Цель:
- Совершенствование навыков интерпретации поэтического текста.
- Усвоение поэтической концепции М. Цветаевой.
- Усвоение понятий «пиррихий», «перифраз».
1 урок.
Ход урока
I. Стадия обнаружения.
Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (текст распечатан для
каждого ученика, все наблюдения фиксируются на этом листе).
Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?
Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне - открыты
Закон звезды и формулы цветка.
М.И. Цветаева
О чем это стихотворение? Можно ли понять его смысл, не уточнив значение
некоторых фраз и слов? Верна ли Цветаева традициям употребления пунктуационных
знаков?
II. Стадия усвоения нового учебного материала.
Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается
как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема
«поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как
«происхождение и механизм рождения стиха». На философский и резюмирующий
характер указывает предельная сжатость поэтической речи, стремление к
афористической четкости.
Анализ стихотворения.
План анализа:
1. Тема «поэт и поэзия», «происхождение и механизм рождения стиха».
2. Философский характер, предельная сжатость поэтической речи, стремление к
афористической четкости.
3. Идея, композиция. В первой строфе вопрос, во второй – ответ. Идея
стихотворения: стихи заключают «законы» и «формулы» красоты.
4. Средства:
- Сравнение (звезда, красота, роза в первой строфе, во второй – цветок,
звезда) земное воплощение звезды, явление звезды среди прозаических вещей –
«сквозь каменные плиты».
- перифраз – описательный оборот вместо названия или имени. (Онегин «забав
и роскоши дитя»).
- Метафора.
- Риторическое обращение.
- Размер: пятистопный ямб с пиррихием (два безударных слога, замещающие
стопу хорея или ямба).
- Перекрестная рифма.
- Особенности синтаксиса.
5. Обсуждение стихотворения.
- Какие ВЕНЦЫ?
- Что значит АПОФЕОЗ?
- Почему СИЕ?
- Почему ВО СНЕ?
Комментарий. В первой строфе звучит лаконичный вопрос («Откуда мне
сие?»), во второй – ответ на него: поэт способен познать непознаваемое и
разгадать не поддающееся разгадке, то есть «закон звезды», «формулу цветка».
Происходит это «во сне», который традиционно связан с отрешением от земного и
косного, где оказывается ненужной красота. Не случайно в первой же строке
содержится сравнение стихов со звездами самым притягательным образом,
символизирующим вечное, незыблемое и недосягаемое. Сравнение, однако, здесь
троекратное – многосоюзие (три «как») соответствует трем названным предметам,
которым возможно уподобить стихи. Наряду со звездами это «красота» – понятие
цельное, не получившее, да и не требующее в стихотворении дальнейшей
расшифровки, и розы. Последние во второй строфе становятся «цветком», обобщение
происходит вследствие того, что в представлении поэта цветок интересен не своей
ботанической сущностью (поэтому конкретизация излишня), а связью со звездой. Он
– земное воплощение звезды или, возможно, ее отражение, или, скорее, явление
звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты».
На эту загадочную связь указано через перифраз – «небесный гость в четыре
лепестка», через метафору – «растут» (и звезды, и розы растут). Стихи, в первой
строфе сопоставленные со звездой и цветком благодаря той же метафоре, во второй
оказываются средоточием «открытого» поэтом родства красоты небесной и земной.
Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. Это прекрасное, понятое
абсолютно, объективированное. Такова идея стихотворения. Ее значимость
подчеркнута риторическим обращением – восклицанием: «О мир, пойми!»
Размер стихотворения – пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме
четвертой и седьмой, осложнен удлиненными клаузулами в нечетных стихах.
Обе строфы – четверостишия имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, за
исключением рифмующихся «семье – сие»; в первых и третьих строках – женская, во
вторых и четвертых – мужская.
III. Стадия «ликвидация незнания».
Задание: обобщите свои наблюдения, ответив письменно на вопрос «Какие
средства поэтической выразительности использует Цветаева, чтобы раскрыть тайну
рождения стиха?»
Требования: 1 абзац – средства, 2 абзац – вывод, связанный с идеей.
Цитирование минимально.
2 урок.
IV. Стадия применения нового материала
Интерпретация стихотворения (обобщить). Объем сочинения 2-3 страницы.
Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.
Самоанализ урока.
Урок проводился в 9 классе. Технология позволила усовершенствовать навыки
анализа достаточно сложного для понимания поэтического текста, чему
способствовала четкая организация процесса.
Ученические работы свидетельствуют о достаточном уровне усвоения учебной
информации и сформированности необходимых навыков.
Таким образом, цели урока достигнуты, технология урока упростила восприятие
сложного учебного материала и предоставила учащимся механизм приобретения
знаний. |