Суббота, 07.12.2024, 02:53


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.С. ПЕТРУШЕВСКОЙ
Творчество многих современных писателей вызывает споры, неоднозначно воспринимаются книги Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Владимира Сорокина. И в ряду этих имен с полным правом может стоять имя Людмилы Петрушевской. 

О ней, известном современном писателе старшего поколения, много спорят, ее пьесы, рассказы и повести обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют - такой уж дар у этого художника слова.

Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. Еще одно движение, и начнется нечто иное, что именно, пока неясно, будущее покажет.

Современная литературная критика связывает Петрушевскую с "другой литературой", осваивающей прежде "табуированные" для советской литературы жизненные реалии - тюрьму, "дно" общества и т.п., что характерно для новой "натуральной школы". После М. Горького социальное "дно" нашло своего исследователя и художника в лице Петрушевской. Причем, в отличие от М. Горького, в отношении которого к обитателям социального "дна" сочетались элитарность ницшеанского толка ("Человек - это звучит гордо!") и демократизм, позиция писательницы поистине демократична. Интересна оценка критика И. Борисовой: в творчестве Петрушевской демократизм - и «чисто художественная категория,...и этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты».

Людмила Стефановна Петрушевская склонна воссоздавать темные стороны жизни. Предмет её рассказа – жизнь алкоголиков, наркоманов, опустившихся людей, но во многих произведениях неизменным остается выбранный художественный ракурс – изображение несложившейся либо разрушенной женской судьбы. Людмила Петрушевская разрушает красоту женского облика – уже в силу того, что живой человек не может быть всегда так же прекрасен, как нарисованная с него гениальным мастером картина или вылепленная гениальным скульптором статуя. На всю свою жизнь  с горечью смотрит усталая женщина. И я задумалась, неужели настолько печальна жизнь женщин в России, что не позволяет им быть по-настоящему счастливыми? Именно поэтому я обратилась к этой теме – «Женские образы в произведениях Л.С. Петрушевской».


Л.С. Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, окончила факультет журналистики МГУ. Петрушевская работала на радио, телевидении, в литературу пришла относительно поздно. Её проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. В "застойные" семидесятые годы произведения молодой писательницы печатали с большим трудом. Отвергнутые государственными театрами или запрещённые цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студии, режиссеров «новой волны». Начала писать рассказы с середины 1960-х годов, издала собрание сочинений в 5 томах (1996), печаталась в журналах «Нева», «Новый мир»,  «Знамя», «Дружба народов» и др.

Спектакли по пьесам Петрушевской были поставлены во многих театрах.  Петрушевская  также пишет и выставляет картины, охотно принимает участие в экстравагантных художественных  проектах. Так, объединив свои усилия с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inguisitorium», она в 2003 году выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.

В 1991 г. писательнице присуждена Пушкинская премия в Германии. Многие российские критики признали ее повесть "Время ночь" лучшим произведением 1992 года, повесть была включена в шорт-лист Букеровской  премии. В это же время появился сборник прозы "Дом девушек", где опубликованы, наряду с рассказами, и повести Петрушевской, ранее печатавшиеся лишь в журналах.

 Уровень правды в ее произведениях так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей, таких как В. Пьецух и другие, стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает «из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных». В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще – рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой толпы и являющегося плотью от плоти этого общества.

Признание пришло к уже зрелому автору потому, что Петрушевская талантливо и смело показала страшные реалии жизни "застоя" и первых лет перестройки. "Серая" будничная жизнь изображена в прозе Петрушевской в ритмах и речи сегодняшнего дня «Сильно. Кратко. Жестко». Писательница подчеркивала: "...Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы... А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль - моя боль».

В середине 80-х  гг. Петрушевская стала  одной из самых известных и популярных драматургов. Тяжелые, «чернушевские» пьесы о бессмысленности и жестокости жизни воспринимались в тот момент как критика общественного строя.

Драматургия и несказочная проза Петрушевской поражают гиперболизованной концентрацией отрицательного. А изображение жизни как абсурда наводит на мысль об аналогиях с экзистенциализмом.

Как и у экзистенциалистов, у нее истинная сущность героев получает проверку в пограничных ситуациях измены, болезни, ухода в небытие. Герои Петрушевской нередко вынуждены совершить свой выбор, обнаруживающий их истинную суть (порой понятие выбора вынесено в заглавие, как в рассказе "Выбор Зины"). Жизненная философия писательницы не слишком оптимистична, что видно, в частности, из следующего философского пассажа, открывающего рассказ "Непогибшая жизнь": "... что значит погибшая жизнь? Кто скажет, что добрый и простой человек сгинул не просто так, оставил свой след и т.д. - а злой, вредный и нечистый человек пропал из жизни особенно как-то, с дымом и на дыбе? Нет". Тем самым выходит, что результат бытия и добрых и злых людей совершенно одинаков - пустота! Между тем основная тема Петрушевской - именно погибшая жизнь. Герои и героини произведений писателя часто внезапно умирают от горя или выбирают самоубийство как ответ недостойному бытию. Характерно, что обычно такие герои обладают определенным семейным статусом - жены, мужа ("Упавшая", "Грипп").

Персонажи прозы Петрушевской, за редким исключением, не живут, а выживают. Естественно, что подобный взгляд на человеческое существование потребовал плотного бытописания, подчас натуралистического. Вещные, бытовые детали отобраны точно и наполнены психологическим содержанием.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестёр, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиск любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.). Пьесы Петрушевской напоминают «роман, записанный разговорами», «свернутый до стенограммы». «Магнитофонная драматургия» Петрушевской ориентирована на стихию устной речи, с ее косностью, неправильностью, смешением книжно-газетных клише и литературно-поэтических образов. Но за бытовыми сюжетами и конфликтами, словесными перебранками всегда обнаруживается высокое бытийное содержание. Вещи, детали, сценическое пространство (комната, телефонная будка, лестничная площадка и т.д.) обнаруживают философский, эстетический, а порой космический подтекст.

Страстное разбирательство – вот что такое жизнь в рассказах Петрушевской. Она – лирик, и, как во многих лирических стихах, в ее прозе нет лирического героя и не важен сюжет. Её речь, как речь поэта, сразу о многом. Конечно, не всегда сюжет ее рассказов непредсказуем и незначителен, но главное в ее прозе – всепоглощающее чувство, создаваемое потоком авторской речи. В литературе шестидесятых – восьмидесятых годов Л. Петрушевская не осталась не замеченной благодаря ее способности соединять поэзию и прозу, которая придает ей особую, необычайную манеру повествования.   

 

Тема женской судьбы в творчестве Л.С.Петрушевской

Центральная тема прозы Л.С. Петрушевской – тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях – семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гиперреалистично, что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.). Но шоковая терапия с помощью слова должна у Петрушевской мобилизовать все силы человека: «В этом мире, однако, надо выдерживать все и жить… до последней минуты, свято веря в свою долю счастья».

 Главное в универсуме женского мира Петрушевской – любовь к мужчине, детям, родителям и попытка найти свою долю счастья, как-то устроить свою судьбу («Дочь Ксении», «Приключения Веры», «Бессмертная любовь» и др.). Мужчина в этом мире лишен всякой идеализации, он показан без каких бы то ни было личин рыцаря, любовника, верного мужа, заботливого отца, он у Петрушевской обычно «слабого типа существо», но претендует на победу над всеми («Смотровая площадка»). Героини Петрушевской это прекрасно понимают, но продолжают любить, страдать, заботиться и терпеть унижения. «Человек светит только одному человеку только один раз, и это все».

Мир семьи, жизнь дома, «этой священной обители», в произведениях Петрушевской изуродованы, искривлены («Отец и мать»), они превращены в арену борьбы отцов и детей, мужей и жен.

Петрушевская по-своему плачет над трудной судьбой интеллигентной женщины, желающей и не могущей совместить две сферы, которые требуют всю героиню без остатка - творчество и семейную жизнь. В душах тех героинь писательницы, которым она сострадает, всегда преобладает "человеческое, слишком человеческое".

И неудивительно, ведь в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести "Маленькая Грозная" к пьянству) либо мешающее герою обрести место в социуме (повесть "Время ночь").

Женщина – главная героиня ее рассказов. Она всегда разная: мать-одиночка, любящая жена; то она плачущая, страдающая, то она гордая, «повелительница мира».  

Безысходное одиночество человека и беспощадная алчность жизни как закон бытия – вот та трагическая истина, к которой вместе со своими героинями приходит Петрушевская. Именно поэтому она так активно отстаивает право женщины: «жить лучше, и главное – в любви».        

У Л.С. Петрушевской становится совершенно ясным, что как раз несбывшаяся женская любовь передаёт роковой зародыш следующим поколениям. Неспособность любить дочь, потому что в ней и с ней приходится вновь переживать собственную любовь и собственные ошибки, компенсируется обожествлением сына, а затем внука. Безумная любовь должна возместить всё, но она притягивает одновременно тот тип мужчин, который затем в виде зятя, подобно "щенку", дополнительно отягощает борьбу с буднями или после зачатия ребёнка ускользает от ответственности и тем самым повторяет подобную женскую судьбу бесконечно.

Петрушевская показывает черные стороны жизни, что приводит читателя в ужас, в шок! Но как бы не было горестно, судьба женщин сурова. Это как забег на дистанцию с препятствиями и, если ты прошла его, то ты живешь, а если нет, то погибаешь.

          Итак, можно сказать, что свою тему, в которой Петрушевская открыла новые грани, жизнь семьи разных социальных слоев, писательница изучила основательно и показала семью преимущественно как сферу распада общественных, социальных связей: связей между разными поколениями, между супругами. Если же такие связи порой и возникают ("Гимн семье"), то, как правило, под давлением со стороны и в результате появления на свет ребенка.

 Повесть «Конфеты с ликером» - одна из трагических историй жизни современной женщины. Именно эта повесть больше всего поразила меня несправедливым отношением людей друг к другу. Главная героиня Леля постоянно борется за свою свободу, за счастье своих детей. Каждая строчка повести проникнута невыносимой болью, беспомощностью от того, что уже ничего нельзя изменить: «Леля совершенно ни на чем не настаивала, буквально головы не поднимала, да, нет, никаких требований. Когда она заболела, лежала с температурой, вся красная, с хриплым кашлем, она и тогда не разозлилась, не выкрикнула, что детям нечего есть, когда он шел и особенно громко включал телевизор». Терпение этой женщины поражает, и хочется верить, что несмотря ни на что она сможет заслужить свою свободу и любовь.

 «Леля, хоть и ангел с виду, знала жизнь не с самой хорошей стороны, она существовала в постоянном напряжении, тряслась от ужаса, плакала». Приходилось много пережить, выстрадать, чтобы выйти из этой борьбы победителем. Героиня зачастую не жила, а выживала, пытаясь оправдать себя. Но такова судьба, а судьба у Петрушевской всегда «события чьей-либо жизни».

Широкую известность получила её повесть «Свой круг», написанная в 1988 году. История жизни компании друзей-интеллектуалов излагается от лица одной из участниц «круга». Человек жесток, здесь, как и во всей ранней прозе Петрушевской, - это аксиома, не требующая доказательств. Героиня повести знает, что она неизлечимо больна и вскоре умрет. Её бывший муж, слывущий в своем, элитарном кругу порядочным человеком, завел другую семью. Но героиня понимает цену этой порядочности и боится, что после её смерти он не возьмет их сына к себе, а под благовидным предлогом отдаст в детский дом. Ей необходимо отправить мальчика к отцу при жизни. А для этого надо, чтобы общественное мнение «своего круга» сочло, что ребёнок не может находиться у матери, и заставило отца взять сына. Поэтому она, позвав гостей, демонстративно бьет ребёнка на глазах у всей компании – и, вызвав всеобщее возмущение, достигает цели.…Как бы ни относилась к этой героине Петрушевская, вряд ли можно сказать, что женские характеры в её произведениях мелки и незанимательны. 

В повести «Время ночь» (1992) вновь рассказ ведётся от лица главной героини. Эгоистичная графоманка, превратившая жизнь своей семьи в ад, старается оправдаться на страницах дневника, неловко изображая заботу о ближних. Достоверно, без лишнего морализаторства показана самая суть личности. «Так назначено природой, любить. Отпущено любить, и любовь простерла свои крылья... Грейтесь!» («Время ночь»).

Известно, что это произведение появилось впервые не на русском языке. Из выступления Петрушевской по немецкому телевидению можно было заключить, что писательница не решилась предъявить произведение русскому читателю. Хотя, как упоминалось, русский текст "Время ночь", между тем, уже вышел, и необходимо стало считаться с некоторыми изменениями в русском тексте. Кстати на французском языке «Время ночь» было переведено как «Ночь принадлежит мне», на итальянском и испанском выглядело как «Ночное время», «Время ночи», а на английском лучше всего: «Time: night», почти как по-русски. 

Повесть Л.С. Петрушевской «Никогда» тоже повествует о жизни современной женщины. Обычной жизни на первый взгляд, но с другой стороны полной переживаний. Героиня отправляет ребенка на лето в детский сад за город, сама остается ухаживать за больным отцом. Однако вскоре Лена - так зовут главную героиню, начинает скучать по своему маленькому сыну и решает поехать к нему на сутки. Лена договаривается  с соседкой, чтобы та присмотрела на время отъезда за её отцом. Сама же отправляется за город и сразу же сталкивается с трудностями жизни - она не находит места для ночевки. Но скоро Лена находит место, где переночевать, в деревне у старушки по соседству с детским садом. Она на следующий день бежит к своему ребенку и все оставшееся время проводит с ним. За время, которое Лена находилась у старушки в деревне, она испытала и клевету, и страх пред тем, что её просто-напросто могли убить ни за что. Героиня шокирована. На следующий день Лена забирает сына и вместе с ним едет домой в город. На протяжении всей дороги её не покидает ужас той маленькой деревни, ночной толпы и уже, наверное, не покинет никогда.

Мир Петрушевской – это, действительно, "изнаночный мир”, болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души. Но сама писательница так не думает, герои ее попадают в такие ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так не бывает? И хотя Петрушевскую нельзя назвать феминисткой, но мужчины в ее произведениях играют незавидную роль: могут проявить слабость, отступить, бросить все. Так произошло и с героиней рассказа "Как ангел”, вошедшего в цикл "Непогибшая жизнь” ("Октябрь”, 1996г.). Сюжет его таков: два немолодых одиноких и некрасивых человека, обычные работники агрохима, нашли друг друга в одной экспедиции и через девять месяцев родили своего ангела. Девочке дали имя Ангелина, "как бы в насмешку”, так как она родилась больной. «Ангел». Маленькая Ангелина привыкла получать подарки, чей бы день рождения не выдался. И к пятнадцати годам она стала, открыто требовать свою долю "на празднике жизни”.

К тридцати годам она более походила на животное: "…ее сильно раскрашенное синим и красным лицо с постоянно зияющим беззубым ртом, в котором по углам торчало четыре клыка, производило сильное впечатление на всех”. В рассказе Ангелина часто сравнивается не с человеком, а с животным, с птицей: Она – это отражение пороков всех людей, ее окружающих. А любили ли ее родные по-настоящему? Скорее всего, нет. Даже ангел-хранитель Ангелины, как Петрушевская называет ее мать, "в глубине своей кроткой души надеется когда-нибудь отдохнуть, скинув ее на руки двоюродной родне…”. Она идет против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом, про которых ведь сказано, что их будет царствие небесное, но где…” - вот боль автора, вот лейтмотив, который потрясает нас.

Мрачно? Бесспорно, да. Но ведь кто-то должен заглядывать в "темную комнату" (название раздела в сборнике пьес писательницы). В современной русской литературе это делает Петрушевская.

Наиболее четко концепция взаимоотношений мужчины  и женщины у Петрушевской воплощена в рассказе «Случай Богородицы». В этом произведении автор соединяет в одном герое и мужа, и сына, и бросившего женщину возлюбленного. Рассказ разделен на две части: в первой описываются нынешние отношения матери и сына с ее тоской о нем, а во второй – как бы до начала времен – повествуется о том, как она его от себя гнала и отталкивала, сломав его привязанность. Но он ничего не помнит об этом, и она не посмеет ему напомнить. Испытывая вину, она пытается окружить его собой, а она из последних сил отстаивает свою свободу. Именно так в рассказе прослеживается мысль о том, что причина ухода мужчины от женщины кроется в вине женщины перед ним – в том, что она в свое время его каким-то образом отторгла. Именно поэтому мужчина и стремится превратить тягу к женщине в простую физиологическую потребность.

Скромная библиотекарь Пульхерия, героиня рассказа «По дороге бога Эроса», увидела в своем возлюбленном не седого и немолодого человека, сумасшедшего гения, а мальчика, «ушедшее в высокие миры существо, прикрывшееся для виду седой гривой и красной кожей». Пульхерия отдала этому чувству всю себя без остатка. В рассказе «По дороге бога Эроса» показан и феномен мужской любви. Возлюбленный Пульхерия изображен как бы на втором плане, словно призрак. Автор не называет его имени,  в произведении не встречается ни одной его реплики, всю информацию о нем мы получаем от других людей. Если героиня поглощена любовью к нему, то он выступает в произведении лишь как объект любви, он пассивен. В жизни Пульхерия он появляется словно Каменный гость. Портрет героя довершает лаконичная авторская ремарка: «Гость ценил недоговоренность, внезапность, свободу и нападал только из-за угла»

Петрушевская утверждает: "Человек светит только одному человеку только один раз, и это все”. Писательница светит всем, этот свет в ее произведениях, в нашей душе, но его надо только почувствовать и открыть для себя.

 

Заключение

В произведения Людмилы Петрушевской характеризуются как мрачные, жестокие, беспощадные, в них можно увидеть светлое и чистое, наряду с  грязным и порочным, потому что в жизни все это неотделимо друг от друга.

Читаешь Петрушевскую – и ощущаешь свою беззащитность перед неумолимостью жизни и смерти. И полнее от этого невольного страха и смущения осознаешь ответственность за себя самого и за тех, кто рядом. Людмила Петрушевская не просто касается «женской» темы, она царствует над ней! Есть в её коротеньких рассказах то, что безмерно трогает. Это вера в «чудо» любви!

Разглядеть момент присутствия человека в мире – вот скромное предназначение отечественной литературы. Людмила Петрушевская владеет тайной незаметных «невидимых миру слез». Она же не забывает напомнить нам о сокровенной надежде на то, что все в нашей печальной стране привыкли называть «счастьем». 

Для Л. С. Петрушевской «жизнь хороша», потому что она естественна, следует не политическим, а революционным законам  и  правилам, движется природными циклами, подчиняется законам природы. Писатель,  «единственный свидетель» этой Гармонии и Красоты, должен запечатлеть её в Слове, соединяя творчество художника с творчеством самой жизни, которая всегда выше Искусства. Говоря о творчестве писательницы, драматург А. Арбузов отметил: «Книги её полны резкой справедливости, поражают точностью психологических характеристик, беспощадной правдой и глубокой любовью к человеку»

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (18.09.2012)
Просмотров: 13897 | Теги: его творчество характеризует глубок, произведениях Шукшина дано лаконичн, на первы | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0