Цели:
- Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через
организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые
смесились…».
- Развитие воображения, ассоциативного мышления.
- Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в
парах, группе.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились»,
Толковый словарь В. Даля.
Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического
текста [1].
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.
1. Организация ассоциативно-семантического анализа
стихотворения. 2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего
в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях
Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он
достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я
всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для
определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем
скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу
читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев
Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду,
не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич.
Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь
удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова.
Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», –
голос его оборвался».
Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего
в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.
- Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
- Какова задача рода?
- Что является предметом изображения в лирическом произведении?
- Кто повествует в лирическом произведении?
- Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
- В чем заключается задача читателя лирического произведения?
III. Сообщение темы, цели и задач урока
Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич
Толстой назвал «истинным произведением искусства».
Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».
Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…»,
написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм
ассоциативно-семантического анализа.
Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными
образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть
мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики
Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять
отношение автора к миру, человеку.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях
1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.
У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за
пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной
среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел
не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры
русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени
сизые смесились…».
Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.
Чтение стихотворения учениками «про себя».
У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные
эмоции?
О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».
У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных
вами ключевых образов (коллективная работа).
Жизнь цвет
звук
жизнь
движенье
мотылька полет |
Сумрак тени сизые
поблекнул
уснул
дальний гул
полет незримый
сумрак тихий, сумрак сонный
мгла
тихий, темный, благовонный |
У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?
О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое
– момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак
тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся
незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это
кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя
ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.
У.: О чем это стихотворение?
О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно
переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний
гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.
У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены.
«Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как
две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не
замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем
рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.
Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.
О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так
именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных
«пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное:
Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и
макрокосмос – Вселенная.
У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого –
и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» [1]. Если
мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим
другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где
противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.
Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса,
ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному
звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа,
запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее
обоснованной точки зрения).
Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».
У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных
нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное
эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных
образов (коллективная работа).
Материальный мир цвет поблекнул
звук уснул
жизнь, движенье разрешились
мотылька полет
сумрак зыбкий |
Духовный мир душа
чувства
самозабвенье
уничтоженье
мир дремлющий
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный |
У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в
стихотворении?
Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого
лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая
материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением
результатов работы).
Материальный мир |
Духовный мир |
Лексическая цепочка |
Ассоциации |
Лексическая цепочка |
Ассоциации |
цвет поблекнул |
угасает, растворяется |
душа |
бессмертие,
Вселенная,
сущность,
божественная суть |
звук уснул |
затихает, исчезает |
чувства |
душа, любовь |
жизнь, движенье разрешились |
превратились в нечто иное |
самозабвенье |
упоение |
мотылька полет незримый//Слышен… |
как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо |
мир дремлющий |
покой,
неподвижность |
уничтожение |
исчезновение,
незаметный уход |
сумрак тихий |
сумрак сонный |
благовонный |
ладан,
удовольствие,
сладость |
У.: Для чего автор именно так изображает эти миры?
О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир
(картина мироздания) – бесконечен, вечен.
У.: Какой образ сближает два противоположных мира?
О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя
сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение
лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено
растворение лирического героя «во всем».
У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски
невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?
О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей
индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час
тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель
исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного
существования.
У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе
продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя
познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира,
слиться со Вселенной.
Как это желание выражено в стихотворении?
О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей
и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром
дремлющим смешай…»
У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным
восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».
В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?
О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении»
для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать
как желанное слияние с миром духовным.
У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ
образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции
стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в
микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).
Задания для микрогрупп:
- Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция
поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
- Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов,
уточнению и расширению их значений?
- Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола
«смесились»?
- В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный
прием помогает в создании образной системы?
- Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2
строфе?
- Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального
напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?
У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы,
выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира»,
при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где
взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».
Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что
подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.
Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие
картины мироустройства.
Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы,
провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой
любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный
человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для
Тютчева смысл земной жизни [2].
Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?
1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.
О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем
единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного
мира.
У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века
так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая
мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».
В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в
рабочие тетради выводов)
- Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его
произведений.
- Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира
природы.
- Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее
неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать
переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира
природы.
- Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в
поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или
явлений.
V. Подведение итогов
1. Беседа:
VI. Сообщение домашнего задания.
1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева. 2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.
2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества
поэта и проследим эволюцию образов и настроений.
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая
ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору). |