Пейзаж не имеет цели, если он только красив. В нём должна быть история души.
А.К. Саврасов
Цели и задачи:
Обучающие:
- расширить представления учащихся о возможностях литературы и живописи в изображении природы;
- определить роль пейзажа и цветовой лексики в литературном произведении;
- показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Развивающие:
- развитие навыков выразительного чтения, литературоведческого и лингвистического анализа произведения;
- развивать творческое воображение, совершенствовать способности образного мышления;
- формировать навыки работы с текстом произведения в сопоставлении с произведением живописи;
- развитие творческих умений и навыков в создании красками пейзажа-настроения.
Воспитывающие:
- воспитывать эстетический вкус, любовь к родной природе, бережное отношение к ней;
- уважение к русской культуре и литературе.
Оборудование:
Для учителя: учебник-хрестоматия 6 класс часть II,
автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская проектор, компьютер,
краски, кисти, №1.
интерактивный элемент: Слайды Иллюстрация И.Л. Бруни к произведению «Кладовая солнце» М. Пришвина.
Для учащихся: учебник-хрестоматия 6 класс
часть II, автор-составитель О.М. Хренова, М.А. Снежневская , бумага,
краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой,
тряпочка.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Формулирование темы и проблемы урока.
- Актуализация (разминка).
- Изучение новой темы.
- Практическая часть.
- Подведение итогов деятельности.
- Вывод-обобщение.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
приветствие, проверка готовности к уроку.
Вступительное слово учителя
Учитель литературы: Мы продолжаем изучение темы «Произведения русских писателей XX века о природе и о Родине»
Учитель изо: А также продолжаем говорить о пейзаже как жанре изобразительного искусства.
Учитель литературы: Сегодня речь пойдёт о М.М.
Пришвине, за которым прочно закрепилось имя певца русской природы.
Ребята, давайте вспомним, что нам известно о жизни, творчестве Пришвина?
Сообщение детей. (презентация)
Ответы детей: Михаил Михайлович Пришвин – один из
своеобразнейших русских писателей. Его книги раскрывают неповторимую
прелесть природы родного края, помогают отыскивать в ней прекрасные
стороны души человеческой.
Ответы детей: Секрет колдовства произведений М.М.
Пришвина – в их языке. Это обязывает внимательнее вглядеться в
словесную ткань произведений писателя, «почувствовать свою собственную
душу».
II. Актуализация (разминка).
Учитель литературы: Словесный пейзаж нужно увидеть и услышать, почувствовать.
Учитель изо: Известно, что одно из самых сильных
ощущений человека – это видение мира в цвете. Все художники и писатели в
той или иной степени используют эту особенность человеческого
восприятия окружающего. Пришвин говорил, что «моё настоящее искусство –
живопись, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я
стараюсь делать словами».
Учитель литературы: Итак, что же отличает Пришвина от других писателей?
Ответы детей: (Видение мира в красках)
Учитель литературы: А какую природу изображал Пришвин?
Ответы детей: (Природу России, русскую природу)
Учитель изо: Как мы называем картины, на которых изображена природа?
Ответы детей: (Пейзаж.)
Учитель изо: А каких художников – пейзажистов вы знаете? (Левитан, Саврасов, Шишкин)
Учитель литературы: Кто из них на ваш взгляд наиболее сопоставим с произведениями Пришвина?
Ответы детей: (Шишкин)
Ученик: И.И. Шишкин – это прежде всего народный
художник. Всю свою жизнь он посвятил изучению русского, преимущественно
северного, леса.
Ученик: Он писал русское дерево, русскую чащу, русскую глушь…
III. Формулирование темы и проблемы урока.
Учитель литературы: Теперь, я думаю, можно сформулировать тему урока. О чем мы с вами сегодня будем говорить? (О М.М. Пришвине как о писателе – живописце)
Учитель изо: А также сопоставлять … (произведения литературы и живописи)
Учитель литературы: А чему сегодня мы будем учиться?
(думать, выделять, сопоставлять, обобщать, и формулировать свои мысли в
словесной и живописной форме)
Учитель изо: А значит, мы будем рисовать пейзаж. Прежде чем начать думать, т. е. анализировать текст, проведём небольшую разминку.
Учитель литературы: Почему повесть Пришвина называется сказка-быль?
Ответы детей: (в повести мы наблюдаем соединение сказочных и реальных событий)
Учитель изо: А кто у нас самый знаменитый художник – сказочник?
Ответы детей: (В. Васнецов)
Учитель литературы: Поговорим о средствах
выразительности. Если слово отвечает на вопрос КАКОЙ? и писатель
выражает в нём своё отношение к предмету или явлению, то это…?
Ответы детей: (эпитет)
Учитель изо: Сочетание, соотношение красок, цветов, создающее определенное единство картины – это…
Ответы детей: (колорит)
Учитель литературы: Если слово обозначает скрытое сравнение, то это …
Ответы детей (метафора)
Учитель изо: Гармония, соотношение отдельных частей в построении сюжета картины – это…
Ответы детей: (композиция картины)
Учитель литературы: Зачин, развитие сюжета, кульминация – это элементы …
Ответы детей: (композиции литературного произведения)
Учитель изо: Правила передачи глубины и пространства в картине – это…
Ответы детей: (перспектива)
Учитель литературы: Если неживые предметы или явления природы изображаются как живые существа, то это…
Ответы детей (олицетворение)
IV. Изучение новой темы.
Учитель литературы: Обратимся к тексту сказки – были «Кладовая солнца»
Как писатель создаёт образ и характер героя? Прежде всего в повести
это портрет (чтение вслух отрывка из пов. – с. 170 – портреты Насти и
Митраши
- Выпишите из отрывка ключевые слова
- Назовите во 2-й колонке СХВ
- Обозначьте Ч/Р
- Обозначьте лит. и худож. приёмы
Учитель литературы: Что о героине хотел сказать нам
автор, используя данные средства художественной изобразительности.
Какой образ и характер предстаёт перед нами? (светлая, красивая,
добрая, работящая, заботливая., т. к. слово золотой – многозначное!)
Учитель изо: А вот ребята, перед вами иллюстрации известного художника И.Л. Бруни . Давайте рассмотрим образ главной героини Насти?
– В каких тонах его написал художник (холодный колорит)
– Что можете сказать об интерьере? (интерьер бедный, скудный, простой)
– Какое цветовое пятно в рисунке говорит нам о приходе весны, а также подчёркивает красоту, миловидность, нежность девочки?
Ответы детей: (холодный колорит, платок нежно-сиреневого цвета подчёркивает золотые волосы Насти, и крупные веснушки)
Учитель литературы: предлагает чтение отрывка –
портрет Митраши – с. 170. В чём сходство, различие? (Общие СХИ – «весь в
золотых веснушках», черты лица – «чистенький носик»)
Учитель изо: А вот перед вами портрет Митраши кисти того же Бруни. Что общего между этими портретами? (золотые веснушки)
– А в чём разница? (колорит более холодный, отсутствие яркого цветового пятна. Более жёсткий овал лица, серьёзней взгляд).
Учитель литературы : А как проявляется характер героев? (В поступках, в делах) Мы знаем с вами, что дети занимаются хозяйством. А это легко? (Ответы детей)
– Почему рассказчик называет детей УМНЕНЬКИМИ? (они любят и умеют трудиться)
– Куда же решили отправиться наши герои? (Они отправились в лес за клюквой)
– Да, ребята, и мы вместе с детьми тоже войдём в мир природы, в русский лес.
Чтение отрывка (стр. 175, абзац 2-й) «картинка с цветами, весна в лесу…»
– Красивая ли картинка перед вами? А как писатель рисует эту красоту? (Работа с таблицей)
Учитель литературы: Цель писателя? (Показать красоту родной природы)
– Тут в разговоре появляется новая краска. Какая? С каким художественным образом это связано? (С серым волком)
– А что же это за колорит? Какое настроение он передает? (ответы детей)
Учитель изо: серые тона – это ахроматические цвета (отсутствие цвета)
Учитель литературы: таким образом, автор вводит в
повествовании мотив тревоги. Однако в лесу всё пробуждается вместе с
восходом солнца. (Чтение отрывка на с. 175-176)
– Что главное в этом отрывке – ЗВУКИ в лесу?
– Что обозначали эти звуки? Что хотели сказать лесные обитатели? (ЗДРАВСТВУЙТЕ!)
– Вернёмся к табличке.
Учитель изо Одиночное цветовое пятно. Маленькая
деталь становится главной в картине. Рассмотрим картину «Лесная глушь»
И.И. Шишкина (слайд). В каком колорите выполнил художник эту картину.
Мы видим всё туже шишкинскую глушь, подробный план с тёмной лужей,
покрытый бурым и зелёным мхом валежник, которые передают зрителю
ощущение влажности и сырости. Лисица, устремившаяся за улетающей уткой,
сразу бросается зрителю в глаза.
Учитель литературы: Вернёмся к нашим героям и
увидим, что они поссорились. Чтение отрывка (стр. 177) Что происходит с
природой? Во–первых, меняется пейзаж. Из звонкой, светлой, солнечной
Борины мы попадаем на Блудово болото. (само название – это ассонанс,
передающий стон и вой). Кто же это стонал и выл? (ответы детей) Мёрзнут
дети на Блудовом болоте, а в это время солнце осветило звонкую Борину и
могучие стволы соснового бора стали как зажжённые свечи великого храма
природы.
Учитель изо Прекрасен восход солнца в лесу, об этом
рассказывает Пришвин в своей повести и Шишкин в своей картине
«Корабельная роща" (слайд) Золотой колоннадой вздымается к лазурному
небу русский лес.
Могучая, несокрушимая стена сосен-великанов, озаренных благодатным
светилом. Блики солнца играют в прозрачных водах ручья, берущего начало
у мощных, несокрушимых корней бора. Светом жизни пронизан весь холст,
он играет в прозрачном источнике, где видна каждая песчинка.
Но особую жизнь картине дает игра света и тени, то волшебство бликов,
которое заставляет нас зримо ощущать, почти присутствовать в этой роще и
любоваться прекрасным уголком русской природы.
Учитель литературы: Как ведут себя птицы и звери на
Блудовом болоте? Они радуются наступлению утра и восходу солнца
(чтение отрывка на с. 180, 1-й абзац: Тетерев – Косач) Блудово болото
тоже просыпается. (Работа с таблицой).
Учитель литературы: К чему привела ссора между детьми? Что случилось с Митрашей? (краткий пересказ «История Митраши»)
Настя на палестинке гл. 9 с. 191 – ОПИСАНИЕ ЯГОД
(СХИ – метафора, метафорический эпитет, Ч/Р – прилагательные,
сложные прилагательные, приёмы – усиление цвета, живопись на фоне,
цветовой контраст) ЦЕЛЬ ? Передать красоту природы
– А как в соседстве с этой красотой рассказчик рисует о золотую курочку? (мокрая и грязная)
– Какие образы и краски появляются? (чёрный пень, серая змея)
– Какие мотивы вводятся в повествование? (беды, несчастья). Почему – жадность!
– Как это повлияло на Настю? (Она опомнилась и вспомнила о брате)
– Мы знаем с вами, что с этого момента всё постепенно пойдёт на лад у ребятишек. И приключение закончится благополучно.
– Почему Травка узнала в Митраше Антипыча? Он был хороший и добрый. (Кому же захочется спасать злого и жестокого!)
– Мы рады за наших героев. Они спаслись и встретились. Вам интересно было читать о героях? …
Учитель изо: Представьте себе, что в повествовании не было бы красок? Исчезли бы и настроение, и очарование произведения.
Когда сам создаёшь подобный пейзаж, наверное, лучше понимаешь цели и задачи другого автора.
V. Практическая часть.
Учитель изо: Сейчас сразу красками вы, ребята,
завершите ваш собственный пейзаж – иллюстрацию к произведению М.М.
Пришвина. Постарайтесь передать настроение выбранного отрывка…
Практическая работа. Создание пейзажа-настроения. Музыкальное сопровождение – «Сентиментальный вальс» П.И. Чайковского
Можно приступать к рисованию.
Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры. Создание
рисунка начните с выбора сюжета и построения композиции из выбранных
предметов. Затем нарисуйте контуры деревьев и других деталей рисунка,
только после этого приступайте к детальной проработке рисунка.
Итог урока:
Роль цветовой лексики и пейзажа в художественном произведении, будь то литература или живопись, заключается в следующем:
- Характеристика героя.
- Введение определённого мотива в повествование.
- Передача настроения, мироощущения героев.
- Желание художника передать впечатление от окружающей действительности (природа и др.)
Анализ работ
Выставка работ учащихся, посмотрев на ваши работы, можно сказать: вы
создали пейзаж – настроение, каждый пейзаж неповторим. Рисунки
получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
VI. Рефлексия.
Спасибо всем за урок! |