Среда, 04.12.2024, 02:47


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аромат солнца в искусстве символизма

Урок начинается со своеобразного "погружения” — чтения стихотворения К.Бальмонта.

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.

— Так утверждает один из поэтов Серебряного века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания учащихся.)

Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,

Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.

— Как вы считаете, какая школа поэтов Серебряного века проявляет значительный интерес к образу солнца? (Символисты.)

— В каких видах искусства заявили о себе символисты? (Музыка, живопись, скульптура, литература.)

Таким образом вы открыли тему урока «Аромат солнца в искусстве символизма». Для исследования вам будут предложены два творца — поэт и живописец. Кто они, вам предлагается определить по высказываниям других людей.

1. "Если сравнивать с птицами, то это великолепный шантэклер, приветствующий день, свет, жизнь”, — сказал о нём Б.Зайцев.

2. А сам он определил свою миссию так: "Я в этот мир пришёл, чтобы видеть солнце”.

3. М.Горький же восторгался: "…Дьявольски интересен и талантлив”.

4. Один из сборников его так и называется «Будем как солнце».

(Константин Бальмонт.)

И эпиграф нашего урока — это цитата "поэта с утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой поэт — Александр Блок:

Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.

Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот, кого Ромен Роллан назвал "Колумбом душевного покоя”.

Оценка же Максима Горького была проста и лаконична: "Мне… нравится тем, что он меня заставляет задумываться как литератора!”

Но были критики, считавшие художественное творчество его "работой умалишённого”.

И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные поиски осуществлял через символ.

(Это литовский художник и композитор Микаэлюс Чюрлёнис.)

Таким образом, предмет исследования обозначен: это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея сформулирована в вопросе: "Почему в своём духовном поиске художники обратились к образу солнца?”

— А разве в искусстве XIX века поэты, художники, композиторы не обращались к этому образу? (Над этим вопросом ученики работали дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета.)

— Как же изменился мотив солнца в искусстве символистов?

"Вся поэтика модернизма оказывается рассчитана на активное соучастие читателя, — пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного века». — Спрашивается, как же должен подходить к таким текстам современный читатель? <…> Как можно проще” На уроке мы воспользуемся советом Гаспарова и "прочитаем” картины (с учащимися договариваемся, что, употребляя слово "картина”, осознаём — это репродукции) М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие цикл, состоящий из четырёх частей: Анданте, Аллегро, Скерцо, Финал.

М.Чюрлёнис — литовский художник и композитор, который за свою недолгую жизнь написал около 300 картин, многие из которых объединены в циклы: «Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и другие. Он является основоположником музыкальной живописи, разработав целую науку музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» — результат увлечения художника астрономией:

Анданте — из хаоса появляются солнце, планеты;

Аллегро — рождение Земли;

Скерцо — пышно расцветает жизнь: необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные мосты;

Финал — угасание жизни. Звучит суровое предупреждение человеку: нельзя разрушать гармонию, вечная красота в созидании, а не в разрушении.

После этого ученики работают в группах, пытаясь ответить на главный вопрос урока: "Почему в своём духовном поиске символисты обращаются к Солнцу?”

Класс разделён на четыре группы. Каждой группе предложен свой материал для исследования.

1-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Анданте»
  • К.Бальмонт. «Сонеты Солнца»

2-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Аллегро»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.

3-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Солната Солнца. Скерцо»
  • К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.

4-я группа

  • М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Финал»
  • К.Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце»

Учащиеся работают по следующему алгоритму:

— Что объединяет эти произведения?

— Какова роль символа в каждом из них?

— Приведите примеры яркой образности в произведениях.

— Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт и М.Чюрлёнис?

(Во время работы учащихся звучит музыка из балетов И.Стравинского «Жар-птица» — «Заколдованный сад Кощея» и «Петрушка» — «Русская».)

Творческие отчёты учащихся

1-я группа

— Произведения объединены строгостью формы (соната и сонет); оба — четырёхчастные.

— Музыкальность (чистый небесно-голубой пронзительный цвет в картине и аллитерация сонорных в стихотворении).

— Символ Солнца — символ рождения новой жизни.

— Утверждается формула жизни: жизнь = творчество + красота ("мёд” — творчество; "пчёлы” — жизнь; "солнце” — красота).

2-я группа

— Один символ — Солнце как путеводная звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.

— Наполнено жизненной энергией (в картине — чёткая композиция; в стихотворении — синтаксический строй: риторические восклицания, использование повелительного наклонения глаголов).

— Созидательный пафос (в стихотворении — через ключевые слова — "создатель”, "податель” и прозрачно-тёплый коричневый цвет в картине).

3-я группа

— Повышенная эмоциональность.

— Темы красоты.

— Идея: красота обладает спасительной силой. Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали слова Ф.М. Достоевского "Красотою мир спасётся!”

— Солнце — символ источника красоты, первооснова жизни.

4-я группа

— Авторская позиция выражена предельно ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь красоту, жизнь, солнце.

— Наполнены произведения торжественной патетикой: в стихотворении через анафору, многократное использование "я” — одиннадцать раз; рефрена "Я буду петь”, а в картине автор обращается к символам "колокол”, "паутина”. Тем самым можно утверждать, что обоих авторов объединяет отторжение "футлярной”, бессолнечной жизни.

Отчёты групп обсуждаются. В результате совместными усилиями создаётся следующая схема.

Аромат солнца в искусстве символизма


Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (26.11.2012)
Просмотров: 2032 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0