Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души. 
А.К. Саврасов  
  
Цели и задачи:  
Обучающие: 
- расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы;
 - определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении;
 - показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
 
  
Развивающие: 
- развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа произведения;
 - развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;
 - формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;
 - развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа-настроения.
 
  
Воспитывающие:  
- воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
 - уважение к русской культуре и литературе.
 
  
Оборудование: 
Для учителя: учебник-хрестоматия 6 класс часть II, 
автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская проектор, компьютер, 
краски, кисти, №1.  
интерактивный элемент: Слайды Иллюстрация И.Л. Бруни к произведению «Кладовая солнце» М. Пришвина. 
Для учащихся: учебник-хрестоматия 6 класс
 часть II, автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская , бумага, 
краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, 
тряпочка. 
Этапы урока: 
- Организационный момент.
 - Формулирование темы и проблемы урока.
 - Актуализация (разминка).
 - Изучение новой темы.
 - Практическая часть.
 - Подведение итогов деятельности.
 - Вывод-обобщение.
 - Рефлексия.
 
  
Ход урока 
I. Организационный момент. 
приветствие, проверка готовности к уроку. 
Вступительное слово учителя 
Учитель литературы: Мы продолжаем изучение темы «Произведения русских писателей XX века о природе и о Родине» 
Учитель изо: А также продолжаем говорить о пейзаже как жанре изобразительного искусства. 
Учитель литературы: Сегодня речь пойдёт о М.М. 
Пришвине, за которым прочно закрепилось имя певца русской природы. 
Ребята, давайте вспомним, что нам известно о жизни, творчестве Пришвина?
  
Сообщение детей. (презентация) 
Ответы детей: Михаил Михайлович Пришвин – один из 
своеобразнейших русских писателей. Его книги раскрывают неповторимую 
прелесть природы родного края, помогают отыскивать в ней прекрасные 
стороны души человеческой. 
Ответы детей: Секрет колдовства произведений М.М. 
Пришвина – в их языке. Это обязывает внимательнее вглядеться в 
словесную ткань произведений писателя, «почувствовать свою собственную
 душу». 
II. Актуализация (разминка).
Учитель литературы: Словесный пейзаж нужно увидеть и услышать, почувствовать. 
Учитель изо: Известно, что одно из самых сильных 
ощущений человека – это видение мира в цвете. Все художники и писатели в
 той или иной степени используют эту особенность человеческого 
восприятия окружающего. Пришвин говорил, что «моё настоящее искусство –
 живопись, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я 
стараюсь делать словами». 
Учитель литературы: Итак, что же отличает Пришвина от других писателей?  
Ответы детей: (Видение мира в красках) 
Учитель литературы: А какую природу изображал Пришвин? 
Ответы детей: (Природу России, русскую природу) 
Учитель изо: Как мы называем картины, на которых изображена природа?  
Ответы детей: (Пейзаж.) 
Учитель изо: А каких художников – пейзажистов вы знаете? (Левитан, Саврасов, Шишкин) 
Учитель литературы: Кто из них на ваш взгляд наиболее сопоставим с произведениями Пришвина? 
Ответы детей: (Шишкин) 
Ученик: И.И. Шишкин – это прежде всего народный 
художник. Всю свою жизнь он посвятил изучению русского, преимущественно
 северного, леса. 
Ученик: Он писал русское дерево, русскую чащу, русскую глушь… 
III. Формулирование темы и проблемы урока. 
Учитель литературы: Теперь, я думаю, можно сформулировать тему урока. О чем мы с вами сегодня будем говорить? (О М.М. Пришвине как о писателе – живописце) 
Учитель изо: А также сопоставлять … (произведения литературы и живописи) 
Учитель литературы: А чему сегодня мы будем учиться?
 (думать, выделять, сопоставлять, обобщать, и формулировать свои мысли в
 словесной и живописной форме) 
Учитель изо: А значит, мы будем рисовать пейзаж. Прежде чем начать думать, т. е. анализировать текст, проведём небольшую разминку. 
Учитель литературы: Почему повесть Пришвина называется сказка-быль? 
Ответы детей: (в повести мы наблюдаем соединение сказочных и реальных событий) 
Учитель изо: А кто у нас самый знаменитый художник – сказочник? 
Ответы детей: (В. Васнецов) 
Учитель литературы: Поговорим о средствах 
выразительности. Если слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и писатель 
выражает в нём своё отношение к предмету или явлению, то это…? 
Ответы детей: (эпитет) 
Учитель изо: Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины – это… 
Ответы детей: (колорит) 
Учитель литературы: Если слово обозначает скрытое сравнение, то это … 
Ответы детей (метафора) 
Учитель изо: Гармония, соотношение отдельных частей в построении сюжета картины – это… 
Ответы детей: (композиция картины) 
Учитель литературы: Зачин, развитие сюжета, кульминация – это элементы … 
Ответы детей: (композиции литературного произведения) 
Учитель изо: Правила передачи глубины и пространства в картине – это… 
Ответы детей: (перспектива) 
Учитель литературы: Если неживые предметы или явления природы изображаются как живые существа, то это… 
Ответы детей (олицетворение) 
IV. Изучение новой темы.
Учитель литературы: Обратимся к тексту сказки – были «Кладовая солнца» 
Как писатель создаёт образ и характер героя? Прежде всего в повести 
это портрет (чтение вслух отрывка из пов. – с. 170 – портреты Насти и 
Митраши 
- Выпишите из отрывка ключевые слова
 - Назовите во 2-й колонке СХВ
 - Обозначьте Ч/Р
 - Обозначьте лит. и худож. приёмы
 
  
Учитель литературы: Что о героине хотел сказать нам 
автор, используя данные средства художественной изобразительности. 
Какой образ и характер предстаёт перед нами? (светлая, красивая, 
добрая, работящая, заботливая., т. к. слово золотой – многозначное!) 
Учитель изо: А вот ребята, перед вами иллюстрации известного художника И.Л. Бруни . Давайте рассмотрим образ главной героини Насти? 
– В каких тонах его написал художник (холодный колорит) 
– Что можете сказать об интерьере? (интерьер бедный, скудный, простой) 
– Какое цветовое пятно в рисунке говорит нам о приходе весны, а также подчёркивает красоту, миловидность, нежность девочки? 
Ответы детей: (холодный колорит, платок нежно-сиреневого цвета подчёркивает золотые волосы Насти, и крупные веснушки) 
Учитель литературы: предлагает чтение отрывка – 
портрет Митраши – с. 170. В чём сходство, различие? (Общие СХИ – «весь в
 золотых веснушках», черты лица – «чистенький носик») 
Учитель изо: А вот перед вами портрет Митраши кисти того же Бруни. Что общего между этими портретами? (золотые веснушки) 
– А в чём разница? (колорит более холодный, отсутствие яркого цветового пятна. Более жёсткий овал лица, серьёзней взгляд). 
Учитель литературы : А как проявляется характер героев? (В поступках, в делах) Мы знаем с вами, что дети занимаются хозяйством. А это легко? (Ответы детей) 
– Почему рассказчик называет детей УМНЕНЬКИМИ? (они любят и умеют трудиться) 
– Куда же решили отправиться наши герои? (Они отправились в лес за клюквой) 
– Да, ребята, и мы вместе с детьми тоже войдём в мир природы, в русский лес. 
Чтение отрывка (стр. 175, абзац 2-й) «картинка с цветами, весна в лесу…» 
– Красивая ли картинка перед вами? А как писатель рисует эту красоту? (Работа с таблицей) 
Учитель литературы: Цель писателя? (Показать красоту родной природы) 
– Тут в разговоре появляется новая краска. Какая? С каким художественным образом это связано? (С серым волком) 
– А что же это за колорит? Какое настроение он передает? (ответы детей) 
Учитель изо: серые тона – это ахроматические цвета (отсутствие цвета) 
Учитель литературы: таким образом, автор вводит в 
повествовании мотив тревоги. Однако в лесу всё пробуждается вместе с 
восходом солнца. (Чтение отрывка на с. 175-176) 
– Что главное в этом отрывке – ЗВУКИ в лесу? 
– Что обозначали эти звуки? Что хотели сказать лесные обитатели? (ЗДРАВСТВУЙТЕ!) 
– Вернёмся к табличке. 
Учитель изо Одиночное цветовое пятно. Маленькая 
деталь становится главной в картине. Рассмотрим картину «Лесная глушь» 
И.И. Шишкина (слайд). В каком колорите выполнил художник эту картину. 
Мы видим всё туже шишкинскую глушь, подробный план с тёмной лужей, 
покрытый бурым и зелёным мхом валежник, которые передают зрителю 
ощущение влажности и сырости. Лисица, устремившаяся за улетающей уткой,
 сразу бросается зрителю в глаза. 
Учитель литературы: Вернёмся к нашим героям и 
увидим, что они поссорились. Чтение отрывка (стр. 177) Что происходит с
 природой? Во–первых, меняется пейзаж. Из звонкой, светлой, солнечной 
Борины мы попадаем на Блудово болото. (само название – это ассонанс, 
передающий стон и вой). Кто же это стонал и выл? (ответы детей) Мёрзнут
 дети на Блудовом болоте, а в это время солнце осветило звонкую Борину и
 могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма
 природы. 
Учитель изо Прекрасен восход солнца в лесу, об этом 
 рассказывает Пришвин в своей повести и Шишкин в своей картине 
«Корабельная роща" (слайд) Золотой колоннадой вздымается к лазурному 
небу русский лес.  
 Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным 
светилом. Блики солнца играют в прозрачных водах ручья, берущего начало
 у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст, 
он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка. 
 Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов, 
которое заставляет нас зримо ощущать, почти присутствовать в этой роще и
 любоваться прекрасным уголком русской природы. 
Учитель литературы: Как ведут себя птицы и звери на
 Блудовом болоте? Они радуются наступлению утра и восходу солнца 
(чтение отрывка на с. 180, 1-й абзац: Тетерев – Косач) Блудово болото 
тоже просыпается. (Работа с таблицой). 
Учитель литературы: К чему привела ссора между детьми? Что случилось с Митрашей? (краткий пересказ «История Митраши») 
Настя на палестинке гл. 9 с. 191 – ОПИСАНИЕ ЯГОД 
(СХИ – метафора, метафорический эпитет, Ч/Р – прилагательные, 
сложные прилагательные, приёмы – усиление цвета, живопись на фоне, 
цветовой контраст) ЦЕЛЬ ? Передать красоту природы 
– А как в соседстве с этой красотой рассказчик рисует о золотую курочку? (мокрая и грязная) 
– Какие образы и краски появляются? (чёрный пень, серая змея) 
– Какие мотивы вводятся в повествование? (беды, несчастья). Почему – жадность! 
– Как это повлияло на Настю? (Она опомнилась и вспомнила о брате) 
– Мы знаем с вами, что с этого момента всё постепенно пойдёт на лад у ребятишек. И приключение закончится благополучно. 
– Почему Травка узнала в Митраше Антипыча? Он был хороший и добрый. (Кому же захочется спасать злого и жестокого!) 
– Мы рады за наших героев. Они спаслись и встретились. Вам интересно было читать о героях? … 
Учитель изо: Представьте себе, что в повествовании не было бы красок? Исчезли бы и настроение, и очарование произведения. 
Когда сам создаёшь подобный пейзаж, наверное, лучше понимаешь цели и задачи другого автора. 
V. Практическая часть.
Учитель изо: Сейчас сразу красками вы, ребята, 
завершите ваш собственный пейзаж – иллюстрацию к произведению М.М. 
Пришвина. Постарайтесь передать настроение выбранного отрывка… 
Практическая работа. Создание пейзажа-настроения. Музыкальное сопровождение – «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского  
Можно приступать к рисованию. 
 Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание 
рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных 
предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка, 
только после этого приступайте к детальной проработке рисунка. 
Итог урока: 
Роль цветовой лексики и пейзажа в художественном произведении, будь то литература или живопись, заключается в следующем: 
- Характеристика героя.
 - Введение определённого мотива в повествование.
 - Передача настроения, мироощущения героев.
 - Желание художника передать впечатление от окружающей действительности (природа и др.)
 
  
Анализ работ  
Выставка работ учащихся, посмотрев на ваши работы, можно сказать: вы
 создали пейзаж – настроение, каждый пейзаж неповторим. Рисунки 
получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки. 
VI. Рефлексия.
Спасибо всем за урок!   |