Пятница, 19.04.2024, 03:20


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интегрированный урок литературы, русского языка и психологии по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Цель:

1) Образовательная:

- повторить знания о детстве и начале литературного пути И.С.Тургенева, окунувшись в ту эпоху, в которую жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

- вспомнить об истории создания рассказа "Муму”;

- рассмотреть героев и их поступки, составить психологический портрет каждого;

- повторить и систематизировать изученный материал по теме: "Обращения и вводные слова в предложении”

2) Развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя

– обобщать, делать выводы;

- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

- развивать воображение учащихся;

3) Воспитательная:

- воспитание общечеловеческих ценностей;

- умение работать в группе: уважать мнение товарища, разивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

- Добрый день, ребята. У нас сегодня необычный урок – интегрированный, на котором мы совместим сразу три предмета: литературу, русский язык и психологию.

На уроках внеклассного чтения мы с вами прочитали рассказ Ивана Сергеевича Тургенева "Муму”. Сегодня мы заканчиваем разговор об этом удивительно интересном, но в то же время очень сложном произведении великого русского писателя второй половины XIX века Ивана Сергеевича Тургенева "Муму”. Нам предстоит решить нелегкую проблему, которая заключается в таких понятиях: крепостное право и личность. Кроме того, на материале данного произведения мы повторим с вами материал по русскому языку: "Обращения и вводные слова в предложениях”.

Для начала нам необходимо определить значение понятий "крепостное право”, "личность”.. Дома по толковому словарю С.И.Ожегова значение этих слов посмотрели и записали в тетради наши одноклассники. Давайте прочитаем их. (Заранее подготовленные ученики читают определения). (Крепостное право – исторический строй в России, форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI-XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе реформ конце XVIII-XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно - Соборным уложением 1649. В XVII-XVIII вв. всё несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861).

Крепостной человек - Крепостной - 1. Относящийся к общественному строю, при котором помещик имел право на принудительный труд, имущество и личность прикрепленных к земле и принадлежащих ему крестьян. 2. Крепостной крестьянин. Личность - человек как носитель каких-нибудь свойств.

Рассказ "Муму” написан в 1851 году, за девять лет до 1861 года, когда было отменено крепостное право.

Запишем в тетради: 1852 год – рассказ "Муму”, 1861 год – отмена крепостного права.

- Что же такое крепостное право?

(Сообщение заранее подготовленного ученика) Все население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьянство. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми – крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

- Что вы знаете о крепостных крестьянах? (Ответы детей)

- Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, в том числе разделять семьи; например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк). Часто дворяне жили в принадлежащих им деревнях, но бывало так, что дворяне путешествовали, жили в городе или за границей, а в деревне хозяйничал управляющий. Если дворянская семья жила в собственном доме в городе, ее обслуживала многочисленная дворня, то есть крепостные, жившие с хозяевами в городе. - Ребята, а к какому сословию принадлежал И.С.Тургенев? (Ответы детей)

- Иван Сергеевич Тургенев родился в Орловской губернии. Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска. Уездного города Орловской губернии. Огромное барское поместье, в березовой роще, с усадьбой в виде подковы, с церковью, с домом в сорок комнат, бесконечными службами, оранжереями, винными подвалами, кладовыми, конюшнями, с парком и фруктовым садом. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Какие сведения о ней вам известны?

Ученик: Мать Тургенева, Варвара Петровна, урожденная Лутовинова, - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Была она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченным оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие. Рано потеряв отца, она воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Она вынуждена была бежать из дома и нашла приют у своего дяди, который держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Но неожиданно дядя умер, оставив племяннице огромные поместья и почти пять тысяч крепостных. - Ей было уже под тридцать лет, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с ее завода. Какие сведения об отце Ивана Сергеевича нам известны? Ученик: Это был молодой офицер, который происходил из старинного дворянского рода, к тому времени оскудевшего. Он был красив, изящен, умен. - Варвара Петровна сразу влюбилась в молодого офицера. В 1816 году состоялась их свадьба. Через год у них родился сын Николай, а затем сын Иван. - А что вспоминает Тургенев о своем детстве?

Ученик: Воспитанием детей занималась преимущественно Варвара Петровна. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания отразились на ее характере. Своенравная, капризная, к детям своим она относилась неровно. "Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев.

– Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня. Меня наказывали за всякий пустяк – одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог, когда я отваживался спросить, за что меня наказывали, мать категорически заявляла: "Тебе об этом лучше знать, догадайся”.

- Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев дал Аннибалову клятву: "Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел... В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться... Это была моя Аннибаловская клятва”. "Записки охотника”, рассказ "Муму” - вот первые произведения, в которых осуществляется данный молодым писателем обет. - Итак, обратимся к рассказу. Для начала нам необходимо вспомнить атмосферу барского дома и его хозяйку - барыню. - Как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом).

- Нарисуйте словесный портрет барыни. (Старая женщина, в белом чепце, возможно, с пенсне).

- А теперь составьте психологический портрет барыни? (дети описывают её характер, темперамент и другие индивидуальные особенности)

- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи).

- Если обобщить наши наблюдения, какой вывод можно сделать? Кто же такая барыня и какова атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? (Барский дом запущен, не ухожен. Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать).

= Вывод по данному вопросу записываем в тетрадь по русскому языку. Обратите внимание на последнее предложение и дайте ему характеристику (сложное бессоюзное предложение, вторая часть которого осложнена однородными сказуемыми и вводным словом "наверное”, которое придает предположению оттенок неуверенности). Основу предложения и вводное слово подчеркиваем в тетради.

- Тургенев показывает нам властную и капризную старуху.

- Выборочное чтение.

- Найдите в тексте разговор барыни с Гаврилой, когда она принимает решение женить свою крепостную Татьяну с пьяницей Капитоном (с. 226). Зачитайте реплику барыни. (- А что, Гаврила, - заговорила вдруг она, - не женить ли нам его [ Капитона], как ты думаешь?). К кому обращается старая барыня? Как называется этот прием в предложении? (обращение).

- Как барыня аргументирует свое предложение? "Кажется, ему Татьяна нравится?” она уверенна в своем предположении? Нет, не уверена, так как употребляет в реплике вводное слово со значением неуверенности – кажется.

- Как Тургенев описывает реакцию Гаврилы на данное предложение? "Неожиданное распоряжение барыни его, видимо, озадачило”. (комментирование знаков препинания)

- Но она не является главной героиней рассказа. А кто же является главным героем? (Герасим). - Нам предстоит поработать в группах и ответить на некоторые вопросы. (Работа в группах)

1 группа: "Как описывает автор Герасима? Определите характерную черту его волевых действий? (преодоление трудностей) Как работал Герасим? Ответы подтверждайте цитатами”.

Примерный ответ детей 1 группы: Тургенев называет Герасима "самым замечательным лицом” из числа всей челяди. Герасим был высокий мужик богатырского сложения, глухонемой от рождения. Автор пишет: "Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...” По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о его неутомимости и трудолюбии.

2 группа: "Что такое сравнение? Найдите сравнения в описании работы Герасима”.

Примерный ответ детей 2 группы: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим. Примеры сравнений: "...как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей”; Тургенев сравнивает Герасима с молодым, здоровым быком, "которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо”; Герасим в городе чувствует себя "как пойманный зверь”; Герасим "смахивал на степенного гусака”; когда Герасим работал, то "топор звенел как стекло, и летели во все стороны осколки и поленья...”

3 группа: "Что такое гипербола? Найдите в тексте примеры гипербол. Какие черты в характере Герасима производят на вас наибольшее впечатление?”

Примерный ответ детей 3 группы: Гипербола – это сильное преувеличение. Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы. Про кровать писатель говорит: "сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы”. Когда Герасим косил, то мог "молодой березовый лесок смахивать с корней долой”. Двух коров он стукнул друг об дружку лбами так, "что хоть в полицию их потом не води”. Герасим сильный, он любит трудиться, аккуратный, всё всегда делает основательно.

4 группа: "Найдите в тексте описание каморки Герасима. Представьте её себе в реальности. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя?”

Примерный ответ детей 4 группы: Каморка Герасима была маленькая и располагалась над кухней. "...Он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили”. Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

- Какое впечатление сложилось у вас о Герасиме? Каким человеком он был? Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Он один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового "в точности” исполнить приказания барыни. - Прочитав рассказ до конца, мы увидим, что не все приказания барыни исполнит Герасим. Однажды он уйдет от неё. Мог ли Герасим вернуться в дом барыни после того, как исполнит ее жестокое приказание? (Нет. Герасим не смог простить барыню и вернуться в ее дом. Он исполняет ее жестокое приказание, но не прощает ее).

- Барыня, зная, как привязан Герасим к Муму, отдает жестокий приказ, не задумываясь о том, как себя будет чувствовать Герасим. Но ее и не волновало это. Ведь он был для нее обычным крепостным, а значит – она могла делать с ним и его судьбой что угодно. - Вернемся к теме нашего урока и попробуем ответить на вопрос: совместимы ли понятия "личность” и "крепостное право”. (Нет. Крепостное право – это зависимость, а личность – это свобода. Герасим выбирает свободу).

- Тургенев не просто так изображает Герасима немым от рождения. В лице Герасима он олицетворяет русский народ, бесправный молчаливый народ в условиях крепостного права. Но Герасим своим уходом доказывает, что и молчаливый народ может протестовать и иметь свое мнение.

- Представьте, что нам предстоит составить "лестницу” и расположить на ней героев. На какую ступень мы поставим барыню, а на какую Герасима? (Герасима мы поставим на более высокую ступень, чем барыню). - Скажите, какие выводы вы сделали для себя? (В любой ситуации надо оставаться человеком. Стремиться совершенствовать себя, любить окружающих, помогать им).

- Подведение итогов урок

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (03.10.2013)
Просмотров: 2930 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0