Данная методическая разработка
представляет собой цикл уроков по повести
В.Железникова "Чучело”, изучаемой в рамках
внеклассного чтения в 7 классе.
1 урок – педагогическая мастерская с
элементами исследования (2часа).
2 урок – обучающий урок по развитию
речи. Подготовка к написанию развернутого
коллективного отзыва о прочитанной книге (2часа).
Проблемы, решаемые в этом произведении
(вырабатывание чувства ответственности за свои
поступки и умения их оценивать честно и
объективно), актуальны для семиклассников.
Новизна в преподнесении учителем этого
материала заключалась в том, что урок (1 –ый)
проводился совместно с родителями, которые
сыграли определенную роль в формировании
мировоззрения своих детей по затронутым
вопросам. Родители наряду с детьми выполняли
предложенные им задания не только во время урока,
но и дома, что вызвало наибольший интерес на
завершающем этапе урока. Подобранная взрослыми
музыка (а именно таким было опережающее задание
– выразить свое эмоциональное состояние, свои
чувства в музыке) несколько отличалась от
детских ассоциаций.
Умная, добрая книга, доверительный
совместный диалог, нетрадиционная форма
проведения урока, большая подготовительная, но
интересная (по мнению ребят и родителей) домашняя
работа (подготовка презентаций в цвете, музыке,
фильм – слайдов) – все воспитывало ребенка,
будило его мысль и душу, заставило многих ребят
(по их признанию в рефлексиях, в сочинениях)
по-новому взглянуть на взаимоотношения в классе,
на свое поведение, а родителей – по-другому
посмотреть на своего ребенка и его
одноклассников, поближе их узнать, испытать
радость от общения.
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
1) обучать умению анализировать литературный
текст, выделять основные проблемы, поднятые
автором в произведении; показать, как ложное
понимание чувства солидарности приводит к
жестокости; привлечь внимание к ситуации
переоценки совершенных поступков;
2) развивать умение тонко чувствовать слово,
улавливать его значение через понимание текста,
способствовать воспитанию навыков вдумчивого
чтения; развивать творческое воображение,
чувство музыки, цветовое восприятие;
3) приобщать детей к радости творчества, законам
открытия нового, к самостоятельной
исследовательской и творческой деятельности;
вырабатывать чувство ответственности за свои
поступки и умение их оценивать честно и
объективно;
4) в отзыве – поделиться впечатлениями о книге,
привлечь внимание к ней, стремиться разобраться
в прочитанном, обратить внимание на особенности
раскрытия идейного содержания произведения, на
роль отдельных художественно – выразительных
средств.
Автор: В.Железников
Произведение: "Чучело”
Вид: урок внеклассного чтения
Тип: педагогическая мастерская с элементами
исследования
Тема: Жестокие игры
Эпиграфы: "Что есть красота?..
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок…
В.Потапова
Оборудование: на партах – толковые
словари, фломастеры, карандаши, ручки; на листах у
ребят выписаны слова, словосочетания,
предложения из текста, которые понравились,
запомнились компьютерное обеспечение.
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1) детям – выписать из текста слова,
словосочетания, предложения, на которые стоит
обратить внимание, которые понравились;
2) и детям, и родителям: выразить свое
эмоциональное состояние, свои чувства,
восприятие героев в цвете, музыке или рисунках,
желательно компьютерное сопровождение (ребята
определяются в группы, по парам по желанию и
выполняют коллективно, или индивидуально, или с
родителями).
ХОД УРОКА
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(Звучит на фоне тихой медленной музыки)
Добрый день, дорогие ребята,
уважаемые взрослые! Я рада видеть вас вместе,
надеюсь, что минуты общения папы, мамы и дочки или
сына принесут определенную пользу как детям, так
и взрослым.
Вам, наверное, доводилось слышать
фразу: "Детство – самая счастливая пора”.
Можете ли вы согласиться с этим
утверждением?
Как вы думаете, можно ли слово
"счастливая” в данном предложении заменить
словами "безоблачная”, "беспроблемная”?
(О б с у ж д е н и е)
Все же некоторые из взрослых думают,
что и в детстве есть много проблем. И проблемы эти
особенно трудны: ведь человек сталкивается и с
радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра
незаметно переходит в серьезные взрослые
проблемы, решать которые приходится самим детям.
Тема переосмысления поступков
интересовала писателей разных поколений, в том
числе и современных, например, В.Железникова.
Вы познакомились с его произведением
"Чучело”, в котором воспроизведена похожая,
однотипная ситуация: много детей, целая группа,
обижают, унижают, бьют одного. Читая текст, я
надеюсь, вы обратили внимание на поведение всех
участников конфликта..
Сегодня мы попробуем объяснить те или
иные их поступки, понять, кто из персонажей
задумывается о последствиях своих действий, кто
выступает в роли мстителя, но, конечно же,
попытаемся выразить свое отношение к
происходившему на страницах книги, к сделанному
героями повести.
2. ИНДУКТОР.
Подберите ассоциации с слову
ЧУЧЕЛО до чтения и после чтения произведения.
Какие вопросы возникли у вас?
(Все записывают в тетради. Звучит
спокойная инструментальная музыка.
Ассоциации, возникшие до чтения:
неизвестность, непонятность, смех, юмор, чучело
огородное, весело, задорно и другие.
Ассоциации, возникшие после чтения:
грусть, ненависть к мстителям, жалость,
облегчение, когда прочитал: все хорошо кончилось,
радость, блаженство, умиротворение и так далее.
Прозвучали вопросы: Почему Ленка так
долго выгораживала Димку? Почему бездействовали
остальные учащиеся, ведь их было более сорока?
Что будет дальше с героями повести? Изменится ли
Димка? Может ли так поступить мой одноклассник? )
Учитель (вывод): Появились вопросы,
значит, чтение не прошло бесследно. Я думаю, что в
ходе мы попытаемся ответить на них. Но вначале
обратимся к тексту.
(Ч и т а е т с я н а и з у с т ь
у ч и т е л е м I г л а в а
п о в е с т и)
3. Работа с текстом.
- Прежде чем ответить на поставленные
писателем вопросы: "Подумать только, что же они с
нею сделали! И за что?”, постараемся понять, с
помощью каких языковых средств автор заставляет
нас так волноваться за героиню уже с первых строк
повести?
- Попробуйте представить траекторию движения
Ленки по городу в виде ломаной линии. Какие слова
помогают нам представить это? (антонимы верх –
вниз).
- Как вы думаете, зачем писатель повторяет их
дважды: в начале и в конце главы? (Линия
напоминает кардиограмму, которая показывает, как
бьется сердце. У Ленки оно прыгало в груди. Автор
хотел показать, как девочке больно, в ее душе
произошел надлом. И это в 12 лет.)
- В этой главе есть еще наречие, которое автор
сознательно повторяет. Найдите его. (Прочь)
- Попробуйте определить лексическое значение
слова ПРОЧЬ..(Работа со словарями. В словаре
С.Ожегова: "В сторону, дальше от какого – нибудь
места, долой).
- Давайте попробуем заменить его другим,
подходящим по смыслу, например, ПОДАЛЬШЕ.
- Какое из них точнее выражает состояние Ленки? (Прочь)
- Наверное, вы заметили, что в этом отрывке есть и
другие наречия, относящиеся именно к глаголам. Не
1 и 2, а 18 – в таком небольшом тексте. Для чего
автор использовал столько наречий? Что они
помогают понять и почувствовать читателю?
(Наречия понадобились автору не только
для того чтобы показать стремительный бег
девочки по городу, но и помочь читателю понять
внутреннее состояние героини: она переживает
момент наивысшего душевного напряжения (бегущей
девочке плохо, больно. Хочется узнать, кто ее так
обидел?)
- Ну что же она такое страшное сделала, что ребята
оттолкнули ее от себя; презрели и гоняли, как
зайца? - зададимся и мы таким вопросом вместе с
Николаем Николаевичем.
- Что пережила Ленка до того события, когда было
сожжено чучело?
(Первую любовь, конфликт с
одноклассниками, давшими ей прозвище "Чучело”,
несправедливое обвинение, бойкот).
- Давайте посмотрим инсценировку самого
волнующего эпизода в повести, подготовленную
ребятами.
4. Инсценирование текста.
(Глава 11 со слов Шмаковой: "Давайте
устроим им очную ставку” до слов Железной
Кнопки: "Молодец, Сомов”).
Монолог Ленки Бессольцевой. (читается
подготовленной ученицей)
(Глава 11 со слов: "Они подтащили меня
вплотную к огню” до конца главы).
5. Выступление юриста.
Учитель:
-Еще чуть – чуть и случилась бы беда,
свершилось бы преступление…
Есть ли состав преступления в выходке,
проделанной командой Железной Кнопки? Несут ли
какую – то ответственность за свои поступки 11 –
12 – летние подростки? На эти вопросы мы попросим
ответить помощника прокурора (одну из мам)
МИРОНОВУ АЛЬБИНУ ЮРЬЕВНУ.
- Чтобы более точно ответить на этот вопрос,
давайте вновь обратимся к тексту. Предлагаются
три отрывка из повести (см. приложение №1) с
пропущенными словами (наречиями). Попробуйте
вместо точек подобрать такое наречие, которое не
нарушит ни логику, ни стиль писателя, а если вы
решите, что в каком – нибудь случае наречие можно
опустить, опустите. Докажите свою мысль.
(В ы с т у п л е н и е )
6. Работа с текстом.
- Ребята, как вы думаете, почему Ленка не ответила
оскорблением на нанесенное ей оскорбление? (Ребята
отвечают).
( Учитель хвалит тех, кто нашел
интересные наречия и оказался ближе всех к
оригиналу).
7. Беседа с классом.
- Когда Николай Николаевич вошел, он понял, что
все уже знают о его решении, а на вопрос Ленки он
ответил громко и свободно и стал
красивым. Так кто видел его красивым?
- Обратите внимание на последнюю фразу в
карточке: Он стал вдруг легким, праздничным и
красивым. Кто? Николай Николаевич Бессольцев?
Этот
з а п л а т о ч н и к, как его все
называли? Или автор? Или ребята, сидящие в классе?
- Давайте обратимся к тексту повести, чтобы
правильно ответить на вопросы. Прочитайте
отрывок, где говорится, какой поступок Николая
Николаевича сделал его красивым.
(гл.14 со слов "- Я только что узнала,-
сказала Маргарита Ивановна” до слов "Они с
восторгом и большим удивлением смотрели на Ленку
как на человека, имеющего отношение к чему – то
непонятному, но чудесному).
(Прежде всего, Ленка, потому что она
знала, как дороги ему эти картины. Он сам
чувствовал себя свободным и красивым от
правильности своего поступка. Маргарита
Ивановна: "Вы такой человек!..” Да и ребятам в
классе Н.Н., наверное, показался красивым, только
многие еще не понимали этого.)
- Да, не понимали… многого не понимали, травили
его внучку, издевались над ним, стариком… А он
дарит им последнюю картину, которая была ему
очень дорога. Кому? Этим "деткам из клетки”?
Зачем? Попробуйте найти ответ в тексте.
.(Гл. 14 "Н.Н. улыбнулся… Но ведь есть
такие, у которых бьется, бьется и пробивается
пытливая мысль, и это будет всегда!..)
- Только ли таким пытливым ребятам оставлял Н.Н.
свою картину? А злым и равнодушным?
(Да, и им тоже, потому что на картине
была изображена девушка, очень похожая на Лену
Бессольцеву. Это картина злым ребятам будет
напоминать о жестокости и заставлять их
раскаиваться.)
- А вы, читатели, увидели Н.Н. красивым? К кому из
героев можно отнести слова первого эпиграфа?
(Последнюю строчку - к Н.Н., Лене,
предыдущую – к ребятам)
- Поступок, который сделал красивым Н.Н., мы
назвали. А когда Ленка стала к р а с и в ой? В какой
момент?
(гл.11 "Вот в это время в класс и
вбежала Ленка…. А теперь оно было вдохновенно
– решительным)
- При описании кого автор еще раз употребляет это
слово?
(При описании дедушки, когда Н.Н. все –
таки удалось приобрести картину и он спешил
домой: "Лицо его вдохновенно светилось и
молодело”
- Попробуйте объяснить значение этого слова,
выяснив, как оно образовано?
(Вдохновенно <—— вдохновенный, <——
вдохновение - высокое чувство большого
эмоционального подъема, свойственное людям
творческим, духовно богатым).
- Почему же автор ни разу не употребил для
характеристики Димки или Шмаковой, Вальки или
Мироновой этого слова?
(Подбирая такие слова, автор
помогает нам понять, что жестокие и злые люди
просто не способны испытать такие чувства)
- Ну что – то же они испытали. Что же?
(Угрызения совести. Гл.14 (по мере
чтения эти строчки появляются на доске) Рыжий: "Я
все буду делать по – своему, как считаю нужным”;
Лохматый: "Хорошо бы себе морду набить”;
Железная Кнопка: "Голос у Мироновой сорвался, и
она заплакала…”; Маргарита Ивановна: "Что
заслужила, то и получила”. "Все до единого
бросились к окнам… на котором уезжала Ленка Б. –
чучело огородное, - которая так перевернула их
жизнь”.)
- Что испытывали, чувствовали вы,, когда читали
повесть, знакомились с ее героями и их
поступками?
8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В
ЦВЕТЕ, МУЗЫКЕ.
9. Заключительный этап.
- Приходилось ли вам заново оценивать
собственные поступки?
- Появилось ли такое желание сейчас? Возьмите
листки бумаги и напишите "П Р О С Т И М Е Н Я,…”
- Вы можете просто дописать эту фразу, можете
подробно описать, за что вы хотите извиниться. И
если этот человек находится в классе, вы можете
отдать ему сразу же.
(Работают на фоне музыки. В основном
просили прощения у мам, пап, бабушек и дедушек, а
также и у одноклассников)
В Ы В О Д: Какими бы сложными ни были
взаимоотношения между людбми, нельзя допускать
унижения достоинства другой личности.
Не позволяй мне, сердце, стать глухой,
К чужой беде, нахлынувшему горю,..
Не позволяй завидовать другим –
Чужой удаче, непомерной славе…
Не позволяй спокойной пребывать,
Пока в душе горит еще огарок… В.Потапова
10. РЕФЛЕКСИЯ
1. Интересно или скучно было на уроке?
Почему?
(Взрослые: с новой стороны узнала
ребят в классе; интересно, так как урок не
традиционный, удачно организован; интересно, так
как принимала участие сама; очень интересно,
потому что необычно, разнообразно, много
участников..
Дети: интересно, потому что мы все
вместе переживали за Ленку, делились своими
мыслями; интересно, потому что я заново вспомнила
произведение, а оно мне очень понравилось; очень
интересно, ведь урок помог до конца понять
произведение, а также познакомиться с
интересными творческими работами
одноклассников;
2. Что вам более всего удалось во время
работы на уроке, подготовки к уроку, какие виды
деятельности были вами выполнены успешно? А
другими участниками урока?
(Взрослые: презентация фильм –
слайда наша и презентация других ребят; работа с
текстом; подбор музыки интересен и в то же время
сложен; испытала радость от общения; творческие
работы ребят, сценка, рисунки Литвинас Ани и
Костылевой Иры, Молодцы; ближе узнать своего
ребенка..
Дети: успешно отвечал на вопросы,
хорошая получилась презентация у Ани;
подготовить музыку; принять активное участие в
обсуждении, а другим – презентации; участие в
сценке, а другим – домашнее задание; все отлично
подготовились)
3. Перечислите в порядке убывания
основные проблемы и трудности, которые вы
испытывали во время урока?
(Взрослые: трудностей не было на
уроке, а вот домашнее задание – пришлось
попотеть; проблем не было.
Дети: ответы на вопросы; сильно
волновалась, а остальное все пустяк; проблема
одна: мало удалось рассказать о чувствах, так как
неудобно было перед родителями; страх, волнение;
сдерживание слез (жалость к Лене); домашняя
работа, вопросы, сценка; боялась плохо выступить
в сценке; не мог ответить на некоторые вопросы;
ассоциации, обсуждение, презентации; не было
никаких проблем)
- Николай Николаевич увидел свой дом. Сердце у
него подступило к горлу и… заколотилось.
Остановился, прикрыл глаза, преодолевая
волнение, потом … не торопясь … стал
разглядывать дом. (сильно, внимательно, нежно)
- Первым делом он затопил печи, отворил окна …,
потом вымыл стены, добрался до потолков и
выскоблил … полы, половицу за половицей.
Привычный запах родного дома … кружил ему
голову. Впервые за последние годы Николой
Николаевич … и … вздохнул. (настежь, тщательно,
радостно, освобождено и блаженно)
- –Дедушка! Ты из – за меня? – спросила Ленка. –
Все картины?! Как же ты будешь жить без них?..
- Да, но не только из – за, хотя ты сыграла в этом
не последнюю роль, - …и… сказал он и стал вдруг
легким, праздничным и красивым.
Приложение №2
Были представлены различные
презентации: и в цвете, и в музыке, и 2
компьютерные презентации, выполненные детьми
вместе с родителями.
Интересными оказались музыкальные
презентации, подготовленные 2 мальчиками и их же
мамами по отдельности. Подобранная взрослыми
музыка отличалась от детских ассоциаций: в
основном эта были песни, связанные со школой 70 –
80 годов, а у детей это современная музыка.
Особое восхищение и детей, и взрослых
вызвала презентация в цвете по всему
произведению
Вид: развитие речи
Тип: творческая мастерская
Цели урока:
1) формировать умения написания отзыва:
поделиться впечатлениями о книге, поставить
вопросы дискуссионного характера, дать свою
оценку героям, их поступкам; каждое положение
аргументировать, подтвердить примерами, фактами
2) развивать умения анализировать
произведения, выделять главное, обобщать,
обратить внимание на особенности раскрытия
идейного содержания произведения, на роль
отдельных художественно – выразительных
средств;
3) воспитывать чувство ответственности за свои
слова и поступки.
ХОД УРОКА
За основу работы над отзывом взято
упражнение 369В в учебном пособии по развитию
связной речи Е.И. Никитина "Русская речь”, 5-7
класс.
Познакомившись с предложенными
отзывами там же в параграфе №41, прочитав
теоретический материал, класс делится на группы
и работает над конкретным вопросом, заданием.
I группа делится впечатлениями от
прочитанного: Над чем меня заставила
задуматься повесть В. Железникова "Чучело”? Чем
обогатила? Какие места в повести произвели
наиболее сильное впечатление? Помогли ли вам
лучше понять книгу иллюстрации художников,
презентации одноклассников?
II группа раскрывает тему, основную
мысль, особенности композиции, смысл названия
повести, передает сюжет произведения.
Дополнительные вопросы: От чьего
лица ведется повествование?
Почему Ленка не ответила оскорблением
на нанесенное оскорбление?
Сравните, как восприняли сожжение
чучела ребята из команды Железной кнопки и как
отнеслась к этому Ленка?
Почему так поразило ребят
удивительное сходство их бывшей одноклассницы
Ленки со знаменитой уроженкой их города
М.Н.Бессольцевой?
Кого они, сами того не желая, выгнали из
города? Что потерял город?
Сравните, как изображена группа
Железной кнопки в 1 и во 2 фрагментах?
III группа рассказывает о героях
повести: Чем интересен каждый из них? Кто из
героев особенно понравился? Почему?
IV группа работает над языком книги,
художественно – выразительными средствами. В
основном они находят олицетворения, метафоры,
эпитеты, сравнения, учитель при обобщении
обращает внимание на синтаксис.
Примечание: Язык повести настолько
ярок, красочен, что одна девочка
заинтересовалась и написала научно –
исследовательскую работу "Роль художественных
средств в создании образа главной героини
повести В. Железникова "Чучело” – милого образа
Чучела”, создав при этом словарь этих
художественных средств. Данная работа получила
Диплом II степени на районной научно –
практической конференции "Шаг в будущее”. |