Пятница, 29.03.2024, 12:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гражданская война и судьбы русских людей в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"

Цели:

  • продолжить знакомство с романом, содержанием, главными героями и их судьбами;
  • помочь осмыслить конфликт произведения, понять глубину духовной трагедии главных героев; показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора;
  • формировать интерес к роману и творчеству писателя.

Оборудование: портрет писателя, свечи, высказывания на доске.

Эпиграф:

Гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей…

Гражданская война есть самая преступная, самая бессмысленная и самая жестокая из войн.

Б.Васильев «Покаянные дни»

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать сегодня вас на нашем занятии и хочу пригласить всех прикоснуться к удивительному миру романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Пусть в память об этом замечательном человеке на нашем уроке горят свечи.

2. Объявление темы и постановка цели

Слово учителя: 25 октября 1917 года раскололо Россию на два лагеря: "белых" и "красных". Кровавая трагедия, продолжавшаяся четыре с половиной года, перевернула представление людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Монархисты, анархисты, большевики, меньшевики, коммунисты... Сколько их, этих партий было. Трудно оказалось разобраться в пестроте политической окраски и политических лозунгах крестьянам, рабочим, интеллигенции. Такие "шатания и мучительные искания" изображены в романе М. А. Булгакова "Белая гвардия".
Роман можно назвать как автобиографическим, так и историческим. Он посвящен событиям Гражданской войны. «Велик был год и страшен по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй...» — так начинается роман, в котором рассказывается о судьбе семьи Турбиных. Они живут в Городе (Булгаков не называет его Киевом, он — модель всей страны и зеркало раскола), на Алексеевском спуске. Семья Турбиных, милая, интеллигентная семья, которая вдруг становится причастной к великим событиям, происходящим в России. Семья Турбиных невелика: Алексей (28 лет), Елена (24 года), ее муж – Тальберг (31 год), Николка (17 лет)... И ещё приживалка Анюта. Обитатели дома лишены высокомерия, чопорности, ханжества, пошлости. Они радушны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы к нарушениям порядочности, чести, справедливости. Мать завещала им: "Живите дружно". Так бы и жила семья спокойно и размеренно, если бы не революция и Гражданская война. Появляются новые люди, новые персонажи. Семья превращается в свидетельницу и участницу дел странных и удивительных.
Итак: основная тема романа – трагическая судьба русской интеллигенции в годы революции и Гражданской войны на примере русского офицерства – белой гвардии, а в связи с этим проблема сохранения культурного наследия прошлого, вопросы долга, чести, человеческого достоинства.
Через судьбу семьи Турбиных автор показал нам трагизм и ужас братоубийственной войны.

(Читаются высказывания на доске).

3. Аналитическая беседа

Виды деятельности: портретные характеристики, речевые характеристики героев, зарисовки, вопросы для размышления, работа с текстом, творческое задание.

– По каким нравственным законам живут Турбины? (В семье царит культ высокой русской культуры, духовность, интеллигентность. Русская литература присутствует в романе как полноправный герой.)

– Давайте поговорим о судьбах главных героев: об Алексее, Елене и Николке.

(Выступления учащихся с использованием отрывков из романа)

– Что Вы можете сказать о судьбе Алексея? («С того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» – мог бы подписаться он под есенинской фразой. Алексей Турбин, заблуждаясь и сомневаясь, приходит к убеждению: надо «устраивать заново обыкновенную человеческую жизнь», а не воевать, заливая кровью родную землю. Многое сближает автора со своим героем.)

– Выдержал ли Николка Турбин испытание временем? (Младшему Турбину принадлежат слова: «… слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»)

– В чем трагедия Елены? Какую идейную нагрузку несет этот центральный образ в романе? (Именно её устами Булгаков выражает свои заветные мысли: «Никогда не сдёргивайте абажур с лампы. У абажура дремлите, читайте – пусть воет вьюга, ждите, пока к вам придут». В ней воплощено и религиозное начало. Она просит: «… все мы в крови повинны».)

– Кто из персонажей, кроме Турбиных, сберегли свою честь, сохранили человечность и чувство долга в это смутное время? Най – Турс, Мышлаевский, Малышев. (Обреченные на поражение, оказавшиеся в трагической ситуации, лучшие герои Булгакова сохраняют человеческое достоинство, офицерскую честь, высокое чувство долга.)

– Кто из героев не сохранил этих качеств?
(Тальберг: «Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести!»; «двухслойные глаза»
Домовладелец Лисович: «инженер и трус, буржуй и несимпатичный».
Будучи непримиримым противником насилия, Булгаков делает исключение по отношению к тем, у кого нет ни чести, ни совести, ни элементарной человеческой порядочности. Он сурово наказывает Лисовича; дворника, пытающегося задержать Николку, за трусливую злобу; поэта Русакова за духовное разложение; другого поэта, Горболаза, – за доносительство. Характер наказания для каждого соответствует, по воле автора, характеру грехопадения.)

Слово учителя: Бури Гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Герои стали игрушками в руках стихийных сил, их завертела метель, вьюга, символически предвещенная эпиграфом из «Капитанской дочки».
Вспомните Блока – революция как стихия. На поверхности жизни мелькают, сменяя друг друга, политические временщики и авантюристы, а в глубине бродит взбунтовавшаяся народная масса.
Гибель белого движения неизбежна, неизбежно и падение царства гетмана, избранного правителем Украины в цирке. Обратим внимание на эту символическую деталь.

– Какие нравственные ценности утверждает писатель в романе?

(Подводятся итоги, делаются выводы)

4. Итог

– «Белая гвардия» – это не только исторический роман, но и своеобразный роман – воспитание, где, говоря словами Л. Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народной. Много лет прошло с тех пор, как написан роман, но проблемы его актуальны и сейчас.
Сегодня мы все вроде бы считаем себя гуманистами, и никто не хочет крови, а она льется, мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь.
Выходит, и в наши дни, как и много лет назад, непросто найти путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. А надо …

5. Творческое задание

– Завершая работу на уроке, я предлагаю вам представить себя в роли специалистов, которых пригласили принять участие в разработке проекта памятника участникам гражданской войны 1918-1920 г. Каким бы вы хотели его видеть?

(Выступления ребят со своими проектами)

Слово учителя: А я представляю его так …
Мать склонилась над своими погибшими сыновьями. Один из них в белогвардейской шинели, другой в буденовке, но для горя матери не имеет значения, на чьей стороне они воевали. Одинаково больно её сердцу.

6. Домашнее задание

– На этом наш разговор заканчивается, но встреча с М. Булгаковым продолжается. На следующем уроке вы познакомитесь с пьесой « Дни Турбиных» по мотивам романа.
Подумайте, какую афишу к этому спектаклю вы бы представили.

– Всем спасибо!

Оценки.

7. Рефлексия

Символическая оценка:

А) Взять жетон определенного цвета:

  • Красный – полностью себя проявил, реализовал (2б).
  • Зеленый – не в полной мере себя реализовал (1б).
  • Желтый – не реализовал себя.

Б) Сложить жетоны в коробочку с надписями:

  • Понравилось все на занятии (2б).
  • Было интересно, но не все понравилось (1б).
  • Занятие не понравилось.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (05.04.2013)
Просмотров: 3350 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0