Пятница, 09.12.2016, 16:28

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Времена года в рассказах Ф. А. Абрамова

Я заинтересовалась рассказами Федора Абрамова, которые он посвятил своей родине. Так родилась идея моей работы. Какая она, родная северная природа, какие художественно-изобразительные средства использовал Ф. Абрамов при описании времён года,  с каким чувством он пишет о Севере? «Север - скупой чародей» или нет?

 Свою исследовательскую работу я проиллюстрировала своими иллюстрациями и фотографиями (некоторые из них сделаны на родине Ф. А. Абрамова во время поездки). Все фотографии и иллюстрации в работе авторские.


«Какой же ты, батюшко, Север?»

Какой же ты, батюшко,
Коль выстудил ветер в леса,
Метель луговины засеяла,
Мороз опалил небеса?

Какой же ты, батюшко, родный,
Коль птицы умчались на юг,
А гладь твоих рек полноводных
В теснине ледовых кольчуг?

Какой же ты, батюшко? Полно...
И зверю в чащобе невмочь,
И катит тяжелые волны
Глухая полярная ночь.

Но так нарекли тебя люди.
Знать, не было края родней.
И зваться ты батюшком будешь,

Мой Север, скупой чародей!

Архангельский поэт Дмитрий Ушаков в своём стихотворении «Север - батюшко» назвал Север скупым чародеем.

В «Толковом словаре» С. И. Ожегова даны следующие определения слова «скупой» и «чародей»:

- «Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов».

-  «Чародей – волшебник, колдун (устар.)»

Наш Север – скупой, бережливый на краски, но всё-таки волшебный край? Каков Север в рассказах- миниатюрах Ф.А. Абрамова?  Для ответа на этот основополагающий вопрос мною было подобрано и проанализировано 19 рассказов-миниатюр Ф. Абрамова о временах года. (Приложение 1).

 

О художественно-выразительных средствах языка.

 

Чтобы начать работ по исследованию художественно- изобразительных средств, уточним значение литературоведческих терминов.

Эпитет - художественное определение.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета на другой для обнаружения, подчёркивания связи явлений, то есть в основе метафоры лежит сходство.

Олицетворение - разновидность метафоры – это приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

Сравнение - это сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого.

 Цветопись - искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение.

 

 

Весна в рассказах Ф.А. Абрамова.

           Первым объектом моего исследования стали рассказы-миниатюры Ф.А. Абрамова о весне «Февраль», «Верба»,  Зелёная весна», «Капель».

(Февраль

 В начале февраля весна сделала свой первый налёт. С елей и сосен дождём смыло снег, и те опять зазеленели. И радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром.

Верба.

 Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.

 

Зелёная весна.

 Удивительно разнообразие зелёного цвета весной! Светло-зелёные ёлки (новые побеги), дымчато - седой сосняк, зелёно-скромная берёза, серебристая зелень ивы, желтовато-зелёный дубок, румяно-зелёный, красноватый клён… И только к середине лета всё это растворится в едином океане.

Капель.

 Весна, по всем приметам, шла скорая, дружная. К середине апреля на Пинеге зачернела дорога, уставленная еловыми вешками, засинели забереги, в тёмных далях мелколесья проглянули розовые рощи берёз.

 С крыш капало. Из осевших сугробов за одну неделю выросли дома-большие, по-северному громоздкие, с мокрыми, почерневшими бревенчатыми стенами. Днем, когда пригревало, на косогоре вскипали ручьи, и по деревне волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников…)

При описании весны Ф.А. Абрамов использует  эпитеты, метафоры, сравнения.

Эпитеты:

    -    «весна, по всем приметам, шла скорая, дружная» (Капель);

«радостно и волнующе запахло оттаявшим кедром» (Февраль);

«светло-зелёные ёлки»(Зелёная весна);

«дымчато-седой сосняк»(Зелёная весна);

«зелёно-скромная берёза»(Зелёная весна);

«желтовато-зелёный дубок»(Зелёная весна);

«серебристая зелень ивы»(Зелёная весна);

«румяно-зелёный, красноватый клён» (Зелёная весна);

    -    «волнующе расстилался горьковатый душок оттаявших кустарников»       

          (Капель).

Метафоры:

-    «и только к середине лета всё это растворится в едином океане» (Зелёная весна);

 -   «вскипали ручьи» (Капель).

Сравнения:

   - «цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве»

                                                                                                                           (Верба).

 Цветопись представлена следующими красками:

«розовые рощи берёз» (Капель)

«цветущая верба среди иссиня-чёрных елей» (Верба);

 «с елей и сосен дождём смыло снег, и те опять зазеленели»  (Февраль);

«светло-зелёные ёлки» (Зелёная весна);

«зелёно-скромная берёза» (Зелёная весна);

«желтовато-зелёный дубок» (Зелёная весна);

«серебристая зелень ивы» (Зелёная весна);

«румяно-зелёный, красноватый клён» (Зелёная весна);

«дымчато-седой сосняк» (Зелёная весна);

Весна в рассказах Ф.А. Абрамова – время пробуждения природы, её возрождения. Метафоры, эпитеты передают радость, волнение и в состоянии природы, и в настроении человека.

Доминирующим цветом в палитре является зелёный и его тончайшие оттенки.

 

Лето в рассказах Ф.А. Абрамова.

Следующим объектом моего исследования стали рассказы-миниатюры Ф.А. Абрамова о лете «Одуванчики», «Лесная дорога», «Погожим летом», «Картошка цветёт», «Пинега», «Жара», «Сосны».

(Одуванчики.

Покосы уже зажелтели: зажглись купальницы, курослепы, одуванчики. Больше того, на некоторых одуванчиках уже пуховые шары. Когда успели отцвести?

Лесная дорога.

Иду лесом. Изумрудные стволы ольхи. А стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли.

Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.

Погожим летом.

Нынче каждая травка, каждая былинка расцвела, во всей своей красоте себя выявила. Все необычно большое, сочное. Головка у розовой кашки, как колокол, мятлик в грудь, желтое блюдце ромашки, как солнце на стебле, а мышиный горошек, нежный мышиный горошек - просто колючая проволока. Словом, на земле, как в какой-то волшебной стране: все непривычно большое, высокое.

Картошка цветёт.

 Опять вокруг моего дома собрались на свой слёт ласточки, опять цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт картошка. Кажется, я в жизни не видел такой мощной травы и такого цвета. До окон поднялись картофельники.

Пинега

Утром вышел к реке и ахнул: не узнать старушку. Вечером уходил – ни одного камешка не разглядишь на берегу, всё в серой тине. А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика. Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега.) 

Жара.

Август принёс с собой суховей. Началась жара. По утрам не схватывались белым дымком росы, ручьи и речонки пересохли, и к полудню листья вянули на деревьях.

 В знойном, добела раскалённом, поднебесье целыми днями метался пепельно-серый канюк, плакал пронзительно и тоскливо: «Пи-ить!.. Пи-ить!..» )

 

В рассказе «Погожим летом» Ф.А. Абрамов пишет: «а мышиный горошек, нежный мышиный горошек - просто колючая проволока». Это яркое сравнение помогает представить мышиный горошек,  как сказочный персонаж.  А обыкновенная трава мятлик вырастает в рост человека (мятлик в грудь).  Недаром далее Ф. Абрамов  подводит итог: «на земле, как в какой-то волшебной стране».

В рассказе «Сосны» каждое слово выразительно.

(Сосны.

В лесу тихо. На все лады заливаются птицы. И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами. Шумят нескончаемым шумом. От них веет вечностью, космосом.)

Например: тихо (эпитет), высокие сосны (эпитет), небесной синеве (эпитет), нескончаемым шумом (эпитет), на все лады заливаются птицы (метафора), купающиеся верхушками (метафара), сосны стоят равнодушными великанами (сравнение),   веет вечностью, космосом (метафора).

В результате исследования рассказов-миниатюр о лете я нашла следующие тропы.

Эпитеты:

     - «Все необычно большое, сочное» (Погожим летом);

     -  «нежный мышиный горошек» (Погожим летом);

     - «высокие сосны» (Сосны);

     - «небесной синеве» (Сосны);

     - «нескончаемым шумом» (Сосны);

- «буйным белым половодьем цветёт картошка» (Картошка цветёт)

Метафоры:

- «зажглись купальницы, курослепы, одуванчики» (Одуванчики);

«изумрудные стволы ольхи» (Лесная дорога);

«А стволы елей – розовые, разогретые, как из бани вышли» (Лесная дорога);

«желтое блюдце ромашки, как солнце на стебле» (Погожим летом);

«опять цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт  картошка» (Картошка цветёт);

«В знойном, добела раскалённом, поднебесье» (Жара);

«И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами» (Сосны);

Олицетворения:

«Ночью прошёл ливень, и вот омылась, принарядилась Пинега» (Пинега)

Сравнения:

- «Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. Будто зеленая река.» (Лесная    дорога);

- «опять цветёт и благоухает косогор и буйным белым половодьем цветёт картошка» (Картошка цветёт);

«А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика» (Пинега);

«И только высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве, стоят равнодушными великанами» (Сосны);

- «Головка у розовой кашки, как колокол»(Погожим летом);

«желтое блюдце ромашки, как солнце на стебле»(Погожим летом);

«нежный мышиный горошек - просто колючая проволока»(Погожим летом);

«Словом, на земле, как в какой-то волшебной стране: все непривычно большое, высокое.» (Погожим летом).

Чтобы ярче передать цвет и настроение, Абрамов использует в своих рассказах – миниатюрах цветопись. Например:

«покосы уже зажелтели» (Одуванчики);

«желтое блюдце ромашки» (Погожим летом);

«Изумрудные стволы ольхи» (Лесная дорога);

«А стволы елей – розовые, разогретые… (Лесная дорога);

 -         «Головка у розовой кашки» (Погожим летом);

-        «буйным белым половодьем цветёт картошка» (Картошка цветёт);

«В знойном, добела раскалённом, поднебесье» (Жара);

«высокие сосны, купающиеся верхушками в небесной синеве  

                                                                                                         (Сосны);

«А сегодня берег блестит, сверкает, как разноцветная мозаика»  

                                                                                                                (Пинега)

В результате исследования рассказов–миниатюр о лете я пришла к выводу, что Ф.А. Абрамов увидел богатство красок нашего края и отразил это в художественно-выразительных средствах. При изображении лета палитра троп богатая. Чаще Ф. Абрамов использует метафоры, сравнения. Гамма цветов следующая: желтый, розовый, изумрудный, небесная синева, белый, добела-раскалённый, разноцветная мозаика.

 

Осень в рассказах Ф.А. Абрамова.

Следующим объектом моего исследования были рассказы Абрамова об осени «Осеннее солнце», «Тишина», «Сентябрь», «Закат».

(Осеннее солнце.

 Утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров.

Тишина.

 Теплый, солнечный день.

 Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом кузнечики. Присвистывают птицы. Удивительная тишина.

Сентябрь.

Брусничным соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба.

Красные сосны, прошитые лимонными березами. Лимонные солнечные кустарники. Поле капустное. Иссиня - морозные кочаны.

Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной.

Закат

 Сперва был огромный раскалённый шар, потом, по мере приближения к черте горизонта, шар сверху и снизу сплющился, будто по нему стали бить кувалдой, потом образовалась пирамидка с закруглённой верхушкой, потом шапка, плоский курганчик, краюшка и наконец тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой. Красной зари не было. Заря была палевая.)

В рассказе «Закат» меня заинтересовал эпитет «заря палевая». Я уточнила значение слова «палевый». (ПА́ЛЕВЫЙ -. бледно-жёлтый с розоватым оттенком, соломенного цвета, бледно-желтоватый, бело-желтоватый, и́зжелта-белый; желто-беле́соватый). Вот такое богатство оттенков в одном слове!

Ф. Абрамов использует для описания осени следующие тропы:

Эпитеты:

- «утром солнце разгорается медленно, трудно» (Осеннее солнце);

- «теплый, солнечный день» (Тишина);

- «удивительная тишина» (Тишина);

- «лимонные солнечные кустарники» (Сентябрь);

- «иссиня - морозные кочаны» (Сентябрь);

- «бронзовая листва дуба» (Сентябрь);

- «лимонными березами» (Сентябрь);

- «огромный раскалённый шар» (Закат).

Метафоры:

- «утром солнце разгорается медленно» (Осеннее солнце);

-«деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце» (Тишина);

- «желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);

- «красные сосны, прошитые лимонными березами» (Сентябрь);

- «тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат).

Сравнения:

- «утром солнце разгорается медленно, трудно – как костер из сырых дров» (Осеннее солнце);

- «брусничным соком стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);

- «шар сверху и снизу сплющился, будто по нему стали бить кувалдой» (Закат);

Цветопись:

«желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок» (Сентябрь);

«желтый березняк, густо расшитый красной рябиной» (Сентябрь);

«красные сосны,  прошитые лимонными березами» (Сентябрь);

«лимонные солнечные кустарники» (Сентябрь);

«бронзовая листва дуба» (Сентябрь);

     -   «малиново-розовые листья вяза» (Сентябрь);

«брусничным соком стала наливаться листва черемухи» (Сентябрь);

«тоненькая красная ниточка, подёрнутая сиреневой дымкой» (Закат) ;

«заря была палевая» (Закат);

«иссиня - морозные кочаны» (Сентябрь).

 

Ф.Абрамов использует в цветописи разные оттенки желтого цвета (лимонный, солнечный, бронзовый, палевый) и разные оттенки красного  цвета (малиново-розовый, брусничный, сиреневый). И как напоминание о приближающейся зиме, выпадающий из общей палитры мазок – «иссиня морозный» цвет кочанов капусты.

Можно сделать вывод, что при описании осени Ф. А. Абрамов не скупится на эпитеты, метафоры, сравнения. Излюбленные цвета: желтый и его оттенки, красный и его оттенки. А значит, у Ф.Абрамова осень - «очей очарование»! (А.С. Пушкин).

 

 

 

Зима в рассказах Ф.А. Абрамова.

О зиме Ф.А. Абрамов пишет в рассказах «Первый снег», «Снегирь», Утренняя заря», «Январь», Серебряные сполохи»

(Первый снег.

Первый снег. Землю, как на праздник, накрыл чистейшей, белоснежной скатертью.

Снегирь.

Свист снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса.

Утренняя заря.

 Одно из самых величественных зрелищ – как разгорается утренняя заря зимой. Зарево вполнеба. Торжественно является солнце миру…

Январь.

Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы.

Ночью пришло тепло, и дождём смыло с лап всё зверьё.

И олени убежали.)

 

Ф.А. Абрамов использует метафоры, сравнения, эпитеты сказочного ряда. Эпитеты:

«величественных зрелищ» (Утренняя заря);

     -    «торжественно является солнце миру» (Утренняя заря);

«ленивой тишины зимнего леса» (Снегирь);

«в морозном небе» (Серебряные сполохи).

Метафоры:

- «землю, как на праздник, накрыл чистейшей, белоснежной скатертью» (Первый снег);

«свист снегиря в декабре. Тонюсенький прокол ленивой тишины зимнего леса» (Снегирь);

- «за деревней начинают плясать и переливаться серебряные сполохи - северное сияние» (Серебряные сполохи);

- «короток, хмур декабрьский денёк» (Серебряные сполохи).

Сравнения:

 -  Запорошённые снегом кустарники по сторонам дороги, как затаившиеся стада оленей, вслушивающиеся в тишину. А на лапах елей и сосен разное зверьё из снега: зайцы, медведи, лисы. (Январь)

Ведь действительно, если включить фантазию и воображение, то можно рассмотреть в запорошенных снегом кустарниках разных зверей...

Зима в рассказах Ф.А. Абрамова как волшебная сказка: яркая, загадочная.

Значит «Волшебница Зима», «Чародейка» (А.С. Пушкин)

 

Результат моего исследования:

После исследования рассказов-миниатюр Ф.А. Абрамова я пришла к выводу, что Север не скупой чародей. Описывая лето, осень, зиму, весну на Севере писатель увидел богатство красок нашего края и отразил это в изобразительно-выразительных средствах.

Летом «ликует земля».

 Осень - «очей очарование».

«Волшебница Зима», «Чародейка».

«Красавица Весна», «Прекрасное дитя»

 

Заключение

Природа Севера сурова, но и она способна на чудеса, например: северное сияние, белые ночи. Архангельский Север – край самобытный. Он замечателен и интересен, неброской, на первый взгляд, удивительной природой. Мир художественного слова открывает для нас в повседневном и обычном красоту и очарование. Главное - увидеть всё это, почувствовать,  не пройти равнодушно мимо. Из мгновений встреч с прекрасным и рождается большая любовь к Родине.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (30.08.2012)
Просмотров: 3831 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0