Оформление урока: картина Куинджи
«Вечер на Украине»
Домашнее задание к уроку:
«Майская ночь»;
«Сорочинская ярмарка»;
«Ночь перед Рождеством»;
Сообщение о детстве Гоголя.
ХОД УРОКА
– В сборнике несколько произведений,
объединенных одной темой и проблемой.
Рассмотрим одну из актуальных проблем, как
решает ее автор, какие уроки помогает извлечь.
Беседа по вопросам
– Что представляет собой
ярмарка в Сорочинцах? Прочитайте ее
описание.
Звучит «Гопак» Мусорского.
– Помогает ли музыкальная
иллюстрация лучше понять дух,
настроение, царящее на ярмарке?
Запись на доске:
ЯРМАРКА – событие из ряда вон
выходящее, народный праздник.
Здесь все привычные представления
опрокинуты, отменяются все условности, все
участники – как одушевленное целое, охваченное
радостью, весельем, легкостью, широтой и
открытостью, как музыка Мусорского.
– Что-то мешает людям безмятежно
веселиться, спокойно торговать. Что это? (Зло
рядом. Оно витает в воздухе, заключается в самом
месте, где проводится ярмарка. Народ называет это
место проклятым.)
– Зло воплощается в зримый образ,
появляется сам черт. Каков он? (Такой как в
народных преданиях. Его образ если не
очеловечивается, то одомашнивается. Он
несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему
нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а
потом и совсем исчезает.)
– Так, может, и говорить не о чем? Исчез
чёрт и исчезло зло? (Нет. Осталась его
красивая свитка.)
– Такая дорогая, редкая, очень красивая
вещь. Наверно счастлив ее обладатель? Какова
история красной свитки? Может ли зло или то,
что имеет отношение к злу, принести
добро человеку? (Все обладатели свитки
счастья не получили, одни убытки, стремились
от нее избавиться, но и это было непросто, удалось
только тому, кто, перекрестившись, изрубил
свитку и разбросал куски.)
– Легко отличить зло, если оно с
рогами и копытами или со свиным рылом. Но
очень часто оно скрывается под
обычной человеческой личиной. Как же тогда
его распознать? Не поможет ли в этом
Гоголь? Кто из героев повести – воплощение
зла? (Мачеха Хивря. И ее одежда, так подробно
описанная автором, чтобы подчеркнуть отсутствие
вкуса, гармонии, чувства красоты у мачехи, и
выражение лица дают парубкам повод
сказать: «А вот впереди и дьявол сидит!» Об
этом говорит ее речь, отношение к
падчерице и сожителю.)
– Как переплелось зло сказочное,
фантастическое и повседневное,
реальное! Что же помогло Грицько и
Параске превозмочь это зло, чертовщину,
мешавшую их счастью? (Помощь парубка и
Цыгана, хитроумно использовавшего красную
свитку. В целом добро, Любовь, Единение
победило зло. Никто не слышит грозных окриков
Хиври, обступив танцующей стеной
счастливую, красивую пару, слышится музыка – то,
что тоже способно обьединить людей.)
– Обратимся к последней странице
повести.
Учитель зачитывает ее.
– Почему на такой щемящей ноте
умирающего смычка заканчивается повесть, где
перед нами счастливые молодые? (У нас нет
никакой уверенности будущем
счастье Грицько и Параски. В нечистом
месте, нечистыми способами, с помощью нечистой
силы добыто оно – с помощью красной
свитки. «Скучно оставленному! И тяжело, и
грустно становится сердцу, и нечем
помочь ему»)
– Откуда у Гоголя, совсем еще молодого
человека (ему чуть больше 20 ) такой
странный взгляд на мир: с одной стороны,
поэтический, романтический, а с другой
– очень суровый, всевидящий,
реалистический? Всему начало – семья,
детство человека, все мы родом из детства.
И Гоголь – не исключение.
– Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Нужно
сильно потрясти детские чувства, и тогда
они надолго сохраняют все прекрасное, я
испытал это на себе» (Н.В. Гоголь октябрь
1833 г.)
– Что же из детства писателя, потрясшего его
душу, прошло с ним по всей жизни, воплотилось в
произведениях?
Выступает группа «Биографов» с
сообщениями (Золотусский И.П. Гоголь.
М., 1979, с. 13–14, 24–25.)
– С ранних лет маленький Гоголь
«прижимался» к людям, искал их сочувствия,
участия, чтобы изгнать из сердца страшную
пустыню. Так и его герои понимают, что в
борьбе со злом необходимо единение
всего доброго и светлого. Обратимся к другой
повести: «Майская ночь, или утопленница»
Думается, самой красивой и поэтической. Читаю
начало повести.
– Когда, в какое происходит действие в
повести? (Вечером в сумерки, между сном и явью,
на грани реального и фантастического.)
– Изумительная природа, окружающая героев,
прекрасны и трепетны чувства, испытываемые
ими. Однако в прекрасном пейзаже есть
нечто, что нарушает эту гармонию, беспокоит Галю,
чувствующую присутствие зла совсем рядом. Что
это? (Дом свидетель дикого зла, происходящего
здесь, изменился даже внешне и вносит
диссонанс в прекрасный мир.)
– В чем заключается это страшное зло? (Отец
под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную
дочь из дома, толкнул на самоубийство. «Скучно
оставленному! И тяжко, и грустно оставленному
сердцу, и нечем помочь ему.»)
– Но зло не только в страшном предании.
Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Кто? (Родной
отец, человек страшный, злобный, который будучи
головой, обливает на морозе людей. Может ли кто-то
помочь Левко добиться у отца
согласия на брак с Ганной или
отвадить голову от молоденькой
девушки? Друзья парубки дурачат голову.
Все это похоже на озорство в «Сорочинской
ярмарке». Но отец неумолим.)
– И тогда, конечно, приходит чудо:
паночка-утопленница обещает любую награду,
если Левко поможет русалкам избавиться от
ведьмы. Почему именно к Левко она обращается с
просьбой о помощи? (Он добр, отзывчив на чужую
бед, испытывает сердечное волнение ( тяжелое и
полное жалости, грусти чувство сперлось в
груди парубка), когда он услышал печальный
рассказ паночки.)
– Не ошиблись русалки, нашел Левко ведьму. Но
как же он ее узнал? («Внутри у нее виднелось
что-то черное, а у других светилось» И
сейчас в нашем языке живы эти выражения: «чёрное
нутро», «чёрные мысли, дела», «чёрный
человек». Когда она бросается на девушек, на
лице ее сверкает злобная радость – злорадство.
И как бы не маскировалось зло, добрый, чистый
душой человек способен его почувствовать,
распознать.)
– Как бы наградила русалка человека в
сказке? А у Гоголя? Почему? (Чистой душ,
победившей зло и награда чистая – не золото, не
деньги – любовь.)
– Что общего у Левко и Грицько? в чем их
отличие? Обратите внимание на их речь. (Они оба
молоды, музыкальны, влюблены, оба прибегают к
помощи чудесного. Но Левко более мягкий, чуткий
и душевный, более поэтическая натура, и он
истинный христианин – желает царствие небесного
паночке, крестит спящую Галю. Записку он
получает, как награду за совершенное добро.)
– Почему Левко получил у головы согласие на
свадьбу, не разбудив спящую Галю, чтобы
рассказать ей о радости? (Он бережет ее сон,
покой. Перекрестив девушку, он закрыл окно и
«тихонько удалился…» Это настоящая любовь,
которой не страшно никакое зло. И как награда
за такую истинную, бережливую любовь –
гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.)
Учитель читает последние эпизоды
описания ночи.
– Великая ночь, божественная! И еще одна
не менее изумительная ночь ждет нас в
другой повести – «Ночь перед Рождеством». Что
обьединяет эти повести? В чем их непохожесть? (Любовь,
родители, мешающие счастью своих детей,
борьба добра и зла. Но «Майская ночь»
несет на себе трагизм мрачного
предания, а «Ночь перед Рождеством» задорна,
весела.)
– Почему создается такое впечатление?
Вспомните мачеху-ведьму в «Майской
ночи» сравните с ведьмой и ее приятелем –
чёртом в новой повести Гоголя. (Там
ведьма злобная, жестокая, оборачивается
страшной черной кошкой с желтыми когтями,
чтобы задушить падчерицу. Здесь Солоха –
женщина, «приятная во всех отношениях»,
а черт и вовсе смешной, похожий на «немца».)
– А еще один злой образ – Пацюк. Как
встретили вы его? (Когда-то он был запорожец,
потом лечил людей, похож на огромную бочку,
тоже смешон. В этой повести зло внешне,
физически не страшно, а смешно и нелепо. Но оно
стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в
повести усиливается тема христианского
понимания ДОБРА, ЗЛА, ГРЕХА. Эти
евангельские мотивы неслучайны, они тоже идут из
детства автора.)
Выступление ученика-«биографа» по книге
Золотуского, с 28– 29)
– Как понимаете смысл заглавия повести? (В
ночь перед Рождеством, на кануне светлого
рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в
последние часы своего существования норовит
ввергнуть в грех православных людей.)
– Как изобразил эту разгулявшуюся нечисть
Гоголь? (Ведьма крадет звезды, черт – месяц
в небе колдуны, рой духов, пляшущий черт, метла.)
– А как входит в повесть Рождество? (Месяц
поднялся посветить добрым людям, чтобы всем было
весело колядовать и славить Христа. Но не
только торжеством природы и радостью
людей, а вечной, особенно острой в эту ночь
борьбой добра и зла.)
– Почему черт крадет месяц? И кто такой этот
Вакула, что его все черти знают? (Кузнец,
живописец, богобоязливый человек, который писал
для церкви образы святых и картину, на которой
черта изгнали из ада.)
– Когда Вакула писал картину, так не
нравившуюся черту, как ни пытался он мешать
живописцу, никакие его гадости не смутить
душу Вакулы или заставить дрогнуть его руку
так крепка его вера в Бога, так чиста его душа, что
делает эту светлую душу местом
сражения добра и зла? (Любовь к Оксане. Он
перестает быть хозяином, когда смотрит на нее.)
– Как обычно проводил Вакула
рождественскую ночь, до чего довела его
безответная любовь? (Он проклинал колядки, хотя
раньше был от них без ума, не чувствовал в том
веселье, которое раньше любил более всех, и
парубки шли без него. «Скучно оставленному! И
тяжело, и грустно становится сердцу..» И тогда
приходят самые страшные мысли.)
– Но Вакула обращается к парубкам с самой
последней просьбой. О чем его забота? (Глубоко
верующий человек, он знает о грехе самоубийства,
знает, что губит этим свою вечную душу, и
просит отслужить панихиду.)
– Почему он решился искать помощи у Пацука? (В
его горе никто уже не мог помочь ему, жизнь без
Оксаны не имела смысла. « Пойду, ведь душе все
же придется пропадать» Им движет вечная
надежда на чудо.)
– Наверно, не так чиста и богобоязлива
душа, если «пришел в такое место, как дом Пацука,
за помощью? Как вы считаете? (Он остался тем
же набожным человеком и поэтому опрометью
выбежал из хаты, когда сообразил, что Пацук в
рождественский пост ест скоромные
вареники. И один вареник успел испачкать губы
Вакулы сметаной – как символ того, что кузнец
уже грешен. Для Вакулы и созерцание
греховного – уже грех, зло. Во дворце он
увидел картину с изображением прекрасной
Девы с Божестенным младенцем на руках.
Глядя на них, испытывает очищение души. Он не
оставлен, он нужен мирянам, особенно в часы
богослужения. Без нег певчего нет
праздника. Ожившая картина – знак победы ДОБРА
НАД ЗЛОМ.)
– Какие мы извлекли уроки?
Выводы:
- Добро и зло часто соединяются в душе
человека.
- Чтобы распознать зло, надо быть душевно чистым и
чутким .
- Бороться со злом нужно силами добра, любви и
справедливости.
- Через постижение красоты, человек поднимается к
добру.
|