с прекрасными стихами Бунина, послушав чарующую музыку Чайковского, задумавшись над пейзажами Левитана, ребята, может быть, впервые в своей жизни осознали, как необъяснимо гармонично сочетается в мире обыденное и прекрасное, как в предельной простоте звука, цвета и слова можно отразить непостижимое величие природы. Но не каждый умеет воспринимать красоту мира. Вслед за Буниным надо услышать напряжённый зов земли, наполнить свою жизнь счастьем и радостью бытия. Поспешим "любить, творить, пьянить себя мечтой”!

Дома можно предложить ребятам написать сочинение-этюд на следующие темы: "Осенняя песня”, "В вихре зимнего вальса”, "Мелодия летней ночи”, "Весны торжественный оркестр”.

Приложения


Карточка № 1

1. Определи характер звучания, выбрав верное, на ваш взгляд, определение из словарика эстетических эмоций.

2. Подбери поэтический эпиграф к музыкальной пьесе из стихотворений И.А. Бунина.

3. Выбери репродукцию с картин И.И. Левитана, которая по настроению близка музыкальной пьесе П.И. Чайковского.


Карточка № 2

Словарь эстетических эмоций, определяющих характер звучания

Радостно – весело, празднично, звонко, блестяще, искрясь, бодро, игриво, бойко, легко, задорно, ослепительно, ярко, лучисто, лучезарно.

Торжественно – величественно, победно, ликующе, призывно, пышно, грандиозно, эффектно, оптимистично.

Таинственно – вкрадчиво, странно, причудливо, фантастически, призрачно, скрыто, замысловато.

Грозно – драматично, трагично, зловеще, траурно, фатально, мертвенно.

Спокойно – мирно, безмятежно, добродушно, светло, блаженно, беззаботно, раскованно, покорно, прозрачно.

Нежно – ласково, мягко, любовно, радужно, приятно, чисто, приветливо, благородно, трогательно.

Шутливо – затейливо, насмешливо, легкомысленно, шаловливо, лукаво, ехидно, паясничая, забавно, издевательски, иронически, пародируя.

Элегантно – тонко, изящно, галантно, утончённо, пластично, хрупко.

Поэтично – возвышенно, мечтательно, душевно, лирично, заворожённо.

Раздражённо – резко, грубо, жёстко, сердито, люто, агрессивно, свирепо, дико.

Сумрачно – пасмурно, хмуро, угрюмо, скрыто, глухо, тоскливо, приглушённо, блёкло.

Энергично – мужественно, решительно, смело, сильно, крепко, твёрдо, уверенно, настойчиво, отважно, маршеобразно, напористо.

Сонливо – дремотно, вяло, обессиленно, лениво, расслабленно, размягчённо, безвольно, безжизненно.

Взволнованно – смятенно, тревожно, щемяще, трепеща, надломленно.


Карточка № 3

1-я группа. Осень

1

Плывут узоры туч прозрачною фатою
В пустынных небесах, высоко над землёй.
И всё кругом светло, всё веет тишиною,
В природе и в душе – молчанье и покой.

("Затишье”)

2

И ни звука! И сердце томится,
Непонятною грустью полно...
Оттого ль, что ночлег мой далёко,
Оттого ли, что в поле темно?

Оттого ли, что близкая осень
Веет чем-то знакомым, родным –
Молчаливою грустью деревни
И безлюдьем степным?

("Как печально, как скоро...”)

3

Таинственно шумит лесная тишина,
Незримо по лесам поёт и бродит Осень...
Темнеет день за днём, – и вот опять слышна
Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен.

("Таинственно шумит лесная тишина...”)

2-я группа. Зима

1

Морозное дыхание метели
Ещё свежо, но улеглась метель.
Белеет снега мшистая постель,
В сугробах стынут траурные ели.

("Морозное дыхание метели...”)

2

Темнеет зимний день, спокойствие и мрак
Нисходят на душу – и всё, что отражалось,
Что было в зеркале, померкло, потерялось...

("Зеркало”)

3

Замерло всё и застыло, лучатся жестокие звёзды,
Но до костей я готов в лёгком промёрзнуть меху,
Только бы видеть тебя, умирающий в золоте месяц,
Золотом блещущий снег, лёгкие тени берёз
И самоцветы небес...

("Чёрные ели и сосны...”)

3-я группа. Весна

1

А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.

("Догорел апрельский светлый вечер...”)

2

Легко и бледно небо голубое,
Поля в весенней дымке. Влажный пар
Взрезаю я – и лезут на подвои
Пласты земли, бесценный Божий дар.

("Пахарь”)

3

Вдали ещё гремит, но тучи уж свалились,
Как горы дымные, идут они на юг.
Опять лазурь ясна, опять весна вокруг
И ярким солнцем чащи озарились.

("Вдали ещё гремит...”)

4-я группа. Лето.

1

И вот идёт она, Степная Ночь, с востока...
За нею синий мрак над нивами встаёт...
На меркнущий закат, грустна и одинока,

Она задумчиво среди хлебов идёт.
("Могилы, ветряки...”)

2

Месяц задумчивый, полночь глубокая...
Хутор в степи одинок...
Дремлет в молчанье равнина широкая,
Тёпел ночной ветерок.

("Месяц задумчивый...”)

3

Полями пахнет, – свежих трав,
Лугов прохладное дыханье!
От сенокосов и дубрав
Я в нём ловлю благоуханье.

("Полями пахнет...”)

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (28.05.2013)
Просмотров: 1241 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0