Пятница, 29.03.2024, 16:39


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ [182]
ПЕСЕННАЯ ПОЭЗИЯ [27]
О РУССКОМ СТИХОСЛОЖЕНИИ [5]

Главная » Статьи » АНАЛИЗ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ » АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СТИЛЬ АВТОРА

Приступая к работе над анализом произведения, недостаточно познакомиться с его текстом, с творчеством автора в целом, понять целеустремленность его произведений, их идейную направленность, — необходимо учитывать еще авторский стиль, разобраться в изобразительных средствах писателя, в его творческих приемах.

Творчество каждого писателя отличается не только тематикой, своим решением той или иной темы, идейной направленностью, но и совокупностью выразительных средств, присущих перу данного художника.

Чем глубже чтец поймет творческую манеру писателя, его авторский стиль, тем полноценнее и интереснее прозвучит исполняемое им произведение.

В качестве примера работы над стилем автора возьмем произведения Чехова, писателя необычайно интересного в этом плане. «Чехов, как никто, умеет выбирать и передавать человеческие настроения, прослаивать их сценами резко противоположного характера из бытовой жизни и пересыпать блестками своего чистого юмора. И все это он делает не только как художник с тонким вкусом, но и как человек, знающий секрет власти над сердцами артистов и зрителей», — писал о нем К. С. Станиславский.

В многочисленных своих рассказах Чехов показывает гибель одаренных, талантливых, незаурядных людей в современных им социальных условиях. В каждой строчке, в каждом слове чувствуется ею страстная любовь к трудовому человеку и презрение к жестокому деспотизму и произволу, подлости и грубости, к той тюремной духоте тогдашней русской действительности, которая окружала его героев.

В скупой, до крайности сжатой форме небольшого рассказа, простыми словами писатель показывает гибель человека в затхлом застое пошлости, самодовольства, лжи, в тщетной борьбе честно и правдиво прожить свою жизнь.

Этот постоянный конфликт между мыслящей, чувствующей личностью и окружающей ее спиной обыденщины и мещанства — творческая тема А. П. Чехова. Он «обладал искусством всюду находить и оттенять пошлость — искусством, которое доступно только человеку высоких требований к жизни, которое создается лишь горячим желанием видеть людей простыми, красивыми, гармоничными. Пошлость всегда находила в нем жестокого и строгого судью». Такими словами характеризует сущность творчества Чехова А. М. Горький.

В рассказе «Крыжовник» ветеринарный врач Иван Иванович страстно, горячо ненавидит тупое, самодовольное счастье своего брата, это «свиное» благополучие вновь испеченного помещика, у которого «щеки, нес и губы тянутся вперед — того и гляди хрюкнет в одеяло». Но сам Иван Иванович, выступая лишь проповедником правды, обвиняет себя в бездеятельности: «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я неспособен даже ненавидеть, я только скорблю душевно... Ах, если б я был молод» И далее: «Павел Константинович!.. не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро... если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном н великом».

А сам он все это говорил «с жалкой, просящей улыбкой»?. Он бессилен, списан у жизни со счета.

В рассказе «Страх» мы видим, как Дмитрий Петрович Силин, образованный, умный, честный человек испытывает страх перед самой жизнью. Он не понимает ее и боится. Попытка же разобраться в жизненных противоречиях приводит к гибели человеческой личности, раздавленной тяжестью чудовищной лжи.

Столкнувшись с фактом измены обожаемой им жены с человеком, которого он считал своим другом и которому еще вчера поверял свои сокровенные мечты, он «посмотрел на мое смущенное лицо, на мои туфли и проговорил не своим, а каким-то странным, сиплым голосом:

— Мне, вероятно, на роду написано ничего не понимать!.. у меня темно в глазах.

. . .Потом я видел в окно, как он сам около конюшни распрягал лошадей. Руки у него дрожали, он торопился и оглядывался на дом; вероятно, ему было страшно».

Так в жестоком конфликте с окружающей действительностью, полной лжи, пошлости, холодного бюрократизма, гибнет морально, теряет силы и умирает честный, мыслящий русский человек! В этом глубочайший драматизм чеховских произведений.

Если мы рассмотрим такие произведения Чехова, как «Доктор», «Дама с собачкой», «Скучная история», «Рассказ г-жи «Дом с мезонином» и многие другие, то увидим, что Чехов не показывает результат столкновения человека с подавляющей его действительностью, неизбежную катастрофу, он как бы останавливает свое повествование, ставит многоточие на грани катастрофы. Он будит фантазию читателя, заставляет его искать выход из создавшегося положения.

В письме к брату Антон Павлович пишет о том, что нужно изображать в художественных произведениях «то, что жизненно, что вечно, что действует не на мелкие чувства, а на истинно-человеческое чувство».

Прежде чем начать работать над произведениями А. П. Чехова, необходимо пробудить у занимающихся любовь, живой интерес к этому замечательному художнику, од- ном у из лучших стилистов. Произведения Чехов а нужно читать вдумчиво, то есть уметь вскрывать их глубокий смысл. Фраза Чехова проста, предложение коротко. Необходимо понять эту лаконичность, скупость фразы, органическую связь проблематики со всей тканью рассказа: композицией, образами,

Простая интонация живой разговорной речи героев отражает и существо их характеров и различие общественного положения. Патетика в речах Гаева и вычурность Епиходова в «Вишневом саде», деликатная манера говорить у сестер и вульгарность речи с дурным французским произношением у Наташи в «Трех сестрах» и многие другие примеры указывают нам на богатство и разнообразие творческой палитры писателя, на обилие красок, какими может распорядиться актер в творческом процессе создания того или иного образа. Чехов заботился о том, чтобы при наименьшей затрате средств вызвать у читателя впечатление «жизненности» как в изложении события, действия так и в описании природы.

В письме к брату Александру он пишет: «В описаниях природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, давалась картина».

Работая над тексом чеховских рассказов, мы должны с глубоким вниманием отнестись к каждой фразе, к каждому слову. Фразу «надо делать — в этом искусство», — пишет Антон Павлович. Следовательно, для того чтобы ярко, образно, выразительно произнести эту фразу, требуется искусство проникновения в ее глубокий смысл.

Творчество Чехова конкретно, близко к жизни, к быту. Но оно сложно тонкостью и психологичностью переживаний. выраженных скупыми средствами, где каждое слово, каждая описанная деталь имеет огромное значение.

Вот, например, картина смерти доктора Дымова в рассказе «Попрыгунья»: «Он лежит неподвижно на турецком диване, покрытый до пояса одеялом. Лицо его страшно осунулось, похудело и имело серовато-желтый цвет, какого ни- когда не бывает у живых; и только по лбу, по черным бровям да по знакомой улыбке можно было узнать, что это дымов. Ольга Ивановна быстро ощупала его грудь, лоб, руки. Грудь еще была тепла, но лоб и руки были неприятно холодны. И полуоткрытые глаза смотрели не на Ольгу Ивановну, а на одеяло».

Вот и все.

«Только Чехов умел так соединять изображение самых грубых сторон, самых темных тупиков жизни с нежнейшей, тончайшей лирикой, с музыкальным изяществом», — писал В. Ермилов.

Чехов с юношеских лет любил музыку. Эта любовь сохранилась у него на всю жизнь; уже тяжелобольной, в Ялте он тоскует о музыке, лишенный возможности слушать ее.

Стремление к музыке сказывается и в его творческой работе, в настойчивых поисках «музыкальной композиции», во внимании к ритму и музыкальности фразы, к звучанию каждого слова.

Станиславский говорит, что ритм Чехова имеет миллион оттенков и если знать ритм каждого куска и уметь его улавливать—внутренний рисунок становится очень ясен.

Музыкальность, «чувство пластичности», ритм — вот элементы той «новой формы», над совершенством которой всю жизнь трудился Антон Павлович.

Музыка, звуки у Чехова служат фоном для действия, причем таким фоном, который ритмически сливается с мыслями и чувствами действующих лиц.

«Наверху, за потолком, во втором этаже кто-то ходил из угла в угол, а еще выше, на третьем этаже, в четыре руки играли гаммы. Шаганье человека, который, судя по нервной походке, о чем-то мучительно думал или же страдал зубною болью, и монотонные гаммы придавали тишине вечера что- то дремотное, располагающее к ленивым думам».

и в конце рассказа: «Он принялся работать, а ленивые домашние мысли долго еще бродили в его голове. За потолком не слышались уже гаммы, но обитатель второго этажа все еще шагал из угла в угол». Монотонные шаги, монотонные гаммы создают особое ритмическое течение мыслей прокурора Евгения Петровича Быковского (рассказ «Дома»), и в этот ритм вливаются «легкие расплывчатые мысли, которые являются неизвестно откуда и зачем». Таков звуковой музыкальный фон, на котором Чехов развертывает перед на- ми размышления героя.

Музыка в творчестве Чехова является одним из выразительных средств, помогающим писателю с наибольшей глубиной и выразительностью раскрывать внутренний мир его героев.

В конце второго действия «Трех сестер» одиночеству Ирины особенно созвучны тоскливая нянькина песня за сценой и одинокая гармоника на улице. А в IУ акте Ирина ждет завтрашнего вечера, когда она уже не будет встречаться с Протопоповым и не услышит Наташиной «молитвы девы»!

Финальный монолог Ольги, полный глубокого лиризма, несет в себе веру в будущее, в новые цели, идеалы: «О, милые мои сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить. Музыка играет так весело, так радостно и кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем... Если бы знать, если бы знать!»

Музыкой Чехов подчеркивает не только переживания и настроения персонажей, но и определяет их характеры. «Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам, и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять. и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель... Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересны именно своей трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с Высокой горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, что бы они поскорее перестали сыпаться...» (рассказ «Ионыч»). Этим описанием игры Чехов подчеркивает, как молодая, неглупая, изящная девушка все делает «некстати», делает неестественно, бездарно. Все предвзято у Екатерины Ивановны, она не живет, а играет какую-то выдуманную роль. Книги читает без разбора, с трогательно влюбленным в нее Старцевым разыгрывает нежные пустословные заранее придуманные сцены... Играет, играет так же тупо, громко, формально, как и на рояле. .. сыплет камни.

В последнем действии «Трех сестер» Наташа переселяет Андрея с его скрипкой в дальнюю комнату. «Пусть там пилит!» — говорит она. В этом «пилит» — вся ее пустота, пошлость, зловещая сила мещанства!

Станиславский пишет: «Он (Чехов) утончил и углубил наши знания о жизни вещей, звуков, света на сцене, которые В театре, как и в жизни, имеют огромное влияние на человеческую душу».

Чехов широко использует как одно из выразительных средств, выявляющих и подчеркивающих силу и глубину переживаний героев, — контрастность. Так, например, чтобы создать впечатление тишины, Антон Павлович заставляет нас в этой тишине услышать какой-либо звук... звук повторяется и своей назойливостью подчеркивает длительность томительных минут.

В гостиной было тихо, так тихо, что явственно слышалось, как стучал по потолку залетевший со двора слепень. Хозяйка дачи, Ольга Ивановна, стояла у окна, глядела на цветочную клумбу и думала. Доктор Цветков, ее домашний врач и старинный знакомый, приглашенный лечить Мишу, сидел в кресле, покачивая своей шляпой, которую держал в обеих руках, и тоже думал. Кроме них, в гостиной и в смежных комнатах не было ни души.

— ... Зажечь огонь?—спросил Цветков.

Ответа не последовало. Слепень продолжал летать и стучать по потолку. Со двора не доносилось ни звука, точно весь мир заодно с доктором думал и не решался говорить. Ольга Ивановна уже не плакала, а по-прежнему в глубоком молчании глядела на цветочную клумбу.

— Николай Трофимович! — позвала она — Послушайте, а если позвать консилиум?

— Хорошо, я приглашу завтра.

По тону доктора легко можно было судить, что он плохо верил в пользу консилиума. Ольга Ивановна хотела еще что-то спросить, но рыдания помешали ей. Она опять припала лицом к драпировке. В это время со двора отчетливо донеслись звуки оркестра, игравшего на дачном кругу. Слышны были не только трубы, но даже скрипки и флейты.

— ...я знаю, бог берет от нас этого бедного мальчика, потому, что мы не умели ценить его. Какое сокровище!

Оркестр кончил марш и минуту спустя для начала бала заиграл веселый вальс.

— Господи, да неужели нельзя ничем помочь? — простонала Ольга Ивановна. — Николай! Ты доктор и должен знать, что делать! Поймите что я не перенесу этой потери! Я не переживу!

Доктор, не умевший говорить с плачущими женщинами, вздохнул и тихо зашагал по гостиной. Прошел ряд томительных пауз, прерываемых плачем, вопросами, которые ни к чему не ведут. Оркестр успел уже сыграть кадриль, польку и еще кадриль. Стало совсем темно.

...В полночь, когда оркестр сыграл котильон и умолк, доктор собрался уезжать.

— Я завтра приеду, — сказал он, пожимая холодную руку хозяйки.— Вы ложитесь спать.

Надевши в передней пальто и взявши в руки трость, он постоял, подумал и вернулся в гостиную.

— Я, Ольга, завтра приеду, — повторил он дрожащим голосом. — Слышите?

Она не отвечала и, казалось, от горя потеряла способность говорить. В пальто и не выпуская из рук трости, Цветков сел рядом с ней и заговорил тихим, нежным полушепотом, который совсем не шел к его солидной, тяжелой фигуре:

— Ольга! Во имя вашего горя, которое я разделяю... Теперь, когда ложь преступна. я умоляю вас сказать мне правду. Вы всегда уверяли, что этот мальчик мой сын. Правда ли это?

Ольга Ивановна молчала. (Рассказ «Доктор»).

Контрастность, введенная автором в ткань повествования, является наиболее выразительной краской для фона, на котором развертывается драматический этюд. Напряженное свидание, безнадежность людей перед лицом смерти, горе матери и, наконец, беспомощность Цветкова и как врача и как человека, опоенного ложью и тем самым поставленного условиями жизни в безвыходное положение! Рассказ, как и многие другие у Чехова, кончается мучительным нерешенным вопросом: «Как?»

Автор доводит действие до высшей точки напряжения — столкновение двух близких в прошлом друг другу людей выливается в жестокий конфликт... И они мечутся, задыхаются в поисках его разрешения... «Как? Как разорвать ложь, тину, мрак, запутавшие сознание, простые, ясные, чистые чувства, правду жизни?»

Незрячие люди, они, как слепень, бьются о низкий потолок своей жизни, не видя выхода, а окружающая их действительность, бесшабашная, пошлая, с тупым равнодушием кружит их под развеселые звуки кадрилей и вальсов.

Мы знаем, что для того чтобы убедить слушателей в основной мысли рассказа, надо ярко, образно представить себе всю картину развертывающегося действия, познать закономерность развития событий, заострить внимание слушателей на конфликте. Если проследить внимательно за творческими приемами А. П. Чехова, станет понятным, что эта «кинолента видений» должна быть звучащей. Недостаточно, если перед нашим внутренним взором оживут события, «предлагаемые обстоятельства», в которых совершается действие, встанут как живые образы персонажей, — нам необходимо у с л ы ш а т ь их голоса, смех, слезы, шорохи и шелесты тишины, радостные звуки, уловить светотени от солнечных лучей весеннего утра...

Услышанное звучание, движение жизни поможет нам в создании полной картины происходящего события, наполнит его живыми образами, рассказ зазвучит искренне, и в воображении слушателя возникнут и оживут чеховские герои с их радостями и горестями, с их тоской о большом счастье, с их стремлениями к прекрасному.

Категория: АНАЛИЗИРУЕМ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ | Добавил: admin (26.04.2012)
Просмотров: 2171 | Теги: урок, анализируем художественное произвед, анализ рассказа, лингвистический анализ, анализ повести, анализ главы, анализ на уроках литературы | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0