Эпиграф: «Кто хочет понять поэта,
должен идти в страну поэта.» И.-В.Гёте
Тип урока: комбинированный
Цели:
- Обучающие:
- закрепить навыки анализа-интерпретации
стихотворного текста;
- познакомить с особенностями некоторых жанров
сочинений в форме письма.
- Развивающая:
- развитие речи – усиление коммуникативных
свойств речи (экспрессивности, эмоциональности),
овладение учащимися художественными образами,
выразительными средствами языка.
- Воспитывающие:
- Показать учащимся непреходящую ценность
лирических произведений А.С.Пушкина (на примере
анализа стихотворения «Осень»);
- Создать благоприятные условия для
эстетического восприятия поэзии.
Содержание этапов урока:
1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков,
являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца
формирования, упражнение на их основе и
закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.
Методы: словесный, наглядный,
продуктивный.
Приемы: эвристическая беседа, анализ
поэтического текста, выразительное чтение,
устные выступления учащихся.
Основная форма работы на уроке: парная.
Виды речевой деятельности: чтение,
говорение, слушание, письмо.
Подготовка к уроку: учащиеся получили
опережающее задание – прочитать стихотворения
А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь
Званская», индивидуальные сообщения, повторить
литературоведческий материал по анализу
стихотворного текста ( из индивидуальных папок,
имеющихся у каждого ученика).
ХОД УРОКА
Учитель: Начинается урок с
презентации слайда, на котором представлена тема
урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит
музыкальный фрагмент из «Осенней песни»
П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны
разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых
А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем
говорить о второй Болдинской осени, стоит
вспомнить и первую.
Две болдинских осени
Пушкинской жизни.
Сообщение ученика. Просмотр фотографий из фотоальбома
музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в
Болдине.
Слово учителя.
Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.
* * *
Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.
– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому
поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня
тоже станет теплее от удивительного
стихотворения А.С.Пушкина «Осень».
Работа с текстом стихотворения.
Звучит отрывок из «Осени» в
исполнении артиста М.Козакова. Анализ
стихотворения.
О планах, схемах, алгоритмах разбора
стихотворения.
Система вопросов – своеобразный помощник.
Выдаются опорные вопросы каждому ученику в
индивидуальную папку.
Восприятие.
– Речь может идти о вашем личном
интеллектуально-эмоциональном восприятии
стихотворения. Вы можете написать о том, какой
отклик нашло в вас это произведение, какие мысли
и чувства вызвало. Также речь может идти о
восприятии стихотворения современниками автора,
его единомышленниками и оппонентами, критиками,
литературоведами, композиторами, художниками.
Учащимся предлагаются высказывания
Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.
Истолкование
– Истолкование есть анализ стихотворения в
единстве его содержания и формы. Анализировать
стихотворение необходимо с учетом контекста
творчества автора и русской поэзии в целом, а
также своеобразия лирики как рода литературы. В
сочинении возможны ссылки на истолкование
стихотворения специалистами-литературоведами,
сопоставление различных точек зрения.
Оценка.
– Оценка – это замечания о той или иной стороне
мастерства автора стихотворения и вывод о
художественной ценности исследуемого текста,
месте произведения в творчестве автора,
литературе в целом. Оценка - это и точки зрения
(оценки) других авторов, и ваше собственное
мнение, сформировавшееся в процессе анализа
произведения.
Задание классу.
Работа в парах или малых группах (Задание
каждой группе).
Темы заданий (узкие):
1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?
Темы заданий (широкие):
5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.
Заключение по теме урока
– К какой лирике вы отнесете стихотворение
«Осень»?
Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении
«Осень» Пушкин устраивает прощальный парад
своих идеалов. Смена времен года здесь – знак
того, ниспосланного свыше ритма, которому –
единственно – подчиняется поэт. Таинство
размеренной жизни, восхищение перед разумностью
ее устройства, наслаждение мудрой
последовательностью вещей – вот та гармония,
которая объединила и заменила все прежние
свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт
вернулся к источнику вдохновения. И оказалось,
что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль,
А.Генис).
– Согласны ли вы с такой интерпретацией
стихотворения?
– Почему в конце «пейзажного» стихотворения
появляется тема творчества и образ корабля?
– Почему стихотворение оборвано в начале
двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело
так:
Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?
Каждая пара получает карточки с вопросом, на
который должны дать развернутый ответ. После
обсуждения в классе, работа завершена была дома.
Учащиеся могли пользоваться критическими
статьями, работами из Internet.
Знакомство с эпистолярным жанром.
Чтение сочинения, написанного в форме письма
(«Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина
«Осень» .
Краткое обсуждение прочитанного сочинения.
Примерная памятка для пишущего сочинение в
эпистолярном жанре:
- формулируется тема;
- определяются «герои», авторы переписки
(возможно, это будет письмо или письма одного
вымышленного или реального лица);
- ведется повествование от имени персонажа
(автора письма), выражающего его мысли, взгляды,
впечатления; выбирается стиль изложения (в
зависимости от содержания сочинения и образа
автора письма).
(Ученики получают карточки с примерными
памятками в свои индивидуальные папки).
Рефлексия.
– О чём заставляет задуматься данный урок?
– Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и
как человек?
– Что вам было интересно?
– О чём заставляет задуматься данный урок?
Урок заканчивается строками из
стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.
Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.
Домашнее задание (носит выборочный
характер):
- Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина
«Осень».
- Написать фрагменты сочинения:
- восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
- истолкование стихотворения;
|