Понедельник, 09.12.2024, 04:50


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна "Что значит быть счастливым?"

Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы к организации урока литературы. Многие преподаватели уже не представляют себе работу без использования компьютера. Это объясняется тем, что новые информационные технологии обеспечивают насыщенность занятия, доступность, наглядность, способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса к предмету.

Сегодня школьнику надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах по возникающим морально-этическим проблемам, быть оппонентом в споре. На этом уроке знакомимся с правилами корректного ведения диспута.

Оформление класса, микроклимат должны быть располагающими к диспуту. Стулья, столы можно поставить парами. На уроке используются технические средства: персональный компьютер и мультимедийный проектор (для презентации в Microsoft Power Point.)

Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора. (Переход к слайду 2; слайд 1— тема урока.)

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.

4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.

5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.

6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.

7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание.

Отмечаю, что эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.

Нет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.

— В чём же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь? (Учитель должен вести диалог, заостряя противоречия или задавая вопросы репродуктивного типа: "Что будет, если?..” и т.п. Учащиеся высказывают свою точку зрения.)

Учитель. Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора. (Работа в группах. Предлагаю по желанию сформировать круг общения.)

Вопросы для обсуждения (переход к слайду 3)

  • Что такое счастье?
  • Сколько раз в жизни может любить человек?
  • Какие ассоциации вызывает у вас слово "семья”?
  • Следует ли прислушиваться к мнению других, например родителей, когда любишь?
  • Что делает людей родными?
  • Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
  • Сколько правды в народной мудрости "Стерпится — слюбится”?
  • Что делать, если испытываешь сильное чувство к человеку, который уже состоит в браке?
  • Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
  • Свободная любовь — признак прогресса или упадка общества?
  • Когда человек по-настоящему счастлив?

В течение десяти минут работа в группах, затем каждый в споре утверждает свою точку зрения.

Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ».

— В чём счастье и несчастье героев рассказа?

— Что он оставляет в душе читателя?

— Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

— Можно ли простить измену?

— Может ли человек по своей воле уходить из жизни?

Далее учитель приводит слова одного из героев Максима Горького: "Лежала на мне гора обид. Дышать не мог. А как простил, — нет горы, от обид ничего не осталось”.

— Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.

(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)

Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: "Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? (Еккл. 4, 9–11). Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».

— Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?

— Что вас тронуло в этом произведении?

— Счастлива ли Вера Алмазова?

— Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.

— Что их объединяет, а что рознит?

Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)

Давайте вспомним рассказ А.Чехова «О любви».

— В чём суть рассказа?

— Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?

— Как вы понимаете слова Алёхина: "Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”

Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий слайд. Согласны ли вы с такими утверждениями? (Переход к слайду 4.)

  • Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
  • не пытайтесь перевоспитать друг друга;
  • не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
  • научитесь ценить друг друга;
  • оказывайте друг другу знаки внимания;
  • будьте вежливы, общительны;
  • помните только хорошее;
  • берегите здоровье своё и родственников.

А сейчас обратимся к письмам великих людей, адресованным любимым женщинам. (Переход к показу слайдов 5–7.) Поищем мудрости и в афоризмах о любви (слайд 8).

Любовь в письмах выдающихся людей XIX века

"Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один... Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.

Наполеон Бонапарт — Жозефине, 3 апреля 1796 года

Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.

А.С.  Грибоедов — жене Нине. 24 декабря 1828 года

Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие.

А.С.  Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года

Любовь и брак в высказываниях и афоризмах

Любить — значит делать добро.

Л.Н. Толстой

Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.

Ф.Ларошфуко

Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.

Р.Роллан

Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.

А.Шопенгауэр

Хороший брак покоится на таланте к дружбе.

Ф.Ницше

То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.

М.Монтень

Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как.

Ф.Ницше

Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.

Станислав Лем

— Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь, сопроводив своими комментариями.

Обобщение

— Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?

— Что нового вы поняли, осознали?

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (26.11.2012)
Просмотров: 10427 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0