Пятница, 19.04.2024, 08:14


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.С. Пушкин в литературе и живописи

Цели:

  • Развивать умение видеть за строчками стихов чувства, переживания, настроение великого поэта, используя межпредметные связи литературы и изобразительного искусства.
  • Обобщить известное об А.С.Пушкине, его произведениях. Подготовить к восприятию, раскрыть красоту, глубину лирических стихотворений поэта.
  • Воспитывать патриотизм и любовь к русской литературе. Показать огромное значение творчества великого поэта А.С.Пушкина для русской культуры.

Тип урока: урок-вернисаж.

Наглядность: презентация "Портреты А.С.Пушкина".

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

- Сегодня, ребята, мы выступим в роли исследователей. Познакомимся с портретами А.С.Пушкина, будем читать и анализировать стихи великого поэта, попробуем раскрыть тайны его внутреннего мира и связать их с творчеством.

Эпиграфом к нашему уроку стали слова замечательного человека, бывшего директора музея - усадьбы А.С.Пушкина в Михайловском, С.С.Гейченко:

Пушкин - всегда открытие и всегда тайна...

- Как вы понимаете смысл этого эпиграфа?

II. Вступительное слово учителя о роли портрета.

"Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная, - писал

А.С.Пушкин. - Если мы держим в памяти образ великого человека, созданный хорошим художником, как это оживляет и углубляет самую занимательную науку!"

Но и художник увлечён той же наукой: он следует за мыслями великого человека с кистью в руках, улавливая и исследуя свой живой образ...

Портреты писателей - это портреты самых дорогих наших собеседников, помогающих нам познавать самого себя, законы и тайны человеческого общения, дружбы, любви, открывающих глубокий смысл таких слов, как Свобода, Справедливость, Отечество, Мир.

Писатель на хорошем портрете обычно похож на свои произведения. Да может ли быть иначе? Ведь искусный живописец добирается до глубины души писателя, постигает всё,

что заставляет его радоваться и страдать, что составляет смысл его жизни и побуждает браться за перо, что оживает в создаваемых им образах, - и передаёт это в лице портрета. Трудясь над портретом, он непременно проникнется тем, что жаждет писатель сказать людям в своих книгах, выкажет к этому своё отношение. Так портрет по - своему помогает нам лучше понять творчество писателя. Портрет писателя - эпизод (а иногда событие) и в истории живописи, и в истории литературы. Живопись и литература встречаются на портрете писателя - это счастливые встречи!

III. Беседа о роли Пушкина в жизни каждого из нас.

- Ребята, что представляете вы, когда произносят - А.С.Пушкин?

- Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

- Что вы знаете об А.С.Пушкине?

- Какие его произведения читали?

- Посмотрите, пожалуйста, на доску, там записан очень важный вопрос:

Как внутренний мир поэта отражается на его внешнем облике?

В конце урока вы попробуете на этот вопрос ответить.

Никто из нас не в силах припомнить, когда увидел впервые лицо А.С.Пушкина. Мы начинаем жить в окружении пушкинских портретов, нам кажется, что мы всегда знали его неповторимый облик.

А люди, которые жили в одно время с поэтом, твердили, как клятву, оду "Вольность", послание "К Чаадаеву", нетерпеливо ждали новых песен "Руслана и Людмилы", позже - глав Онегина, люди, ходившие с Пушкиным под одним небом, по одному городу, по одним улицам, могли встретить поэта и пройти мимо, не угадать: он.

IV. Составление словесного портрета А.С.Пушкина.

- Попробуйте составить словесный портрет А.С.Пушкина по воспоминаниям его современников.

1 ученик: Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта: "Пушкин был собою дурён, но лицо его было выразительно и одушевлённо, ростом он был мал".

2 ученик: Иван Александрович Гончаров, писатель: "С первого взгляда внешность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое - то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами".

3 ученик: Вера Александровна Нащокина, жена друга Пушкина: "Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности... Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала".

- Итак, кто попробует создать словесный портрет А.С.Пушкина? (2-3 ученика)

- К концу урока вы попробуете составить психологический портрет Пушкина - поэта.

V. Работа с гравюрой Е. Гейтмана.

В 1822 году впервые напечатана поэма "Кавказский пленник". К ней приложен портрет автора, гравированный мастером Егором Гейтманом. Рисунок, с которого сделана гравюра, исполнен, видимо, ещё до ссылки А.С.Пушкина. Поэт Николай Иванович Гнедич, взявший на себя труд по изданию "Кавказского пленника", объявлял в примечании: "Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным".

- Ребята, каким предстаёт А.С.Пушкин перед нами на этой гравюре?

Именно по гравюре Гейтмана до возвращения поэта из ссылки читатели представляли себе его лицо. А что же сам Пушкин думает о своей внешности? Великий поэт невысоко ценил свою внешность.

Зачем твой дивный карандаш
Рисует мой арабский профиль?..-

Обращается он в стихах к английскому художнику Джорджу Дау (Дау исполнил портрет Пушкина, до нас не дошедший, с натуры).

- В начале 1827 года портрет Пушкина пишет замечательный московский художник Василий Андреевич Тропинин. 

VI. Сообщение ученика о В.А.Тропинине и анализ портрета "А.С.Пушкин".

" Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, людей его любящих", - объясняет свою задачу Тропинин.

Пушкин хочет предстать перед другом в халате - Тропинин любит и умеет писать халаты: он делает это с таким одушевлённым мастерством, что одежда под его кистью становится неотъемлемой частью изображённого человека. Но для Пушкина и его поколения халат не просто вольготная и удобная одежда: халат - противоположность военному мундиру, признак независимости.

- Каков А.С.Пушкин на портрете?

- Каково выражение его лица и глаз?

- О чём говорит его одежда?

В повороте головы остаётся глубокая задумчивость, но поворот величественен и горд, широко разворачиваются плечи, фигура поэта обретает уверенность и силу. Складки халата становятся широкими, свободными, плавными, как бы выявляя внутреннюю освобождённость поэта, его свободное дыхание.

Слегка встрёпанные завитки волос, свободный, расстёгнутый ворот, небрежно повязанный шарф, не стягивающий шею, говорят и о будничной простоте, "домашности"

Пушкина, и о вдохновении, внезапно его озарившем. В сосредоточенном взгляде угадывается уже не просто напряжённая мысль, но мысль поэтическая.

Правая рука поэта с перстнями на большом и указательном пальцах свободно лежит на столике. На лице поэта не праздная мечтательность, здесь мечта творческая. Краски скупы, не пестрят, не рассеивают внимание. Всего ярче - вольный белый ворот рубахи: он тотчас привлекает взгляд зрителя к лицу поэта. В одежде сочетаются глубокий коричневый цвет с глубоким синим - цвета земли и неба.

- Каков взгляд поэта на портрете?

- Что угадывается в этом взгляде?

- Можем ли мы говорить о свободолюбии Пушкина? Докажите.

- Какое из изученных нами стихотворений содержит призыв к свободе? ("Узник").

- Кто прочитает его наизусть? (Чтение стихотворения).

- А теперь мы рассмотрим портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского.

- Впервые после ссылки Пушкин приезжает в Петербург в мае 1827 года. В июле знакомый поэта отмечает: "С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий". 

VII. Рассказ о художнике О.А.Кипренском и истории создания портрета.

Ученик: В начале 19 века Кипренского считали лучшим портретистом России, потому что он на своих полотнах очень умело отражал духовный мир человека.

К Кипренскому привёл Пушкина друг поэта, Дельвиг, тоже поэт, издатель альманаха "Северные цветы", большой любитель живописи. В Пушкине оживало для Кипренского прошлое: друзья поэта - Жуковский, Батюшков, Крылов, Гнедич - и его давние друзья.

Но Пушкин воспламенял и великие надежды на будущее: он был воплощением бессмертия, живым воплощением искусства.

Работая над портретом Пушкина, Кипренский открывает людям образ Гения Поэзии, наиболее полно в Пушкине воплотившегося. Пушкин писал, что сила ума нужна

художнику, чтобы с точностью и совершенством расположить части произведения в их соотношении к целому. Каждая подробность портрета значительна, каждая необходима для рождения целого образа. Но Кипренский, конечно, осознавал, чувствовал, как много могут сказать глаза Пушкина, в которых, по словам одного из друзей поэта, "отражалась вся бездна дум и ощущений, поддерживаемых его душой".

- Каковы глаза А.С.Пушкина на портрете?

- Каково выражение лица?

- В чём проявляется скрытое волнение, встревоженность?

- Какова роль бронзовой фигуры Музы, богини Поэзии, на портрете?

- Глаза Пушкина на портрете Кипренского видят и внимают. В них - способность живо и жадно схватывать впечатления и вместе напряжённая, глубокая работа ума.

Лицо Пушкина спокойно, но не бесстрастно. В лице, в повороте головы, в неподвижности плеч, в руках, крепко скрещенных на груди, передано скрытое волнение, встревоженность, поиски решений, бездна дум и чувств, переживаемых Поэтом. Блеск ясных глаз, непослушные волосы, словно тронутые ветром, луч света, озаривший большой красивый лоб, клетчатый плащ, небрежно переброшенный через плечо, выдают внутреннюю взволнованность Пушкина, делают образ его подвижным, незастылым.

- Портрет Пушкина работы Кипренского большинством современников признан очень удачным. А сам Пушкин, в связи с портретом, посвятил Кипренскому стихотворение.

VIII. Чтение и анализ стихотворения "Любимец моды легкокрылой".

- Почему Пушкин говорит, что зеркало (в данном случае портрет) ему льстит?

- Как в стихотворении Пушкин называет Кипренского?

- В приведённом стихотворении отмечен оттенок идеализации, присущий работам Кипренского. Но Пушкин - поэт высочайшей точности, она не оставляет его даже в строчках весёлого послания. Не оттого человек на портрете обретёт бессмертие, смеётся над могилой, что лицо его как бы навеки останется на поверхности зеркала, а оттого, что художник, закрепляя на холсте черты его облика, вновь создал образ питомца муз - Поэта.

- Из числа гравюр, исполненных по оригиналу Кипренского, особенно замечательна гравюра Н.И.Уткина. 

- Чем отличается данная гравюра от работы Кипренского?

От оригинала Кипренского гравюра Уткина отличается следующими особенностями: на гравюре отсутствуют руки, на фоне нет статуи муз, шевелюра трактована несколько иначе, лицо немного удлинено, взгляд "приподнятый", более удивлённый. Вообще гравюру Уткина нельзя рассматривать как репродукцию, это самостоятельное художественное произведение. Гравюра Уткина современниками была признана очень удачной. Подтверждал это и отец поэта, С.Л.Пушкин: "Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным".

IX. Работа с портретом П.Ф.Соколова "А.С.Пушкин".

- Портрет работы Петра Фёдоровича Соколова. Акварель. По одной версии, этот портрет относится к 1830 году, по другой - к 1836году. 

П.Ф.Соколов - один из виднейших петербургских портретистов 20-40 годов, академик акварельной портретной живописи. Весьма вероятно, что П.Ф.Соколов, вхожий во многие салоны того времени, видел Пушкина лично. Во всяком случае, передача лба и глаз в соколовском портрете весьма отличаются от изображения, оставленного Кипренским.

- Чем ещё данный портрет отличается от предыдущих?

- Соколов в своей работе придал Пушкину другое выражение лица, изобразил его в другом костюме. Всё это говорит о творческом, а не о подражательном характере соколовского портрета. Известный фотограф С.Л.Левицкий, видевший Пушкина в 1832 году, сообщил, что акварель Соколова, по его мнению, единственный настоящий Пушкин.

X. Осень в жизни и творчестве поэта.

- В начале 30 годов Пушкин пишет много замечательных стихов. Особенно плодотворно было его уединение в Болдине осенью 1833 года. Обычно осень в поэзии связана с грустью, темой заката жизни, но только не для Пушкина. Именно в Болдине Пушкин пишет своё знаменитое стихотворение "Осень".

Ученик читает отрывок из стихотворения "Осень".

- Ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Пушкин само увядание природы изображает как могучее проявление жизни. Одна из главных тем этого стихотворения - круговорот природы и связанный с ним круговорот и течение человеческой жизни. В стихотворении описываются разные времена года, и автор при этом выражает своё отношение к ним: к зиме, к весне и лету, к осени.

- Почему же Пушкин назвал стихотворение "Осень"?

- Пушкин нашёл подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: "Унылая пора! Очей очарованье!"

- Как ещё передаётся искренняя взволнованность поэта?

- В этом стихотворении Пушкин обращается ещё к одной важной для него теме - теме поэтического творчества. Поэт показывает, как полнота бытия, богатство жизненных впечатлений вызывают в поэте творческий порыв. Творчество - самое замечательное проявление духовного могущества человека.

- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к стихотворению "Осень"?

- Какие краски использовали?

- В чём красота и неповторимость стихотворения "Осень"?

- В конце 1833 года, когда была написана пушкинская осень, царь Николай I пожаловал поэту звание камер - юнкера. Это звание обычно давалось молодым людям, близким ко двору. Пушкин не был и не хотел быть придворным, он не чувствовал себя достаточно молодым для такого звания. Он устал от обязательных светских встреч, балов. Никогда Пушкин не был так мрачен, как в эти три последние года своей жизни. Он мечтает зажить, отдавая время любимому делу - творчеству, а его производят в камер - юнкеры. Он желает для себя независимости, а между тем кругом в долгах: светских, государственных, денежных. У Пушкина не было защиты от самодержавной власти.

Год 1836, февраль, последний пушкинский февраль. В одной из черновых рукописей автопортрет: усталые, глядящие вниз глаза под удивлённо поднятыми бровями, старческая складка губ, в каждой чёрточке стариковского лица (а ведь 36 лет всего!) тоска, безнадёжность, печаль...

В середине 80 годов XIX века, через полвека после смерти Пушкина, в доме одного артиста находят портрет поэта - о существовании этого портрета никто прежде и не слыхивал. Само лицо на портрете неожиданно - такого Пушкина ни один художник, писавший его при жизни, не изображал. Это Пушкин трагический. Пушкин последних лет, уже готовый ко "взрывочному возмущению" против судьбы. 

XI. Анализ портрета Пушкина работы Ивана Линёва.

- Каков Пушкин на этом портрете?

- Каково лицо, волосы, глаза?

- Отразились ли переживания поэта на портрете?

Волосы поредели, не вьются, как прежде. Пожелтело, осунулось лицо. Тревога, тоска, острая боль, которую нет сил таить, светятся в ярко сияющих, словно озарённых страданием глазах. Портрет исполнен не очень умело, сразу видно, что живописец не искушён в мастерстве, но с каким чувством написал он портрет, как глубоко понял душевные муки Пушкина! На портрете была обнаружена подпись "И.Л."

По этим двум буквам и по особенностям живописи сотрудники Эрмитажа признали его работой Ивана Линёва. С высочайшей точностью и глубоким сочувствием рассказывает он о трагедии поэта. Портрет, созданный рукой друга, рождённый в душе друга, - такой Пушкин скорей бы мог появиться под кистью сегодняшнего художника: мы лучше знаем о роковых событиях жизни великого поэта, чем большинство его современников. Так портрет Ивана Линёва становится в один ряд с показаниями самых откровенных свидетелей последних лет Пушкина. Люди рассказывают о последних встречах с Пушкиным, как бы поглядывая на линёвский портрет.

Что касается скульптуры, прижизненных изображений в скульптуре не существует, т.к. Пушкин не любил позировать скульпторам. Пушкин писал: "Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу..."

Из множества изображений скульптурные портреты и бюсты Пушкина наиболее удались Антокольскому, Пименову, Забелло, Полонскому, а также А.М.Опекушину.

Александр Михайлович Опекушин (1841 - 1915) - академик скульптуры, автор ряда портретных скульптур. Его памятник Пушкину вызвал красноречивые оценки. Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года. Высота памятника около 9,5 метров. На монолитном пьедестале рельефно вырублены цитаты из "Памятника".

Справа:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...

Слева:

Слух обо мне пойдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык...

XII. Игра. Составление психологического портрета Пушкина - поэта.

- А теперь мы с вами попробуем в рамочке на доске составить портрет Пушкина - поэта.

В этом нам помогут слова - эпитеты, характеризующие Пушкина. Вы будете подходить и помещать в рамку слова, которые помогут нам создать портрет его внутреннего мира. (Используются карточки с эпитетами: талантливый, гениальный, русский, живой, бесподобный, искренний, свободолюбивый, гордый, мужественный, ранимый и др.)

- Ребята, составьте высказывание о Пушкине, используя как можно больше эпитетов.

- А теперь каким предстает перед нами Александр Сергеевич Пушкин?

XIII. Домашнее задание.

- Дома попробуйте нарисовать портрет А.С.Пушкина или иллюстрацию к любимому вами стихотворению поэта.

XIV. Итог урока.

- Итак, как внутренний мир поэта отражается на его внешнем облике?

- Живописцы, скульпторы требуют душевного отклика, понимания творческого наследия идей и устремлений поэта. Создатели пушкинских портретов наших дней оценили значение автопортретов. Не модернизируя, сохраняя верность признанным суждениям об облике Пушкина, через творческое освоение и осмысление автоизображений прокладывают живописцы, графики и скульпторы пути к выявлению понимания пушкинской творческой и человеческой индивидуальности.

- Для многих поколений Пушкин был и остаётся вечным спутником. Характер отношения к поэту, особенности интереса к нему входят в культуру, отражаются в ней, символизируют её.

... Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке
И письма не вернувшихся с войны.
Майя Борисова

Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (06.09.2013)
Просмотров: 4577 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, план-конспект урока русской литерат | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0