Вторник, 06.12.2016, 17:11

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Статистика

Форма входа


Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

Василий Макарович Шукшин и герои его рассказов

В современной литературе В. Шукшин поднимает проблемы нравственности нашего общества, выступает в защиту человека, его прав.

В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание российской деревни, его творчество характеризует глубокое знание языка и деталей быта, на первый план в нем зачастую выходят глубокие нравственные проблемы и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»).

Уже с самого начала творческого пути он обнаружил новые
пути в изображении человека. Его герои оказались непривычными и по своему социальному положению, и по жизненной зрелости, и по нравственному опыту, но в каждом из них видна интересная, своей уникальностью,  личность.
      Это люди российской деревни, простые труженики со своеобразными характерами, наблюдательные и острые на язык.

Рассказы Василия Шукшина глубоко психологичны. Его волнуют и чистые, открытые отношения между людьми, и проблема хамства, чувство ненависти и злобы. Писатель высмеивает трусость, зависть, ограниченность ума некоторых людей и в то же время с трепетом и нежностью рассказывает о материнской любви, об отцовских слезах, подчеркивая каждый раз духовное богатство и мудрость простого сельского человека.

Люди в его рассказах способны на «необычные», по мнению односельчан поступки, но душа у них такая, им это необходимо, и иногда эти поступки меняют их самих.

Сергей хочет доставить радость "хоть раз в жизни” любимому человеку, жене. Он покупает ей дорогие сапожки, ничего, что размер не подошел. Ласковое слово в нужную минуту всегда все исправит.
         В рассказе "Микроскоп” поиск истины начинается с познания окружающего мира. Андрей Ерин, столяр, открывает для себя тайны микромира. Он озабочен грядущими судьбами человечества.

Андрей Ерин размышлял, как же уничтожить микробы: "Скипидаром?.. Не возьмет. Водка-то, небось, покрепче... я ж пью, а вон видел, што делается в крови-то!” Решил током попробовать.
         "В последнее время Андрею было не до выпивок, и он с удивлением обнаружил, что брезгует пьяными”.
       Увидев в микроскоп, что в воде и крови имеется большое количество микробов, Ерин "понял” позицию ученых, у которых "микроскопы-то получше нашего”: "И молчат. Не хотят расстраивать народ. А чего бы не сказать? Может, все вместе-то и придумали бы, как их уничтожить. Нет, сговорились и молчат. Волнение, мол, начнется”.
       Главный герой рассказа подкупает чистотой и возвышенностью своей души и своих помыслов.
      Сын Андрея очень увлекся работой с микроскопом, пробудилась в нем жажда знаний. Напрасно, конечно, жена сдала микроскоп в "комиссионку”.
       В большом рассказе "Охота жить” Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника Никитича и беглого преступника, молодого парня.
       Парень красивый, здоровый, взгляд у него "стылый”, руки не рабочие. До ареста был "агентом по снабжению. По культурным связям с зарубежными странами”. Он рвется в город: "Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой”. Основное желание парня — "охота жить!”.
        Никитич считает, что "не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась”. Парень же считает иначе: "Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил... Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить”.
       После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих мужчин, парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого ружья убил Никитича выстрелом в спину: "Так лучше, отец. Надежнее”.
       Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом и бедой.
       Часто поступки этих героев импульсивны, необдуманны, но необходимы душевно для них.
       Обожгла боль от измены жены Серегу Безменова, и он отрубил себе два пальца("Беспалый”).
        Оскорбил очкарика в магазине хам продавец, и он впервые в жизни напился и попал в вытрезвитель ("А поутру они проснулись...”) и т. д.
В таких ситуациях герои Шукшина могут даже покончить с собой ("Сураз”,"Жена мужа в Париж провожала”).

Нет, не выдерживают они оскорблений, унижений, обиды. Рассказ Шукшина "Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее.

Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.  Шукшинский герой, сталкиваясь с грубостью, может в отчаянии сам схватиться за молоток, чтобы доказать неправому свою правоту. Это чисто «шукшинская» позиция, когда правда, совесть, честь не могут доказать, что они - это они. А хаму так легко, так просто укорить совестливого человека.
       И все чаще, столкновения героев Шукшина становятся драматическими для них. Но герой Шукшина не будет терпеть, а будет доказывать, объяснять, прорываться сквозь стенку равнодушия. Очень не естественная реакция для человека совестливого и доброго.
       Нет Шукшин не идеализирует своих странных, непутевых героев. Идеализация вообще противоречит искусству писателя. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому. И вот, уже не разобрать, кто там вызывает к человечности - писатель Шукшин или, к примеру,  Ванька Тепляшин.
       Сюжетные ситуации рассказов Шукшина остро - социальны. В ходе их развития комедийные положения могут драматизироваться, а в драматических обнаруживается нечто комическое. При увеличенном изображении необычных, исключительных обстоятельств, ситуация предполагает их возможный взрыв, катастрофу, которые разразившись, ломают привычный ход жизни героев. Чаще всего поступки героев определяют сильнейшее стремление к счастью, к утверждению справедливости.
      Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои.

Город и притягивал Шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»

Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми»,«непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. Их странные, а порой и нелепые поступки не вызывают авторского осуждения.

В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности.

В рассказе "Срезал” он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан.

Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом масштабе советы-то давать».

Важное место в произведениях Шукшина занимает проблема конфликтности творчес­кой личности и окружающего его общества. Автор сразу же отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера, образа мыслей, поведения. «Творческие» герои Шукшина отличаются даже обли­ком:  Семен Рысь — длинный, худой, носатый — совсем не богатырь на вид; Васека — длинный и нескладный,  с большим утиным носом;  Моня Квасов ­белобрысый, скуластый, с глубокими маленькими глазками, сильно выделя­ющейся большой нижней челюстью, подчеркивающей упрямый характер. Тем самым устанавливается оппозиция: творец – общество,  которая часто перерастает в открытый конфликт.

Творческая личность никогда не вписывается полностью в существую­щую систему отношений, принципов и ценностей, творец — всегда «чудик», всегда оказывается непонятым, неп­ризнанным, смешным. Вызывает у людей недоумение.

Семен Рысь,  непревзойденный мастер, который мог бы, по уверениям окружающих, «как сыр в мас­ле кататься», но не хочет он так жить — «склизко».

Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного Васеку,  без устали вы­резающего «никому не нужные куклы». Н.Н.Князев  со своей  «неуемной  ду­шой» плохо уживается с людьми,  никто не хочет дослушать его и понять. Его жалеют,  как жалеют больного, дурочка, юродивого, но жалостливое учас­тие  противно  и  ненавистно  Князеву. Непонятым оказывается и Андрей Ерин, потративший долго собираемые семьей деньги на пустяковину — мик­роскоп «для научных открытий» («Микроскоп»), и Василий Егорович Князев («Чудик»),  которого за «народное творчество» (с любовью  расписанную детскую коляску) обругала сноха.

В свою очередь, у творческого человека, вызывают недоумение окружающие люди, их мир кажется ему непонятным, нелепым, абсурдным.

Каждый из Шукшинских персонажей в своем творчестве выходит за сложившиеся рамки, «загребает против течения», вы­нужден добывать признание своим идеям и доказывать собственную  значи­мость. «Постоянно бьющийся лбом о челове­ческую глупость и тупость» Князев всюду «суется со своими тетрадями», ему говорят,  что это вздор, чепуха, бред, пытаются отговорить, но все без толку.  Моню Квасова убеждают и отговаривают от затеи  изобрести вечный двигатель. Семен Рысь спорит со специалистами, доказывающими нецелесообразность восстановления красавицы-церкви.  Только в постоянной конфликтной ситуации возможно творчество,  которое становится выходом (или попыткой выхода) из некоторой сложившейся системы принципов и ценностей, ее преобразованием, налаживанием новых межличностных отношений.

Творчество художника всегда ориентировано на публику, он всегда работает  для кого-то,  считает Шукшин,  и тем болезненнее оказывается непонимание.  В результате — горькое разочарование,  бессильное отчая­ние,  грусть,  боль,  обида,  превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость». Творчество делает человека «без­защитным и беспомощным в этом железном мире»,  убеждает Шукшин.  Чтобы творить,  нужно быть сильным. Далеко не всякий способен доказать окру­жающим свое право на творчество и ценность своих идей.  «Тысячи должны пробовать писать, чтобы один стал писателем», говорил Шукшин.

Ни полный творческих мечтаний молодой врач Солодовников («Шире шаг,  маэстро!), ни столяр Семен Рысь,  ни «мыслитель» Князев не выдержали противостоя­ния,  устали, «сгорели», «не дотворили». Они были вынуждены принять общую «точку зрения», которая ранее им казалась лишенной смысла, и поэтому  «обидно, досадно и совестно» («Мастер»). Пожалуй, ни один из «творческих героев» Шукшина не смог до конца реализовать свои идеи, завершить свой «праздник» творчества.

Творческая несостоятельность и бесплодность объясняются прежде всего непризнанием, непониманием и, в итоге,  социальной изоляцией талантливой личности. Спрятанная в тексте шукшинская  мысль о губительности социальных условий для возникновения и осуществления творческих идей становится прозрачной. Тяга шукшинских «сельских жителей» к знаниям (столь же страстно-болезненная, как и у самого Шукшина) гасится социальным окружением и несвободой; тяга к необычному душится теми, кто не выходит за пределы обыденного.

Разное отношение у Шукшина к своим  «творческим»  героям:  доброе или насмешливое сочувствие, искреннее уважение, сострадание, неприязнь, но всегда эти чувства с оттенком неподдельного изумле­ния. Творчество осталось для Шукшина тайной.

Шукшину, как никому другому, не только удалось глубоко показать образ жизни различных людей, но и с удивительной проницательностью раскрыть моральный облик как негодяя, так и честного человека. Действительно, проза Василия Шукшина может служить своеобразным учебным пособием, которое учит избегать или не повторять многих ошибок.

В русской литературе жанр деревенской прозы заметно отличается
от всех остальных жанров. В чем же причина такого отличия? Об этом можно говорить исключительно долго, но все равно не прийти к окончательному выводу. Это происходит потому, что рамки этого жанра могут и не умещаться в пределах описания сельской жизни. Под этот жанр могут подходить и произведения, описывающие взаимоотношения людей города и деревни, и даже  произведения, в которых главный герой совсем не сельчанин, но по духу и идее, эти произведения являются не чем иным, как деревенской прозой.

Заключение.

Где брал материал для своих произведений писатель? Везде где живут люди. Какой материал, такие герои. Василий Шукшин использовал тот материал, и тех героев, которые редко раньше попадали в сферу искусства.

И чтобы это случилось понадобилось, чтобы явился из глубин народных крупный талант, чтобы с любовью и уважением рассказывавшем  о
своих земляках простую, строгую правду. А правда эта стала фактом
искусства, вызвала любовь и уважение к самому автору. Герой Шукшина
оказался не только незнакомым, а отчасти непонятным. Любители
прозы требовали "красивого героя”, требовали, чтобы писатель выдумывал, чтобы не дай бог не растревожить собственную душу.
Полярность мнений, резкость оценок возникали, как не странно, именно
потому, что герой не выдуман. А когда герой представляет собой реального
человека, он не может быть только нравственным или только безнравственным.
         А когда герой выдуман в угоду кому-то, вот здесь полная безнравственность.
         Не отсюда ли, от непонимания творческой позиции Шукшина, идут творческие ошибки восприятия его героев. Ведь в его героях поражают непосредственность действия, логическая непредсказуемость поступка: то неожиданно подвиг совершит, то вдруг вечный двигатель изобретёт

Сам Шукшин признавался: "Мне интереснее всего исследовать характер человека- не догматика, человека, не посаженного на науку поведения.

Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естественен. Но у него всегда разумная душа”. Герои писателя действительно импульсивны и крайне естественны. И поступают так они в силу внутренних нравственных понятий, может ими самими еще не осознанных. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. Эта реакция приобретает самые различные формы. Ведет иногда к самым неожиданным результатам.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (03.09.2012)
Просмотров: 4721 | Теги: урок, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализируем художественное произвед, анализ повести, анализ на уроках литературы, анализ главы | Рейтинг: 5.0/2
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0