Пятница, 09.12.2016, 12:39

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Жизнь и смерть в рассказе Ю.Олеши «Лиомпа»

В поэтике Олеши в 1920-1930-е годы заняли важное место мотивы «сна» и «тумана», теней и зеркальных отражений, двойников и безумия, света и тьмы, темы «кажущегося» и истинного. Разрушение нормы, расколотость прежних представлений о миропорядке ломает жизнь людей, нередко приводит их к безумию и к смерти.

Тема жизни и смерти стала главной в рассказе «Лиомпа». Необычное название. Что обозначает этот авторский неологизм? Придуманное героем перед смертью «собственное» имя крысы? Или же это фонетический шифр жизни главного героя? «-Лиомпа! - вдруг закричал он ужасным голосом.» Возможно, он осознал бесповоротность того, чего он не замечал, чему значения не придавал. Невозможно повернуть жизнь вспять, стать красивым и богатым, обзавестись семьей. Может быть, «ли»-это сама размеренная жизнь, надежды юности, звучащие плавно, широко, бесконечно, всё впереди; «ом» - остановка, осознание, что ничего уже не вернешь, болезнь. Стяжение «мпа» - падение, крушение всех надежд, резкая смерть. Конфликт я определила бы как внутриличностный.

Композиция рассказа.

Экспозицией можно считать описание дома и жизни в нем. Удивительно, но всё в доме, даже неодушевленные предметы живёт своей собственной жизнью. Примус, жизнь которого начиналась факелом до потолка, а смерть была коротким синим огоньком…В кипятке прыгали яйца… Кран сморкался. Всё передано в движении, а значит живёт. А может доживает?

Тема смерти появляется в рассказе вместе с завязкой и начинает звучать всё сильнее.  Мы узнаем о том, что Пономарев смертельно болен. Обратим внимание на фамилию героя -Пономарев. Можно предположить, что она произошла от слова пономарь (дьячок-псаломщик). Скорее всего случайности в таком маленьком рассказе быть просто не может. О чём псалмы героя, звучащие, как бред. Короткие слова, рубленые предложения ещё раз подчёркивают бессмысленность всего, что окружает героя.

Действие в рассказе развивается вокруг образа Пономарёва медленно, тяжело. Герой как будто находится в мире, где вещи (не люди!) стали исчезать. Человек ещё существует, но вещей в его власти остаётся совсем мало. Жизненный круг сужается.

В рассказе действуют  ещё 2 персонажа. Резиновый мальчик, который ещё только начинает познавать вещи, вся жизнь у него ещё впереди; из него можно лепить, его можно направить в разные стороны. Главное, не переусердствовать и не повредить его. Мальчик Александр, который живет и действует, опираясь на науку. «…больше того - он действовал так, как может действовать только некоторое количество взрослых» Вот почему и слово мальчик употребляется с именем Александр, звучащим так серьёзно и представительно. Мальчик – ребёнок, ему нужна защита, но Александр - мужественный борец, защитник людей, уже сегодня в его руках будущая жизнь, он развит не по годам, у него уже сегодня во власти вещи. Таких мало.

Таким образом, три главных персонажа символизируют время : настоящее, прошедшее и будущее. Настоящее - Александр, будущее - маленький резиновый мальчик, прошлое – Пономарев, чьё время проходит.

Наступило раннее утро - начало шестого. Обычно утро символизирует начало нового дня, новые дела, заботы. А «умирающий шел по кухне, согнувшись в животе (живот-жизнь) и вытянув руки с повиснувшими кистями». Он уже ничего не может сделать, ничего не может дать людям, он умирает. И последней его вещью станет черный гроб. « Дедушка! Дедушка!- закричал он. - Тебе гроб принесли ». Все вещи ушли, а эта приходит сама.

Развёрнутых портретов в рассказе мы не встречаем. Есть только детали: руки Александра в порезах, кровь. Он живет, действует, борется. Пономарев: бледные, как у слепого, виски. Подчёркивается ограниченность в действиях и жизни. Резиновый мальчик: маленький, голый, в синих трусах, с улыбкой на лице. Он не знает жизни, только знакомится с миром, наивен и открыт.

Организация пространства и детали интерьера подчинены раскрытию главной темы.

Жизнь

Смерть, увядание

Кухня, выходящая во двор (пространство, мир, люди живут, питаются. «..ели подсолнухи, раздавалось пение»)

Открытое пространство, имеющее выход, тепло, уют, еда - жизнь.

Комната (замкнутое пространство) Комната освещена горящей свечой, полумрак - символ угасающей жизни. Лекарство, ложка - как попытка продления жизни

 

В произведении цвет ярко не выражен, но его можно понять по отдельным предметам:

Цвет в рассказе ярко не выражен, но играет важную роль, т.к. цветовые акценты также служат противопоставлению жизнь-смерть.

 

Жизнь – оттенки жёлтого

Смерть – синий, чёрный

Золотистые корки, красный цвет крови, подсолнухи, желтый свет комнаты.

Голубой с желтыми украшениями гроб, черный гроб, синий огонек угасавшего примуса.

Наблюдая, можно предположить, что желтый цвет, тёплый, солнечный, - это цвет жизни (даже желтый свет комнаты показывает, что там ещё присутствует жизнь). Синий же цвет - это угасание, смерть.

Но почему гроб голубой с желтыми украшениями, а у резинового мальчика трусы синего цвета? Смерть – это шаг в другую жизнь. А какой будет будущее? Неизвестно. От этого тревожно.

Таков закон природы. Жизнь и смерть всегда идут рядом. Для кого-то жизнь заканчивается, а кто-то только рождается.

Мне кажется, что идея этого рассказа заключается в том, что жизнь быстротечна и невозвратима для каждого человека. Поэтому нужно ценить и помнить каждое мгновение, ведь оно бесценно. Жить, а не существовать. Не жалеть об ушедших вещах, а радоваться тому, что рядом люди.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (28.08.2012)
Просмотров: 3479 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 4.0/3
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0