Цели урока:
Познакомить с особенностями сказок
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Развитие умений анализировать
произведения, навыки выразительного,
осознанного чтения.
Воспитывать положительные жизненные
позиции, веру в лучшее, добро.
Оборудование: портрет
Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа
литературной сказки.
Литература: Сказки
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Ход урока
1. Создание ситуации успеха.
2. Ориентировочно-мотивационный этап-10
минут.
Задание 1.
Путешествуя в мир сказок, мы
познакомились с русским народными и
литературными сказками.
– В чем их сходство и чем они
различаются?
Задание 2.
– С какими литературными сказками мы
познакомились и кто их автор?
– Расскажите о творчестве
писателя-сказочника П.П.Ершова.
3. Операционально-исполнительский
этап – 30 минут.
Постановка проблемы.
– В жанре литературной сказки работали многие
писатели и поэты. Одним из таких мастеров слова,
является Д.Н.Мамин-Сибиряк. Начал работать он в
этом жанре не случайно. Его заставила жизнь. В 1892
году у писателя умирает жена. И он остается с
больной дочкой на руках. Девочку ждала трудная
судьба: мама умерла, отец немолод, а серьезная
болезнь мешала рассчитывать на благополучный
удел. Отцу предстояло подготовить дочку к жизни,
к ее суровым сторонам, а главное– научить
ребенка любить жизнь.
Какие же сказки создал писатель? Про
кого они? Какова тема сказок?
Сегодня на уроке нам это предстоит
выяснить, и сделать вывод, в чем же заключается
особенность сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Конечно же, чтобы иметь полное
представление о его сказках необходимо
прочитать несколько прекрасных сказок
Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Поэтому, чтобы работа была
плодотворной, деятельность организуем в группах.
Каждой группе будет дана сказка и схема анализа.
Задание (групповая работа)
Проанализировать "Сказочку про
Козявочку” – 1 группа
Анализ "Сказки про Воробья
Воробеича” – 2 группа
Анализ "Сказки про Комара
Комаровича” – 3 группа
Анализ "Сказки про храброго зайца” –
4группа
Анализ сказки "Серая шейка” – 5
группа
Выступление творческой группы
Задание 1
– Что же составляет сюжет сказки?
+Основу сюжета сказки составляет
рождение Козявочки и ее столкновение с
препятствиями, опасностями (шмель, червячок,
лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки,
засыпание до следующей весны.
Задание 2
- Какова композиция сказки?
+Повествование ведется от лица автора,
наблюдателя.
Сказка состоит из трех частей:
1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир
в этот момент.
2 – изменение мировоззрения Козявочки
из-за произошедших с ней событий.
3 – конец жизни Козявочки. Анализ
событий, произошедших с нею в жизни.
Задание 3
- Есть ли волшебные явления, предметы?
+Волшебством является то, что все
животные разговаривают.
Задание 4
- Дайте характеристику героям сказки.
+ Козявочка (мелкое насекомое).
Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки
встречается с некоторыми препятствиями, которые
меняют ее характер – заставляют
приспосабливаться к жизни, привыкать к
трудностям, успешно преодолевать их.
Цветочек – добрый, помогает
Козявочке при рождении, накормил ее.
Шмель – сердитый, грозный, грубый,
первый отрицательный герой, с которым
столкнулась Козявочка.
Червячок – серьезный, строгий,
считающий, что все принадлежит ему: и травка, и
цветочки.
Другие козявочки –
легкомысленные, как и Козявочка.
Воробьи, рыбки, лягушки показаны в
сказке как враги, препятствующие жизни
Козявочек.
Задание 5
+ Невозможно переделать мир, невозможно
изменить себя и свое отношение к окружающему
ради своего же блага. Не нужно злиться на мир,
стоит реально оценивать свои возможности и
надеяться на лучшее, свято верить в
справедливость, добро.
Задание 6
- Расскажите о художественных особенностях
сказки.
– наличие глаголов в начале
предложения придают повествованию движение,
быстроту действия: "Как родилась
Козявочка…Расправила Козявочка свои крылышки,
потерла тонкие ножки одна о другую, посмотрела
кругом. Поиграла Козявочка, повеселилась и
присела отдохнуть не болотную осоку”.
– наличие повторов в сказке:
Небо синее-синее; хорошо, хорошо!
Добрый-то добрый.
– наличие разговорной лексики: – Ах
ты, дрянная Козявка, убирайся вон!
– использование
уменьшительно-ласкательных суффиксов:
Козявочка, червячок, цветочек, солнышко, травка.
Задание 7
- О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте
познавательный момент.
+Из сказки дети узнают о жизни
насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми
питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.
Задание 8
- Чему учит детей эта сказка?
+Ребенку предлагается взглянуть на мир
глазами Козявочки, чтобы обрести истинное
человеческое мировоззрение. Не все в мире просто,
как кажется, иногда окружающее может показаться
сложным и жестоким, но не стоит огорчаться –
нужно лишь найти сой подход к каждой ситуации,
подход, соответствующий нормам поведения,
законам добра, справедливости.
(Аналогично отчитываются другие
группы)
Самооценка
4. Рефлексивно-оценочный этап – 5 минут
Итак, какие же особенности имеют
сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка?
1. Герои сказок – муха, Козявочка, комар, заяц –
подчеркнуто малы, слабы, незаметны, но все
действие наплавлено к их победе.
2. Основные темы сказок:
– Слабые одерживают верх над сильными.
– Незаметные обретают свое место в жизни.
– Невозможно переделать мир в угоду себе, но
можно изменить себя и свое отношение к
окружающему ради своего же блага.
– Сила духа важнее силы физической.
3. Действие, сюжеты строятся на
забавных, веселых происшествиях.
4. Описание природы занимает
незначительное место. Зарисовки кратки, но очень
выразительны.
5. Сказки познавательны.
Очеловечивание персонажей помогает ребенку
живее и ярче представить ребенку характерные
свойства животных, их жизнь.
6. Художественные особенности: наличие
глаголов в начале предложения придают
повествованию особый ритм, динамику, наличие
повторов, разговорной лексики.
Вывод: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка –
своеобразный способ разговора взрослого с
ребенком о жизненно-важных вещах. Ребенку
предлагается взглянуть на мир глазами козявочки,
мухи, собаки, утки, чтобы обрести истинно
человеческое мировоззрение.
Самооценка.
Приготовить занимательный материал по
сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка. |