Цели урока:
- Познакомить обучающихся со стихотворениями C.A. Есенина, в
которых ярко прослеживается идея гуманизма.
- Совершенствовать навык выразительного чтения наизусть, навык работы с различными
лексическими словарями.
- Продолжить работу над анализом художественных образов,
закрепить изученные тропы на примере новых поэтических произведений.
- Выучить
формулировки таких понятий как гуманизм, человечность, сострадание, деятельный
гуманизм.
- Совершенствовать иллюстративные навыки работы над произведением и
навыки работы с толковыми и литературными словарями.
Оформление:
- презентация;
- записи на
доске (тема, эпиграф);
- цветной сигнальный словарь (термины);
- портрет писателя.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о C.A. Есенине как поэте, воспевающем родную
природу.
2. Тестовый контроль домашнего задания по закреплению основных фактов
творческой биографии писателя (тесты составляются учителем и выполняются на
отдельных листах).
3. Работа над второй частью домашнего задания. Словарно-поисковая работа
целевого характера должна быть выполнена обучающимися дома. Для лексического
толкования им могут быть предложены слова, которые представлены в форме
сигнальной лексики: гуманизм, гуманный, человечность, сострадание, сочувствие,
милосердие.
Предполагаемые ответы учеников, полученные при выполнении домашнего задания.
Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, к
природе.
Гуманный – человечный, отзывчивый, культурный.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-то несчастьем, горем.
Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Человечный – достойный человека, отзывчивый, гуманный.
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из
сострадания, человеколюбия.
4. Учитель: C.A. Есенин очень чутко относился ко всему
происходящему. Он – гениальный художник слова и великий гуманист. Поэт умел видеть большое в
малом и пробуждал в душах даже самых черствых людей добро и тепло, отзывчивость
и сострадание.
5. Начинается показ презентации урока.
A.H. Толстой писал о Есенине: «Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими
пригоршнями сокровищ его души» (текст слайда предлагается обучающимся как
эпиграф урока для записи в тетради).
6. Работа учителя и учеников по определению выразительных средств поэтической
речи.
Учитель: С.A. Есенин очень чутко чувствовал природу и видел ее красоту
в любое время года, он понимал и пытался донести до каждого из нас мысль о том,
что человек живет на земле, чтобы беречь ее нетленность, чтобы любить даже
«пташку малую». Поэт передавал эти чувства, умело используя поэтические
выразительные средства, тропы. А какие вы тропы знаете?
Предполагаемые ответы учащихся. Даются полные определения с примерами.
- Эпитеты – ...
- Метафоры – ...
- Сравнения – ...
- Антитеза – ...
7. Учитель: Давайте послушаем стихотворение «Поет зима – аукает» (ученикам
предлагается для просмотра слайд с текстом стихотворения, в котором выделены
строк, и иллюстрацией) и попытаемся понять его смысл, идею, а также найти, при
помощи каких средств автор воплощает ее. Звучит выразительное чтение
стихотворения наизусть в исполнении ученика.
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна. (1910)
8. Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).
Ответы учеников (предполагаемые).
Учитель: Как вы думаете, ребята, кто является героями этого стихотворения?
Ученики: Воробышки.
Учитель: А для кого написал автор это произведение?
Ученики: Для разных читателей: взрослых, детей, подростков.
Учитель: С какой целью?
Ученики: Пробудить чувство сострадания, сочувствия. Каждый читатель должен
пожалеть этих птичек.
Учитель: Разве только пожалеть?
Ученики: Нет. Люди должны покормить этих птиц и помочь им пережить зиму,
чтобы мы могли вместе с ними встретить весну.
Учитель: А, по вашему мнению, с чего начинается приход весны?
Ученики: Весна начинается с таяния снега, с набухания почек на деревьях, с
прилета птиц, с веселого чириканья воробьев.
Учитель: Ребята, а с кем сравнивает автор воробышков?
Ученики: С малыми детками.
Учитель: При помощи каких эпитетов C.A. Есенин про6уждает в нас сочувствие,
сострадание к этим птичкам?
Ученики: «Пташки малые, голодные, усталые».
Учитель: А какие два времени года противопоставляет автор в произведении?
Ученики: Зиму и весну.
Учитель: Ребята, прочитав это стихотворение, что вы можете сказать о душевных
качествах автора?
Ученики: С.А. Есенин добрый, отзывчивый, сердечный, человечный.
9. Учитель: А теперь давайте послушаем еще одно стихотворение C.A. Есенина
«Лисица» (на экране изображение лисички). Он написал его в 1916 году, когда ему
был 21 год, через шесть лет после стихотворения «Поет зима – аукает».
10. Звучит выразительное чтение стихотворения «Лисица» наизусть.
Лисица.
На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.
Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.
Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.
Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах — как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь. (1915)
Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Ученики: Жалость к лисице, желание ей помочь.
Учитель: Ребята, а кроме лисицы вы еще какие-нибудь образы увидели в
стихотворении?
Ученики: Лисята. Охотник.
Учитель: Расскажите о них. Какими вы их себе представляете? (Используется
принцип «айсберга».)
(Ученики описывают маленьких беспомощных лисят.)
Учитель: Какое чувство вы испытываете к человеку, подстрелившему лисичку?
Ученики: Ненависть.
Учитель: Чтобы вы хотели сказать ему, охотникам, убивающим животных ради
забавы?
(Звучат обращения учеников к охотникам.)
11. Домашнее задание.
Обучающимся предлагается написать небольшое обращение в
письменной форме к тем людям, которые проявляют жестокость в обращении к
животным. Работа может быть творчески оформлена, проиллюстрирована. Учителю
литературы предлагается на следующем уроке сделать выставку детских работ
совместно с учителем биологии.
12. Учитель: Ребята, Есенин очень любил собак. У него есть несколько
стихотворений, посвященных этим умным животным: «Собаке Качалова», «Песнь о
собаке»... Вы ведь, наверно, тоже очень любите собак и для многих из вас они
стали лучшими друзьями? Расскажите мне немного о своих питомцах.
Два-четыре коротеньких рассказа о6учающихся о своих домашних питомцах-собаках
в форме устного сочинения в сопровождении слайдов, приготовленных заранее по
фотографиям, предоставленным учениками. На экране – верные друзья ребят, их
собаки различных пород.
13. Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Песнь о собаке» (во время
чтения произведения демонстрируются слайды с выделенной строфой).
Песнь о собаке.
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Смерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
14. Анализ стихотворения (устный, в форме диалога учителя и обучающихся).
Учитель: Ребята, а как вы понимаете последние строки стихотворения?
Ученики: Собачка заплакала.
Учитель: А какой прием использует автор в этой строфе?
Ученики: Метафору. Сравнительную метафору. Творительный сравнительный. Слезы,
словно золотые звездочки.
Учитель: Есенин очень часто в своих стихотворениях обращается к образу звезд.
Собака смотрит в небо и скулит, словно просит у бога защиты от человека. Ведь
человек, как принято говорить, царь природы. А цари иногда бывают беспощадны,
как и мыс вами.
15. Учитель вместе с обучающимися вспоминает еще раз определение гуманизма.
Гуманизм – человечность в общественной деятельности, в отношении к людям, к
природе.
Очень важен общий вывод, что по-настоящему «человечный человек» всегда добр и
отзывчив в отношении с близкими ему людьми и никогда не обидит слабого, придет
на помощь беззащитному. Вспомним библейские заповеди.
16. Текст предлагаемого слайда:
И как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Любите любящих вас....
Будьте милосердны, как и Отец Ваш милосерд.
Дo6pый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе.
От Луки святое благовествование.
Заключительное слово учителя. Вот и подошел к концу наш урок. Я думаю, вам
пришлось сегодня о многом задуматься, и будет очень хорошо, если вы стали
чуточку взрослее, мудрее и, конечно же, добрее. Мне 6ы хотелось, чтобы вы всегда
находили в своей душе ту искру добра, которую хотел видеть в своих читателях
Сергей Александрович Есенин.
Интегрированное домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение
Есенина. |