Пятница, 29.03.2024, 12:10


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Интегрированный урок литературы и биологии "Весенние явления в жизни растений"
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних – минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Иван Бунин

Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы по литературе и биологии, показать красоту родной природы весной, познакомить учащихся с поэтической картиной весны в произведениях литературы, углубить понятия «пейзажная лирика», познакомить учащихся с растениями – первоцветами, особенностями строения и значением в жизни человека.
Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию творческих способностей.
Воспитательные: воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к родной природе.

Оборудование:
Компьютер, репродукции картин, портреты поэтов, выставка книг о природе, классическая музыка, карточки для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент.
II. Учитель литературы: Эпиграф. Музыкальное оформление. У нас сегодня необычный урок, интегрированный урок, посвященный чудесному времени года – весне. На доске - значение слов интеграция, интегрировать (интеграция (лат) – объединение в целое каких-либо частей, процесс сближения; интегрировать (лат) – объединять, связывать в целое какие-либо отдельные части). Цель нашего урока – углубление и обобщение знаний об изменениях, происходящих в природе, в душах людей весной. Мы познакомимся с первоцветами Белгородской области, с поэтической картиной весны в лирике белгородских авторов. В красоте родной природы люди находят что-то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения живописи и музыки. Наш современник писатель Василий Иванович Белов так сказал: «Когда-то все на Руси начиналось с весны… В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай поворачиваться (может, поэтому и говорят: круглый год). И все же весной приходят к людям свои особые радости». Наступает ожидаемое обновление природы. Человек должен совершить вечно повторяющуюся (в то же время всякий раз особую) миссию по отношению к природе, к самому себе. Новый цикл сельскохозяйственных работ человек украсил множеством ритуальных действий и поэтическими обрядовыми песнями. И в 5, и в 6 классе вы знакомились с произведениями устного народного творчества (сказками, пословицами, поговорками, былинами). - Чем отличаются эти произведения от произведений письменной литературы? (имеют коллективный характер создания, передача произведений из поколения в поколения, из уст в уста). Наши предки создали устную обрядовую поэзию. Она была связана с временами года. Назначение ее – воздействие на природу, хороший урожай, жизненное благополучие. Существовал обряд «заклинания весны». Исполняли веснянки девушки.У нас на Белгородчине также существовал этот обряд.

 Две ученицы исполняют веснянки.

1. Весна, весна красная!
Что нам принесла?
На чем приехала?
На сошечке,
На бороночке,
На овсяном снопу,
На ржаном колосу.
Весна, весна красная!

2. Лето теплое.
Приходи к нам с радостью
С великою милостью.
Приди к нам, весна,
Со радостью!
С великой к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым
С ячменем усатым,
Со просом , со гречею.
С калиной – малиною
С черной смородиной.
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми.
Вместе: С травушкой – муравушкой.

Учитель литературы:
Наши предки верили, что веснянки должны ускорить приход весны, разбудить природу, растения от зимнего сна.

III. Учитель биологии: Конец марта-начало апреля. Появляются свежие зеленые травинки, набухают почки на деревьях.
Все новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор. Какие же изменения происходят с растениями весной? (они просыпаются, расцветают).
Но чтобы более подробно ответить на этот вопрос необходимо назвать основные органы цветочного растения. (Корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуются плоды с семенами).
Какие условия необходимы для нормальной жизнедеятельности растений: (Солнце, тепло, вода, хорошая почва – именно эти условия наиболее благоприятны для растений весной).
Какое условие внешней среды оказывает первостепенное значение на активность растений весной. (Длина дня. Фотопериодизм – зависимость активности живых организмов от длины дня).
Какой орган растений включается в работу первым? (Корень. Земля прогревается, подземные воды становятся теплее, клетки зоны корневых волосков начинают поглощать воду с минеральными веществами, которая по проводящим сосудам стебля поднимается к почкам).
Что такое почка? (Почка – это зачаточный побег).
Какие бывают почки? (Почки бывают листовые и цветочные. Цветочные почки более крупные).
Приведите пример растений, у которых сначала распускаются цветочные почки (абрикос, вишня, береза, тополь, верба).
На каких деревьях сначала распускаются листовые почки? (сирень, рябина, черемуха).
Мы с вами поделились своими наблюдениями за весенней природой, а как называется раздел биологии который занимается наблюдением за изменениями, происходящими в природе? (Фенология).
Почему воздух весной становится чище? (В зеленых листочках происходит процесс фотосинтеза, при котором в окружающую среду выделяется кислород).
Какое вещество отвечает за этот процесс и одновременно придает листьям зеленый цвет? (Хлорофилл).
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветами, которые можно встретить в весеннем лесу и выполним лабораторную работу. На ваших партах находятся рабочие карты, внимательно посмотрите название лабораторной работы, цель и таблицу, которую мы должны заполнить (приложение1).

Ученик:
Глядят они на белый свет
Голубоглазо, робко.
Бредёт проснувшийся рассвет
Бескрайней синей тропкой.
И не понять: где небеса?
- Внизу, иль в выси чистой.
Весна ударила в глаза
Голубизной лучистой!

Учитель биологии:
О каком первоцвете в своём стихотворении говорит наша землячка Ольга Остапук? (Подснежник,пролесок)
В апреле, едва сойдет снег, в лесах и кустарниках черноземной полосы России появляются голубые цветы пролесок; некоторые (неправильно) называют их подснежниками. Цветы невысокие, с приятным запахом, очень нежные, развиваются из луковицы. Садоводы эти растения пересаживают на дачные участки. Чуть позднее зацветает другое растение - хохлатка, декоративное растение, совершенно не требующее затрат по уходу. Хохлатки имеют массу достоинств: морозоустойчивы, не повреждаются болезнями и вредителями, в высшей степени декоративны, цветут ранней весной, когда мало цветущих растений, радующих глаз. Они не нуждаются в сложной агротехнике, быстро размножаются и вдобавок отличаются лекарственными и медоносным качествами. В середине марта, начале апреля, когда другие растения ещё не цветут, на глинистых откосах, в оврагах, вдоль дорог появляются жёлтые соцветия на недлинных стебельках. После цветения появляются необычные листья, крупные, округлые, сверху зеленые, гладкие, снизу беловатые, пушистые, именно это и подсказало человеку дать название растению – мать и мачеха. В Белгородской области два вида гусиного лука: желтый более крупный, с широким листом и маленький — менее крупный, с более узким листом. Первый растет в дубравах, а маленький — по лугам. Оба вида очень похожи. Ростки гусиного лука в наших лесах появляются рано, в конце марта — в начале апреля, бледные, желтоватые, потом они быстро зеленеют, торопятся расти и уже в середине апреля зацветают. А во второй половине апреля начинается их массовое цветение. Прострел весенний или другое название растения - сон-трава. У многих народов оно связано с представлением о сне. Возможно сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь, наводит на мысль о покое и отдыхе. Сон-трава - в славянской мифологии волшебная трава; если её положить под подушку, она подарит пророческий сон. Растение применяется в медицине, но применять его следует осторожно, оно является ядовитым. Охраняется, внесено в Красную книгу Белгородской области.

Ученик:
Одуванчик нынче-мальчик,
Завтра-горюшко-старик!
Прибеднялся одуванчик-
В травах вовсе не поник.
Хоть недолго,
С летом ладил,
Пчёлке тоже угодил…
По головке ветер гладил-
Семена обмолотил.

Учитель: Эти строчки принадлежат белгородскому поэту Владимиру Михалёву. Желтые россыпи одуванчиков встретишь весной в саду, на улице, около дорог, на лесных опушках. Растение любит одинаково и солнышко, и тень. Цветет растение в апреле–июне. Позже – во второй половине лета – наблюдается вторичное цветение. Продолговатые выемчатые листья одуванчика, собранные в розетку, его длинные полые цветоносы с крупными корзинками золотисто-желтых цветов. Но далеко не все знают, что это растение уже давно числится в списках зеленой аптеки. По этим цветкам можно наблюдать время, они распускаются в 6 часов утра и закрываются в 3 часа дня. Первоцвет весенний еще называют примулой, что означает "первый". Действительно, это растение зацветает одним из первых в середине апреля, образуя соцветие золотистых цветков, склонившихся в одну сторону. В некоторых странах существует поверье, что та девушка, которая на Пасху найдет первой цветок первоцвета, непременно в этом году выйдет замуж. Различные виды первоцветов давно введены в культуру, выведены многочисленные декоративные сорта.
В мае зацветает ландыш. Много в лесу замечательных цветов, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке миниатюрные, ослепительно белые фарфоровые колокольчики с резными краями. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки.

Выполним лабораторную работу, заполним первую и вторую колонку нашей таблицы. (Учащиеся выполняют лабораторную работу, обсуждение, взаимопроверка). IV. Учитель литературы. С пробуждением природы пробуждается и человеческая душа. Художники слова стремятся передать свои чувства через лирические произведения. Лирика – выразительный род литературы. Цель ее – изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Одним из основных жанров лирики является стихотворение. Лирическое стихотворение можно разделить на тематические группы:
1. пейзажная лирика – отношение к природе
2. гражданская – размышления о Родине
3. интимная – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, дружба, любовь
4. философская – размышления о смысле человеческой жизни
Стихотворение, в котором описание природы и чувства человека, связанные с картинами природы, отнесем к какой группе? (пейзажная лирика) Знакомство с пейзажной лирикой мы начнём с поэзии замечательного русского поэта и писателя Ивана Алексеевича Бунина.

Ученик 1. Краткое сообщение о Бунине.

Учитель: "За Курском, чем дальше, тем всё теплей, радостней. На откосе вдоль шпал уже густая трава, цветы, белые бабочки… - Смотри, смотри, какие громадные тополя! И уже совсем зелёные! Зачем столько мельниц? - Ветряков, а не мельниц. Сейчас будут видны меловые горы, потом Белгород. - Я теперь понимаю тебя, я бы тоже никогда не могла жить на севере, без этого обилия света. Я опускаю окно. Тепло дует солнечный ветер, паровозный дым южно пахнет каменным углем… В долинах под Белгородом милая скромность празднично-цветущих вишнёвых садов, мелом белеющих хат…"
Это, ребята, отрывок из романа И.Бунина "Жизнь Арсеньева". Бунину по пути на Украину приходилось проезжать Белгород не раз. Трудно сказать, в какую из поездок запала в память писателя полная ярких красок и запахов картинка, в которой и сегодня без труда узнаём приметы родного края. А какие замечательные стихотворения посвятил поэт природе и чудесному времени года – весне!

Ученик Стихотворение Бунина наизусть "Бушует полая вода".

Учитель: Какие чувства будет в душе это стихотворение? (Чувство радости, гармонии мира природы и внутреннего мира человека) Какие средства выразительности в стихотворении И.Бунина особенно понравились? (ответы учащихся). Белгородские поэты также посвятили немало лирических строк весне и чувствам, которые испытывает человек в этот период. Выразительное чтение стихотворений белгородских авторов ( по выбору учителя) Ваши мысли и чувства? На какие средства выразительности обратили внимание?( Белгородские поэты: И.А.Чернухин, В.Е.Молчанов, В.И.Белов, В.М.Игин,М.Д. Тверитинов и др.)

Учитель: Ни один весенний день не повторится. То, что не успел подсмотреть в природе сегодня, завтра уже не увидишь. Познавая тайны природы, читая стихотворения, слушая музыку, мы учимся чувствовать родную природу, свое единство с ней, учимся любить и беречь природу.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. Самостоятельно познакомиться со стихотворениями белгородских поэтов о весне, найти в них средства выразительности, понравившееся стихотворение выучить наизусть. Составить рассказ о значении первоцветов в жизни человека.

VI. Рефлексия. А. де Сент – Экзюпери писал: "Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь". Пред вами на столах лежат карточки, в которых необходимо дорисовать одну деталь. Если урок понравился, то улыбнитесь, а если вам было не совсем интересно, тогда "нахмурьтесь". Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям - от этого и вы будете радостнее жить.

Приложение
Лабораторная работа Тема: "Первоцветы в Белгородской области"
Цель: Познакомиться с раннецветущими растениями Белгородской области. Выяснить особенности строения и жизнедеятельности первоцветов. 
Название растения Особенности строения Значение в природе и жизни человека
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Растения первоцветов имеют _________________ размеры,   рассеченную или вытянутую листовую пластинку, венчики цветков имеют ________________ окраску, ________________ запах, размножаются с помощью _____________________________
____________________________
Семена распространяются ____________________________.
 
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (08.05.2013)
Просмотров: 2722 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0