С точки зрения программных требований это урок
внеклассного чтения, с точки зрения характера
деятельности учителя и учащихся – урок-полилог,
так как в диалог вступают учитель, учащиеся,
писатели, композитор и певец, герои рассказа.
На этапе подготовки к уроку учитель
формулирует для себя следующие цели:
- выявление художественного мастерства и
нравственной проблематики рассказа Б.Екимова,
определение универсального характера поднятых
проблем в соотнесенности с инокультурной,
инонациональной, иноконфессиональной традицией;
- умение целостно воспринимать текст и
интерпретировать явления культуры;
- воспитание эмоциональной культуры, милосердия,
сочувствия, толерантности и приверженности
традициям своего народа, другими словами,
духовно-нравственное воспитание
старшеклассников.
Оборудование урока:
- выставка книг Б.Екимова:
- компьютерная презентация урока;
- портрет Б.Екимова;
- текст рассказа Б.Екимова "Возвращение” у
каждого ученика;
- изображение Богородицы Казанской;
- грамзапись – Ф.Шуберт "Ave Maria”;
- предметы – реликвии, принесенные учителем и
учащимися;
- фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье
Северной Осетии.
Чтобы подготовить ребят к серьезному
размышлению, накануне урока дано задание
прочитать рассказ и передать его сюжет, принести
предметы (фотографии, газетные материалы,
сувениры, которые являются в доме святынями,
реликвиями, и рассказать о них. Этот вид задания
помогает проникнуть в суть происходящего на
уроке, глубже понять основную мысль рассказа.
Урок начинается со вступительного слова
учителя, в котором он призывает осторожно войти в
мир людей, населяющих небольшой рассказ
Б.Екимова "Возвращение” и, не нарушив их покоя,
не обидев неосторожным словом, не задев ничьих
чувств, поразмышлять на тему: "Да ведь мы – люди
и на земле живем”. Проследить, как смог автор на
нескольких страницах поднять общечеловеческие
проблемы.
- Хотелось бы, чтобы к концу урока мы составили
впечатление о рассказе. Возможно, ваше мнение
совпадет с мнением автора, - продолжает учитель.-
Вчитаемся в эпиграф (на доске).
"Рассказ Бориса Екимова не отличается острым
сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он
богат человеком." (Е. Скарлыгина)
- Любопытно, возможно ли о рассказе, в котором
всего два действующих лица, сказать, что он
"богат человеком”?
БЕСЕДА начинается с пересказа сюжета:
- Для чего этот пересказ? (Повторное переживание
текста на личностном уровне).
- Пойдем вслед за автором. Как происходит наше
знакомство с героиней рассказа? Начните с имени
НА ДОСКЕ:
НАДЕЖДА –
1) ожидание, уверенность в осуществлении
чего-нибудь
радостного благоприятного (на выздоровление,
на благоприятный
исход…);
2) тот, на кого надеются, кто должен
принести успех, радость,
благополучие
- Какое значение важнее для вас? (Оба).
- И вот Надежда в изображении Б.Екимова. Как она
выглядит?
Звучит текст: "Живые мощи: под старой
кофтенкой – узкие худые плечики, за ними – горб,
иссохшиеся плети рук с большими ладонями и
шишковатыми пальцами; под белым платком
теплится, словно свеча, беззубая улыбка”.
- Согласитесь, внешность далеко не героическая.
А какие детали подкупают?
- "Живые мощи” (метафора, оксюморон).
"Беззубая улыбка. Она – для всех”
- А почему же все-таки Надежа?
- Да, автор выделил ей две роли: огородницы и
заступницы.
- Какая роль важнее для автора?
- Обе: и забота о душе, и забота о хлебе. Одного
без другого нет.
- "Лет бабке Наде много и много”. А что за
ними?
Приводятся примеры из текста: "Изработалась,
устала…”,- жалуется она Богу и людям, гостям
своим. – Так устала, жилочки нет живой”. И далее:
"С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает,
рыхлит, поливает; недолго, по-стариковски, спит
где-нибудь в меже, кинув на землю дерюжку.
Подремлет, очнется – и снова за дело”. И опять
она о себе: "И осталась я с тремя на руках…
Работала, как об лед билась. Днем на колхоз, ночью
– на себя… А потом война… Немцы все хозяйство
раздергали… Утром до света на работу бежишь. А
поля далекие, Теплый рын, Калиново… Везде –
пешки. Какой хлебушко есть, детям оставишь. А сама
– колос ухватишь, пошелушишь. В карман немного
насыпешь, ребятишкам. Так и выжили”.
"Работали и работали…- вздыхает баба Надя. – В
колхозе стали хорошо получать, зерном… и деньги
давали. Но много трудов. Огород большой. Помолюсь
– и работаю. Картошка, капуста, тыковка. Спаси
Христос, все остались живые,
здоровые…Повыросли…”.
- Мы подробно прочитали скупые воспоминания
старухи. Что особенно поражает в ее судьбе?
ВЫВОД: ни одного дня не жила для себя. Она одна
из многих, кто, прожив жизнь, ничего не отложил на
"черный день”. И это не единичный образ в
литературе. Вспомним "Матренин двор”
А.Солженицына, "Избу” В.Распутина…
- Почему столь популярен образ женщины в
современной литературе?
- Действительно, за личной драмой видится
судьба целого поколения крестьянства. Это судьба
многих женщин, обиженных государством, жизнью,
односельчанами…
- Так о чем рассказ?
О труде и тяготах жизни (на доске).
- Случайно ли рядом со старостью появляется
молодость?
- Разберемся, почему?
- Автор хочет видеть в девочке продолжение
жизни, надежду на то, что жизнь не прерывается,
как и все хорошее. Именно через восприятие ею
событий, через ее поступки автор раскрывает
главную мысль произведения: эволюцию души или,
как назвал это явление великий русский писатель
Лев Николаевич Толстой,… диалектику души. Перед
нами ребенок, многое зависит от того, кто
окажется рядом.
Значит, рассказ о юности и старости (на
доске).
- Что и почему говорит Екимов о родителях
девочки?
- Родители пьют. Этим все сказано.
- Ей бы очерстветь, замкнуться, бояться людей… А
она?
Обратим внимание на отношение к бабе Наде, на
рисунки: "На картинках – цветы, нарядные дома,
а еще – простое зверье, кошки да собаки, со
странными, все понимающими глазами”.
Отметим в описании картинок художественную
деталь – глаза. Глаза – зеркало души, и они у
животных на картинках "понимающие”. Значит, то,
чего девочка недобирает в жизни, выражает в
рисунках.
- Как бы вы определили главную черту характера
девочки?
- Отзывчивость.
- Сама по себе возникла в девчушке отзывчивость?
- Нет, разумеется. Ее душа была пробуждена бабой
Надёжей. Докажите это примерами из текста.
Баба Надя не попрекала девочку, учила добру,
учила прощать, чувствовать боль других.
- Вспомните, в хатенку бабы Нади, которую Екимов
сравнивает с храмом, люди устраивают
паломничество, а девочка на особом положении. Но
среди гостей кто-то не с добром.
- Почему иконы украли?
- А чем это было для бабы Нади? Частью имущества?
Конечно, неотъемлемая ее часть.
- Какое время выбрали нелюди для своего черного
дела?
"В непогожий осенний день, как раз перед
Анной-зимней, пришла беда”
- Пейзаж только фон или действующее лицо?
- Докажите.
"Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами,
шарясь перед собой в воздухе, словно слепая,
старая женщина вышла из дома, спустилась с
крыльца и, ухватившись руками за планки калитки,
пыталась увидеть чей-то голос, а затем попросила:
"Христа ради, Христа ради…” Ей ответил лишь
только ветер. Осенняя непогожая улица, темные
дома и заборы молчали” (олицетворение).
Природа по-своему реагирует на состояние
героини. Не мог автор допустить, чтобы в ясный,
солнечный день свершилось это убийственное для
бабы Нади событие
- Мы познакомились с любовно описанным
портретом старой женщины. А как выглядят
преступники?
- Верно. У них нет лиц. О них лишь сказано скупо: "Какие-то
шаги, движенье у крыльца ли у калитки”
Действительно, если с мастерством описан
портрет любимой героини, то не меньшим
мастерством является в данном эпизоде
отсутствие лиц.
Зато об иконах баба Надежа говорит как о живых: "Все
ушли…”.
- Почему из уст Надежи мы не слышим слова
"украли”?
- Какая черта характера старухи здесь выражена?
- Да, она лишилась части самой себя. Но она
воспринимает жизнь такой, как она есть, так как
баба Надежа мудра. Не случайно она даже не думает
куда-то идти, что-то предпринимать. Не нужно
наказания. Не думает, что можно вернуть то, что
ушло. Но хочет умереть в добре.
- Так рассказ о добре с кулаками или без? (на
доске)
Так своеобразно осмыслен автором мотив
прощения. "Вот ушли мои заступники. Спокинули.
К другим людям ушли. – объясняет она. – Там
нужней”.
- Действительно там нужней?
Да, прав автор, права героиня. Они нужней тем,
кто жив одним днем, без Бога в душе. Таким все
"позволено”.
Борис Екимов решает нелегкую задачу: как
передать мучительные чувства бабы Нади, душевное
состояние?
- Какое несловарное определение чувств дает
автор? Найдите в тексте.
"И она заплакала, словно лишь теперь осознала
всю горечь утраты. Этой горечи было столь много,
что в одной душе она не вместилась. И потому со
старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти
страдая, но о жизни: своей, короткой, не больно
сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в
старом, изношенном, но таком добром теле бабушки
Надежи.
Они были схожи: худенькая нерослая девочка и
старая женщина, высохшая от жизни. И плакали
одинаково: крупными белыми слезами”.
- Какими словами можно определить эти чувства?
СО-СТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ (на
доске) – Значит, рассказ и об этом.
- Со-страдать – значит брать на себя боль
других, часть чужих мук.
- Многое может сделать для ближнего даже самый
маленький человек, когда он серьезно захочет
помочь ему.
- И снова Б.Екимов преподносит урок
нравственности и открывает еще одну истину.
Какую?
Да. Взрослые, долг которых помочь, оказались
душевно глухими. И это страшно.
- Представим, что девочка достигла бы успеха, и
после ее усилий икона бы вернулась. С вашей точки
зрения, хуже было бы или лучше?
- Для вас?
- Для девочки?
- Для бабы Надежи?
- А на самом деле как произошло?
- Так почему рассказ называется "Возвращение”?
Да, Богородица возвращается к Надеже, так как
она праведница; к девочке – у нее чистая душа. А
через них – к людям.
Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается
рассказ, можно определить только одним словом.
Это слово обозначает то, чего, как правило, не
бывает, не всегда и не всем является божество, не
всегда и не всем доступно высокое.
- Какое это слово?
- Чудо.
- Значит, рассказ еще о чем?
Об обыденности жизни и о чуде, о земном и
небесном (на доске).
- Люди всегда живут в надежде на чудо. Но не
всегда понимают, что многое зависит от них самих.
Чудо открывается только тому, у кого чистая душа,
кто безгрешен, бескорыстен. Примеров тому много.
Вот один из них.
(Покажем ученикам фотоматериал о святилище
Реком в живописном Цейском ущелье Республики
Северная Осетия-Алания. В каждой местности есть1
святые места, рассказом о которых любой учитель
может обогатить урок).
Святилище выстроено без единого гвоздя и
железной детали. Мастер признавался, что строить
ему помогали какие-то силы. А когда не так давно
святилище было сожжено, восстановили его в том же
виде молодые ребята. Даже бревна они приносили
пешком, далеко от этого места разувались и шли
босиком.
Очень бы хотелось, чтобы еще раз прозвучали
строки, описывающие чудесное возвращение
Богородицы. Но вот на что хочется обратить
внимание. Борис Екимов – христианин. Я –
мусульманка. Несмотря на то, что принадлежу к
другой вере, мне близко то, что описано в
рассказе. А когда я читала этот эпизод, внутри
меня звучала мелодия, рожденная в католичестве.
Это "Аве Мария” Ф. Шуберта в исполнении
итальянского певца Робертино Лоретти.
- Как вы думаете, дело в религии?
- А в чем?
В ВЕРЕ и БЕЗВЕРИИ (на доске) И об этом тоже наш
рассказ.
Чтение на фоне грамзаписи, т.е. сопоставление
музыкального произведения с литературным
основано на ассоциации и требует особого такта, а
от учеников – осознания общности настроения
музыки, голоса и фрагмента рассказа в понимании и
переживании рождения чуда. А во время чтения слов
"Но вдруг другие глаза увидела старая женщина.
Глаза, светлый лик… Возле них жизнь прожила.
Глядела со стены Богородица. В ее глазах –
нежность, страдание и раздумье. И радость
возвращения. Свет исцеляющий в потупленном
взгляде ее (На экран проецируется изображение
Богородицы. Выбор остановлен на Пресвятой
Богородице, т.к. все краски, использованные для
описания иконы Б.Екимовым, находим здесь; "Коричневый
цвет и охристый, золотистый…Багрец и лазурь…).
После чтения эпизода зададимся вопросом:
- Разве то, что прочитано, и изумительный голос
певца, и музыка, и изображение Богородицы не
оказывают удивительное действие на нашу душу,
схожее с чудом?
(Выразительное чтение эпизода о возвращении
Богородицы ученицей и учителем способствуют
обострению внимания, прививает любовь к
вдумчивому чтению, воспитывает духовно богатую
личность).
На доске:
"Земля круглая. Человек должен за что-то
держаться, чтобы не соскользнуть" (В.Токарева)
- Попробуем сопоставить только что прочитанный
рассказ со словами Виктории Токаревой. Как
связаны они между собой?
Действительно, рассказ многому учит ребят,
помогает понять очень важные истины, заставляет
задуматься о себе, о своих поступках, о близких и
дорогих людях. Поэтому следующая часть урока –
рассказы учащихся о предметах (фотографиях,
газетных статьях…), которые являются в домах
некой святыней, реликвией, как иконы в хатке бабы
Надежи.
Рассказы учащихся помогают создать на уроке
ситуацию душевного непокоя, т.е. личного
переживания, озабоченности. А так как учитель
должен приходить на урок не с готовой истиной, не
для того, чтобы возвыситься над учениками, он
тоже ищет свои ответы на поставленные вопросы.
Поэтому дальше последует рассказ самого учителя
о своей бабушке, которую никогда не видела, но
памятью о которой осталась в доме реликвия –
камари (серебряный пояс к осетинскому
национальному костюму).
- Девушки из фамилии надевают его один раз в
жизни – в день своей свадьбы. – Действительно,
писатель Екимов подарил и мне радость
возвращения дорогого человека, – завершает свой
рассказ учитель.
На уроке не все учащиеся класса смогли
высказаться, но у всех была возможность. А
учитель видел понимающие глаза ребят.
Такой доверительно-искренний характер
взаимоотношений учителя и учеников позволяет
прийти к выводу о том, что права Виктория
Токарева, прав Борис Екимов: нам есть за что
держаться, "чтобы не соскользнуть”.
- Итак, какие общечеловеческие проблемы подняты
в рассказе Бориса Екимова "Возвращение”, в
котором нет подробных описаний и воспоминаний, в
котором мы отмечали лишь скупые фразы и штрихами
очерченные детали?
Еще раз обратим внимание учащихся на доску, где
в процессе урока появились следующие записи:
- о труде и тяготах жизни;
- о юности и старости:
- о добре – с кулаками или без;
- о сострадании, милосердии, всепрощении;
- о вере и безверии (о святости и грехе);
- о земном и небесном;
- об обыденности и о чуде
И все это о человеке и для человека.
Борис Екимов хотел своим рассказом, я своим
уроком, дети своим участием сказать, что у
каждого из нас должна быть своя Богородица, своя
баба Надежа, своя святыня, свой Борис Екимов,
чтобы жизнь наша была "БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ”.
Так в процессе урока создаются условия для
осмысления учащимися современных нравственных
проблем. А вместе с взрослением маленькой
героини рассказа происходит
духовно-нравственное "взросление”
девятиклассников. |