Урок начинается со своеобразного
"погружения” — чтения стихотворения
К.Бальмонта.
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.
— Так утверждает один из поэтов Серебряного
века. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о
том, что солнце обладает ароматом? (Высказывания
учащихся.)
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,
Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
— Как вы считаете, какая школа поэтов
Серебряного века проявляет значительный интерес
к образу солнца? (Символисты.)
— В каких видах искусства заявили о себе
символисты? (Музыка, живопись, скульптура,
литература.)
Таким образом вы открыли тему урока «Аромат
солнца в искусстве символизма». Для исследования
вам будут предложены два творца — поэт и
живописец. Кто они, вам предлагается определить
по высказываниям других людей.
1. "Если сравнивать с птицами, то это
великолепный шантэклер, приветствующий день,
свет, жизнь”, — сказал о нём Б.Зайцев.
2. А сам он определил свою миссию так: "Я в
этот мир пришёл, чтобы видеть солнце”.
3. М.Горький же восторгался: "…Дьявольски
интересен и талантлив”.
4. Один из сборников его так и называется
«Будем как солнце».
(Константин Бальмонт.)
И эпиграф нашего урока — это цитата "поэта с
утренней душой”, как сказал о Бальмонте другой
поэт — Александр Блок:
Люди Солнце разлюбили,
Надо к Солнцу их вернуть.
Союзником Бальмонта на нашем уроке будет тот,
кого Ромен Роллан назвал "Колумбом душевного
покоя”.
Оценка же Максима Горького была проста и
лаконична: "Мне… нравится тем, что он меня
заставляет задумываться как литератора!”
Но были критики, считавшие художественное
творчество его "работой умалишённого”.
И, наконец, он так же, как и Бальмонт, духовные
поиски осуществлял через символ.
(Это литовский художник и композитор Микаэлюс
Чюрлёнис.)
Таким образом, предмет исследования обозначен:
это картины М.Чюрлёниса и К.Бальмонта. Идея
сформулирована в вопросе: "Почему в своём
духовном поиске художники обратились к образу
солнца?”
— А разве в искусстве XIX века поэты,
художники, композиторы не обращались к этому
образу? (Над этим вопросом ученики работали
дома, анализируя стихи Жуковского, Пушкина,
Лермонтова, Тютчева, Фета.)
— Как же изменился мотив солнца в искусстве
символистов?
"Вся поэтика модернизма оказывается
рассчитана на активное соучастие читателя, —
пишет В.Гаспаров в статье «Поэтика Серебряного
века». — Спрашивается, как же должен подходить к
таким текстам современный читатель? <…> Как
можно проще” На уроке мы воспользуемся советом
Гаспарова и "прочитаем” картины (с учащимися
договариваемся, что, употребляя слово
"картина”, осознаём — это репродукции)
М.Чюрлёниса «Соната Солнца», представляющие
цикл, состоящий из четырёх частей: Анданте,
Аллегро, Скерцо, Финал.
М.Чюрлёнис — литовский художник и композитор,
который за свою недолгую жизнь написал около 300
картин, многие из которых объединены в циклы:
«Знаки зодиака», «Соната моря», «Соната солнца» и
другие. Он является основоположником
музыкальной живописи, разработав целую науку
музыки цвета. Его цикл «Соната Солнца» —
результат увлечения художника астрономией:
Анданте — из хаоса появляются солнце,
планеты;
Аллегро — рождение Земли;
Скерцо — пышно расцветает жизнь:
необыкновенной красоты цветы, деревья, подвесные
мосты;
Финал — угасание жизни. Звучит суровое
предупреждение человеку: нельзя разрушать
гармонию, вечная красота в созидании, а не в
разрушении.
После этого ученики работают в группах, пытаясь
ответить на главный вопрос урока: "Почему в
своём духовном поиске символисты обращаются к
Солнцу?”
Класс разделён на четыре группы. Каждой группе
предложен свой материал для исследования.
1-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Анданте»
- К.Бальмонт. «Сонеты Солнца»
2-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Аллегро»
- К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 1.
3-я группа
- М.Чюрлёнис. «Солната Солнца. Скерцо»
- К.Бальмонт. «Гимн Солнцу». Гл. 3.
4-я группа
- М.Чюрлёнис. «Соната Солнца. Финал»
- К.Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть
солнце»
Учащиеся работают по следующему алгоритму:
— Что объединяет эти произведения?
— Какова роль символа в каждом из них?
— Приведите примеры яркой образности в
произведениях.
— Какую формулу жизни отстаивают К.Бальмонт
и М.Чюрлёнис?
(Во время работы учащихся звучит музыка из
балетов И.Стравинского «Жар-птица» —
«Заколдованный сад Кощея» и «Петрушка» —
«Русская».)
Творческие отчёты учащихся
1-я группа
— Произведения объединены строгостью формы
(соната и сонет); оба — четырёхчастные.
— Музыкальность (чистый небесно-голубой
пронзительный цвет в картине и аллитерация
сонорных в стихотворении).
— Символ Солнца — символ рождения новой
жизни.
— Утверждается формула жизни:
жизнь = творчество + красота ("мёд” —
творчество; "пчёлы” — жизнь; "солнце” —
красота).
2-я группа
— Один символ — Солнце как путеводная
звезда, как светлое в жизни, как гармония в мире.
— Наполнено жизненной энергией (в картине —
чёткая композиция; в стихотворении —
синтаксический строй: риторические восклицания,
использование повелительного наклонения
глаголов).
— Созидательный пафос (в стихотворении —
через ключевые слова — "создатель”,
"податель” и прозрачно-тёплый коричневый цвет в
картине).
3-я группа
— Повышенная эмоциональность.
— Темы красоты.
— Идея: красота обладает спасительной силой.
Неслучайно эпиграфом к стихотворению стали
слова Ф.М. Достоевского "Красотою мир
спасётся!”
— Солнце — символ источника красоты,
первооснова жизни.
4-я группа
— Авторская позиция выражена предельно
ясно: звучит суровое предупреждение людям беречь
красоту, жизнь, солнце.
— Наполнены произведения торжественной
патетикой: в стихотворении через анафору,
многократное использование "я” — одиннадцать
раз; рефрена "Я буду петь”, а в картине автор
обращается к символам "колокол”, "паутина”.
Тем самым можно утверждать, что обоих авторов
объединяет отторжение "футлярной”,
бессолнечной жизни.
Отчёты групп обсуждаются. В результате
совместными усилиями создаётся следующая схема.
Аромат солнца в искусстве
символизма
|