Суббота, 07.12.2024, 01:27


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
РУССКИЙ ЯЗЫК [174]
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ [42]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [206]
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ [169]

Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ » РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

А.П. Чехов "Лошадиная фамилия"

Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с содержанием и художественными особенностями изучаемого произведения А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".


Межпредметные связи: история, изобразительное искусство.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная.

Методы проведения урока: эвристический, репродуктивный.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, сообщения учеников, элементы анализа рассказа, творческие задания, словарная работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (45 минут)

Цели урока:

  • Дать представление о личности А.П.Чехова;
  • Формирование навыков анализа художественного произведения, выразительного чтения, творческих способностей учащихся;
  • Воспитание любви к литературе.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя.
  • Показать особенности чеховского стиля.
  • Дать понятие комического и способов его проявления в художественном произведении.
  • Выявить отличительные признаки юмористического рассказа.
  • Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная доска, рабочая тетрадь.

Ход урока

Организационный момент.

(Приложение)

Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о нашем земляке - А.П.Чехове, познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. Но сначала несколько слов о самом писателе.


Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова М.Горького:

Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.

Учитель. Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу в жизни А.П.Чехова.

? - Когда у каждого из вас произошла первая встреча с Чеховым?

- Какие рассказы Чехова вы читали?

- Насколько интересны названия его рассказов?

Учитель. А.П.Чехов - один их тех писателей, которые входят в нашу жизнь и остаются с нами навсегда.

? - А что вы знаете об А.П.Чехове?

Учитель. Представьте себе: провинциальный купеческий городок на берегу Азовского моря, семью купца второй гильдии - Павла Егоровича Чехова. В 1860 году 17(29) января в маленьком флигелька на улице Полицейской 9 ныне улица Чехова родится будущий писатель - Антон Павлович Чехов.

Сообщения учащихся

1-й ученик: Отец (Павел Егорович) был владельцем бакалейной лавки. В талантливой семье Чеховых было пятеро детей: четыре сына и дочь. "Талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери",- писал А.П.Чехов. Когда Антону было 16 лет, отец разорился и бежал от долговой ямы в Москву. Антон должен был остаться в Таганроге, чтобы закончить обучение в гимназии. В это время он вынужден был зарабатывать уроками средства на жизнь, ученье и высылать небольшие денежные переводы семье.

2-й ученик: В 1879 году Антон Павлович окончил таганрогскую гимназию. Чехов вовсе не собирался быть писателем, а поступил на медицинский факультет Московского университета. Он стал врачом, поехал работать на Сахалин, зарекомендовал себя как замечательный врач. Но уже в университете у него появилось увлечение,- в свободное время он писал коротенькие смешные рассказы, печатался в юмористических журналах и подписывал их тоже очень смешно, выбирая различные псевдонимы.

? Что означает слово "псевдоним"? (запись правила в рабочую тетрадь)

Учитель. Антоша Чехонте, Макар Балдастов, Брат моего брата, Гайка №9, Дяденька, Вспыльчивый, Крапива, Шампанский, Человек без селезенки, Василий Спиридонов, Сволочаев и другие забавные псевдонимы были в духе Чехова, соответствовали юмористической направленности его рассказов. Своим именем писатель стал подписывать произведения спустя 6 лет после появления в печати его первых рассказов, когда он уже завоевал прочный авторитет как писатель.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с новой разновидностью рассказа - с юмористическим рассказом. По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. "Краткость - сестра таланта"- это была одна из любимых фраз писателя. Короткие рассказы были очень емкими.

Учитель. Сам Чехов очень ценил чувство юмора и тех, кто быстро улавливает шутку. " Да-с, это уж вернейший признак: не понимает человек шутки - пиши пропало!" -говаривал Антон Павлович. Он сочинял веселые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в веселые забавы.

Из воспоминаний И.С.Бунина: "Работать с людьми и скитаться с людьми, но больше всего он любил веселиться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними:Хохот был совсем не беспричинный, потому что его причиной был Чехов. Этого молодого, бессмертно веселого хохота Чехову было отпущено столько, что, чуть только у него среди тяжелых трудов выдавался хотя бы час передышки, веселье так и било из него. И невозможно было не хохотать вместе с ним, то нарядится в бухарский халат, вымажет себе лицо сажей, наденет чалму и разыгрывает из себя "бедуина", то загримирует себя прокурором, облачится в шитый золотом великолепный мундир:и произносит обвинительную речь:"

Учитель.

? - Как вы понимаете слово "юмор"? (ответы ребят).

- Смех всегда одинаковый или он имеет разные оттенки? Какие?

Учитель. Запишем:

Юмор - это веселый, незлой смех;

Ирония - это скрытый смех, усмешка;

Сатира - это уже смех недовольства, отрицательного отношения к явлению или человеку;

Сарказм - это злой, громовой, преувеличенный хохот.

Учитель. А сейчас мы вами прочитаем интересный рассказ А.П.Чехова с забавным названием "Лошадиная фамилия" (чтение рассказа учителем или подготовленными учениками по ролям)

? - Рассказ ли это? Докажите.

Учитель. Откройте сборник рассказов Чехова и прочитайте в оглавлении книги названия рассказов. Все начинается с заглавия. Оно имеет особое значение. По мнению писателя, заглавие - это стержень произведения, оно должно быть ярким, кратким, ясным.

- Что необычного в заглавии только что прочитанного рассказа?

- Какое событие послужило темой рассказа?

- Кто герои рассказа? (как обычно люди ничем не примечательные, обыкновенные).

- Что делает человек, если у него болит зуб? А что делает генерал?

- Почему он прибегает к разным несуразным средствам? (он боится).

- Вы только подумайте: генерал - и боится! Это соответствует одно другому?

- А что делают остальные персонажи? Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли?

Учитель: (запись правил в рабочую тетрадь)

Несоответствие - это один из способов юмористического повествования.

В литературе часто используется понятие "комическое".

Комическое - это такой художественный прием, когда писатель или поэт использует несоответствие между внешними проявлениями чего-то и внутренней сущностью.

- Где несоответствия в рассказе "Лошадиная фамилия"? (генерал - боится; генерал - необразованный; генерал - кукиш показывает, как мальчишка; зуб болит - лечит по телефону; лошадиная фамилия - Овсов)

Учитель: Проявление комического (несоответствия):

а) в портрете, г) в ситуации,
б) в поведении, д) в заглавии,
в) в характере, е) в речи.

Учитель. В основе сюжета рассказа, как и многих других чеховских рассказов, лежит анекдот, короткая занимательная история.

Анекдот запечатлевает сиюминутную картину мира. В этом мире главное значение имеет случай. (Найдите в тексте анекдотическое слово, определите его характер и роль в развитии сюжета)

? - Обратите внимание на вступление. Что мы узнаем из него? (вступление очень небольшое, но в нем дана полная информация о герое: его социальном положении, названа фамилия, имя, отчество)

Вывод №1: Особенность юмористических рассказов Чехова - короткое вступление.

Чехов входит в рассказ без стука, он не мешкает. (В.Набоков).

Учитель. Передайте содержание рассказа в одном - двух предложениях.

Вывод №2: Чехов рассказывает о каком - либо случае из жизни. В основе сюжета лежит бытовая ситуация.

? - Много ли места отдано диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание. Рассказ можно представить как сценку).

? - А пейзаж?

Вывод №3: В юмористических рассказах Чехова отсутствуют подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики. Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью.

? - О каких чертах характера говорит фамилия главного героя? Как эта фамилия связана с ролью персонажа в рассказе?

Вывод №4: Подробное описание в юмористических рассказах Чехова заменено "говорящей" деталью. Смешны сами "лошадиные фамилии", а их в рассказе около пятидесяти.

? - Обратите внимание на речь героев. ("Теперь только зубами и кормится", " живет не с женой, а с немкой", "сила ему такая дадена", "Жеребцов нешто?" и др.) Как выражена в речи социальная характеристика героя?

Вывод №5: Рассказ держится на живой речи, разговоре действующих лиц. Преобладает диалог. Своей речью (интонацией, лексикой, оборотами речи, паузами) персонажи выдают свою социальную принадлежность и свой характер)

? - Как заканчивается рассказ?

Вывод №5: Яркая, смешная, неожиданная развязка.

Учитель. Рассмотрите иллюстрацию.

? - Какому эпизоду рассказа соответствует данная иллюстрация? (ответы учащихся).

Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов. Подумайте и найдите им современные соответствия.

  • шарлатанство - обман;
  • коляска, бричка - упряжная повозка на летнем и зимнем ходу;
  • акцизный - служащий учреждения по сбору налогов;
  • уезд - (в соврем. яз.) район;
  • депеша - письмо с просьбой о чем-либо;
  • хина - лекарственный препарат с горьковатым вкусом.

(на слайде  кроссворд с заданиями; учитель вместе с ребятами находит правильные ответы и сравнивает с готовым решением )

Подведем итог урока.

Учитель. Предлагаю вам проверить, насколько вы внимательно слушали рассказ, и отгадать кроссворд.

? - Каким можно назвать чеховский смех в рассказе: ироничным, юмористическим, сатирическим, саркастическим (добродушным, уничтожающим, снисходительным)?

? - Почему вы решили, что это юмористический рассказ?

? - Персонажи этого рассказа люди положительные или это отрицательные герои?

? - А как же быть со смехом? Зачем же над хорошим человеком смеяться? (чтобы указать ему на недостаток в его характере)

? - Как вы понимаете выражение "Смех - дело серьезное"? (ответы ребят)

Учитель: Юмор автора добродушный, но рассказ не только смешной, но и серьезный: это напоминание о том, что при всех обстоятельствах "среди людей нужно сознавать свое достоинство". Действительно, "смешное у него грустно, а грустное смешно".

Выборочное домашнее задание:

  • попробуйте придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное;
  • подготовьте инсценировку эпизода текста;
  • нарисуйте иллюстрацию к рассказу.

Выставление оценок.


Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Добавил: admin (16.08.2012)
Просмотров: 4927 | Теги: урок русской литературы в школе, открытый урок, русская литература, для учителя, скачать, конспект урока, презентация powerpoint | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0