Высоконравственный характер авторской позиции в
произведениях А. П. Чехова оказывает благотворное влияние на учащихся.
Опираясь на внеклассное чтение старшеклассников, учитель может поставить
перед ними задачи и вопросы для самостоятельной оценки, размышлений.
Первой стадией самостоятельной работы в моих классах
были отзывы в читательском дневнике, который систематически проверяется,
оценивается учителем и обсуждается на уроках литературы.
Второй этап - беседа на уроке внеклассного чтения. В
шестом классе читали рассказы о детях на тему: «Детство прежде»,
«Детвора», «Мальчики», «Устрицы», «Спать хочется», «Ванька». Больше
времени уделили двум последним рассказам. Кроме вопросов, касающихся
содержания, коснулись и некоторых особенностей формы, например: «О чем
говорит язык Ванькиного письма?», «Как показал Чехов крайнюю степень
утомления маленькой служанки Варьки?».
Учащиеся 8 класса к последнему, заключительному уроку
по рассказу «Человек в футляре» прочли рассказы «Крыжовник» и «Унтер
Пришибеев». Знакомые с характеристикой героя и с общественной ролью
литературы, они в устной беседе указали на сходство душителей свободы,
на фактически полицейские замашки Беликова и Пришибеева, при всем их
индивидуальном своеобразии. Наибольший интерес вызвало обсуждение
рассказа «Крыжовник» по вопросам: 1) Почему рассказ называется
«Крыжовник»? 2) В чем причина опошления чиновника Н. И.
Чимши-Гималайского? 3) Кто выступает судьей Чимши-Гималайского и в чем
он обвиняет таких людей? 4)С какими мыслями рассказчика, по-видимому,
согласен автор? Пятый вопрос выяснял особенности личности учителя
Буркина и ветеринарного врача Ивана Ивановича -
интеллигентов-тружеников, рассказчиков в обоих произведениях, - людей
недовольных безобразным состоянием общества и обличающих неравенство,
царящее в России, и равнодушие властей и образованной публики к народу.
Общие критические соображения Ивана Ивановича в
рассказе «Крыжовник» были замечены немногими учащимися, и учителю
пришлось активизировать суждение ребят на уроке дополнительными
вопросами.
Страсть к наживе, привязанность к собственности,
равнодушие к нуждающимся - живучие явления. Они не могут исчезнуть «по
распоряжению» и в новом социалистическом обществе. Учащиеся приходили к
выводу о том, что рассказ А. П. Чехова «Крыжовник» может быть помощником
в борьбе с пережитками собственнической психологии у окружающих и в
себе самом.
Более глубокая и значительная работа по внеклассному чтению Чехова проводится в IX-м классе.
Программа средней школы не касается темы счастья в
творчестве Чехова. А между тем проблема счастья и мысль о преступности
мещанского благополучия и ничтожества людей-приобретателей - важнейшая у
Чехова, она волнует многих его героев. В список для внеклассного чтения
на эту тему вошли рассказы: «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Крыжовник», «Моя жизнь», «Учитель словесности»,
«Невеста», «Случай из практики», «Счастье» и др. Для облегчения задачи
драматургию Чехова мы не привлекали. Вместо урока внеклассного чтения
(типа беседы) учащимся было предложено написать размышления на одну из
тем тю их выбору: «Вопрос о счастье в рассказах Чехова» или «Почему
Чехов с такой грустью, а иногда и с гневом пишет о человеческом
счастье?».
Лучшие, вдумчивые читатели-школьники заметили, что
самые симпатичные, самые порядочные герои Чехова несчастливы. И если у
них есть какое-то удовлетворение и оправдание жизни, то оно в любимом
деле и полезной жизни. Учащимся понятно убеждение врача в рассказе
«Крыжовник»: «Счастья нет, и его не должно быть». Ученица Оля Додукалова
так объясняет причину этой печальной истины:
«Счастье в то время было невозможно из-за самого
уклада жизни общественного строя. По-настоящему счастливых людей не было
и не могло быть. И даже те, кто находил свою цель в жизни, занимались
своим делом и приносили пользу, не были счастливы, потому что видели
вокруг себя горе и нищету многих миллионов».
Учащиеся осуждают слабых интеллигентов в рассказах
Чехова, которые, правда, способны иногда высказать прогрессивные
взгляды, но неспособны к действию и не борются даже за свое личное
счастье, - так рассуждала Люда Лушникова по поводу рассказа «Дом с
мезонином».
Учащиеся (вместе с автором!) развенчали скудное
счастье собственника, увидели, как настойчиво Чехов повторяет и
варьирует тему такого «счастья» в разных произведениях. У Гали
Дмитриевой читаем:
«Чехов разоблачил со всей поэтической силой, глубиной
и последовательностью мысли несправедливость, лживость
собственнического счастья в рассказах «Крыжовник», «Учитель
словесности», в повести «Моя жизнь» и др.».
Ученица делает комментированное сжатое переложение
рассказа«Учитель словесности» и сочувственно пишет о нравственном
переломе, который должен вернуть героя к сознательной жизни: «О
безобразном, своекорыстном счастье мы узнаем из рассказа «Учитель
словесности». Молодой учитель женился на богатой девушке по любви. Но их
счастье было недолгим. Сначала он любил перебирать пальчики жены,
расплетать и заплетать ей косы, говоря при этом о своем, беспредельном
счастье. Позже к Никитину пришло прозрение. Он увидел всю пошлость своей
жизни, без розовой пелены. Никитин понял, что «начинается новая...
сознательная жизнь, которая не в ладу с покоем и личным счастьем».
Учащиеся особо рассматривали рассказ «Счастье», они
его обособили от других, выделили, поняв, что вопрос о счастье больше
всего волнует народ. Люда Зубкова с большим сочувствием пишет о старом
крестьянине, целиком поглощенном мечтой о счастье, и с удивлением о том,
что счастье в его представлении - это зарытые и затерянные клады. Но
ученицу радует убежденность простого человека в достижении счастья:
«Есть счастье, его столько, что хватит на всю округу! Как его найти?»
Старик одно говорит с уверенностью: уж если народ найдет счастье, он ни
за что не отдаст его богатеям. Цитируя ,ученица заметила, что Чехов, как
будто-вскользь, но явно говорит о непримиримости интересов народа и его
эксплуататоров.
Учащиеся не нашли борцов за человеческое счастье в
рассказах Чехова, но они понимают, что за всеобщее счастье читателю
чеховских рассказов в 90-е годы надо было бороться, и, в чем убежден и
Чехов, нужны средства «сильные,
скорые, смелые». К этому выводу пришла ученица
Каробова Валя, свое сочинение она закончила так: «...нередко Чехов думал
о России, как о тюрьме, в которой честные, сознательные люди не могли
вольно дышать. Поэтому борьба за самое простое человеческое счастье
неизбежно превращалась в борьбу против этого бесчеловечного мира».
В связи с чтением рассказов Чехова и после анализа их
сочинений о проблеме счастья в рассказах интересно было выяснить,
каково представление о счастье у нынешних потомков писателя. В один из
свободных уроков (чтобы не загружать дополнительной домашней работой) я
предложила учащимся IX класса написать сочинение: «В чем, по-моему,
заключается счастье?»
Короткие работы на эту тему дышат оптимизмом: юные
авторы трепетно любят жизнь, верят в будущее свое и своей страны и в
понятие счастья включают обязательно труд на благо общества, обогащение
знаниями, дружбу, мечту, а также хорошую книгу, высокое искусство.
Лариса Хван давно решила, в какой области она будет трудиться: «Что
может быть лучше, чем избавление людей от страданий? Я понимаю, что,
может быть, мне придется пожертвовать своим временем, сном, отдыхом,
здоровьем. Радует много трудностей. Но они меня не пугают. Я хочу стать
хорошим врачом...»
В сочинениях школьники в качестве эстетического
идеала для себя называли людей, умевших и любивших работать. Так, у Люды
Лушниковой вызывает восхищение творческое содружество И. Ильфа и Е.
Петрова: «Они работали вместе. Сочинять вдвоем было в десять раз
труднее, чем одному. Они постоянно подвергали друг друга жесточайшей
критике. Но вырабатывался единый литературный вкус. Это было полное
духовное слияние».
Наша молодежь не мыслит счастья без дерзаний. Вот как
романтически юно воспринимает нашу современность Таня Нечес: «Теряясь в
туманных далях краев и границ, идет все вперед и вперед великий фронт
коммунистического наступления. Что за жизнь будет после нас? Человек
всегда будет мечтать о небывалом, «в жизни всегда есть место подвигам».
Главное, чтобы сердце пело и было ощущение стремительного движения
вперед».
Авторы сочинений отвергают «счастье - в спокойной
жизни» и «счастье - только в материальном благополучии», оно вызывает у
одних насмешки, у других - отвращение. Комсомолец Игорь Шамарин пишет:
«Как все было просто: человек получил квартиру, набил шкаф всякой
одеждой - и счастлив. Но немногие были бы довольны таким комнатным
счастьем. Я не хочу мещанского счастья. Я думаю, счастье - в любимой
работе».
Шамарин в жизни дисциплинированный, подтянутый,
деловой. У него сильно развито чувство ответственности перед
коллективом, на него всегда можно положиться в любой ответственной
работе. Этот юноша может не спать полночи, не -есть до вечера, если
требуют интересы дела. Вот уж у кого подлинно слова не расходятся с
делом. Не всегда ведь в нашей жизни гармонически сочетаются общественные
интересы с личными, и надо уметь подчинять свои желания общему важному
делу.
Старшеклассники однако не аскеты. Для них,
естественно, нет счастья без дружбы и любви. Здесь, конечно, никаких
компромиссов. Валя К., видно, продуманно писала о будущем друге, этот
идеал возник в мечтах, иначе не были бы так определенны и категоричны
суждения о дружбе. В сочинении она пишет:
«С тем, кто ни при каких обстоятельствах не отступил,
не сдался, не стращно браться за любое трудное дело. Дружить - значит
отдавать людям все самое лучшее, что было рождено и накоплено этой
дружбой... Человек непреклонно честный и требовательный как по отношению
к другим, так и к себе, всегда будет иметь настоящих друзей. Плохие
около него не приживутся».
А Игорь Шамарин тонко намекает на любовь, -как необходимое условие счастья. Он пишет:
«Конечно, человек не очень счастлив, когда он
трудится, творит, изобретает, приносит людям пользу, а затем
возвращается в свою одинокую комнату, где его никто не ждет... у меня в
жизни свой идеал. Я стараюсь подражать ему. Кто он - это мой секрет. Но
если счастлив он, то и я счастлив». Самый сложный и ответственный вид
самостоятельной работы - рефераты по творчеству Чехова. Их писали только
наиболее способные и подготовленные школьники. Авторов привлекал Чехов -
гуманист, певец «суровой и прекрасной родины», друг «незаметных людей» -
подвижников бескорыстного, самоотверженного труда. Учащимся было
предложено семь тем: «Дети и детство в рассказах Чехова», «Учитель
старой России в творчестве Чехова», «Чехов - о труде врача»,
«Поэтический образ Родины в повести Чехова «Степь», «Чехов о будущем»,
«Проблема счастья в творчестве А. П. Чехова»; и одна ученица решила
поработать над темой: «Судьба девушки в творчестве Чехова».
Руководящая роль учителя в работе над рефератами
сводилась к следующему. Я объяснила, что такое реферат и какую цель он
преследует, какие качества должен проявить пишущий, чтобы написать его
хорошо. Помогла выбрать тему. Дала список произведений Чехова разных лет
по затронутому вопросу. Посоветовала прочитать биографию Чехова, era
письма .воспоминания о нем некоторых современников, чтобы лучше понять,
почему Чехов не в одном, а во многих -произведениях пишет на ту же тему:
о детях, о счастье, о труде учителя и врача, о будущем.
Ученик самостоятельно читает значительное количество
нроизведений Чехова, уясняет тему каждого, прослеживает, как изменялось с
годами отношение автора к этой теме; сам пишет план реферата,
обдумывает последовательность изложения. Референт старается
разносторонне осветить вопрос и показать в реферате общественную
значительность творчества Чехова, его гражданскую устремленность.
Для внеклассного чтения в 6-м классе тему назвали:
«Чехов о детях». Учащиеся читали рассказы «Мальчики», «Детвора»,
«Ванька», «Спать хочется», «Устрицы». Делали отзывы в своих читательских
дневниках. Потом готовились к урокам в школьном музее. Их назвали «Два
детства». План такой: рассказ ученицы Фокиной Оли о детстве и юных годах
А. П. Чехова в Таганроге. По моему совету девочка отобрала из глав
Роскина, Шер такой материал, который говорил, как формировался характер
будущего писателя, какие впечатления помогали развиваться сознанию
Чехова, что развивало его, как расширялся кругозор. Ученица заранее два
раза побывала в школьном музее, отобрала экспонаты и отметила
экспозиции, которые она использует в своем сообщении,
Вторая рассказчица, Таня Усова, «провела» учащихся во
время урока в музее по чеховским местам в Таганроге. Оба рассказа
шестиклассницы ценны тем трудом, который потрачен на их подготовку, и
тем радостным волнением, какое испытывает маленький человек во время
публичного выступления.
Третья группа заранее подготовившихся ребят,
воссоздавая по макетам основные эпизоды и пересказывая остальное,
напомнила учащимся, какое страшное детство было у ребят царской России
(«Ванька», «Спать хочется») и как негодовал Чехов против общества,
обрекавшего детей на мучения. Ребята вспоминали и судьбу нищего мальчика
из рассказа «Устрицы». Шестиклассники без «нажима» с моей стороны
разобрались, кто виноват. Ученик Колобков Вася произнес целую речь в
защиту маленькой Варьки, задушившей хозяйского ребенка. «Варькино
преступление, - заканчивал ученик, -вызвано зверским отношением к
девочке ее хозяев. И только ли к одной этой девочке? И только ли этих
хозяев?»
Воспитательная ценность чтения рассказов Чехова, о
детях подкрепилась интересной беседой по картинкам о жизни детей в
советское время, о том, как сбылась мечта Чехова о счастливой жизни всех
детей нашей страны.
Чехов и не предвидел и не загадывал, как обогатится
духовный мир детей рабочих и крестьян в новом обществе - такая мысль
была во всех сочинениях, написанных в заключение внеклассного чтения и
другой работы. Многим понравилась тема: «Что бы я рассказал А, П. Чехову
о жизни детей в Советской России?».
Игорь Ковалев писал: «Мы бы рассказали Антону
Павловичу, что Ваньки и Варьки в наше время учатся ремеслу не за деньги.
Каждый выбирает профессию, какая ему по душе». Еще решительнее,
непримиримее к общественному злу в прошлом говорит Шехватов Валерий: «В
наше время детей не отдают на «учение» к пьяницам-сапожникам и портным. В
нашей стране для детей, желающих овладеть ремеслом, открыты специальные
ремесленные училища. Подростки обучаются... и живут очень хорошо».
Интересно отметить, что наиболее вдумчивые авторы сочинений причиной,
изменившей участь русских детей, называют Октябрьскую революцию. Так,
Юра Маковейчук пишет: «Такие же мальчишки и девчонки, как раньше, теперь
имеют много свободного времени для учебы, отдыха и посильного труда.
Ребята не только отдыхают. Они итомогают взрослым, например,
радиофицировать деревню. А разве это могли бы сделать дети царской
России? Нет, они были неграмотны. В стране Советов ребята учатся. И
провести радио или починить электроприбор стало для них обычным делом».
По традиции в январе-феврале в школе № 2 проходят
своеобразные чеховские чтения, вечера, посещения музея, уроки в музее.
Участие в чеховских спектаклях на школьной сцене - большой праздник для
молодежи. Ученица IX класса Эмма Шишкина писала потом в сочинении о
своей работе над ролью Ирины в пьесе «Три сестры»:
«Я очень полюбила Ирину, мне так понятна ее радость в
день рождения, надежды на будущее, стремление приносить пользу людям.
Трагедия ее жизни, сознание безвыходности положения из этой мертвящей
жизни вызвали у меня негодование против тех, что искалечил жизнь Ирины и
ее сестер. Я, исполнительница роли Ирины, должна была перенестись в ту
жизнь, все пережить, перечувствовать. Когда я возвращалась домой с
репетиции, то сойсем другими глазами смотрела вокруг... Как хороша жизнь
и как я раньше этого не замечала, не ценила».
Работа учительницы школы № 2 Шпилевой Азы Федоровны,
поставившей отрывок из пьесы «Три сестры», не пропала даром. И участники
спектакля и зрители радовались и горевали вместе с Чеховым над судьбой
прекрасных сестер.
По-видимому, ни один вид воспитательной внеклассной
работы по творчеству Чехова не бесплоден. Но самая благородная работа -
самостоятельные доклады, рефераты, мысли учащихся, вызванные гуманным
словом писателя. |