Комплексный
анализ текста может рассматриваться
как «измеритель» языковой подготовки
учащихся и позволяет отработать трудные
случаи правописных умений и навыков.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста,
ребенок учится понимать отдельные языковые явления и их место в
системе языка в целом.
Задания этого раздела направлены на систематизацию,
углубление и расширение лингвистических
знаний, что позволит развивать
коммуникативную компетентность и
языковой вкус.
Очень важно, что в систему вопросов для анализа многих текстов включаются
вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен
использовать знания, полученные в 5 – 7, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы».
Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием
школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля,
составление плана, затем задаются вопросы, проверяющие грамматические
умения и навыки.
Материалом для комплексного
обучения языку и речи может служить
текст как основная дидактическая
единица, которая позволяет раскрыть
смысловое значение слова в контексте,
уяснить выразительно - изобразительную
функцию слова.
Идея комплексного изучения текста реализуется в особой обучающей
плоскости, связанной с развитием языкового чувства в рамках
деятельностного подхода к обучению языку и литературы в школе.
Комплексный анализ текста естественным образом применяется как в целях теоретического изучения
русского языка и литературы, так и в целях практического владения языком
и эстетического развития детей. В последнем случае различные приемы
изучения текста органически вписываются в деятельностную стратегию
образования.
Только после того, как учитель убедился, что ученики владеют основами
анализа текста, он может полностью предложить его для предварительной
самостоятельной домашней работы.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным анализом текста,
ребенок учится понимать отдельные языковые явления и их место в
системе языка в целом.
Комплексный
анализ текста может рассматриваться
как «измеритель» языковой подготовки
учащихся и позволяет отработать трудные
случаи правописных умений и навыков.
Идея комплексного изучения текста принадлежит к числу одной из наиболее
популярных идей в школьном курсе русского языка. Ее обучающие
возможности определяются ориентацией учащихся на отношение к тексту как
разноуровневому и разноплановому образованию, тесной связью соединённого
с идеей системности текста и её обобщающим потенциалом.
Начальный этап работы над анализом текста рекомендуется проводить
коллективно. Дальнейшая работа – по выбору учителя: самостоятельная или
коллективная, классная или домашняя, полная или частичная.
Анализ
текста начинается с заданий, связанных
с речевым развитием школьников:
выразительное чтение, определение темы
и идеи, типа и стиля, составление плана.
Достаточное влияние уделяется лексике
(значение слов, синонимы, антонимы,
слова с переносным значением, фразеологизмы
и т.д.).
Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению,
так как он помогает до конца понять текст и его особенности и грамотно
пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Именно такие задачи
ставятся перед учениками на экзаменационном изложении.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и
чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется
функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко
выявляются межпредметные связи.
Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует
устранению грамматических, стилистических речевых ошибок, значительно
углубляет стилистико – семантическое восприятие произведений
художественной литературы.