Суббота, 27.04.2024, 05:01


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Выразительные средства языка как особенности авторского стиля
Литературные произведения каждого автора отличаются неповторимым художественным стилем, основанном на использовании различных выразительных средств. Ни одно слово не произносится автором случайно. Каждое  выражение, слово, знак препинания, построение предложений, употребление или отсутствие имен, частотность употребления тех или иных частей речи - все   несет в себе смысловую нагрузку, является важным условием  раскрытия идейного смысла произведения..  Использование выразительных средств у каждого автора индивидуально.

    Одним из приемов, отличающих индивидуально-авторский стиль, является цветопись, благодаря которой читатель погружается в атмосферу произведения, ощутимо представляет изображаемую автором картину. Палитра  той или иной цветовой гаммы помогает  изобразить не только внешнюю сторону, но и душевное состояние героев.   Используя этот приём в романе «Преступление и наказание», Ф.М.Достоевский проводит своеобразную нить между мыслями, чувствами персонажей и городом, в котором они живут – Петербургом. 

   Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Точно так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею. Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, "похожая на шкаф или сундук" каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате       у Сони, "мебель из желтого отполированного дерева" в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

   Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить "маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками" — подарок сестры на память. "Красные камешки" становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови. Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению...

   Глаза Раскольникова уже привыкли "к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам".

Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа — "нищие, униженные и оскорбленные". На фоне всего этого возникает символическая деталь -  драдедамовый зелёный платок.На фоне всего этого возникает символическая деталь

 - драдедамовый зелёный платок. Зелёный цвет – цвет Богородицы, покровительницы и заступницы земли. Накрываясь этим платком, Соня отдаёт себя «под покров» Богородицы, при этом сама становится защитницей окружающих.

          Кроме психологического состояния отдельных героев, цвета могут отражать и настроение целого народа, обстановку в стране, что мы можем наблюдать в поэме А.А.Блока «Двенадцать», рассказывающей о революционных событиях в России. Россия старая ассоциировалась в сознании Блока с чёрным; он записал в дневнике: «В России всё опять черно и будет чернее прежнего?» В поэме он выразил свои надежды на преображение России чёрной в Россию  белую.  Революционную Россию Блок изобразил как расколотый надвое мир, как противостояние чёрного и белого. Россия старая ассоциировалась в сознании Блока с чёрным. Символика цвета выражает космичность противостояния: с одной стороны, чёрный вечер, чёрное небо, чёрная людская злоба, названная и злобой святой, чёрные ремни винтовок, чёрный ус Ваньки, а с другой – белый снег, «зубки блещут жемчугом» у обречённой Катьки – жертвы чёрной злобы, Христос в белом венчике из роз идёт « снежной россыпью жемчужной».

Между чёрным, злобным, состоянием России и белым, Христовым, - выраженный символикой красного цвета мотив кровавого преступления: это и простреленная голова Катьки, и упоминание Красной гвардии, красного флага, который «в очи бьётся». Цветовая символика ассоциируется с образом времени: с крушением чёрного старого мира, с верой поэта в упорядоченное будущее – в его «белые одежды», наконец, с кровавым, переходным настоящим, которому соответствует сочетание красного, чёрного, белого цветов.

     Каждый писатель рисует мир по-своему. В иных красках видит мир Б.Окуджава. Неповторима и та гамма цветов, которую он использует. Главная роль в этом принадлежит эпитету — образному определению предмета. Чаще всего эпитет бывает выражен прилагательным. Настроение автора играет роль цветового фильтра: под его воздействием один и тот же предмет может оказаться и "алым”, и "кроваво-красным”, и "грязно-красным”. Внимательно присмотреться к манере передачи цвета  — значит глубже понять поэта. Слушая песни или читая стихи Б. Окуджавы, сразу обращаешь внимание на то, что его художественный мир ярко окрашен. В цветовой гамме автора самые разнообразные краски. Чаще всего присутствует  "белый”, "красный”, "синий”, "голубой”, "зеленый”. Автор выбирает преимущественно естественные цвета. Скопление таких определений не создает пышности и вычурности, а лишь подчеркивает яркость и разнообразие красок реального мира.

В одном из ранних стихотворений Б. Окуджава нашел применение цветам:

...Белую краску возьми, потому что это — начало, потом желтую краску возьми, потому что все созревает,

потом серую краску возьми, чтобы осень в небо плеснула  свинец,

черную краску возьми, потому что есть у начала конец, краски лиловой возьми пощедрее, смейся и плачь,

а потом синюю краску возьми, чтобы вечер птицей слетел

на ладонь, красную краску возьми, чтобы пламя затрепетало,

потом краски зеленой возьми, чтобы веток в красный

подбросить огонь...

( "Как научиться рисовать” ).

   Мы видим, что поэт использует цвет и в прямом, и в переносном значении: "белое” и "черное” означают "начало” и "конец”.

В текстах Окуджавы нередко приобретает символический смысл слово "белый”. Белый цвет связан с представлением о мире, противостоящем войне:

... Наши девочки платьица белые

раздарили сестренкам своим.

("До свидания, мальчики”)

Лишь белые вербы,

как белые сестры, глядят тебе вслед.

("Песенка о пехоте”)

Белый цвет имеет для автора особое значение, потому что несет в себе возвышенную чистоту природы:

...Два кузнечика зеленых пишут белые стихи.

Они перышки макают в облака и молоко,

чтобы белые их строчки было видно далеко...

("О кузнечиках”)

    Окуджава играет значением оборота "белые стихи”. Источником белизны, чистоты становятся облака — частицы неба — и молоко, связанное с домашним уютом. Шуточный рассказ о кузнечиках становится очень серьезным. Это стихотворение о том, что стихи пишутся самой жизнью, отраженной в сознании поэта, а его рукой должны водить самые светлые и высокие чувства. .  Эпитет "красный” становится в стихах Окуджавы знаком тревоги, напоминает об огне и крови:

...Ты подкинь-ка, смеясь, августовского хворосту

своей белою пригоршней в красный огонь.

("Стихи без названия — 3”)

Не пугайся слова "кровь” —

кровь, она всегда прекрасна,

кровь ярка, красна и страстна,

"кровь” рифмуется с "любовь”.

("Два великих слова”)

    Интересно, насколько гармонична поэзия Окуджавы: он одинаково часто использует слова "белый” и "красный”, наполняя мир то чистотой и покоем, то яростной тревогой. Рисуя картины природы, поэт постоянно обращается к синему и голубому цветам. В его стихах возникают "голубые леса”, "синее небо”, "синие горы”, "майская синева”. Призыв к живописцам: "Окуните ваши кисти в голубое...” — воспринимается как просьба видеть и воспевать красоту природы.             Палитра красок, которую использует Окуджава, помогает ему вовлечь читателя и слушателя в мир, где царят чистота и любовь.

Так же как и лексика, огромными выразительными возможностями обладает  синтаксис. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос; восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п. Рассмотрим некоторые  средства выразительности, используемые в синтаксисе. 

       Синтаксический параллелизм — одинаковое построение нескольких предложений, когда в одной последовательности расположены члены предложения, одинаково выраженные:
    
            Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?
                                                              (М. Лермонтов)
    Риторический вопрос — это предложение вопросительное по строению, но передающее, подобно повествовательному, сообщение о чем-либо. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений:

Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче? (В. Маяковский)

Кто только не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался! (А. Пушкин)

Эти вопросы ставятся не для того, чтобы получить ответы, а чтобы привлечь внимание к тому или иному предмету, явлению, эмоционально выразить утверждение.
    Напряженность и выразительность речи усиливают также риторические восклицания: Эх, тройка! Птица тройка! (Н. Гоголь) Пышный! Нет ему равной реки в мире! (Н. Гоголь)
    Обращение — яркое выразительное средство в художественной речи. Обращением называется слово или сочетание слов, называющее адресата. Чаще всего в роли обращения выступают имена собственные, реже — клички животных или названия неодушевленных предметов. Оно сопровождается присущей ему звательной интонацией. Если в разговорной речи основная функция обращений — наименование адресата речи, то в поэтической обращения выполняют помимо этого стилистические функции: они часто являются носителями экспрессивно-оценочных значений. Поэтому они часто метафоричны; этим же объясняются особенности их синтаксиса.
    Для произведений художественной литературы — особенно поэтических — характерны распространенные обращения, например:

Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, силой какою вы душу пленяете? (С. Есенин)

   В некоторых случаях пространное обращение в поэтической речи становится содержанием предложения:

Солдатский сын, что вырос без отца и раньше срока возмужал заметно, ты памятью героя и отца не отлучен от радостей земных. (А. Твардовский)
     В поэтической речи обращения могут выстраиваться в однородный ряд:

Пойте, люди, города и реки, пойте, горы, степи и моря! (А. Сурков)

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая. (М. Исаковский)

О город! О ветер! О снежные бури! О бездна разорванной в клочья лазури! Я здесь! Я невинен/ Я с вами! Я с вами! (А. Блок)
     Обращения к другим лицам создают непринужденность, интимность, лиризм:

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет! (С. Есенин.)    Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями.
    Бессоюзие заключается в намеренном пропуске соединительных союзов между однородными членами предложения или между простыми предложениями в составе сложного. Отсутствие союзов придает высказыванию динамичность, стремительность, позволяет одной фразой передать насыщенность картины. Например, А. Пушкин, описывая поездку Лариных «на ярманку невест», рисует калейдоскоп быстро сменяемых картин, впечатлений, набегающих на путешественников с помощью ряда однородных членов:
 Мелькают мимо будки, бабы,

 Мальчишки, лавки, фонари,

 Дворцы, сады, монастыри,

 Бухарцы, сани, огороды,

 Купцы, лачужки, мужики,

 Бульвары, башни, казаки,

 Аптеки, магазины моды,

 Балконы, львы на воротах...
    Рисуя картину Полтавского боя, А. Пушкин также использует бессоюзные конструкции, передающие стремительность происходящего:
    Швед, русский — колет, рубит, режет,

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон...
    Бессоюзное соединение однородных членов создает впечатление незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда, а подчас подчеркивает логическую неоднородность соединяемых понятий: «Повсюду под ленивым ветром вертящиеся крылья мельниц, мызы, хуторки, домики с крутыми черепичными кровлями, с гнездами аистов, ряды невысоких ив вдоль канав». (А. Толстой) «Это все перед домом; а посмотрели бы, что у него в саду! Чего там нет! Сливы, вишни, огородина всякая, подсолнечники, огурцы, дыни, стручья, даже гумно и кузница». (Н. Гоголь). Такие конструкции характерны для спокойной повествовательной речи.
     В художественных произведениях авторы нередко используют многосоюзие, заключающееся в намеренном использовании одного и того же союза, чтобы выделить (логически и интонационно) соединяемые ими члены предложения и усилить выразительность речи. Повторяющиеся союзы, во-первых, подчеркивают незаконченность ряда, а во-вторых, выражают значение усиления: Она и боялась-то его, и не смела плакать, и прощалась с ним, и любовалась им как. в последний раз. (И. Тургенев) Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи... (А. Пушкин) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (В. Короленко)
    В стихотворении «Дорожные жалобы» А. Пушкин использует эту фигуру:
     Иль чума меня подцепит,

     Иль мороз окостенит,

     Иль мне в лоб шлагбаум влепит

Непроворный инвалид.

Конструкции с многосоюзием чаще встречаются в эмоциональной речи.
     Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект:
      Их разговор благоразумный
      О сенокосе, о вине,
      О псарне, о своей родне,
      Конечно, не блистал ни чувством,
      Ни поэтическим огнем,
      Ни остротою, ни умом,
      Ни общежития искусством...
                                         (А. Пушкин)
     Вот, например, как использует многосоюзие и бессоюзие И. Северянин в стихотворении «Моя Россия »:
     Моя безбожная Россия, Священная моя страна! Ее равнины снеговые, Ее цыгане кочевые, — Ах, им ли радость не дана? Ее порывы огневые, Ее мечты передовые, Ее писатели живые, Постигшие ее до дна! Ее разбойники святые, Ее полеты голубые, И наше солнце и луна! И эти земли неземные, И эти бунты удалые, И вся их, вся их глубина! И соловьи ее ночные, И ночи пламно-ледяные, И браги древние, хмельные, И кубки, полные вина! И тройки бешено-степные, И эти спицы расписные, И эти сбруи золотые, И крыльчатые пристяжные, Их шей лебяжья крутизна! И наши бабы избяные, И сарафаны их цветные, И голоса девиц грудные, Такие русские, родные, И молодые, как весна, И разливные, как волна, И песни, песни разрывные, Какими наша грудь полна, И вся она, и вся она — Моя ползучая Россия, Крылатая моя страна!
    Инверсия — расположение слов в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.
    При инверсии (от лат. inversio — перевертывание) слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство. Оно часто употребляется в эмоциональной, взволнованной речи, ср.: Летние ночи не долги (прямой порядок, спокойное, ясное изложение). Не долги летние ночи! Обратный порядок помогает выразить не только сообщение, но и эмоции говорящего. Такой экспрессивный порядок слов встречается в разговорной речи, поскольку она по природе своей эмоциональна.
    Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, где она выполняет еще и ритмообразующую функцию. В стихотворной речи даже предлоги могут занимать необычное место:
                        В поле чистом,

Луны при свете серебристом,

В свои мечты погружена,

Татьяна долго шла одна.
      (А. Пушкин)
    Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения. Ср. две строфы стихотворения Пушкина «Осень»: в первой строфе (Октябрь уж наступил — уж роща отряхает последние листы...) нет заметных отклонений от нормы и интонация приобретает ровный, естественный рисунок. Во второй строфе (Унылая пора! Очей очарованье...) меняется интонация, инверсия придает больше экспрессии, эмоциональности.
    Следует учесть, что указанные правила порядка слов относятся к отдельно взятому предложению (вне контекста). А в речи отдельное предложение является только минимальной единицей и связано с другими такими же единицами, поэтому порядок слов может отступать от нормы.
    Еще одним изобразительным средством синтаксиса является период — такое сложное предложение, которое заключает в себе ряд однородно построенных предложений (например, придаточные), обычно начинающихся одинаковыми союзами и имеющими приблизительно одинаковый размер. Классическим примером периода является стихотворение М. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»:
      Когда волнуется желтеющая нива,
    
     И свежий лес шумит при звуке ветерка,
    
     И прячется в саду малиновая слива
    
     Под тенью сладостной зеленого листка;
    
     Когда росой обрызганной душистой,
    
     Румяным вечером иль утра в час златой,
    
     Из-под куста мне ландыш серебристый
    
     Приветливо кивает головой;
    
     Когда студеный ключ играет по оврагу
    
     И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
    
     Лепечет мне таинственную сагу
    
     Про мирный край, откуда мчится он, —
    
     Тогда смиряется души моей тревога,
    
     Тогда расходятся морщины на челе, —
    
     И счастье я могу постигнуть на земле,
    
     И в небесах я вижу Бога...
         Для более полного раскрытия внутреннего мира героя авторы используют принцип говорящих имён.

         В произведениях Достоевского, особенно в его романах, имена и фамилии персонажей всегда значимы. Если имя представляется нам данным произвольно, это значит, как правило, лишь то, что мы не учли какую-либо ассоциацию, с ним связанную, какой-либо оттенок значения. Фамилия Раскольников чрезвычайно многозначна. Она указывает на раскольников, не подчинившихся решению церковных соборов и уклонившихся от пути православной церкви, то есть противопоставивших своё мнение и свою волю мнению соборному. Она указывает на раскол в самом существе героя, являющегося воистину героем трагическим, ибо он, восстав против общества и Бога, всё же не может отринуть, как негодные ценности, связанные с обществом и Богом. Алена Ивановна. Алена – светлая, сверкающая (греч.); Иван -  Божия благодать (милость) (евр.) – таким образом, оказывается, что, несмотря на свою неприглядную оболочку, Алёна Ивановна – светлая по милости Божией. Этим именем автор как бы еще раз подчеркивает преступность намерения Раскольникова  и антигуманность его идей. Кстати, деньги, завещанные на монастырь, только безбожному, материалистическому сознанию могут представляться дурно употреблёнными. Мармеладов – фамилия, противопоставленная фамилии «Раскольников». Сладкая, вязкая масса, слепляющая расколотое существование, да ещё придающая ему сладость. Софья Семёновна. Софья – мудрость (греч.), Семён Бога слышащий (евр.). Таким образом, «Софья Семёновна» - мудрость, слушающая Бога. Капернаумов – очень многозначительная и до конца не объяснённая аллюзия на часто упоминаемый в Евангелии город Капернаум. Город Магдала, из которого происходила Мария Магдалина. Находился близ Капернаума. В просторечии существовало и фамильярно-бытовое значение слова «капернаум» - весёлое «заведение», кабак. Если учесть, что в романе пространство кабака и церкви всё время взаимопроникают друг друга, деталь становится ещё более ёмкой. Петр Петрович Лужин – в имени и фамилии заключено характерное противоречие: Пётр Петрович – камень камня, но – из лужи, да и в романе со всеми своими замыслами – садится в лужу. Порфирий Петрович. Порфирий – пурпурный, багряный (греч.), порфира – багряница. Имя в высшей степени неслучайное для человека, который будет «истязать» Раскольникова, «издеваться» над ним.

    Писатель может вообще не дать имени своему герою. Этим приемом зачастую пользовался И.А. Бунин в своих проиведенях. В рассказе «Холодная осень», к примеру, главная героиня не имеет имени. Эта существенная деталь имеет большое значение в раскрытии смысла произведения: таких было очень много в России, и неважно, как звали героиню, важен в ее жизни только тот холодный осенний вечер, после которого никакие последующие события не имели смысла. Наверное, поэтому описанию последнего свидания холодным осенним вечером автор отводит большую часть рассказа.

Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» не дает имени матери Остапа и Андрия, видимо, потому, что такова была участь всех женщин того времени. А  почему он никак не называет прекрасную полячку? Не потому ли, что видит в ней виновницу преступления Андрия? Впрочем, здесь, наверное, решать читателю, нужно только задуматься над этим.

       Подсчеты показывают, что стиль отдельных писателей можно охарактеризовать даже статистически. Употребление отдельных частей речи, типов предложения подчиняется определенной закономерности. Приведем несколько примеров.

 На 500 знаменательных слов у А.И.Куприна приходится 77 глаголов, у А.С.Пушкина – 110, у А.П.Чехова – 127.

  В прозе К.Симонова на 500 слов приходится 170 существительных, 49 прилагательных. 73 местоимения, 111 глаголов. У М.А.Шолохова – 216 существительных, 77 прилагательных. 39 местоимений, 72 глагола. Частотность  употребления тех или иных частей речи несет в себе смысловую нагрузку в зависимости от контекста.

     Писателя называют художником слова, потому что он рисует картины жизни, образы, явления природы, предметы словами. И под его пером слова приобретают изобразительную силу, передают звучание смысл, переливы цвета, смены настроений, разнообразные впечатления. Совокупность  художественных средств выразительности не только делает литературные произведения более яркими и насыщенными, но и помогает автору раскрыть свой творческий замысел в полном объёме.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (18.09.2012)
Просмотров: 3835 | Теги: лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы, анализ литературного произведе | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0