Цель урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.
Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.
Ход урока. I. Объявление темы и целей урока
II.Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С.
Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого
поистине русского писателя.
Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно
представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик
Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.
Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек
замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и
умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда
говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред
Господом".
Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою
дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое
создавалось крепостным правом. Род Лутовиновых представлял собою смесь
жестокости, корыстолюбия и сладострастия.
До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).
Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко
всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение.
Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.
Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.
Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским
-Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в
Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с
родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание
нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал
ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего
родного.
И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до "Записок
охотника" им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное
стихотворение "Утро туманное" легло в основу создания известного
русского романса.
Звучит романс "Утро туманное"
Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений
Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но его проза никогда, как мы
убедились, изучая рассказы из цикла "Записки охотника", не порывала с её
поэтическим началом. В конце своего жизненного и творческого пути
постаревший Тургенев, мучимый тяжёлой болезнью, чувствуя, что его дни
сочтены, словно возвращается в свою творческую молодость, исцеляет себя
живительными токами поэзии родного слова и родных просторов.
Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен.
Вспомните, что называется стихотворением?
(Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами)
В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов?
(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)
"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.
Слайд "Стихотворения в прозе"
Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы
обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.
"Стихотворения в прозе" — последние произведения И. С. Тургенева. Он
много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под
названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание
большого мастера, мудрого человека.
Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд
накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в
удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными
вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для
всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи,
сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре
стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое
стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения
мы видим главную мысль, идею.
В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.
Слайд "Темы стихотворений в прозе"
раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;
размышления писателя о русском народе;
гуманность человеческих отношений;
торжествующая любовь;
противопоставление добра и зла;
размышления о неотвратимости смерти;
родины;
счастье и красота;
воспоминания о давней любви;
о подвиге и трусости;
о русском языке, его роли.
III. Чтение и анализ стихотворений в прозе.
Слайд "Русский язык" "Русский язык" (Читает учитель)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя - - как не впасть в отчаяние при виде всего,
что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан
великому народу!
- Какая мысль заключена в этом стихотворении?
(Мысль о величии русского языка и русского народа.)
- Какое чувство стремится передать здесь автор? Какая интонация главенствует здесь?
( Чувство любви и восхищения передаётся торжественной, приподнятой интонацией.)
- Какое это, по-вашему, произведение: лирическое или эпическое?
(Это произведение лирическое, потому что оно выражает чувства автора).
Учитель: Стихотворение в прозе «Русский язык» было написано в 1882
году. После убийства царя Александра II были приняты Временные правила о
печати, по которым правительство имело право закрывать любые издания;
стали действовать жандармские органы, специализирующие на агентурной
деятельности. В словах «дни сомнений», «дни тягостных раздумий», «как не
впасть в отчаяние», мы видим чувства поэта и его реакцию на события в
России. Это стихотворение является гимном русскому языку и русскому
народу.
- В стихотворении всего 3 предложения. Какие это предложения по цели высказывания, по интонации? Какое значение это имеет?
(Два предложения по интонации восклицательные, одно по цели
высказывания вопросительное. Это риторический (ораторский) приём,
придающий тексту патетическое, торжественное звучание, передающий
искреннюю взволнованность автора)
- Какие художественные приёмы используются в стихотворении?
(Эпитеты. Их только четыре, но они даны целой обоймой, и 1 из них
звучит ещё раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его
носителю: "великий язык" - "великому народу".
Слайд "Близнецы" "Близнецы" (Читает учитель)
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на
друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом
тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на
дружку надвинутые до странности схожие лица; одинаково сверкали и
грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные
одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ. Я не
выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
- Бранись уж лучше тут перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко.
- Что поразило автора в описанном им эпизоде? Почему ему стало жутко?
- Какое значение имеет многократное повторение слово "одинаковый"?
- Какое чувство стремится вызвать автор у читателей?
- Какой философский смысл этого стихотворения?
(Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так
жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг
друга, не просветлены разумом и нравственностью)
Слайд "Два богача"
Два богача (Читает учитель)
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих
доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на
призрение старых — я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я
не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем
сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее
пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика.
-Какова главная мысль этого стихотворения?
(Нравственное превосходство простого человека, который богат духовно)
- В чём, по- вашему, превосходство мужика над Ротшильдом?
(Помощь мужика ценнее, так как он беден, но главное в том, что помощь
мужика – естественный порыв, нечто обыденное, не заслуживающее особых
эмоций, например, «умиления»)
Учитель: автор использует приём противопоставления героев. Мы видим
людей, обладающих состраданием: один из них богач, который жертвует
частью своих доходов, другой – крестьянин; он готов разделить последнее
ради благого дела.
IV. Вывод. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева стали своеобразной
прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека,
оставленное свои потомкам.
Слайд "Добрый мой читатель"
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе,
вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их
враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может
быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев.
Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога,
свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил
русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу
таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В
произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил
новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из
цикла «Крохотки» - «Лихое зелье».
VI. Домашнее задание: 1. Индивидуальное задание. Сообщение по теме
«Развитие жанра стихотворения в прозе в произведении А.И. Солженицына
«Лихое зелье»
2. Общее задание. 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.