Цели:
- раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории
добра и зла на примере данной сказки;
- продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению
сравнивать, обобщать;
- формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на
распознавание истинной красоты.
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение
сказки.
Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»,
иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
На доске эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно. |
Ход урока
1. Организационный момент
(Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих.)
Портрет А.С.Пушкина
Учитель: Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина
к народному творчеству. Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в
исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей. На прошлом уроке
мы с вами познакомились с увлекательнейшей «Сказкой о мертвой царевне и о семи
богатырях». Мы говорили о сюжете и о главных героях сказки. Сегодня мы продолжим
нашу с вами работу по знакомству со сказкой.
Цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере
сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
3. Проверка домашнего задания
(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря.)
Учитель: Нам всем хорошо знакомо выражение «В сказках Добро всегда
побеждает Зло». Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в
толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.
Учитель: Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и
приготовила толкование данных терминов.
(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования
терминов):
- «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны
надежды людей, представления о свободе и счастье.
- Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за
собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
- «Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от
нас долг человека.
- Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный,
пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями?
Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.
Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения
слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро
и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».
4. Объяснение нового материала
1. Работа с текстом.
Беседа.
Учитель: На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях» близка к народным (фольклорным). В народных сказках
всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите,
пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и
отрицательных (олицетворяют зло).
Ученики: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский сын.
Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.
Учитель: Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и
отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше
положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к
положительным, ни к отрицательным.)
Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая
характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы
обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному
рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из
текста определения).
(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в
виде слайда на экране.)
Слайд 3
Учитель: Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения,
характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас
получилось, и сравним с таблицей.
|
Царица |
Царевна |
Внешность |
Высока
Стройна
Бела |
Белолица
Черноброва |
Поведение, характер |
Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая |
Красавица-душа
Милая
Приветливая |
Цветовая гамма |
Черны (зависть) |
Белый
Красный
Румяный |
Учитель: Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть
конфликта между ними?
Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится
ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица «милее и
белее», чем она.
Учитель: А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
Ученики: Ненависть, зависть.
Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?
Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.
Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к
Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла,
не пытается им отомстить.
Учитель: Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из
героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с
зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех
любит, творит добро, и все ей помогают.
Слайд 4 (иллюстрации к сказке)
2. Анализ художественного произведения
Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь, ребята,
обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.
Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»
Учитель: Ребята, что вы можете сказать о Царице? С чем сравнивает автор
царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?
Ученики: Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок роза.
Проводится физкультминутка для учащихся.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
Учитель: Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который начинается
со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95), чтобы
доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.
Учитель: Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?
Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.
Учитель: Что сделала героиня в доме?
Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.
Учитель: Как это характеризует героиню?
Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.
Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе
народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная
щедрость, хозяйственность.
Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?
Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится,
любуется своей красотой.
Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».
Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?
Ученики: Царица, переодетая монахиней.
Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?
Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное
яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Учитель: Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует,
устранив соперницу. Так ли это?
Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра
спасает свою невесту.
Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.
В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» мы видим, что даже явления
природы помогают Елисею найти невесту.
Что же происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».
Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно,
причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро
торжествует.
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся
Учитель: А сейчас, ребята, обратите внимание на эпиграф.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием
грузинского поэта Шота Руставели «Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не
живет»?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро
победило.
Учитель: Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому
выводу мы пришли?
Ученики: Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и
Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.
Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы
наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не
можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается
противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим,
желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина и считаете ли вы
себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Понравившийся отрывок из сказки
выучите наизусть.
6. Презентация сказок А.С.Пушкина (выставка книг). Просмотр картинной галереи
и анализ рисунков ребят
Выставление и комментирование отметок |