В поэтике Олеши в 1920-1930-е годы заняли важное
место мотивы «сна» и «тумана», теней и зеркальных отражений, двойников и
безумия, света и тьмы, темы «кажущегося» и истинного. Разрушение нормы,
расколотость прежних представлений о миропорядке ломает жизнь людей, нередко
приводит их к безумию и к смерти.
Тема жизни и смерти стала главной в рассказе
«Лиомпа». Необычное название. Что обозначает этот авторский неологизм? Придуманное
героем перед смертью «собственное» имя крысы? Или же это фонетический шифр
жизни главного героя? «-Лиомпа! - вдруг закричал он ужасным голосом.» Возможно,
он осознал бесповоротность того, чего он не замечал, чему значения не придавал.
Невозможно повернуть жизнь вспять, стать красивым и богатым, обзавестись
семьей. Может быть, «ли»-это сама размеренная жизнь, надежды юности, звучащие
плавно, широко, бесконечно, всё впереди; «ом» - остановка, осознание, что
ничего уже не вернешь, болезнь. Стяжение «мпа» - падение, крушение всех надежд,
резкая смерть. Конфликт я определила бы как внутриличностный.
Композиция рассказа.
Экспозицией можно считать описание дома и жизни в
нем. Удивительно, но всё в доме, даже неодушевленные предметы живёт своей
собственной жизнью. Примус, жизнь которого начиналась факелом до потолка, а
смерть была коротким синим огоньком…В кипятке прыгали яйца… Кран сморкался. Всё
передано в движении, а значит живёт. А может доживает?
Тема смерти появляется в рассказе вместе с
завязкой и начинает звучать всё сильнее. Мы узнаем о том, что Пономарев смертельно
болен. Обратим внимание на фамилию героя -Пономарев. Можно предположить, что она
произошла от слова пономарь (дьячок-псаломщик). Скорее всего случайности в
таком маленьком рассказе быть просто не может. О чём псалмы героя, звучащие,
как бред. Короткие слова, рубленые предложения ещё раз подчёркивают
бессмысленность всего, что окружает героя.
Действие в рассказе развивается вокруг образа
Пономарёва медленно, тяжело. Герой как будто находится в мире, где вещи (не
люди!) стали исчезать. Человек ещё существует, но вещей в его власти остаётся
совсем мало. Жизненный круг сужается.
В рассказе действуют ещё 2 персонажа. Резиновый мальчик, который
ещё только начинает познавать вещи, вся жизнь у него ещё впереди; из него можно
лепить, его можно направить в разные стороны. Главное, не переусердствовать и
не повредить его. Мальчик Александр, который живет и действует, опираясь на
науку. «…больше того - он действовал так, как может действовать только некоторое
количество взрослых» Вот почему и слово мальчик употребляется с именем
Александр, звучащим так серьёзно и представительно. Мальчик – ребёнок, ему
нужна защита, но Александр - мужественный борец, защитник людей, уже сегодня в
его руках будущая жизнь, он развит не по годам, у него уже сегодня во власти
вещи. Таких мало.
Таким образом, три главных персонажа символизируют
время : настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее - Александр, будущее -
маленький резиновый мальчик, прошлое – Пономарев, чьё время проходит.
Наступило раннее утро - начало шестого. Обычно
утро символизирует начало нового дня, новые дела, заботы. А «умирающий шел по
кухне, согнувшись в животе (живот-жизнь)
и вытянув руки с повиснувшими кистями». Он уже ничего не может сделать, ничего не
может дать людям, он умирает. И последней его вещью станет черный гроб. «
Дедушка! Дедушка!- закричал он. - Тебе гроб принесли ». Все вещи ушли, а эта
приходит сама.
Развёрнутых портретов в рассказе мы не встречаем.
Есть только детали: руки Александра в порезах, кровь. Он живет, действует,
борется. Пономарев: бледные, как у слепого, виски. Подчёркивается ограниченность
в действиях и жизни. Резиновый мальчик: маленький, голый, в синих трусах, с
улыбкой на лице. Он не знает жизни, только знакомится с миром, наивен и открыт.
Организация пространства и детали интерьера
подчинены раскрытию главной темы.
Жизнь
|
Смерть,
увядание
|
Кухня, выходящая во двор (пространство, мир, люди
живут, питаются. «..ели подсолнухи, раздавалось пение»)
Открытое пространство, имеющее выход, тепло, уют,
еда - жизнь.
|
Комната (замкнутое пространство) Комната
освещена горящей свечой, полумрак - символ угасающей жизни. Лекарство, ложка -
как попытка продления жизни
|
В произведении цвет ярко не выражен, но его можно
понять по отдельным предметам:
Цвет в рассказе ярко не выражен, но играет важную
роль, т.к. цветовые акценты также служат противопоставлению жизнь-смерть.
Жизнь –
оттенки жёлтого
|
Смерть –
синий, чёрный
|
Золотистые
корки, красный цвет крови, подсолнухи, желтый свет комнаты.
|
Голубой с
желтыми украшениями гроб, черный гроб, синий огонек угасавшего примуса.
|
Наблюдая, можно предположить, что желтый цвет,
тёплый, солнечный, - это цвет жизни (даже желтый свет комнаты показывает, что
там ещё присутствует жизнь). Синий же цвет - это угасание, смерть.
Но почему гроб голубой с желтыми украшениями, а у
резинового мальчика трусы синего цвета? Смерть – это шаг в другую жизнь. А
какой будет будущее? Неизвестно. От этого тревожно.
Таков закон природы. Жизнь и смерть всегда идут
рядом. Для кого-то жизнь заканчивается, а кто-то только рождается.
Мне кажется, что идея этого рассказа заключается в
том, что жизнь быстротечна и невозвратима для каждого человека. Поэтому нужно
ценить и помнить каждое мгновение, ведь оно бесценно. Жить, а не существовать.
Не жалеть об ушедших вещах, а радоваться тому, что рядом люди. |