Я
заинтересовалась рассказами Федора Абрамова, которые он посвятил своей родине. Так
родилась идея моей работы. Какая она, родная северная природа, какие
художественно-изобразительные средства использовал Ф. Абрамов при описании
времён года, с каким чувством он пишет о
Севере? «Север - скупой чародей» или нет?
Свою исследовательскую работу я
проиллюстрировала своими иллюстрациями и фотографиями (некоторые из них сделаны
на родине Ф. А. Абрамова во время поездки). Все фотографии и иллюстрации в
работе авторские.
«Какой же ты, батюшко,
Север?»
Какой
же ты, батюшко,
Коль выстудил ветер в леса,
Метель луговины засеяла,
Мороз опалил небеса?
Какой
же ты, батюшко, родный,
Коль птицы умчались на юг,
А гладь твоих рек полноводных
В теснине ледовых кольчуг?
Какой
же ты, батюшко? Полно...
И зверю в чащобе невмочь,
И катит тяжелые волны
Глухая полярная ночь.
Но
так нарекли тебя люди.
Знать, не было края родней.
И зваться ты батюшком будешь,
Мой
Север, скупой чародей!
Архангельский поэт Дмитрий Ушаков в своём
стихотворении «Север - батюшко» назвал Север скупым чародеем.
В «Толковом словаре» С. И. Ожегова даны следующие
определения слова «скупой» и «чародей»:
-
«Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов».
- «Чародей – волшебник, колдун (устар.)»
Наш
Север – скупой, бережливый на краски, но всё-таки волшебный край? Каков Север в
рассказах- миниатюрах Ф.А. Абрамова? Для
ответа на этот основополагающий вопрос мною было подобрано и проанализировано 19
рассказов-миниатюр Ф. Абрамова о временах года. (Приложение 1).
О
художественно-выразительных средствах языка.
Чтобы
начать работ по исследованию художественно- изобразительных средств, уточним
значение литературоведческих терминов.
Эпитет
-
художественное определение.
Метафора - это перенесение свойств
одного предмета на другой для обнаружения, подчёркивания связи явлений, то есть
в основе метафоры лежит сходство.
Олицетворение - разновидность метафоры –
это приём художественного изображения, состоящий в том, что животные,
неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями
и свойствами.
Сравнение - это сопоставление двух
явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.
Цветопись - искусство передачи цветов, красок
окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи
писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами,
наполняя своё художественное произведение.
Весна в рассказах Ф.А.
Абрамова.
Первым объектом моего исследования
стали рассказы-миниатюры Ф.А. Абрамова о весне «Февраль», «Верба», Зелёная весна», «Капель».
(Февраль
В начале февраля весна сделала свой первый
налёт. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно
и волнующе запахло оттаявшим кедром.
Верба.
Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей,
как луч света в тёмном царстве.
Зелёная
весна.
Удивительно разнообразие зелёного цвета
весной! Светло-зелёные ёлки (новые побеги), дымчато - седой сосняк,
зелёно-скромная берёза, серебристая зелень ивы, желтовато-зелёный
дубок, румяно-зелёный, красноватый клён… И только к середине лета
всё это растворится в едином океане.
Капель.
Весна, по всем приметам, шла скорая,
дружная. К середине апреля на Пинеге зачернела дорога, уставленная еловыми
вешками, засинели забереги, в тёмных далях мелколесья проглянули розовые
рощи берёз.
С крыш капало. Из осевших сугробов за одну
неделю выросли дома-большие, по-северному громоздкие, с мокрыми, почерневшими
бревенчатыми стенами. Днем, когда пригревало, на косогоре вскипали ручьи,
и по деревне волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников…)
При описании весны Ф.А. Абрамов использует эпитеты, метафоры, сравнения.
Эпитеты:
- «весна, по всем приметам,
шла скорая, дружная» (Капель);
«радостно
и волнующе запахло
оттаявшим кедром» (Февраль);
«светло-зелёные
ёлки»(Зелёная весна);
«дымчато-седой
сосняк»(Зелёная весна);
«зелёно-скромная
берёза»(Зелёная весна);
«желтовато-зелёный
дубок»(Зелёная весна);
«серебристая
зелень ивы»(Зелёная весна);
«румяно-зелёный,
красноватый клён» (Зелёная
весна);
- «волнующе
расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников»
(Капель).
Метафоры:
- «и только к середине лета всё это
растворится в едином океане» (Зелёная весна);
- «вскипали ручьи» (Капель).
Сравнения:
- «цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как
луч света в тёмном царстве»
(Верба).
Цветопись представлена следующими красками:
«розовые
рощи берёз» (Капель)
«цветущая
верба среди
иссиня-чёрных елей» (Верба);
«с елей и сосен дождём смыло снег, и те опять зазеленели»
(Февраль);
«светло-зелёные
ёлки» (Зелёная
весна);
«зелёно-скромная
берёза» (Зелёная
весна);
«желтовато-зелёный
дубок» (Зелёная
весна);
«серебристая
зелень
ивы» (Зелёная весна);
«румяно-зелёный,
красноватый клён»
(Зелёная весна);
«дымчато-седой
сосняк»
(Зелёная весна);
Весна
в рассказах Ф.А. Абрамова – время пробуждения природы, её возрождения.
Метафоры, эпитеты передают радость, волнение и в состоянии природы, и в
настроении человека.
Доминирующим
цветом в палитре является зелёный и его тончайшие оттенки.
Лето в рассказах Ф.А.
Абрамова.
Следующим
объектом моего исследования стали рассказы-миниатюры Ф.А. Абрамова о лете
«Одуванчики», «Лесная дорога», «Погожим летом», «Картошка цветёт», «Пинега»,
«Жара», «Сосны».
(Одуванчики.
Покосы
уже зажелтели: зажглись купальницы, курослепы, одуванчики. Больше
того, на некоторых одуванчиках уже пуховые шары. Когда успели отцвести?
Лесная
дорога.
Иду
лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые,
как из бани вышли.
Лесная
дорога - широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.
Погожим
летом.
Нынче
каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя
выявила. Все необычно большое, сочное. Головка у розовой кашки,
как колокол, мятлик в грудь, желтое блюдце ромашки, как солнце
на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек - просто колючая
проволока. Словом, на земле, как в какой-то волшебной стране:
все непривычно большое, высокое.
Картошка
цветёт.
Опять вокруг моего дома собрались на свой слёт
ласточки, опять цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт
картошка. Кажется, я в жизни не видел такой мощной травы и такого
цвета. До окон поднялись картофельники.
Пинега
Утром
вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камешка не
разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает,
как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась,
принарядилась Пинега.)
Жара.
Август
принёс с собой суховей. Началась жара. По утрам не схватывались белым дымком
росы, ручьи и речонки пересохли, и к полудню листья вянули на деревьях.
В знойном, добела раскалённом, поднебесье
целыми днями метался пепельно-серый канюк, плакал пронзительно и тоскливо:
«Пи-ить!.. Пи-ить!..» )
В
рассказе «Погожим летом» Ф.А. Абрамов пишет: «а мышиный горошек, нежный
мышиный горошек - просто колючая проволока». Это яркое сравнение помогает
представить мышиный горошек, как
сказочный персонаж. А обыкновенная трава
мятлик вырастает в рост человека (мятлик в грудь). Недаром далее Ф. Абрамов подводит итог: «на земле, как в
какой-то волшебной стране».
В
рассказе «Сосны» каждое слово выразительно.
(Сосны.
В
лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие
сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными
великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.)
Например: тихо (эпитет), высокие сосны (эпитет), небесной синеве (эпитет), нескончаемым
шумом (эпитет), на все лады заливаются птицы (метафора), купающиеся верхушками (метафара), сосны стоят равнодушными великанами (сравнение), веет вечностью, космосом (метафора).
В результате исследования рассказов-миниатюр о лете
я нашла следующие тропы.
Эпитеты:
- «Все необычно большое, сочное» (Погожим
летом);
- «нежный мышиный горошек» (Погожим летом);
- «высокие сосны» (Сосны);
- «небесной синеве» (Сосны);
- «нескончаемым шумом» (Сосны);
-
«буйным белым половодьем цветёт картошка» (Картошка цветёт)
Метафоры:
-
«зажглись купальницы, курослепы, одуванчики» (Одуванчики);
«изумрудные
стволы ольхи»
(Лесная дорога);
«А
стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли» (Лесная
дорога);
«желтое
блюдце ромашки, как
солнце на стебле» (Погожим летом);
«опять
цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт картошка» (Картошка цветёт);
«В
знойном, добела раскалённом, поднебесье» (Жара);
«И
только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят
равнодушными великанами» (Сосны);
Олицетворения:
«Ночью
прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега» (Пинега)
Сравнения:
-
«Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.» (Лесная
дорога);
-
«опять цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт
картошка» (Картошка цветёт);
«А
сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика» (Пинега);
«И
только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят
равнодушными великанами» (Сосны);
-
«Головка у розовой кашки, как колокол»(Погожим летом);
«желтое
блюдце ромашки, как солнце на стебле»(Погожим летом);
«нежный
мышиный горошек - просто колючая проволока»(Погожим летом);
«Словом,
на земле, как в какой-то волшебной стране: все непривычно большое,
высокое.» (Погожим летом).
Чтобы
ярче передать цвет и настроение, Абрамов использует в своих рассказах – миниатюрах
цветопись. Например:
«покосы
уже зажелтели» (Одуванчики);
«желтое
блюдце
ромашки» (Погожим летом);
«Изумрудные
стволы
ольхи» (Лесная дорога);
«А
стволы елей – розовые, разогретые… (Лесная дорога);
- «Головка у розовой кашки»
(Погожим летом);
- «буйным белым половодьем цветёт
картошка» (Картошка цветёт);
«В
знойном, добела раскалённом, поднебесье» (Жара);
«высокие
сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве…
(Сосны);
«А
сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика»
(Пинега)
В
результате исследования рассказов–миниатюр о лете я пришла к выводу, что Ф.А. Абрамов увидел богатство красок нашего
края и отразил это в художественно-выразительных средствах. При изображении
лета палитра троп богатая. Чаще Ф. Абрамов использует метафоры, сравнения. Гамма
цветов следующая: желтый, розовый, изумрудный, небесная синева, белый, добела-раскалённый,
разноцветная мозаика.
Осень в рассказах Ф.А.
Абрамова.
Следующим
объектом моего исследования были рассказы Абрамова об осени «Осеннее солнце»,
«Тишина», «Сентябрь», «Закат».
(Осеннее
солнце.
Утром солнце разгорается медленно,
трудно – как костер из сырых дров.
Тишина.
Теплый, солнечный день.
Деревья, измученные дождями и ветрами,
нежатся на солнце. Стрекочут, как летом кузнечики. Присвистывают птицы. Удивительная
тишина.
Сентябрь.
Брусничным
соком
стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе,
красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая
листва дуба.
Красные
сосны, прошитые лимонными березами. Лимонные солнечные кустарники. Поле
капустное. Иссиня - морозные кочаны.
Желтый
березняк,
густо расшитый красной рябиной.
Закат
Сперва был огромный раскалённый шар,
потом, по мере приближения к черте горизонта, шар сверху и снизу сплющился,
будто по нему стали бить кувалдой, потом образовалась пирамидка с
закруглённой верхушкой, потом шапка, плоский курганчик, краюшка и наконец тоненькая
красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой. Красной зари не было. Заря
была палевая.)
В
рассказе «Закат» меня заинтересовал эпитет «заря палевая». Я уточнила значение
слова «палевый». (ПА́ЛЕВЫЙ -. бледно-жёлтый с розоватым оттенком, соломенного
цвета, бледно-желтоватый, бело-желтоватый, и́зжелта-белый; желто-беле́соватый). Вот такое богатство оттенков в одном слове!
Ф.
Абрамов использует для описания осени следующие тропы:
Эпитеты:
-
«утром солнце разгорается медленно, трудно» (Осеннее солнце);
-
«теплый, солнечный день» (Тишина);
-
«удивительная тишина»
(Тишина);
-
«лимонные солнечные кустарники» (Сентябрь);
-
«иссиня - морозные кочаны» (Сентябрь);
-
«бронзовая листва
дуба» (Сентябрь);
-
«лимонными
березами» (Сентябрь);
-
«огромный раскалённый шар» (Закат).
Метафоры:
-
«утром солнце разгорается медленно» (Осеннее солнце);
-«деревья,
измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце» (Тишина);
-
«желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);
-
«красные сосны, прошитые лимонными березами» (Сентябрь);
-
«тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат).
Сравнения:
-
«утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров» (Осеннее
солнце);
-
«брусничным соком стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);
-
«шар сверху и снизу сплющился, будто по нему стали бить кувалдой» (Закат);
Цветопись:
«желтые
зонтики
кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);
«желтый
березняк,
густо расшитый красной рябиной» (Сентябрь);
«красные сосны, прошитые лимонными березами» (Сентябрь);
«лимонные
солнечные кустарники»
(Сентябрь);
«бронзовая
листва
дуба» (Сентябрь);
- «малиново-розовые
листья вяза» (Сентябрь);
«брусничным
соком
стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);
«тоненькая
красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат) ;
«заря
была палевая» (Закат);
«иссиня
- морозные кочаны»
(Сентябрь).
Ф.Абрамов
использует в цветописи разные оттенки желтого цвета (лимонный, солнечный,
бронзовый, палевый) и разные оттенки красного
цвета (малиново-розовый, брусничный, сиреневый). И как напоминание о
приближающейся зиме, выпадающий из общей палитры мазок – «иссиня морозный» цвет
кочанов капусты.
Можно
сделать вывод, что при описании осени
Ф. А. Абрамов не скупится на эпитеты, метафоры, сравнения. Излюбленные цвета:
желтый и его оттенки, красный и его оттенки. А значит, у Ф.Абрамова осень -
«очей очарование»! (А.С. Пушкин).
Зима
в рассказах Ф.А. Абрамова.
О зиме Ф.А. Абрамов пишет в рассказах «Первый снег»,
«Снегирь», Утренняя заря», «Январь», Серебряные сполохи»
(Первый
снег.
Первый
снег. Землю, как на праздник, накрыл чистейшей, белоснежной скатертью.
Снегирь.
Свист
снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса.
Утренняя
заря.
Одно из самых величественных зрелищ –
как разгорается утренняя заря зимой. Зарево вполнеба. Торжественно является
солнце миру…
Январь.
Запорошённые
снегом кустарники
по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся
в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы,
медведи, лисы.
Ночью
пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.
И
олени убежали.)
Ф.А.
Абрамов использует метафоры, сравнения, эпитеты сказочного ряда. Эпитеты:
«величественных
зрелищ»
(Утренняя заря);
- «торжественно
является солнце миру» (Утренняя заря);
«ленивой
тишины
зимнего леса» (Снегирь);
«в
морозном небе» (Серебряные сполохи).
Метафоры:
-
«землю, как на праздник, накрыл чистейшей, белоснежной скатертью» (Первый
снег);
«свист
снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса»
(Снегирь);
-
«за деревней начинают плясать и переливаться серебряные сполохи -
северное сияние» (Серебряные сполохи);
-
«короток, хмур декабрьский денёк» (Серебряные
сполохи).
Сравнения:
- Запорошённые
снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада
оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё
из снега: зайцы, медведи, лисы. (Январь)
Ведь
действительно, если включить фантазию и воображение, то можно рассмотреть в
запорошенных снегом кустарниках разных зверей...
Зима
в рассказах Ф.А. Абрамова как волшебная сказка: яркая, загадочная.
Значит
«Волшебница Зима», «Чародейка» (А.С. Пушкин)
Результат
моего исследования:
После исследования рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова
я пришла к выводу, что Север не скупой чародей. Описывая лето, осень, зиму,
весну на Севере писатель увидел богатство красок нашего края и отразил это в изобразительно-выразительных
средствах.
Летом «ликует земля».
Осень - «очей очарование».
«Волшебница Зима», «Чародейка».
«Красавица Весна», «Прекрасное дитя»
Заключение
Природа
Севера сурова, но и она способна на чудеса, например: северное сияние,
белые ночи. Архангельский Север – край самобытный. Он замечателен и интересен,
неброской, на первый взгляд, удивительной природой. Мир художественного слова
открывает для нас в повседневном и обычном красоту и очарование. Главное -
увидеть всё это, почувствовать, не
пройти равнодушно мимо. Из мгновений встреч с прекрасным и рождается большая
любовь к Родине. |