Воскресенье, 11.12.2016, 01:23

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения

Эпиграф: «Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта.»  И.-В.Гёте

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • Обучающие:
    • закрепить навыки анализа-интерпретации стихотворного текста;
    • познакомить с особенностями некоторых жанров сочинений в форме письма.
  • Развивающая:
    • развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  • Воспитывающие:
    • Показать учащимся непреходящую ценность лирических произведений А.С.Пушкина (на примере анализа стихотворения «Осень»);
    • Создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии.

Содержание этапов урока:

1. Оргмомент.
2. Мотивационное начало урока. Постановка цели.
3. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
4. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию).
5. Этап информации домашнего задания.

Методы: словесный, наглядный, продуктивный.

Приемы: эвристическая беседа, анализ поэтического текста, выразительное чтение, устные выступления учащихся.

Основная форма работы на уроке: парная.

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо.

Подготовка к уроку: учащиеся получили опережающее задание – прочитать стихотворения А.С.Пушкина «Осень», Г.Р.Державина «Евгению. Жизнь Званская», индивидуальные сообщения, повторить литературоведческий материал по анализу стихотворного текста ( из индивидуальных папок, имеющихся у каждого ученика).

ХОД УРОКА

Учитель: Начинается урок с презентации слайда, на котором представлена тема урока, высказывание В.А.Нащокиной о Пушкине (звучит музыкальный фрагмент из «Осенней песни» П.И.Чайковского). Мы вместе с учениками должны разобраться «в думах и ощущениях», переживаемых А.С.Пушкиным осенью 1833 года. Но прежде чем говорить о второй Болдинской осени, стоит вспомнить и первую.

Две болдинских осени Пушкинской жизни.

Сообщение ученика. Просмотр фотографий из фотоальбома музея и видеофрагмента музея А.С.Пушкина в Болдине.

Слово учителя.

Поэт любил безумно осень,
И лес осенний он любил.
Он часто меж берёз и сосен
По стёжке узенькой ходил.
Ходил и лесом любовался,
И свежим воздухом дышал.
И с музою не расставался,
И на ходу стихи писал.

* * *

Я с Пушкиным не разлучаюсь,
Жить без него я не могу.
Его читаю – наслаждаюсь,
Смакую каждую строку.
И мне становится милее
Родной любимый уголок.
Душе становится теплее
От пушкинских волшебных строк.

– Ребята, эти строчки принадлежат сибирскому поэту Александру Грицунову. И пусть вам сегодня тоже станет теплее от удивительного стихотворения А.С.Пушкина «Осень».

Работа с текстом стихотворения.

Звучит отрывок из «Осени» в исполнении артиста М.Козакова. Анализ стихотворения.

О планах, схемах, алгоритмах разбора стихотворения.

Система вопросов – своеобразный помощник.  Выдаются опорные вопросы каждому ученику в индивидуальную папку.

Восприятие.

– Речь может идти о вашем личном интеллектуально-эмоциональном восприятии стихотворения. Вы можете написать о том, какой отклик нашло в вас это произведение, какие мысли и чувства вызвало. Также речь может идти о восприятии стихотворения современниками автора, его единомышленниками и оппонентами, критиками, литературоведами, композиторами, художниками.

Учащимся предлагаются высказывания Н.В.Гоголя и Н.Л.Степанова о Пушкине.

Истолкование

– Истолкование есть анализ стихотворения в единстве его содержания и формы. Анализировать стихотворение необходимо с учетом контекста творчества автора и русской поэзии в целом, а также своеобразия лирики как рода литературы. В сочинении возможны ссылки на истолкование стихотворения специалистами-литературоведами, сопоставление различных точек зрения.

Оценка.

– Оценка – это замечания о той или иной стороне мастерства автора стихотворения и вывод о художественной ценности исследуемого текста, месте произведения в творчестве автора, литературе в целом. Оценка - это и точки зрения (оценки) других авторов, и ваше собственное мнение, сформировавшееся в процессе анализа произведения.

Задание классу.

Работа в парах или малых группах (Задание каждой группе).

Темы заданий (узкие):

1. Выявить роль эпиграфа.
2. Почему осень – любимое время года Пушкина?
3. Каким вы увидели лирического героя?
4. Какие средства языка использует поэт?

Темы заданий (широкие):

5. Восприятие стихотворения.
6. Истолкование текста.
7. Оценка произведения.

Заключение по теме урока

– К какой лирике вы отнесете стихотворение «Осень»?

Дополнительный вопрос группе: «В стихотворении «Осень» Пушкин устраивает прощальный парад своих идеалов. Смена времен года здесь – знак того, ниспосланного свыше ритма, которому – единственно – подчиняется поэт. Таинство размеренной жизни, восхищение перед разумностью ее устройства, наслаждение мудрой последовательностью вещей – вот та гармония, которая объединила и заменила все прежние свободы Пушкина…
Плыть некуда, потому что путь завершен. Поэт вернулся к источнику вдохновения. И оказалось, что источник этот равен вселенной…» (П.Вайль, А.Генис).

– Согласны ли вы с такой интерпретацией стихотворения?

– Почему в конце «пейзажного» стихотворения появляется тема творчества и образ корабля?

– Почему стихотворение оборвано в начале двенадцатой строфы? Первоначально оно выглядело так:

Ура!..куда ж нам плыть?..какие берега
Теперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,
Иль опаленные Молдавией луга,
Иль скалы дикие Шотландии печальной,
Или Нормандии блестящие снега,
Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

Каждая пара получает карточки с вопросом, на который должны дать развернутый ответ. После обсуждения в классе, работа завершена была дома. Учащиеся могли пользоваться критическими статьями, работами из Internet.

Знакомство с эпистолярным жанром.

Чтение сочинения, написанного в форме письма («Письмо поэту» по стихотворению А.С.Пушкина «Осень» .  Краткое обсуждение прочитанного сочинения.

Примерная памятка для пишущего сочинение в эпистолярном жанре:

  1. формулируется тема;
  2. определяются «герои», авторы переписки (возможно, это будет письмо или письма одного вымышленного или реального лица);
  3. ведется повествование от имени персонажа (автора письма), выражающего его мысли, взгляды, впечатления; выбирается стиль изложения (в зависимости от содержания сочинения и образа автора письма).

(Ученики получают карточки с примерными памятками в свои индивидуальные папки).

Рефлексия.

– О чём заставляет задуматься данный урок?

–  Стал ли вам ближе А.С. Пушкин и как лирик, и как человек?

– Что вам было интересно?

– О чём заставляет задуматься данный урок?

Урок заканчивается строками из стихотворений сибирского поэта Ю.Авдюкова.

Над нами снова
пушкинская осень.
Сияют золотые купола.
И в небеса лазурные
возносит
клин журавлей
звенящая строка.
Опавший лист
ударил паутинку –
мелодией леса
отозвались.
И увели весёлую
тропинку
Туда, где звуки птиц
переплелись.
Душа поёт –
«Очей очарованье…»
Она стремится
насладиться всласть.
Над нами снова
пушкинская осень
звенящею строкой
отозвалась.

Домашнее задание (носит выборочный характер):

  • Написать сочинение по стихотворению А.С.Пушкина «Осень».
  • Написать фрагменты сочинения:
    • восприятие стихотворения А.С.Пушкина «Осень»;
    • истолкование стихотворения;
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (04.03.2013)
Просмотров: 2144 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0