Пятница, 19.04.2024, 03:22


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Два мифа о Петербурге

Цель урока. Выявить и сформировать знания учащихся по истории родного города. Увидеть два подхода, существовавшие в русской культуре, основанные на двух мифах о Петре и о городе. Увидеть, как Пушкин использует эти мифы в поэме «Медный Всадник» и с помощью их создаёт свой, новый миф града Петрова. Понять, как решается петербургская тема, как относится автор к творению Петра и к личности Петра.

Наглядные материалы, использование которых желательно на уроке: открытки, фотографии, рисунки с изображением Петербурга, старые карты города, слайды, видеоматериалы о городской архитектуре, макет памятника Фальконе.

Домашнее задание.

Общее: прочитать «Медный Всадник» А.С. Пушкина, выучить наизусть отдельные куски текста, подобрать дома и принести открытки, фотографии, альбомы, календари, карты и прочее с изображением Петербурга и его символов; подумать над тем, какие скульптурно-архитектурные символы города вы знаете, записать в тетрадь, что они обозначают, что вы о них знаете.

Индивидуальные:

  • Ученик готовит дома сообщение об истории создания Петербурга. Как называют наш город и почему?
  • Ученик готовит сообщение об истории создания памятника Петру.

Перед уроком на классном стенде ученики вместе с учителем закрепляют (располагают) материалы о Петербурге, принесённые из дома, по темам. Выставка располагается так, чтобы в центре её оказались изображения Медного всадника и Невского проспекта.

Урок начинается с объявления учителем темы, которой они будут заниматься на протяжении трёх уроков. Тема записывается на доске: «Петербург Пушкина и Петербург Гоголя». Сегодня, говорит учитель, мы обратимся более к историко-краеведческой теме, чем к литературной, но это необходимо для понимания истоков и причины возникновение темы Петербурга в русской литературе. Записывается тема первого урока: «Два мифа о Петербурге».

Учитель в нескольких словах объясняет, почему необходим такой урок: "Вы знаете имена и Пушкина, и Гоголя, знаете, что они жили в одну историческую эпоху; хотя Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её именно Гоголь”.

Первый ученик делает пятиминутное сообщение по теме «История создания города. Имена Петербурга».

Далее учитель рассказывает ученикам два мифа о Петербурге и сообщает дополнительные сведения, если они не прозвучали в сообщении ученика.

После этого он обращает внимание учеников на выставку, спрашивая их, все ли архитектурные сооружения на открытках им известны, как они называются, какую роль играют в создании облика города. Что учащиеся могут рассказать о том или ином символе города? Учитель строит обсуждение выставки таким образом, чтобы Невский проспект оказался предпоследним в череде достопримечательностей, а Медный всадник — последним.

Второй ученик делает пятиминутное сообщение по теме «История создания памятника Петру I»; делая главный акцент — Медный всадник как символ города; на изобразительные особенности памятника (поза Петра, лошади, опора, надпись на камне, место, где стоит памятник, куда смотрит Пётр, на что указывает рукой).

После выступления второго ученика учитель дополняет его, оговаривает не прозвучавшие, но важные, на его взгляд, моменты, ставит оценки за сообщение обоим ученикам.

Далее следует обращение к тексту «Медного Всадника».

Учитель. Понравилась ли вам поэма? Что понравилось или не понравилось? Как вы думаете, кому сочувствует автор в поэме?

Исходя из всего сказанного, подумайте и ответьте на вопрос: почему в своей поэме выбирает именно этот символ Петербурга? Ведь в своём творчестве он неоднократно обращается к архитектуре Петербурга: в «Памятнике» это Александрийский столб (тоже символ нашего города), в «Евгении Онегине» — множество других символов, скажем, Летний сад, в «Домике в Коломне» предметом его изображения становится петербургская окраина — Коломна.

(Пушкину важен именно памятник Петру, потому что Пётр — основатель города, он заложил начала Петербурга, он же и источник обоих мифов, двоякого к себе отношения. Он — начало города, всё началось с Петра и без него не началось бы.)

Учитель. Как изображается Пётр и город Петра в поэме Пушкина? Какие начала присутствуют в тексте? Какой из мифов Пушкин воплощает в произведении? Отличается ли описание города во вступлении и частях? Чем?

(Ученики в качестве примеров читают наизусть отрывки из поэмы — "На берегу пустынных волн…”; "Прошло сто лет, и юный град…”; "Люблю тебя, Петра творенье…”; "Над омрачённым Петроградом…”; "Нева всю ночь рвалася к морю против бури…”; "Осада! Приступ! Злые волны…”)

Учитель. Как описывается в поэме памятник? Как называется?

В неколебимой вышине,
Над возмущённою Невою
Стоит с простёртою рукою
Кумир на бронзовом коне.

И прямо в томной вышине
Над ограждённою скалою
Кумир с простёртою рукою
Сидел на бронзовом коне.

…неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Под морем город основался…
Ужасен он в окрестной мгле!
Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта…

О, мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте узды железной
Россию поднял на дыбы?

Сравним эти характеристики. Каким предстаёт здесь Пётр? Каким показывает автор Петра? Как меняется описание Петербурга в поэме и отношение к нему автора?

Построчный анализ эпизодов: подзаголовок, вступление, описание наводнения, "Он узнал и место, где потоп играл”.

Итог. В результате учащиеся должны увидеть, каким предстаёт город Петра у Пушкина. "Сложный жанр пушкинской вещи определён неоднозначным подзаголовком — «петербургская повесть», что, с одной стороны, означает — повесть об основании Петербурга… а с другой — то, что эта повесть принадлежит Петербургу, является его преданием, его мифом”. Творя свой, новый миф о Петербурге, Пушкин органично и гармонично объединяет два мифа — о Петре-чудотворце и антихристе. Но миф о городе-чуде, бесспорно, стоит у Пушкина на первом месте. Он верит в судьбу "Петра творенья”. Не одолеть его мрачным стихиям.

                            …Утра луч
Из-за усталых, бледных туч
Блеснул над тихою столицей
И не нашёл уже следов
Беды вчерашней.

Всё вступление как бы поёт славу делу Петра и выражает своё отношение к творению Петра:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид...

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов…

Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…

Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром…

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия.

В первой и во второй частях возникают ноты, обращающие внимание на демоническое начало в творении Петра. "Пушкин знал трагическую основу Петербурга, чуял его роковую судьбу”, — пишет Н.П. Анциферов. Вспоминая начальные строки, которые многими соотносятся с актом сотворения мира Богом, Г.Г. Красухин пишет, что далее во Вступлении также содержится и другое начало: "…убеждённость в том, что «природой здесь нам суждено // В Европу прорубить окно», есть выражение не созидательной, а разрушительной — демонической — силы, подчёркнутой, быть может, красноречивым глаголом «прорубить», резко диссонирующим с идиллической картиной природы”. Как выражается другой исследователь творчества Пушкина, подводя итог правоте/неправоте Петра, "Пушкин не абсолютизирует ни правду Петра, ни правду Евгения… И та и другая в чём-то подвергаются сомнению и ограничиваются в своей правоте, а в чём-то утверждаются и приемлются поэтом, объединяясь в диалогическом столкновении-споре, разрешение которого возможно лишь в процессе исторического развития”.

Пушкин создаёт миф о Петербурге, где присутствует гармонизирующее начало: "Человек побеждает рок. Побеждённая стихия должна будет, в конце концов, покориться и признать торжество города и его Духа Покровителя”.

Домашнее задание на следующий урок. Прочитать «Невский проспект» Гоголя. Дома заготовить таблицу и заполнить её. Образец:

Два Невских проспекта в повести Гоголя

"Нет ничего лучше Невского проспекта” "Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект” Ироническое в описании Невского проспекта
Улица-красавица, восторг, да и кому же он неприятен, гулянье, всемогущий Невский проспект... Какой-то заманчивый чудесный свет, всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется, кроме фонаря всё дышит обманом… Дамские рукава похожи на два воздухоплавательные шара, здесь вы встретите бакенбарды, здесь вы встретите такие талии…

Конец урока. Учащиеся слушают музыкальный отрывок из балета Глиэра «Медный Всадник» — «Гимн Великому городу».

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (22.11.2012)
Просмотров: 1603 | Теги: открытый урок, урок русской литературы в школе, для учителя, русская литература, скачать, план-конспект урока русской литерат, конспект урока | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0