Суббота, 23.11.2024, 04:07


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Гоголь и живопись

Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их. Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него мысль…

В.Г. Белинский

Задачи урока:

  • помочь учащимся разобраться в вопросе о назначении искусства;
  • расширить познания об искусстве;
  • воспитать уважение к произведениям мировой художественной культуры и её представителям;
  • развить эстетический вкус учащихся;
  • помочь в формировании важнейших ценностных установок;
  • сформировать представления об эстетических идеалах писателя;
  • способствовать развитию мышления на основе выполнения проблемных и частично-поисковых заданий;
  • отработать умения анализа художественного текста как способа освоения творчества писателя;
  • показать мастерство Гоголя-художника;
  • вспомнить художественные средства языка, найти их в тексте;
  • научить слышать слово, показать богатство и красоту русского языка;
  • развивать устную речь, обогащать словарный запас детей;
  • способствовать овладению коммуникативной компетентностью.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке мы поговорим об отношении Н.В. Гоголя к живописи, посмотрим, как он в своей статье анализирует картину К. Брюллова "Гибель Помпеи", сравним его словесный анализ с наглядным изображением трагического события. Мне хотелось бы, чтобы вы по-новому взглянули на творчество этого замечательного писателя, увидели и почувствовали, как мастерски владеет Гоголь словом, как он живописует людей, изображенных на картине К.Брюллова, как умеет подобрать те или иные слова для выражения их психологического состояния. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет нам в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.

Давайте обратимся к словам В.Г. Белинского, которые мы взяли в качестве эпиграфа к нашему уроку. В чем Белинский видит главную особенность творчества Гоголя?

И мы с вами сегодня постараемся в этом убедиться.

II. Наряду с сочинительством и интересом к театру с юных лет Гоголь был увлечён живописью.

Об этом говорят его гимназические письма родителям. В гимназии Гоголь пробует себя как живописец, книжный график и театральный декоратор. Уже после окончания гимназии, в Петербурге Гоголь продолжает занятия живописью в вечерних классах Академии художеств. Он сам признавался в статье "Несколько слов о Пушкине": "Я всегда чувствовал маленькую страсть к живописи". И эта страсть осталась с ним навсегда и отразилась в его творчестве.

Гоголь, по словам друзей, неплохо рисовал. Его основная тема – архитектурный пейзаж, вернее, просто архитектура. В гоголевских записных книжках, письмах, черновиках скрыт разнообразный мир зодчества: готические соборы и итальянские дворцы, русские церкви и античные руины; целые здания и архитектурные детали – арки, колонны, купола, башенки, иногда едва очерченные, иногда прорисованные тщательно и со знанием дела. Здесь и реальные постройки, и какие-то воображаемые сооружения, архитектурные фантазии. Сохранились иллюстрации Гоголя к его произведениям. До нас дошла лишь небольшая и, по-видимому, не самая лучшая часть его графики, и совсем не известна его живопись. Но тем не менее, остались письменные свидетельства о его понимании живописи. Он любил все необычное, сильное и ценил эти же качества в живописи.

Художник был для Гоголя человеком необыкновенным, обладателем особого, высокого дара, творцом. В произведениях искусства Гоголь чувствует огромные силы, в них заключенные, силы правды или лжи, добра или зла. Правдивость - это свойство, присущее подлинному художнику. Правда – это цель искусства. Когда художник окончил свою работу, произведение искусства вступает в жизнь, несет в мир заключенное внутри него содержание. Вот почему так велики обязательства художника перед народом, так велика ответственность за все то, что он вносит своими творениями в жизнь.

Увлечение Гоголя живописью с особой силой проявилось в то время, когда он жил в Риме. Именно там он увлечённо предаётся изучению памятников архитектуры и скульптуры, живописи старых мастеров. Более всех из художников Гоголь ценил Рафаэля. В 1837 году в Риме Гоголь познакомился с русскими художниками, пансионерами Императорской Академии Художеств. С Александром Ивановым писателя свяжет многолетняя дружба.На знаменитой картине Александра Иванова «Явление Мессии» (или «Явление Христа народу») – в облике одного из персонажей изображен Гоголь, который участвовал в создании концепции картины, принимал участие в качестве натурщика. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Писатель отличался большой чуткостью к явлениям живописи. В 1834 году в залах Академии художеств была выставлена картина К. Брюллова "Последний день Помпеи", которая произвела на Гоголя огромное впечатление. И в этом же году Гоголь написал свою знаменитую статью по этому поводу. Она написана горячо, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника.

III. Давайте познакомимся с этой картиной и с К. Брюлловым.

(Сообщение ученика) Ни один из европейских художников не удостоился в XIX веке такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского живописца Карла Павловича Брюллова, когда в середине 1833 года он открыл для зрителей двери своей римской мастерской с только что оконченной картиной "Последний день Помпеи". Подобно Байрону, он имел право сказать о себе, что в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Картина вызвала у зрителей взрыв восторга и преклонения перед русским художником, открывшим, казалось, новую страницу в истории мирового искусства.
Осенью 1833 года картина появилась на выставке в Милане. Здесь триумф русского мастера достиг своей высшей точки. Все хотели видеть произведение, "о котором говорит весь Рим". В итальянских газетах и журналах печатались восторженные отзывы о "Последнем дне Помпеи" и его авторе. Как некогда чествовали великих мастеров Возрождения, так теперь принялись чествовать Брюллова. Он сделался самым известным человеком в Италии. В 1834 году "Последний день Помпеи" был выставлен в парижском Салоне. Французская Академия искусств присудила Брюллову золотую медаль. Никогда слава русского искусства не разносилась так широко по всей Европе.
Еще большее торжество ожидало Брюллова на родине. Привезенная в Петербург в июле 1834 года и выставленная сперва в Эрмитаже, а затем в Академии художеств, картина "Последний день Помпеи" сразу оказалась в центре внимания русского общества и стала предметом патриотической гордости. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали картину. Пушкин писал:

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Историческая живопись, издавна занимавшая ведущее место в академическом искусстве, обращалась, по преимуществу, к сюжетам, взятым из Библии и Евангелия или из античной мифологии. В поисках жизненной правды Брюллов, первым среди русских художников, поставил себе целью воссоздать в картине реальное событие прошлого, опираясь на изучение исторических источников и археологических данных.Сюжет, который выбрал художник, был неслыханным в практике классицистической исторической живописи. На полотне не образ героя, в окружении восхищенных зрителей совершающего героический поступок, но картина бедствия, обрушившегося на головы многих людей.

24 августа 79 года нашей эры был страшным днем для жителей древних Помпей: началось извержение Везувия. «Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки пламени, подобные громадным молниям... Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин; иные молились о смерти от страха смерти» - так писал очевидец гибели города. Под развалинами, засыпанные пеплом, были погребены тысячи людей.

Прошли века. Город частично откопали. «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» - писал Брюллов после посещения Помпей. Талант, воображение, труд художника воскресили прошлое. Перед глазами людей XIX века предстали древние Помпеи.

Окраина города. Узкая улица, сжатая справа и слева зданиями. В страхе мятущаяся толпа. Каждый пытается спасти ближнего: дети – старика отца, родители – детей, сын – мать, жених – невесту. Здесь нет одного главного действующего лица. Несчастье уравняло всех; душевное благородство сделало всех героями. Так впервые в русскую историческую живопись вошел народ. И хотя он был показан довольно идеализированно, без какой бы то ни было социальной характеристики, как некий народ вообще, значение сделанного Брюлловым нельзя не оценить, до него в русской исторической живописи слышался только голос солиста, Брюллов заставил звучать хор.

IV. Узнаем впечатления детей о картине с помощью следующих вопросов:

  1. Какой момент изображен на картине Брюллова? Почему таким ужасом охвачены ее герои? Что в картине произвело на вас самые сильные впечатления?
  2. Какие краски использовал художник?
  3. Какие группы людей в картине вы выделите? О чем говорит выражение их глаз, поз? Какие детали показались вам особенно трагичными?

V. Обратимся теперь к статье Н.В. Гоголя об этой картине.

1) Статья Гоголя о Брюллове известна достаточно широко, особенно тем, кто любит русскую литературу и знает творчество Гоголя. Она написана горячо, стремительно, исполнена восхищения перед живописью гениального, по словам Гоголя, художника. И картина Брюллова, и статья Гоголя созданы вдохновенно. Стилистически соответствуют друг другу настолько, что кажутся неразрывными. В 1843 году Белинский признал, что в «Арабесках» есть три «превосходных критических статьи». Среди них статья о Брюллове.

Статья была создана Гоголем буквально на одном дыхании. Но, готовя ее в «Арабески», он тщательно отредактировал, а некоторые места написал заново. Гоголь всегда относился к критике очень ответственно, будь то литературная или художественная. Еще в юности он написал в классном сочинении «О том, что требуется от критики»: «Первая, главная принадлежность, без которой критика не может существовать, это - беспристрастие, но нужно, чтоб оно проявилось умом зорким, истинно просвещенным, могущим вполне отделить прекрасное от неизящного. <...> Она должна быть благопристойна, чтоб ни одно выражение оскорбительное не вкралось. <...> Нужно, чтоб пером рецензента или критика правило истинное желание добра и пользы».

2) Дома вы должны были познакомиться со статьей Гоголя «Помпеи последний день (картина Брюллова)» и составить ее план. (Работа с планом)

– Какое же место занимает эта картина среди других произведений искусства, по мнению Гоголя?

– Какова главная мысль картины?

Красоту можно погубить, но ее нельзя уничтожить. В самые часы гибели герои Брюллова поражают и восхищают зрителя. Фигуры прекрасны во всем ужасе своего положения. Красота бессмертна даже в трагедии – такова, по мысли Гоголя, идея картины. Мысль о красоте, торжествующей над гибелью, с особенной ясностью выражена в группе фигур, столпившихся на ступенях гробницы в левой части картины. Брюллов намеренно соединил здесь образы цветущей силы и юности. Ни страдание, ни ужас не искажают их идеально прекрасных черт; на лицах можно прочесть лишь выражение удивления и встревоженного ожидания.

– В чем новаторство Брюллова?

– Что Гоголь писал о расстановке фигур? (Используя текст Гоголя, учащиеся ищут на картине данные фигуры)

Необходимо подчеркнуть также, что в толпе помпеевцев, на ступенях храма, уносящим из гибнущего города ящик с кистями и красками художник изобразил себя.

– Какие достоинства и отличительные черты картины выделяет Гоголь?

– Помогла ли вам статья Н.В. Гоголя лучше понять картину К. Брюллова?

Хочу напомнить, что в настоящее время картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» находится в Государственном Русском музее.

VI. Гоголь умеет живописать словом то, что изображено на картине.

В своей статье он обнаружил необыкновенное умение находить словесное выражение сложнейшим живописным впечатлениям. Гоголь нашел слова, которые воссоздают зрительный образ картины, передают краски, свет и пластическую красоту человека в творении Брюллова. Этот необыкновенный талант Гоголя проявляется и в его художественных произведениях. Слово Гоголя живописно само по себе, оно рисует яркую картину мира. Особенно ярки, удивительно точны и красивы его описания пейзажа.

Вспомним, что обозначает слово пейзаж (пейзаж – от французского страна, местность, картина природы в художественном произведении).
В художественном произведении под пером мастера слова пейзаж оживает, начинает переливаться множеством красок и звуков и поражает нас, читателей, своей необыкновенной красотой. Сегодня на уроке мы постараемся в этом убедиться.

Работа с отрывком из произведения Гоголя, подтверждающим его мастерское владение словом.

"Майская ночь, или Утопленница"

"Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень о себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак этих вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник - ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А сверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!"

Давайте попробуем найти в описании майской ночи слова, передающие цвета, звуки, запахи, и оформим таблицу.

Краски (цвет) Звуки Запахи
     

– Какой цвет в пейзаже доминирующий, главный? Посмотрите на картину А.И. Куинджи "Лунная ночь на Днепре”. Она подскажет вам ответ на этот вопрос. (Серебряный цвет) То есть какой? (Блестяще белый, с блеском)

– Вы встречали такой цвет в природе? Когда? Где?

– А какую обстановку создаёт серебряный цвет? Каков он по настроению? (Загадочный, таинственный, сказочный.)

– А какие звуки? Посмотрите на их диапазон, то есть интервал между самым низким и самым высоким звуками мелодии, голоса. (От "величественного грома соловья” до "тишины”. В основном звуки тихие, громких почти нет.)

– А запахи? (Множество запахов, причем приятных.)

– Какую роль выполняют эти краски, звуки, запахи? (Помогают точнее представить украинскую ночь.)

– Какое чувство они помогают передать писателю? (Восхищение природой, её красоту, чувство любви к родной земле, природе.)

– Что такое эпитет? (Слово, поясняющее, характеризующее качество предмета или явления.) Сравнение? (Определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.) Олицетворение? (Уподобление неживого предмета живому существу.)

– Какими изобразительно-выразительными средствами пользуется Гоголь, описывая ночь на Украине?

Эпитеты Сравнения Олицетворения
     

– Какова роль данных художественных средств в повести?

Поистине красив и богат наш русский язык! В нём так много слов, с помощью которых Гоголь передаёт не только цвета, но и звуки, даже запахи украинской ночи. Пейзаж – это не только описание природы, фон, на котором происходят события, но и средство выражения настроения автора, его состояния души ("А на душе и необъятно, и чудно…”) Складывается такое впечатление, что человек и природа – нечто целое, единое, неразрывно связанное. И, конечно же, прав В.Г. Белинский, сказав, что "Гоголь не пишет, а рисует, его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их”. Можно добавить еще: "и чувствуешь”. Н.В. Гоголь – великий художник! Художник слова!

VII. Домашнее задание.

  1. Проанализировать отрывок из повести Н.В. Гоголя "Сорочинская ярмарка": «Как упоителен, как раскошен летний день в Малороссии!...»
  2. Ответить на вопросы:
  • Почему Гоголь начинает повесть «Ночь перед Рождеством» с описания природы?
  • Какие изобразительные приемы использует автор?
  • Какую роль играет это описание в дальнейшем развитии действия?
  • Что реально, а что фантастично в описании рождественской ночи.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (18.12.2011)
Просмотров: 2645 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0