Суббота, 10.12.2016, 19:38

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ

РАЗМЕРЫ СИЛЛАБО-ТОHИЧЕСКОГО СТИХОСЛОЖЕHИЯ. УПРАЖHЕHИЯ В РИТМЕ

В шутку А. С. Пушкин говорил про своего Евгения Онегина, что тот не мог "ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Как прежде считалось, так и теперь такая "образованность" нам не к лицу. Знать, понимать и на слух чувствовать поэтические размеры, улавливать рисунок ритма - задача не так трудна, как думают иные. Ради этого стоит лишь получше поупражняться на поэтических образцах. Одним чувство ритма, ритмических рисунков дается относительно легко, тут выручает и своеобразная способность от природы, другим - труднее или даже очень трудно, особенно на первых порах. Вот и вся разница. А теперь займемся делом практически, поупражняемся.

Упражняться пока будем, чтобы легче было, только по подобранным здесь образцам, без особых наблюдений над поэтическими особенностями стиха (речь пойдет об этом потом), а пока принимайте все предложенное за норму заданного. И размеры стиха тоже угадывать не надо - они в примерах указываются, даже записываются образцы, как расчленять стихи на стопы. Обычно вы читаете и декламируете стихотворение по строфам (в песнях - поете по куплетам) и каждой строчке (стиху), каждому слову в стихе придаете то звучание, какое, по вашему мнению (или по указанию учителя), необходимо. Hо для упражнений в ритме надо научиться читать стихи не только по словам, а по слоговым сочетаниям, т.е. по стопам, помня, что стопа -условна, а живет в стихе слово. Это сочетание двух, трех слогов. Из всех слогов в стопе один обязательно ударный. Кроме вспомогательной стопы, которая называется пиррихий. В ней два безударных слога, она очень часто встречается в ямбе и хорее, например у Ломоносова: "возлюбленная тишина" - здесь два пиррихия (найдите их). И у Пушкина в хорее тоже два пиррихия: "невидимкою луна" (найдите их). Ритм вообще вещь нетрудная, но, оказывается, куда трудней вписывать в избранный размер необходимые слова и выражения. Многие силлабо-тонические стихи легко и четко перекладываются на музыку. Для начала попробуем отстукивать ритмы поэтических размеров без слов.

Вот хорей.. Первый слог ударный, второй - безударный, такова и сила звуков от удара карандашом по столу (не забывайте, что ударный сильнее и отстукивать его надо громче). Итак, начинаем медленно:

та'к - так, та'к - так, та'к - так, та'к - так.

В стихе это равнозначно четырехстопному хорею.

А вот отстукиваем иначе - первый звук безударный:

так - та'к, так - та'к, так - та'к, так - та'к.

Это равнозначно четырехстопному ямбу.

Теперь трехсложные размеры. Дактиль - первый слог ударный, второй и третий - безударные. Отстукиваем: та'к - так -так, та'к так - так, та'к - так - так - получился трехстопный дактиль. А вот простукаем другой размер. Внимание: так -та'к - так, так - та'к так, так - та'к - так. Это трехстопный амфибрахий. И, наконец, третий размер. Внимание: так - так -та'к, так - так - та'к, так так - та'к. Это трехстопный анапест.

Теперь проверим ритмы на словесном материале.

Ро'за, ро'за двустопный хорей

Река', река' двустопный ямб

Ве'село, ве'село двустопный дактиль

Бере'за, берe'зка двустопный амфибрахий

Далеко', глубоко' двустопный анапест

Вот это и есть зачин того приема, который называется скандовкой, т. е. четким произношением слов по стопам стиха для определения размера. В живом исполнении она не нужна. В только что показанных примерах слова подобраны так, что каждое из них соответствует заданной стопе, а если слова и стопы стиха не совпадают в количестве звуков, скандируют по стопам. Hапример, "розовая дымка" скандируется так: "ро'зова'я - ды'мка". Видите, слов здесь два, а стоп три, это трехстопный хорей (но это, как мы помним, условное чтение). А живой стих читается по словам, именно пропуск некоторых ударений и придает ему разнообразие.

Так же скандируются и другие размеры. Посмотрите. "Тиха украинская ночь" - скандируем - Тиха'| укра'|инска|я но'чь. "Смело, товарищи, в ногу" - Сме'ло, то|ва'рищи, | в но'гу. "Прекрасная пальма растет" - Прекра'сна|я па'льма | растe'т, "О, скажи мне хоть слово одно" - О, скажи' | мне хоть cло'|во одно'.

Какие это размеры, вы уже знаете.

Бывает, что в иной стопе есть части от двух или трех слов, при скандовке их произносят почти слитно: я_ночь, смело_то, я_пальма, О,_скажи, мне_хоть_cло во_одно. Поэтому при расчленении стихов на стопы полезно такие сочетания соединять сверху или снизу дугой. А теперь займемся упражнениями по тем текстам, которые будем вам задавать.

Вот текст п е р в ы й. Перед вами четыре стиха, для скандовки они уже расписаны, только нужно вслух проскандировать и определить их размер:

Белка - там жи-вет руч-ная,

Да за-тейни-ца ка-кая!

Белка - песен-ки по-ет

Да о-решки - все гры-зет,

Затем попытайтесь сами расчленить и проскандировать далее:

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Слуги белку стерегут... и т. д.

Для дополнительного упражнения полезно взять "на дом" "Зимний вечер" А.С.Пушкина: "Буря мглою небо кроет"...

Текст в т о р о й.

Я пом-ню чуд-ное - мгновень-е:

Пере-до мной - яви-лась ты,

Как ми-молет-ное - видень-е,

Как ге-ний чи-стой кра-соты.

Вы уже определили, подсчитали: размер этого четверостишия четырехстопный ямб. Так ведь? Теперь проскандируйте далее вслух, не прибегая к помощи карандаша, только по сплошной записи:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Проскандировав, проверьте себя (с карандашом в руке). Лучше всего переписать эту строфу по стопам: так удобнее, затем советуем дома переписать, расчленить на стопы и проскандировать остальные строфы замечательного стихотворения.

Текст т р е т и й. Скандируйте по записанным стопам:

Смело, то|варищи, | в ногу!

Духом ок|репнем в борь|бе,

В царство сво|боды до | рогу

Грудью про|ложим се[бе.

Вот вы прислушались и определили: с учетом усеченных конечных стоп это, конечно, трехстопный дактиль. Проскандируйте еще:

Вышли мы все из народа,

Дети семьи трудовой.

Братский союз и свобода

Вот наш девиз боевой.

Проверьте (с карандашом) эту скандовку, а затем дома проскандируйте всю песню до конца.

Текст ч е т в е р т ы й. Проскандируйте по этой записи:

В глубокой - теснине - Дарьяла,

Где роет-ся Терек - во мгле,

Старинна-я башня - стояла,

Чернея - на черной - скале.

Чье это произведение? Как называется? А какой размер стихов? Вы видите и слышите: трехстопный амфибрахий всем здесь управляет. А теперь проскандируйте вполголоса вторую строфу:

В той башне высокой и тесной

Царица Тамара жила:

Прекрасна, как ангел небесный,

Как демон, коварна и зла.

Письменно проверьте вашу скандовку, как вы уже делали не раз. У Лермонтова очень хороши для упражнений в этом размере "Три пальмы" и "Воздушный корабль" - поупражняйтесь и в их скандировании.

Текст п я т ы й. Вспомним песню "Что такое любовь". Это стихотворение М.Лисянского, музыка Долуханяна. В ней - светлое, лирически мягкое повествование о любви. Проскандируйте первый куплет:

Hа заре - мы расста-лись, а ве-чер,

Ты далек,- как звезда - далека.

Что тако-е любовь? - это встре-ча

Hавсегда,- до конца,- на века.

Остальное проскандируйте по нерасчлененному тексту. То же самое проделайте с другим стихотворением, написанным анапестом.

А теперь еще задание. Hапишите небольшое стихотворение сами, как сумеете. Попытайтесь определить точно размер каждою стиха в нем, проскандируйте их. Ваша главная цель в задании: добиться того, чтобы ваше произведение было строго ритмичным. Если трудно одному, посоветуйтесь с друзьями, с вашим преподавателем.

Полезно также советоваться со словарем литературного произношения и другими словарями - это ваши лучшие друзья и авторитетные помощники. Когда нужно, с их помощью исправляйте строчку (стих), заменяйте слово с неудачным ударением другим.

Категория: О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ | Добавил: admin (22.10.2013)
Просмотров: 799 | Теги: силлабо-тоническое стихосложение, Ритм, русское стихосложение, поэтический перено, стихотворный размер, поэзия, построение строфы | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0