Цели урока: проанализировать II действие комедии; определить завязку конфликта; формировать умение анализировать монолог; воспитывать человеколюбие, принципиальность, требовательность к себе.
Ход урока.
I. Повторение. Проверка домашнего задания.
— С каких событий начинается комедия?
— Как ведут себя герои до появления Чацкого?
(Все лгут, пытаясь что-либо скрыть.)
— Вспомните, что такое экспозиция в драматическом произведении?
(Экспозиция — события, происходящие в произведении до завязки действия.)
— Как вы думаете, почему у А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» такая большая экспозиция, практически все 1-е действие?
(Писателю важно показать атмосферу в доме Фамусова, особенности взаимоотношений в семье.)
— Каковы эти взаимоотношения?
II. Анализ конфликта и основных этапов развития действия в комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума».
— Что такое конфликт в драматическом произведении?
(Конфликт — столкновение противоречий, движущая сила действия в произведении.)
— Каким был конфликт в традиционной драме классицизма?
(Любовный конфликт.),
— Есть ли любовный конфликт в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? (Да.)
— Кто является основными действующими лицами в любовном конфликте комедии? (Софья, Молчалин, Чацкий.)
— Определите, когда завязывается любовный конфликт?
(Завязка конфликта: слова Софьи на нелестный отзыв Чацкого о Молчалине («Не человек— змея»)
— Является ли любовный конфликт основной движущей силой комедии
А. С. Грибоедова «Горе от ума»? Почему?
(Любовный конфликт в «Горе от ума» не является основным, так как цель написания комедии, которую поставил перед собой А.С.Грибоедов, не просто показать характер любовных взаимоотношений героев, а раскрыть нравы современной ему Москвы, показать наметившиеся противоречия в обществе.)
— Какой конфликт в комедии «Горе от ума» является основным? Как это соотносится с произведением реализма?
(Основным в «Горе от ума» является социально-политический конфликт как отражение всех противоречий того времени.)
— Кто из героев комедии участвует в социально-политическом конфликте? (Чацкий и представители фамусовского общества.)
Во втором действии нам необходимо понять, почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым, почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы, которое произойдет в следующем действии.
Второе действие насыщено монологами. Это понятно: перед столкновением стороны излагают свою программу.
Действие начинается монологом Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой...».
— Чем раздражен Фамусов в начале монолога и почему он успокаивается к концу его?
(Разумеется, его волнует не разодранный локоть слуги и не манера его чтения. Приезд Чацкого Фамусова встревожил.)
— Почему Фамусова так взволновал приезд Чацкого?
(От «сорванца» жди только неприятностей, нарушений порядка.)
— Как и почему меняется настроение Фамусова, усевшегося за календарь?
(Фамусов хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Это для него — священнодействие. Принявшись за перечисление предстоящих дел, он приходит в самое благодушное настроение.)
— Чем же заполнен день в Фамусова?
(Предстоит обед с форелями, погребенье богатого и почтенного Кузьмы Петровича (превознося его, Фамусов ничуть не скорбит о его смерти, и это делает его одушевление комическим), крестины у докторши. Вот основы его жизни — рожденье, еда, смерть. Фамусов так ободрён этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно.)
— Чувствует ли Чацкий отношение Фамусова?
(Чацкий проницателен, от него не укрывается внутреннее беспокойство Фамусова, спрятанное за благодушным гостеприимством)
— Понимает ли Чацкий причину беспокойства Фамусова?
— Почему Фамусова, почувствовавшего, что Чацкий хочет посвататься, так это беспокоит? Какое условие он выдвигает.
(Поняв, что Чацкий готов посвататься, Фамусов выдвигает условия: Чацкий должен служить, а главное — перестать быть «гордецом».)
— Почему Чацкий отказывается служить?
(«Служить бы рад — прислуживаться тошно»)
Далее следуют два очень важных монолога Фамусова и Чацкого.
— В чем суть конфликта, наметившегося в начале второго действия? Выявите позиции спорящих.
Чтение монологов и их обсуждение.
Монолог Фамусова.
— Каково мировоззрение Фамусова?
(В качестве достойного образца для подражания появляется Максим Петрович, карьерист, лицемер, низкопоклонник, готовый унижаться ради собственной выгоды.)
— Каковы истинные ценности, по мнению Фамусова?
(Для Фамусова ценны размеренность и налаженность московского быта, прочность традиций, патриархальный уклад.)
— Приемлет ли взгляды на жизнь Фамусова Чацкий?
(Любя Софью, он вынужден вступить в общение с Фамусовым, а, заговаривая с ним, не может не отстаивать свои позиции, не отталкиваться от той морали, которую ему навязывают. Так появляется монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть...». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова,— это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может.)
Чтение монолога «И точно, начал свет глупеть...».
— Каковы же взгляды Чацкого?
(Он не приемлет мир косных, консервативных правил, привычек, ему ненавистны пустота, суетливость московской жизни, отсутствие творческой свободной мысли, жестокость крепостников. Ему противны раболепство и низкопоклонство, лицемерие и чинопочитание.)
— Перед нами завязка другого конфликта (о завязке любовного конфликта мы говорили ранее). В чем суть его?
(Обозначим первоначальный конфликт между Фамусовым и Чацким как конфликт поколений. Молодое поколение, чтобы достичь чего-то в жизни, должно ориентироваться на идеалы отцов — такова позиция Фамусова; дядя Максим Петрович — образец для подражания.
Проповедь нового образа жизни в речах Чацкого, отказ от идеалов московского барства.)
— Чья позиция предпочтительнее? Есть ли своя правота в высказываниях Фамусова?
— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного
поединка?
— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой?
(Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
— Во втором действии завязавшийся общественно-политический конфликт только углубляется? Покажите это на примерах из текста.
Важный момент — появление Скалозуба.
— Кто такой Скалозуб? Каковы его взгляды на жизнь? Чья жизненная позиция ему ближе? Докажите свою точку зрения.
(Скалозуб немногим старше Чацкого, но так ли велико его отличие от «века минувшего»? Он настолько ничтожен, что не в состоянии понять, на чьей он стороне в споре Фамусова и Чацкого.)
— Найдите в тексте реплики Скалозуба, которые помогают нам понять, что это за человек.
(«Мне только бы досталось в генералы…». О Москве: «дистанции огромного размера». «Довольно счастлив я в товарищах моих…»)
— Что вызвало монолог Чацкого «А судьи кто?..»?
(Слыша, что его «жалеют», Чацкий не может удержаться от негодования.
Монолог «А судьи кто?..» рождён протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба!)
Чтение монолога «А судьи кто?..»
— Как произносит этот монолог Чацкий?
(Сдержанность оставляет героя, он распаляется всё больше и больше. Пылкость его не убита до конца презрением. Чацкий не понимает, что его речи в ответ вызывают лишь раздражение и испуг.)
— Каковы политические взгляды Чацкого? Что не приемлет он в современном ему обществе?
(Косность, равнодушие, подлость, крепостничество.)
— Говоря о социально-политическом конфликте, мы совершенно забыли о любовном конфликте. Развивается ли он?
(Да. У Чацкого возникают подозрения, не является ли Скалозуб его счастливым соперником. Падение Молчалина и обморок Софьи как будто бы окончательно должны были убедить Чацкого в её привязанности к сопернику. Чацкий забывает о Молчалине — он занят лишь заботами о Софье.)
— Как вам кажется, почему такой умный молодой человек не понимает до конца происходящего?
(Он влюблён. Сосредоточенность чувства, волнение не позволяют ему верно воспринять происходящее, хотя он старается всё подметить. Несмотря на то что Софья смеётся над участливостью Чацкого, прямо говорит ему: «На что Вы мне?», он уходит омрачённым, печальным, но не прозревшим всё ещё.)
Подведение итогов.
— Как и почему изменяется настроение Чацкого от начала к концу второго действия?
Домашнее задание.
1 Всем прочитать второе и третье д.
2 Задание по группам.
• Проанализировать монолог Чацкого о «французике из Бордо».
• По отношению к кому в тексте I - II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.
• Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
• Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.